Введение 4
Глава 1. Региональный компонент как одна из составляющих формирования коммуникативной компетенции учащихся 9
1.1. Цели и задачи иноязычного образования 9
1.2. Социокультурная компетенция и ее структура 12
1.3. Проблема отбора содержания образования к региональному
компоненту 15
1.4. Метод проектов в современном
образовании 17
1.4.1. Типы проектов в предметной области «Иностранный язык» 20
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Проектирование лингводидактических материалов для интеграции регионального компонента в урок английского языка 25
2.1. Представленность регионального компонента в УМК :“New
Millennium English” , Гроза О.Л., Новикова Н.В., Казырбаева Н.Ю. для 9 класса 25
2.2. Результаты диагностического эксперимента по определению
готовности учащихся представлять родной край на английском языке 27
2.3. Культурное наследие Красноярского края на уроке английского языка: лингвистический и методический
аспекты 31
2.3.1. Отбор материала 34
2.4. Методические особенности проектного обучения иностранному
языку 36
2.4.1. Организация проектной деятельности учащихся на уроках
иностранного языка 38
2.4.2. Критерии оценки результатов проектной деятельности
учащихся 41
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 61
Приложение Д 64
Все более актуальным в современных условиях демократического развития страны, стремящейся к более широким контактам в мире, становится изучение иностранных языков. Согласно требованиям концепции внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г., в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризацию достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры [МИД России. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016г.)]
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Согласно данному стандарту, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и воспитание в нем гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека [ФГОС, 2010].
Педагоги отмечают важность обучения иностранному языку как средству общения для понимания школьниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа.
Так, согласно Т.М. Балыхиной цель обучения иностранному языку в современном понимании сводится к диалогу между родной и иноязычной культурами. Важным является не только усвоение иной культуры, но и осмысленное понимание менталитета родного народа, что считается необходимым в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей и расширении их кругозора .
Межличностное общение предствителей различных языков и культур может быть реализовано, если они будут интересны друг другу и смогут понимать друг друга. В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит собеседник.
Изучение иностранного языка неразрывно связано с изучением своей культуры и своего родного языка. Согласно А.М. Демину осознание общечеловеческих ценностей невозможно отделить от развития чувства национальной самобытности. В процессе обучения иностранного языка, школьники также узнают и о стране изучаемого языка. Полученную информацию они сравнивают с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть как успехи своей страны, так и ее проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется посредствам того, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своей семье, стране, своем городе и крае; его истории, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях
...
В данной работы мы изучили нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс на уровне ООО; определили понятие социокультурной компетенции; представили структуру регионального компонента в части языковой и содержательной составляющих; провели анализ учебно-методических комплексов для определения места регионального компонента в структуре УМК; разработали учебно-методические материалы к региональному компоненту по учебнику: “New Millennium English” для 9 классов. Авторы: Гроза О.Л., Новикова Н.В., Казырбаева Н.Ю.
Также, в рамках проектирования учебно-методического сопровождения к региональному компоненту нами был разработан примерный план урока, включающий в себя проектную деятельность учащихся на уроке, а также содержащий в себе региональный компонент.
В данной работе мы подтвердили, что существует необходимость подготовить выпускника школы к межкультурному взаимодействию и трансляции национального культурного наследия в мировое гуманитарное пространство. А также описали методологические и методические основы проектирования учебных материалов к региональному компоненту по учебному предмету «Иностранный язык» на примере английского языка.
Мы пришли к выводу о том, что обращение к региональному компоненту не только способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка, но и воспитывает чувство любви к Родине, уважение к национальным традициям, бережное отношение к культурному наследию и историческому прошлому. Знание иностранного языка неразрывно связано со знанием культуры страны изучаемого языка. Основной является готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также умение представлять свою страну, свой регион. Таким образом, реализация регионального компонента на уроках английского языка выступает не только как средство формирования разных видов компетенций, но и имеет большое воспитательное значение.
1 Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 1999. №6. С. 17-22.
2 Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.
3 Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2001. №4. С. 5-8.
4 Битнер М. А., Колесова Н.В. Коротко о Красноярске. Krasnoyarsk in Brief / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 136 с.
5 Гроза О.Л., Новикова Н.В., Казырбаева Н.Ю. Английский язык нового тысячелетия/ New Millennium English. Обнинск, 2007. №2. 192 с.
6 Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая рос. энцикл., 1993. Т. 1. 567 с.
7 Демин А. М. Национально-региональный компонент содержания поликультурного образования // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 2. С. 7-9.
8 Закон Российской Федерации "Об образовании", 2002.
[Электронный ресурс] URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=17781 (дата
оращения: 15.04.18)
9 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностр. языки в школе. М.: Просвещение, 1991. 9 с.
10 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе М.: Просвещение, 1991. 222 с.
11 Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
12 Кузнецова А.П. О национально-региональном компоненте содержания образования в обучении иностранным языкам // Краеведенье Приамурья. 2012. № 12 (18-19). С. 48-62.
13 Курманаева Д. К. Региональный компонент как средство поликультурного развития личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 5. С. 85-92.
14 Мартьянова, Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. 1999. №4. С. 19 -21.
15 Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 1995. №5. С. 13-18.
... всего 30 источников