Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №155246

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие родительское отношение в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Становление конфликтной компетентности младших подростков 10
1.3. Родительское отношение и компетентность подростка 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 56
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Описание методов и методик исследования 59
2.2. Результаты диагностического исследования 60
2.3. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи родительского отношения и особенностей конфликтной компетентности младших подростков 62
2.4. Рекомендации для подростков и их родителей по повышению
уровня конфликтной компетентности 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники — словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей [5].
Подростковый возраст уникален в нескольких отношениях. С одной стороны, это период обострения многих проблем и связанных с ними переживаний в отношениях молодого человека как с окружающим миром, так и с самим собой. Но, с другой стороны, это возраст огромных возможностей, потенциалов для развития, повышенной пластичности в психике. Образно говоря, подростковый возраст - это период «режиссуры собственной жизни». И то, насколько успешно будет пройден этот возраст, удастся ли реализовать связанные с ним потенциалы для развития, во многом зависит от того, окажутся ли рядом с подростком мудрые, чуткие и понимающие взрослые [5].
По мнению А. Адлера, одной из решающих ролей в формировании гармоничной, здоровой личности принадлежит родительскому отношению. Родительское отношение к подросткам связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опытом родителей [23].
Актуальность работы заключается в том, что проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Подростковый период весьма существен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения, а именно конфликтной компетентности младших подростков становится весьма актуальным.
Обнаружено противоречие: между неэффективным родительским отношением и высокой степенью конфликтности младших подростков.
Проблема исследования: недостаточного изучения проблемы взаимосвязи родительского отношения и конфликтной компетентности младших подростков.
Цель исследования: установить взаимосвязь родительского отношения и особенностей конфликтной компетентности младших подростков.
Объект исследования: конфликтная компетентность младших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь родительского отношения и особенностей конфликтной компетентности младших подростков.
Гипотеза исследования: существует связь между родительским отношением и конфликтной компетентностью младших подростков. Родительское отношение должно быть эффективным, т.е. заключающаяся в относительной непрерывности, стабильности родительского отношения во времени, а также в изменении родительского отношения с возрастом ребенка, учитывающее специфику его психологического возраста [15].
Задачи исследования:
1) раскрыть понятия «родительское отношение» и «конфликтная компетентность»;
2) изучить психологические особенности младших подростков;
3) провести эмпирическое исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей конфликтной компетентности младших подростков;
4) разработать психолого-педагогические рекомендации родителям по повышению уровня конфликтной компетентности младших подростков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили идеи и принципы системного (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, С.Л. Рубинштейн и др. ) и культурологического (Н.И. Исаева) подходов, в контексте которых конфликтная компетентность рассматривается с точки зрения целостности, структурности, иерархичности, динамичности и гуманистичности, теоретические положения отечественной возрастной психологии об особенностях подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин и д.р.), психологические концепции конфликтной компетентности личности (Л.А Петровская, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (аналитико-синтезирующий); эмпирические (психодиагностические методы); методы обработки данных (количественные, описательная статистика, метод изучения статистической значимости различий, корреляционный анализ).
Методики исследования. Методика «Самооценка конфликтности» (Емельянов С.М.), тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.).
Достоверность и надежность полученных результатов определяется методологическими принципами, положенными в основу исследования, теоретической обоснованностью проблемы, адекватностью методов и методики исследования, репрезентативностью выборки, применением к полученным результатам методов математико-статистической обработки, количественного и качественного анализа данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем уточнено и конкретизировано понятие «конфликтная компетентность младшего подростка». Доказано, что существует взаимосвязь между родительским отношением и конфликтной компетентностью младших подростков.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в научной деятельности, для разработки необходимых рекомендаций в решении поставленных проблем, способствующих улучшению взаимоотношений в образовательной среде и также в семейных отношениях. Разработанные рекомендации предназначены для подростков и их родителей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты докладывались и обсуждались в рамках V Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 2016 г.), в рамках X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2016 г.), в рамках XVIII Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2017 г.); Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальный научный потенциал XXI века» (Волгоград, 2017 г.) .
Структура работы. Объем магистерской диссертации - 81 страница Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, насчитывающего 50 источников, содержит 2 рисунка, 10 таблиц, 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковый возраст уникален в нескольких отношениях. С одной стороны, это период обострения многих проблем и связанных с ними переживаний в отношениях молодого человека как с окружающим миром, так и с самим собой. Но, с другой стороны, это возраст огромных возможностей, потенциалов для развития, повышенной пластичности в психике. Образно говоря, подростковый возраст - это период «режиссуры собственной жизни». И то, насколько успешно будет пройден этот возраст, удастся ли реализовать связанные с ним потенциалы для развития, во многом зависит от того, окажутся ли рядом с подростком мудрые, чуткие и понимающие взрослы.
По данной проблеме мы провели анализ научной литературы по проблеме родительского отношения и определили сущность конфликтной компетентности младших подростков:
- раскрыли понятия «родительское отношение», «конфликт», «компетентность», «конфликтная компетентность»;
- изучили особенности подростковый периода;
- провели эмпирическое исследование младших подростков 10-11 лет;
- определили корреляционным анализом отсутствие взаимосвязи между родительским отношением и конфликтностью младших подростков;
- создали оптимальные психолого-педагогические рекомендации, для повышения уровня конфликтной компетентности.
Мы установили, что родительское отношение является важнейшим фактором социализации и развития личности подростка. Она обладает определенными механизмами влияния на подрастающую личность.
При проведении эмпирического исследования нами была выявлена высокая степень конфликтности младших подростков 11-12 лет, которая является преобладающей среди других степеней. Также при проведении следующей диагностики, а именно опросника «Родительского отношения» было выявлено, что среди шкал самой весомой оказалась шкала «Авторитарная гиперсоциализация».
Высокая степень конфликтности может быть связана с переходом в среднее звено в школьной жизни, это первая ступень, в которой начинаются, по выражению В.С. Мухиной, внутренние конфликты с самим собой и другими, которые ведут к порогу юности, через внешние срывы и колоссальные достижения.
По результатам корреляционного анализа взаимосвязи между родительским отношением и конфликтной компетентности младших подростков не обнаружено.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 80 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
3. Башкин Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. 72 с.
4. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации // Опыт и проблемы психологического консультирования. М., 1989. 208 с.
5. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984. 432 с.
6. Главатских М.М., Казарина Н.Г. Представление о конфликте младших подростков в связи с их деструктивным поведением в конфликте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. 703 с.
7. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Беседы с подростками о них самих. Книга для учителя. - СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005. 120 с.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 533 с.
9. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: 4-е изд. Е.: Деловая книга, 2000. 176 с.
10. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение: 2-е изд. М.: 2016. 196 с.
11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е издание. URL: http://school4you.ru/download/orator(дата обращения 20.04.2017).
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
13. Кибанов А.Я. Конфликтология. М.: 2006. 40 с.
14. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки взаимодействие с подростками. Тренинг для педагогов. 4-е изд. М.: Генезис, 2004. 183 с.
15. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник для студентов Минск, 2001. 64с.
16. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для вузов. М., 2000. 371 с.
17. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1985. 90 с.
18. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: 1995. 348 с.
19. Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПб. 2001. 51 с.
20. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. 192 с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. 285 с.
22. Обухова Л.В. Детская (возрастная) психология. М.: 1996. 74 с.
23. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
25. Олейник А.Н. Основы конфликтологии - М.: "Академия", 2000. 79 с.
26. Пашкова О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. М.; Ярославль, 2002. С. 25-50.
27. Покусаев В.Н. Профилактика и пути решения конфликтов в
инновационной школе - Волгоград, 2001. 79 с.
28. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. 66 с.
29. Равен Д. «Компетентность в современном обществе»: Когито-Центр; М., 2002. 151 с.
30. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000. 436 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989. 328 с.
32. Рыбина Е.В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. 2006. С. 15-21.
33. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М.: Просвещение, 2000. 65 с.
34. Сергоманов П.А., Васильева Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте // Журнал практического психолога, №3, 2004. С. 23-50.
35. Уткин Э.А. Конфликтология - М.: Экмос, 2003. 37 с.
36. Фельдтштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, №6, 2001, С. 100-104.
37. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта // Вестник. Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - № 3, С.45-97.
38. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов - 3¬е изд. - М.: Академический Проект, 2007. 48 с.
39. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения - М: Наука, 2002, С. 95-120.
40. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов - М.: Просвещение, 2001, С. 55 - 80.
41. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. Пособие
- М.: ИНФРА, 2001. 69 с.
42. Фурманов И.А. Агрессивность и её проявления в подростковом возрасте
- Минск: Университетское, 2000. 81 с.
43. Хамитова И.Ю Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 3. 40 с.
44. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996. 93 с.
45. Хасан Б.И. Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебное пособие. М., 2001. 230 с.
46. Хащенко В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности. // Психологический журнал. Том 14. - 1993. - № 3, С. 100-140.
47. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Вестник высшего образования сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.
48. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М: «Торсинг», 2004.
49. Эйдемиллер, В.В. Юцтискис. СПб. 1999. 35 с.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды труды. М.: Арт - пресс, 2005. 268 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ