СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Основные теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие агрессия и причины ее проявления 6
1.2. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей
младшего школьного возраста 11
1.3. Коррекция как технология социальной работы с агрессивными
детьми младшего школьного возраста 20
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 26
2.1. Организация исследования по коррекции детей младшего школьного
возраста 26
2.2. Анализ данных исследования детей и их родителей 31
2.3. Разработка плана мероприятий по коррекции агрессивного
поведения 42
Заключение 51
Список источников и литературы 53
Приложения 57
В связи с изменениями, происходящими в мире: социальное, экономическое, политическое напряжение, кризис семьи, занятость родителей, кино-, игровая индустрия, популяризирующая насилие, открытый доступ в интернет, число детей с агрессивным поведением, увеличилось. В настоящий период, проявление агрессии в детской среде является преобладающей формой девиантного поведения.
Агрессия обусловлена социальными и психологическими факторами. К ним относятся: слабая социализированность личности, недостаточность воображения, дисгармоничное воспитание, влияние внешних раздражителей и т.д.
Число младших школьников с агрессивным поведением, стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни, ошибками семейного воспитания, невниманием школы и психическим состоянием ребенка. В этих условиях особенно актуализируется разработка плана мероприятий по коррекции агрессии.
Данная тема рассматривалась в трудах многих ученых, как зарубежных, так и русских, к ним относятся: Г.М. Андреева, А.И.Арнольдов,
A. Басс, Э. Берн, Р. Бэрон, А.Дарки, А.Г. Долгова, Т.В. Драгунова, С.Н. Дубинин, И.В. Дубровина, С.Н. Ениколопов, В.И. Жельвис,
B. Н. Карандашев, Н. Кириченко, В. И. Курбатов, Э. Мазлиш, З. Матейчек, А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, В. Оклендер, П.Д. Павленок, А. Реан, Ф.С. Сафуанов., Л.М. Семенюк, Х. Хеккаузен,, М.Е. Хилько, Е.И. Холостова, Е. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас, В. Юстицкис. При исследовании проблемы агрессии, исследователи, как правило, классифицировали типы проявления агрессией, что помогало в корректировке такого поведения.(А.Басс и А. Дарки, Х. Хеккаузен и др.).
Матейчек З. выделил факторы, вызывающие агрессию детей младшего школьного возраста. К ним автор отнес индивидуальные, психологопедагогические, социально-психологические, и т.д.
Помимо этого, на агрессию младшего школьника оказывает влияние социальная среда, которую изучали: американский психолог - Э. Берн; А.В. Мудрик; Р. Бэрон; В.Н. Карандашев; С.Н. Дубинин.
Также следует отметить, что главной причиной агрессивного поведения детей считается семья, социальную работу с семьей изучали такие специалисты как: В.Н. Гуров, Е.И. Холостова, Т. В. Шеляг.
Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой.
Вопросы становления и формирования поведения школьников в социуме отражены в работах А.В.Мудрика, Н.Ф.Головановой и других педагогов.
Объект исследования: младшие школьники с агрессивным поведением.
Предмет исследования: технологии коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - изучить содержание технологии коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить содержание понятий «агрессия», «агрессия детей младшего школьного возраста» и разобрать причины их проявления;
2) Описать факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста;
3) Провести диагностику агрессивного поведения среди школьников 710 лет;
4) Разработать план мероприятий по коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ научной литературы;
2) Эмпирическое исследование диагностики и коррекции агрессивного поведения младших школьников с использованием анкетирования, беседы, (опросник Барнса, Дарки; тест «Кактус» М.А. Панфилова, анкетирование родителей, анализ личных карт детей) проектирование плана мероприятий по коррекции агрессии младших школьников.
Исследование проводилось на базе центра помощи семье и детям г. Верхняя Пышма, клуб «Школьник».
В исследовании принимало участие 49 человек, 10 семей, 37 участников клуба «Школьник». Из них 16 девочек и 21 мальчиков, в возрасте от 9 до 12 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает по 3 пункта, заключения, приложений.
Детская агрессия - это возможно не самая острая проблема, встающая перед социальными учреждениями, но именно из нее вырастают гораздо более серьезные проблемы, такие как различные отклонения в поведении подростков. Поэтому такие проблемы тоже необходимо решать, и уделять им должное внимание. Именно специалист социальной работы, общаясь с различными семьями, должен быть первым кто заметит, такие проявления. В таких случаях, специалист должен знать, как решить эту проблему.
Для этого мы и проводили наше исследование. Изучив в первой главе научно-методическую литературу, мы дали понятие таким понятиям, как «агрессия», «агрессивность», «детская агрессия» классифицировали агрессию, для выявления способа коррекции. Рассмотрели различные социальные факторы, влияющие на поведение ребенка. Мы выяснили, что главным оказывающим влияние, фактором будет семья, школа - вторым. Какой статус семья имеет, в каких условиях она проживает, каков состав, и кто воспитывает ребенка, все это также оказывает большое влияние на ребенка. Так было замечено что дети из семей. в которых царит понимание, имеют положительные показатели в учебе. Большое количество негативных факторов складывается вследствие того, что дети стараются оправдать ожидания родителей. Нередко это перерастает в чувство опасения или страха, которое приводит к агрессивному поведению ребенка и созданию барьеров, которые препятствуют взаимодействию индивидуума с окружающим миром.
Также в первой главе мы рассмотрели коррекцию как технологию социальной работы, выделили ее методы и формы.
Во второй главе, мы провели диагностическое исследование детей и родителей, и разработали план мероприятий для работы не только с ребенком, но и с родителями. В основе данного плана лежит целенаправленное комплексное взаимодействие специалистов. Для 51
эффективного применения данного плана родители, должны учувствовать в нем на «сто процентов». Так как, взаимное доверие и уважение в семье разрушает агрессивное начало у несовершеннолетних.
Таким образом, нами были решены все поставленные задачи, и с их помощью мы выполнили и цель нашего исследования, а именно, изучили содержание технологии коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Подводя итого, необходимо указать, что окружающая социальная среда, условия проживания в семье, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это оказывает влияние на ребенка. Поэтому необходимо начинать коррекцию с работы с семьей. Таким образом, если мы будем осторожно и бережно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми.
1. Берн Э. Психика в действии / Э. Берн, пер. П. Самсонов. Минск.: Попурри, 2013. 432 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов Е.С. Общая психодиагностика /
A. А. Бодалев, В.В. Столин. М.: Проспект, 2007. 622 с.
3. Бэрон Р. Агрессия / Р Бэрон, Д. Ричардсон; под ред. Алесова П. С.-П. Питер.: 2014. 416 с.
4. Васильченко М.А. Основы социально-психологического тренинга / М.А. Васильченко. М.: Academia. 2014. 256 с.
5. Галич Г.О. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей / Г.О. Галич, Л.Н. Корчагина, Н. В. Тупарева // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №24. С. 607-611.
6. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта /
B. И. Гарбузов. М.: КАРО, 2015. 296 с.
7. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицина. М.: Владос, 2008. 352 с.
8. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г.Долгова. М.: Генезис. 2011. 216 с.
9. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. 2011. №5. С. 98-116.
10. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. М.: Academia. 2012. 464 с.
11. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю. Кузнецова, Н. Чудова. М.: РОССПЭН. 2014. 496 с.
12. Истратова О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Истратова. Ростов н/Д.: Феникс. 2011. 352 с.
13. Кириченко Н. Не дать ребенку стать жестоким / Н. Кириченко // Психология. 2011. № 3. С. 20.
14. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками. Учебное пособие / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. М.: Academia. 2015. 256 с.
15. Конт-Спонвиль А. Философский словарь / А. Конт-Спонвиль.; пер. с фр. Е. В. Головиной. М.: Этерна. 2012. 752 с....39