Введение
Глава 1. Обзор работ по теоретическим и методологическим аспектам способов выражения сравнений на уроках английского языка 7
1.1. Сравнение как грамматическая категория 7
1.2. Категории сравнений прилагательных и сравнение как синтаксическая структура 11
1.3. Типология сравнений в английском языке 16
1.4. Методы и приёмы, способствующие освоению способов выражения сравнений на уроках английского языка 21
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Практический подход к эффективному освоению способов выражения сравнений на уроках английского языка 36
2.1. Анализ степени эффективности освоения способов выражения сравнений в изучении английского языка 36
2.2. Модель эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка 38
2.3. Анализ эффективности модели 51
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 61
Эффективность освоения иностранного языка напрямую зависит от показателей освоения отдельных аспектов иноязычной речи, среди которых формирование лексико-грамматического навыка - одна из наиболее значимых целей в преподавании. Коммуникация и взаимодействие с использованием иностранного языка осуществляются исключительно на основании сформированных представлений о грамматическом и лексическом строе речи, от них зависит также и степень взаимопонимания между собеседниками.
Актуальность выбранной темы данного исследования напрямую связана с современными процессами модернизации методической системы преподавания иностранных языков в Российской Федерации. В условиях педагогики средней школы на занятия по иностранному языку приходят обучающиеся, имеющие значительно более высокие требования к используемым методам и приемам образования.
Ключевое противоречие состоит в том, что в то время, как ценность иноязычной компетентности продвигается на всех уровнях образования, и является приоритетным направлением в обучении во всех типах современных школ, работа в отношении обучения иностранному языку при освоении сравнений в английском языке не носит системный характер. Все это приводит: к снижению мотивационной заинтересованности среди ученической аудитории в изучении иностранного языка, к использованию устаревших приемов и методов работы над формированием лексико-грамматического навыка и, как следствие, к недостижимости образовательного стандарта среднего образования, в котором ценность овладения иностранным языком является одним из залогов конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда.
Исходя из обнаруженных противоречий, представляется необходимым исследование эффективных и инновационных методов в освоении способов выражения сравнений на уроках английского языка.
Сфера методики формирования сравнения как одного из элементов лексико-грамматического навыка является весьма изученной в современной науке. В качестве основы для преподавания иностранного языка используются труды таких авторов, как М.Я. Блох, Ж.Л. Витлин, Н.Д. Гальскова, Ю.Б. Голицынский, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, И.Ильина, Е.А, Маслыко, И.П. Крылова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др. Вместе с тем, приемы и методы, предлагающиеся для освоения явления сравнения в английском языке, не всегда удовлетворяют запросам современной молодежной аудитории, так как опираются на мнемические процессы, в то время как в данном направлении особо ценным является самостоятельное логическое мышление обучающихся.
Объект исследования: способы выражения сравнений в английском языке.
Предмет исследования: особенности освоения учащими средней общеобразовательной школы способов выражения сравнения на английском языке.
Цель исследования: создание модели эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретического потенциала способов выражения сравнений в английском языке.
2. Рассмотреть методического аспекта освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка.
3. Анализировать степени эффективности освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка.
4. Разработать и реализация модели эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ и обобщение лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование);
- эмпирические методы (анкетирование, тестирование).
Практическая значимость исследования состоит в содержательной части модели ( серии уроков по теме «Степени сравнения прилагательных», серии интерактивных упражнений), которая призвана повысить эффективность освоения языка и формированию иноязычной компетентности в обучении.
Данная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых включает теоретические подходы, вторая - дает описание модели эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении определены актуальность исследования, его объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, практическая значимость, а также структура работы.
В первой главе «Обзор работ по теоретическим и методологическим аспектам способов выражения сравнений на уроках английского языка» рассматриваются подходы разных исследователей к данной проблематике, а также определяется терминологический аппарат исследования.
Во второй главе «Практический подход к эффективному освоению способов выражения сравнений на уроках английского языка» выявляются факторы, влияющие на эффективность данных процессов на практике, дается описание модели эффективного освоения способов выражения сравнений. Также предоставлены сведения об апробации модели. Апробация проходила в период школьной практики на базе МБОУ «СОШ №5» города Бийска Алтайского края.
В заключении делаются общие выводы по работе, указана перспектива дальнейшего исследования. Список использованной литературы содержит 33 источника. В приложении представлен материал, который был использован в ходе исследования.
В работе было рассмотрено сравнение как грамматическая категория, как синтаксическая структура, представлена типология сравнений в английском языке в работах разных лингвистов, описаны методы и приёмы, способствующие освоению способов выражения сравнений на уроках английского языка, анализируются степени эффективности и создание модели эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка.
Целью данной работы было создание модели эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка. Первый этап работы включал изучение теоретического потенциала способов выражения сравнений в английском языке.
Определяя степень изобразительного воздействия сравнения на коммуникативного реципиента были выявлены следующие типологии сравнений:
1) сравнительный оборот - нуждается в дополнительном языковом эксперименте и позволяет быстро выразить собственное отношение к сопоставляемым объектам;
2) сравнительное придаточное предложение - сформирование, используя специальные сравнительные союзы;
3) сравнение, сформированное за счет участия прилагательного;
4) сравнение, сформированное за счет участия фразеологизмов - распространены в художественной литературе, включает в себя: пословицы, поговорки и идиом;
5) развернутое сравнение - содержит антитезу, противопоставление, которое может быть подразделено на два самостоятельных словосочетаний или предложений, вступающих в противопоставление друг к другу.
Среди характеристик компонентов синтаксической структуры сравнения выделяют:
1. Объект сравнения - определенный предмет, явление или действие, которое входит в коммуникативную интенцию говорящего, и в отношении которого говорящий выражает определенную оценку.
2. Эталон сравнения - его присутствие необходимо для того, чтобы синтаксическая конструкция сравнения была выполненной.
3. Основание сравнения - определенный признак, который присутствует как в объекте сравнения, так и в эталоне сравнения, в большинстве случаев лексической реализаций основания сравнения выступает прилагательное.
В результате анализирования УМК учебников английского языка, календарно-тематического плана УМК Spotlight для 6 класса авторстве Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули было определено, что времени, отведенного по тематическому плану и упражнений по изучению и отработке грамматических навыков по теме «Сравнения» в учебнике крайне не хватает.
В полученных результатах при опросе учителей по данной теме следует выделить то, что учителя отмечают интерес и мотивацию учащихся к этой теме как высокую. А также выражают необходимость в системном подходе к изучению данной темы.
В связи с этим была разработана модель эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка. Разработанная модель состоит из цели, структурных элементов (методы, приемы, серия уроков по теме, подборка интерактивных упражнений по теме), способствующих повышению эффективности освоения способов выражения сравнений, критериев эффективности освоения данной темы. Следует отметить, что наиболее эффективно данные формы мышления обучающихся усваиваются в процессе проблемно-эвристического обучения.
В разработке серии авторских уроков и урока-квеста для 6 класса были применены интерактивные упражнения для отработки навыка по теме «Степени сравнения имен прилагательных», которые были построены на платформе www.leamingapps.org. Типы упражнений, которые были использованы: классификации, викторины с выбором правильного ответа, игровые, подстановочные, упражнения с аудио и видео контентом. В результате проведения данных уроков было определено, что мотивация учащихся повысилась, также возросла результативность.
По апробации модели в МБОУ «СОШ №5» было определено через анкетирование и тестирование обучающихся, что применение проблемно-поисковых, эвристических, ИКТ методов, интерактивных упражнений на уроках английского языка повышает эффективность освоения способов выражения сравнений.
В будущем планируется продолжить улучшение разработанной модели эффективного освоения способов выражения сравнений на уроках английского языка в полной мере с расширение материала.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст]: теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов; - М.: Изд-во ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Бенедиктов, Б. А. Психология овладения иностранным языком [Текст] / Б. А. Бенедиктов; - Минск: Грамота, 1974. - 231 с.
3. Блох, М. Я. Практикум по теоретической грамматике английского языка [Текст] / М. Я. Блох; - М.: Высшая школа, 2004. - 332 с.
4. Бранднер, А. Морфологический анализ образования синтетических форм степеней сравнения в русском языке [Текст]: русский язык / А. Брандер; - М.: 1999. - 173 с.
5. Ваулина Ю. Е. Spotlight 6 class [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс; - М.: Просвещение, 2016. - 52 с.
6. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения [Текст]: русский язык / В. В. Виноградов; - М.: 1999. - 421 с.
7. Витлин, Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке в школе [Текст] / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2011. - c 23.
8. Верба, Л. Г. Грамматика современного английского языка [Текст]: справочник / Л. Г. Верба, Г. В. Верба; - М.: Изд. «Логос», 2001. - 368 с.
9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводикдактика и методика [Текст]: Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 238 с.
10. Гвишиани, Н. Б. Modern English lexicology [Текст]: Vocabulary in use
/ Н. Б. Гвишиани; - М.: МГУ, 2000. - 221 с.
11. Голицынский, Ю. Б. Грамматика [Текст] / Ю. Б. Голицынский; -СПб.: КАРО, 2004. - 472 с.
12. Елухина, Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться [Текст] / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2015. - c.18
13. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя; - М.: Просвещение, 1991. - 235 с.
14. Злобина, О. В. Сравнительная типология русского и английского языков [Текст]: учебно-метод. пособие / О. В. Злобина; - СПб.: ГУАП, 2015. - 66 с.
15. Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского языка [Текст] / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов; -М.: Высш. школа, 1981. - 285 с.
16. Ильина, И. Методика преподавания английского языка [Текст]: учебное пособие / И. Ильина, Р. Нургалиева; - Астана.: Фолиант, 2011. -201 с.
17. Ионина, А. А. Английская грамматика [Текст]: теория и практика /
А. А. Ионина; - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 412 с.
18. Карпов, И. В. Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащимися иностранных текстов [Текст]: теория и методика учебного перевода / И. В. Карпов, К. А. Ганшина, И. В. Карпова; - М.:
Просвещение, 2010. - 122 с.
19. Карпышева, Н. М. Практическая грамматика английского языка [Текст] / Н. М. Карпышева; - М.: Амалфея, 2005. - 237 с.
20. Крылова, И. П. Английская грамматика для всех [Текст] / И. П. Крылова; - М.: КДУ, 2007. - 268 с.
21. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст]: справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. Б. Бабинская, А. Ф. Будько; - Минск: 2000. - 236 с.
22. Миролюбова, А. А. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: традиции и современность / А. А. Миролюбова; - Обнинск: Титул,2010. - 464 с.
23. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст]: учеб. пособие для студ. / С. А. Мухина, А. А. Соловьева; - Ростов: Феникс, 2014. - 384 с.
24. Обдалова, О. А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях [Текст]: язык и культура / О. А. Обладалова; - М.: Эйдос, 2009, - 93 c.
25. Пассов, Е. И. Коммуникативность обучения в практику школы [Текст]: книга для учителя / Е. И. Пассов; - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.
26. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е. И. Пассов; - М.: Просвещение, 1989. - 314 с.
27. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже; - М.: Когито-центр, 1994. - 423 с.
28. Роберт, К. В. Современные информационные технологии в образовании [Текст]: дидактические проблемы, перспективы использования / К. В. Роберт; - М: Школа-Пресс, 2014. - 265 с.
29. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова; - М.:Просвещение, 1991. - 311 с.
30. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко; - М.: Педагогика, 2012. - 237 с.
31. Смирницкий, А. И. Синтаксис английского языка [Текст] / А. И. Смирницкий; - М.: Наука, 1989. - 326 с.
32. Хлебникова, И. Б. Морфология английского языка [Текст] / И. Б. Хлебникова; - М.: Высшая школа, 2004. - 237 с.
33. Ярцева, В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / В. Н. Ярцева; - М.: Сов. энцикл., 1990. - 873 с.