ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Проблема изучения адаптации к школе в психологии 7
1.2 Особенности адаптации первоклассников с задержкой психического развития 10
1.3 Современное состояние изучения сопровождения адаптации первоклассников
с задержкой психического развития 15
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1 Организация и методики проведения исследования 19
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 22
Вывод по второй главе 30
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 32
3.2 Содержание программы психологического сопровождения адаптации
первоклассников с задержкой психического развития 34
3.3. Контрольный этап эксперимента и его анализ 44
Вывод по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. Главной проблемой первоклассников с поступлением в школу становится адаптация к учебной среде. Исследователи выявили, что значительное количество первоклассников с задержкой психического развития сталкиваются с проблемой в адаптации к школе. В связи с этим происходит снижение успеваемости и усвоения базового уровня на начальных этапах обучения. Адаптация детей, вне зависимости от различных условий, осуществляется всегда. Но стоит иметь ввиду, что этот процесс индивидуален, как для педагога, так и для школьника, и может повлечь соответствующие психологические и педагогические последствия. От благоприятного периода адаптации, напрямую, будет зависеть школьная мотивация, заинтересованность в приобретении знаний, успешная социализация.
Главной целью в обучении детей с ЗПР является разработка вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с другими отклонениями и нормально развивающимися школьниками. Положение неуспевающих школьников усугубляется в результате перехода школ на новые образовательные программы. Поэтому по характеру поведения, познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся школьников и требуют специальных коррекционных работ для компенсации нарушений.
Социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
Проблема адаптации первоклассников с задержкой психического развития сейчас рассматривается с позиции изучения адаптационных процессов. Комплексная диагностика первоклассника с ЗПР основана на предупреждении или раннем выявлении кризисных ситуаций. Диагностика может включать не только оценку состояния и результатов его учебной деятельности, но и психологическое и физиологическое состояние первоклассника в целом.
В России именно с позиции изучения адаптационных процессов рассматривается задержка психического развития у детей. Благодаря некоторым критериям можно определить успешную адаптацию первоклассника с ЗПР к школе. Также готовность к школьному обучению можно определить по степени развития эмоционально-поведенческой сферы ребенка.
Поступление в школу является тяжелым периодом адаптации для ребенка. С первых дней в школе ставят ряд задач и обязанностей, с которыми младшему школьнику справляться тяжело. Поэтому необходимо время для адаптации ребенка к новым условиям, умению соответствовать новым требованиям. Но у детей с задержкой психического развития данное время значительно увеличивается.
Проблема исследования: Проблема исследования заключается в том, что первоклассники с задержкой психического развития могут столкнуться с трудностями в адаптации к школьной среде. Эти дети могут испытывать трудности в обучении, социализацией, а также испытывать стресс и тревогу в связи с новой средой и новыми требованиями. Исследование адаптации таких детей к школе позволит выявить основные проблемы, с которыми они сталкиваются, а также разработать эффективные стратегии поддержки и помощи для них. Такие исследования могут также помочь учителям и родителям лучше понимать потребности этих детей и быть более готовыми к помощи им в успешной адаптации к школьной жизни.
Цель исследования: Изучить особенности адаптации первоклассников с задержкой психического развития и разработать программу психологической адаптации к школе для данной группы испытуемых.
Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.
...
В результате теоретического обзора литературы мы установили, что дезадаптация первоклассников с задержкой психического развития имеет определенные трудности в обучении. При нарушении адаптации, учащиеся первого класса испытывают трудности в учебном процессе, не могут концентрировать свое внимание, отсутствует мотивация, не формируется учебная деятельность.
Проблема адаптации первоклассника с ЗПР в первую очередь связана с их психическими особенностями. Для благоприятного прохождения данного периода жизни такого ребенка, необходима своевременная коррекционная работа психолога. Ребенок с задержкой психического развития отличается значительным своеобразием. В школьной практике такой ребенок продолжает себя вести как дошкольник. Нарушенными остаются не только учебные мотивы, но и основная ведущая в этом возрасте игровая деятельность. В связи с этим донести ведущие социальные паттерны через сюжетно- ролевую игру, это сложная задача для педагога. Результатом этого становится его отставание в установлении межличностных контактов с окружающими.
Исследование по изучению адаптации первоклассников с задержкой психического развития производилось на базе Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 7». В исследовании приняли участие 20 учащихся 7 - 8 лет (4 класс) с задержкой психического развития.
Исследование реализовывалось с использованием следующих психодиагностических методик:
• Метод диагностики адаптации первоклассников к школе тест «Домики». О.А. Орехова.
• Методики проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» по Н.Г. Лускановой
• Методика Т.А. Нежновой «беседы о школе»
По окончании констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о том, что у учащихся контрольной и экспериментальной групп преобладали средние и низкие значения уровня адаптации к школе первоклассников. Для повышения уровня развития исследуемой адаптации первоклассников, нами была разработана программа психологической коррекции адаптации к школе первоклассников с задержкой психического развития. Основными направлениями работы здесь являются: формирование и повышение самооценки, формирования мотивации к обучению в школе, развития учебной деятельности и коммуникативных умений.
В ходе исследования по определению уровня адаптации к школе первоклассников с задержкой психического развития и проведению психокоррекционной работы, нами было определено, что в контрольной группе не было зафиксировано значительных изменений в показателях уровня адаптации и мотивации к школьному обучению. По итогу проведения контрольного этапа эксперимента у учащихся контрольной группы все так же оказался низкий уровень адаптации, отсутствие учебной деятельности и мотивации. Первоклассники контрольной группы при выполнении методики проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» по Н. Г. Лускановой, демонстрировали характер рисунка с игровой деятельностью, изображали, например, геометрические фигуры, машины, героев любимых мультфильмов.
...
1. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
2. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. // М: 2002.-480с.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие// М.: Издательство Московского университета, 1985-148с.
4. Лубовский В.И. Псхологические особенности детей с ЗПР //
Дефектология 1972, № 4
5. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.- М.: 1993.-314с.
6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.-592 с.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие // М.: Сфера, 2002.-510с.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. - 318 с.
9. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007. 168 с.
10. Павлова А.С. Психологическая готовность к школе первоклассников с задержкой психического развития как условие их адаптации к новой социальной ситуации развития // В сборнике: Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города Сборник статей. Москва, 2011. С. 95-99.
11. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2007.
12. Ташина Т.М. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1 (21). С. 116-120.
13. Журбина О., Краснощекова Н. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
14. Мамайчук И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008
15. Кирсова В.В. Психолого-педагогическая поддержка старших дошкольников с задержкой психического развития в период возрастного кризиса /
B. В. Кирсова, О.А. Юдин // Психолого-педагогический поиск. - 2020. - №3(55). -
C. 156-163
... всего 70 источников