ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Проблема изучения адаптации к условиям образовательной организации
в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности адаптации пятиклассников к условиям образовательной
организации 24
1.3. Роль психологического сопровождения в успешной адаптации
пятиклассников 36
Выводы по первой главе 43
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ
ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Организация и методика проведения исследования 45
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 48
Выводы по второй главе 57
Глава III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ МЛАДШЕГО
ЗВЕНА В СРЕДНЕЕ 59
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации
пятиклассников при переходе в среднее звено 59
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 64
Выводы по третьей главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЯ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время одним из важных задач образовательных учреждений становится поддержка развития личности учащихся и поддержание их психологического благополучия. Важным фактором в достижении этой цели является обеспечение эффективного сопровождения процесса адаптации детей к условиям образовательной среды.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предполагает соблюдение определенных требований в области психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы основного общего образования. Эти условия должны учитывать особенности адаптации учащихся к учебному процессу, уделяя внимание характерным чертам их возрастного психофизического развития, включая переходный период от младшего школьного возраста к подростковому. Неотъемлемыми элементами также являются формирование психолого-педагогической компетентности у обучающихся, родителей, педагогов и административного персонала, а также внедрение разнообразных методов и форм психолого-педагогического сопровождения.
Психологи часто выделяют трудности социально-психологической адаптации учащихся. Основные аспекты включают в себя успешное формирование межличностных отношений среди учащихся и учителей, а также обеспечение эмоционального благополучия в новых образовательных условиях. С другой стороны, физиологи обращают на уровень физиологической зрелости организма и потенциал функциональных систем, которые подвергаются значительным нагрузкам в результате регулярного обучения.
Процесс адаптации детей к образовательной организации представляет собой длительный процесс, охватывающий не только первый класс, но и протекающий практически на протяжении всего периода школьного обучения.
В процессе образования адаптация всегда связана с динамичными изменениями и развитием ребенка. Однако выделяются этапы, на которых адаптация представляется особенно сложной. Переход от начальной школы к средней является одним из таких этапов. Исследования свидетельствуют о том, что многие ученики сталкиваются с трудностями в этот период, такими как пониженная успеваемость, проблемы с памятью, ухудшение внимания, утеря интереса к учебной деятельности, эмоциональная нестабильность, увеличение утомляемости и появление страха перед уроками, учителями и контрольными работами. Обнаружение причин этих трудностей и разработка эффективных методов психологической поддержки в этот период остаются актуальными задачами образовательной системы.
Для обеспечения благоприятной адаптации пятиклассников к условиям среднего звена образовательной организации необходимо проводить комплексное психологическое сопровождение, включающее в себя как детей, так и их родителей.
Вопросы, связанные с психологическими особенностями адаптации пятиклассников, а также исследованиями отечественных ученых, таких как Т.В. Драгунова, Е.В. Новикова, A.M. Прихожан, О.А. Сизова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Т.Н. Юферева, H.A. Ясюкова, становятся предметом внимания в педагогической и психологической областях.
Проблема адаптации пятиклассников долгое время привлекала внимание специалистов. Несмотря на обширные исследования и многочисленные рекомендации по подготовке учащихся к переходу в среднее звено, эти материалы часто остаются разрозненными. Таким образом, проблема адаптации остается важной и актуальной.
...
Проблема адаптации пятиклассников всегда была и остается одной из центральных проблем в психологии.
Как показывает анализ литературы Процесс адаптации детей к образовательной организации относится не только к первому классу, этот процесс продолжается практически до завершения школьного обучения. В ходе образовательного процесса всегда происходят динамические изменения, связанные с непрерывным развитием ребенка. Несмотря на этот непрерывный характер, выделяются этапы, на которых адаптация представляется особенно сложной.
Этап перехода учащихся из начальной в среднюю школу, согласно научным исследованиям, является одним из наиболее сложных с точки зрения адаптации. В этот период многие школьники сталкиваются с различными трудностями, такими как снижение успеваемости, ухудшение памяти и внимания, утрата мотивации к учебе, нарушения в поведении, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость, а также возникновение страхов и беспокойства перед уроками, учителями и контрольными работами.
Определение факторов, обуславливающих указанные трудности, и разработка эффективных методов психологической поддержки в период перехода в среднюю школу остаются важными направлениями и актуальными задачами.
Для обеспечения благоприятной адаптации пятиклассников к условиям среднего звена образовательной организации необходимо проводить комплексное психологическое сопровождение, включающее в себя как детей, так и их родителей.
Характерные черты адаптации младших подростков включают в себя преобладание эмоционального дискомфорта, позитивное отношение к себе и представление о собственных способностях, не зависящих от оценок, а также умение эффективно общаться, обладание необходимыми навыками 74 взаимодействия и способность находить оптимальное положение в отношениях с окружающими.
В школьном возрасте целесообразно применение таких форм работы, как, тренинг, учебные проекты. В данном возрасте в силу возрастных особенностей и специфики ведущего вида деятельности, наиболее эффективны будут групповые формы работы, т.к. они будут способствовать развитию сотрудничества и в целом, положительно влиять на развитие коммуникативных умений школьников. Также необходима коллективная творческая деятельность.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы наблюдаем, что как у участников контрольной, так и у участников экспериментальной групп был выявлен уровень адаптации учащихся к обучению в среднем звене. При этом, у детей экспериментальной группы ярко выражены следующие показатели: низкая учебная мотивация, присутствуют неадаптированные учащиеся; низкая самооценка; низкий уровень коммуникативных умений. Вышеописанное свидетельствует о том, что младшим школьникам экспериментальной группы необходима работа по сопровождению процесса адаптации.
На этапе формирующего эксперимента, с целью формирования высокого уровня адаптации нами была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся.
Задачами программы являлось следующее: развивать коммуникативные способности, создание условий для повышения сплоченности коллектива, формирование адекватной самооценки, повышение уровня школьной мотивации.
Далее, на контрольном этапе исследования, мы определили эффективность психологической программы по сопровождению процесса адаптации.
Сравнивая результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, отметим, что в контрольной группе результаты контрольного
этапа эксперимента аналогичны результатам констатирующего этапа, что свидетельствует о том, что у детей сохраняются те же проблемы, что и на этапе констатирующего эксперимента: участникам исследования необходимо формирование положительной учебной и школьной мотивации, незначительное снижение самооценки, что в свою очередь отражается на взаимоотношениях в группе. В экспериментальной группе отмечены улучшения показателей процесса адаптации. Так учащиеся экспериментальной группы после реализованной нами программы стали более слаженно работать в группе, учитывать мнение друг друга, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее. Повысился уровень школьной мотивации и самооценки.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что все участники исследования, в процессе проведения контрольного эксперимента показали средний и высокий результаты показателей адаптации, тем самым демонстрируя эффективность программы сопровождения адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено.
1. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - 110 с.
2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. 1, 5, 10 классы. Система работы с детьми, родителями, педагогами / сост. Коробкина С.Н. - М.: Учитель, 2015. - 240 с.
3. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 208 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
5. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http: //psyedu.ru/about/.
6. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2011. - 63 с.
7. Баранников, А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную // Школьный психолог. 2004. №30. - С. 23-31.
8. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. - М.: Логос,
2013. - 306 с.
9. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
10. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
11. Битянова, М.Р. Четыре игры в помощь пятикласснику, привыкающему к новой жизни // Вестник практической психологии образования. - 2005. № 3 (4). - С. 70-80.
12. Божович, Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса // Вопросы психологии. 1986. № 2. - С. 18.
13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
• М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
14. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
15. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: ГУ ВШЭ, 2012, 528 с.
... всего 112 источников