Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Определение понятия «гиперактивности» детей и её отрицательное
значение в обучении детей младшего школьного возраста 6
1.2. Внимание как основной компонент, влияющий на активность и
гиперактивность детей младшего школьного возраста 14
1.3. Подвижные игры как средство активизации внимания гиперактивных
детей 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО
3.1. Разработка программы снижения гиперактивности и ее внедрение в процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного
возраста 34
3.2. Выявление результативности применение программы снижения гиперактивности обучающихся младшего школьного возраста 41
Выводы 48
Список использованных источников 49
Потребность в движении, являясь базовой, выражается у разных индивидов по-разному, что, вероятно, зависит как от генетических, так и от социальных факторов. Большая потребность в двигательной активности наблюдается у лиц с сильной нервной системой и лиц атлетического телосложения. Так же лица более активны на занятиях физическими упражнениями, поэтому у них наблюдается большая предрасположенность к освоению двигательных умений, навыков, качеств. Педагоги отмечают и более высокую их работоспособность. Однако более высокая активность учеников, еще не означает, что ученики сознательнее подходят к своим обязанностям более ответственны - просто им по генотипу требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Этот факт подтверждает то, что некоторым детям не требуется большего внимания со стороны педагогов с целью контроля, хотя на практике довольно часто некоторых подопечных приходится чуть ли не силой удалять со спортивной тренировки или из спортивного сооружения. Увеличивается количество обучающихся младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются до семи лет и чаще встречаются у мальчиков (у них гиперактивность часто сочетается с агрессивностью и упрямством — как следствием подавления физиологических потребностей и формирования психологических защит). [16]
Выявление и изучение гиперактивных детей обусловлено не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т.е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка [19].
Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания» [21].
К настоящему времени в результате многочисленных исследований по детской психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В то же время в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка, его социальной ситуации развития и т. д.
Для успешного становления личностных качеств и предупреждения дезадаптации обучающихся младших классов с гиперактивным поведением к школьной среде, мы считаем, что необходимо строить обучение на основе игровой деятельности, способной ликвидировать практически все препятствия, стоящие на пути развития способностей детей данного возраста.
Объект исследования: процесс обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста.
...
Анализ литературных источников показал, что проблема развития произвольного внимания у обучающихся младших классов с синдромом гиперактивности недостаточно изучена и теоретически обоснована.
Проведенный эксперимент в учебно-педагогическом процессе позволяет сделать вывод, что предложенная программа направленной игротерапии с элементами мини-футбола имеет достаточно высокий эффект в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности. Оценка показателей развития произвольного внимания и его характеристик у учащихся экспериментальной группы после эксперимента проявилась в положительной динамике, чего не произошло у обучающихся контрольной группы. Так прирост показателей в экспериментальной группе на конец исследования составляет 45%, что выше на 30%, чем у обучающихся контрольной группы.
Предложенная нами программа направленной игротерапии с элементами мини-футбола позволила улучшить показатели концентрации внимания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе было отмечено незначительное их ухудшение.
Следовательно, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу: что внимание детей младшего школьного возраста с синдромом гиперактивности будет развиваться активнее, если систематически использовать подвижные игры на уроках физической культуры.
1. Андреев, С. Н. Играй в мини-футбол / С. Н. Андреев. - Москва: Книга по требованию, 2016. - 50 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б.
А. Ашмарин. - Москва: Просвещение, 2015. - 287с.
3. Белич, А. Футбол: методика / А. Белич // Спорт в школе. - 2017. - №13. - С. 3 - 4.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / А. Н. Бернштейн. - Москва: «ФиС», 2018. - 228 с.
5. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / А. Н. Бернштейн. - Москва: Медицина, 2016. - 146 с.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 с.
7. Давиденко, Д. Н. Социальные и биологические основы физической культуры [Текст] / Д. Н. Давиденко// учебное пособие. Изд-во: СПбГУ,
2015. - 208 с.
8. Ивайлов, А. В. Соревнования и тренировка спортсмена / А. В. Ивайлов. - Минск: Высшая школа, 1982. - 144 с.
9. Ильин, Е. П. Ловкость - миф или реальность? / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -1992. - № 3. - С. 51-53.
10. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 с.
11. Калин, А. В. Футбол: методика тренировки / А. В. Калин. - Москва: Физкультура и спорт, 2015. - 162 с.
12. Карпеев, А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А. Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений: Сб. научн. трудов, 1992 / Омск, 1992. - С. 24-32.
13. Ковальх, Ю. В. Нормирование специализированных нагрузок различной координационной сложности квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. В. Ковальх. - Краснодар, 2016. - 24 с.
14. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2018. - 393 с.
15. Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке
интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 с.
... всего 56 источников