Программа снижения гиперактивности обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Определение понятия «гиперактивности» детей и её отрицательное
значение в обучении детей младшего школьного возраста 6
1.2. Внимание как основной компонент, влияющий на активность и
гиперактивность детей младшего школьного возраста 14
1.3. Подвижные игры как средство активизации внимания гиперактивных
детей 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО
3.1. Разработка программы снижения гиперактивности и ее внедрение в процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного
возраста 34
3.2. Выявление результативности применение программы снижения гиперактивности обучающихся младшего школьного возраста 41
Выводы 48
Список использованных источников 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Определение понятия «гиперактивности» детей и её отрицательное
значение в обучении детей младшего школьного возраста 6
1.2. Внимание как основной компонент, влияющий на активность и
гиперактивность детей младшего школьного возраста 14
1.3. Подвижные игры как средство активизации внимания гиперактивных
детей 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО
3.1. Разработка программы снижения гиперактивности и ее внедрение в процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного
возраста 34
3.2. Выявление результативности применение программы снижения гиперактивности обучающихся младшего школьного возраста 41
Выводы 48
Список использованных источников 49
Потребность в движении, являясь базовой, выражается у разных индивидов по-разному, что, вероятно, зависит как от генетических, так и от социальных факторов. Большая потребность в двигательной активности наблюдается у лиц с сильной нервной системой и лиц атлетического телосложения. Так же лица более активны на занятиях физическими упражнениями, поэтому у них наблюдается большая предрасположенность к освоению двигательных умений, навыков, качеств. Педагоги отмечают и более высокую их работоспособность. Однако более высокая активность учеников, еще не означает, что ученики сознательнее подходят к своим обязанностям более ответственны - просто им по генотипу требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Этот факт подтверждает то, что некоторым детям не требуется большего внимания со стороны педагогов с целью контроля, хотя на практике довольно часто некоторых подопечных приходится чуть ли не силой удалять со спортивной тренировки или из спортивного сооружения. Увеличивается количество обучающихся младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются до семи лет и чаще встречаются у мальчиков (у них гиперактивность часто сочетается с агрессивностью и упрямством — как следствием подавления физиологических потребностей и формирования психологических защит). [16]
Выявление и изучение гиперактивных детей обусловлено не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т.е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка [19].
Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания» [21].
К настоящему времени в результате многочисленных исследований по детской психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В то же время в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка, его социальной ситуации развития и т. д.
Для успешного становления личностных качеств и предупреждения дезадаптации обучающихся младших классов с гиперактивным поведением к школьной среде, мы считаем, что необходимо строить обучение на основе игровой деятельности, способной ликвидировать практически все препятствия, стоящие на пути развития способностей детей данного возраста.
Объект исследования: процесс обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста.
...
Первые проявления гиперактивности наблюдаются до семи лет и чаще встречаются у мальчиков (у них гиперактивность часто сочетается с агрессивностью и упрямством — как следствием подавления физиологических потребностей и формирования психологических защит). [16]
Выявление и изучение гиперактивных детей обусловлено не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т.е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка [19].
Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания» [21].
К настоящему времени в результате многочисленных исследований по детской психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В то же время в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка, его социальной ситуации развития и т. д.
Для успешного становления личностных качеств и предупреждения дезадаптации обучающихся младших классов с гиперактивным поведением к школьной среде, мы считаем, что необходимо строить обучение на основе игровой деятельности, способной ликвидировать практически все препятствия, стоящие на пути развития способностей детей данного возраста.
Объект исследования: процесс обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста.
...
Анализ литературных источников показал, что проблема развития произвольного внимания у обучающихся младших классов с синдромом гиперактивности недостаточно изучена и теоретически обоснована.
Проведенный эксперимент в учебно-педагогическом процессе позволяет сделать вывод, что предложенная программа направленной игротерапии с элементами мини-футбола имеет достаточно высокий эффект в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности. Оценка показателей развития произвольного внимания и его характеристик у учащихся экспериментальной группы после эксперимента проявилась в положительной динамике, чего не произошло у обучающихся контрольной группы. Так прирост показателей в экспериментальной группе на конец исследования составляет 45%, что выше на 30%, чем у обучающихся контрольной группы.
Предложенная нами программа направленной игротерапии с элементами мини-футбола позволила улучшить показатели концентрации внимания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе было отмечено незначительное их ухудшение.
Следовательно, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу: что внимание детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности будет развиваться активнее, если систематически использовать подвижные игры на уроках физической культуры.
Проведенный эксперимент в учебно-педагогическом процессе позволяет сделать вывод, что предложенная программа направленной игротерапии с элементами мини-футбола имеет достаточно высокий эффект в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности. Оценка показателей развития произвольного внимания и его характеристик у учащихся экспериментальной группы после эксперимента проявилась в положительной динамике, чего не произошло у обучающихся контрольной группы. Так прирост показателей в экспериментальной группе на конец исследования составляет 45%, что выше на 30%, чем у обучающихся контрольной группы.
Предложенная нами программа направленной игротерапии с элементами мини-футбола позволила улучшить показатели концентрации внимания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе было отмечено незначительное их ухудшение.
Следовательно, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу: что внимание детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности будет развиваться активнее, если систематически использовать подвижные игры на уроках физической культуры.
Подобные работы
- УЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Повышение работоспособности школьников средствами адаптивной физической культуры
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021





