ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 27
1.3. Основы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возраст 354
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 421
2.1. Организация и методы исследования 421
2.2. Результаты исследования аддиктивного поведения в подростковом
возрасте 454
2.3. Система работы, обеспечивающая профилактику аддиктивного
поведения в подростковом возрасте и ее эффективность 51
Выводы по 2 главе 721
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 743
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 765
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: «Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?
Эта проблема в стране в последние годы резко обострилась. Аддиктивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В большинстве стран мира проблема аддиктивности большей часть касается подросткового возраста. возникновения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмотрения, так как главные формы проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания) в последние годы возрастают и эта проблема наиболее актуальна в настоящее время. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих алкоголь и наркотики. Очень часто ни педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет наркотики или спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в милицию. Актуальна эта проблема и потому, что алкоголизм и наркомания, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие, другими словами, алкоголизм и наркомания - это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.
Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечно-сосудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.
Результаты социологических исследований и различные научные публикации свидетельствуют, что в конце 2000-го года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказания наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и 15,5 тыс. - употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества .
Таким образом, в последние годы проблема аддиктивности у подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность профилактики обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования. Острый социальный вопрос проблемы аддиктивных личностей, вызвал научный интерес к ее решению со стороны специалистов разных областей знания - медицины, педагогики, психологии, социальной работы. Вопросы, касающиеся возникновения аддиктивного поведения обсуждаются в работах В.С. Битенского, А.Е. Личко, А.С. Каражановой,
Э.Дж. Ханзян. . Существуют теоретические разработки и опыт первичной профилактики аддиктивного поведения подростков (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Р.Р. Гарифулин, М.А. Ковальчук, Д.В. Колесов, М.И. Рожков и др.). Проблема аддиктивного поведения и его профилактики рассматривается в том числе и в рамках педагогической психологии (И.В. Дубровина, М.В. Кочкина, О.Б. Симатова, А.В. Шувалов). На теоретическом уровне специалистами осознается необходимость научного обоснования и создания профилактического воздействия, но на практике зачастую профилактические мероприятия осуществляются хаотично, не имея под собой научной основы.
...
В результате проведенной работы была достигнута цель исследования- теоретически обоснована и экспериментально проверена программа психолого-педагогической коррекции девиантного поведения старших подростков. Проведенное исследование подтвердило поставленную ранее гипотезу, что система профилактических , включающая: профилактические занятия с подростками, направленные на отрицательное отношение к различным видам аддикции и проведение профилактической беседы с родителями обеспечит профилактику аддиктивного поведения подростков.
Для решения задач исследования была создана модель коррекции которая включает в себя: теоритический, диагностический, аналитические этапы.
На первом этапе поисково-подготовительном была проанализирована психолого-педагогичская литература по проблеме девиантного поведения, подобраны и изучены методика исследования.
На втором этапе опытно-экспериментальному, был проведен констатирующий эксперимент, проанализированы результаты исследования, разработана и реализована программа коррекции девиантного поведения старших подростков.
На третьем, контрольно-обобщающем этапе, была проведена повторная диагностика, проанализированы результаты работы по психологопедагогической коррекции, сделаны выводы, разработаны психологопедагогические рекомендации для педагогов и родителей.
Предложенная коррекционная программа состояла из 8 занятий, направленных на развитие навыков общения, формирования чувств близости с другими людьми, снижение психоэмоционального напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоции, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, умения чувствовать настроение.
По результатам исследования наша гипотеза о том, что система профилактических , включающая: профилактические занятия с подростками, направленные на отрицательное отношение к различным видам аддикции и проведение профилактической беседы с родителями - обеспечит профилактику аддиктивного поведения подростков мы доказали.
1. Абрамова С.М. Возрастная психология. Высшая школа М.: 2001. 319 с.
2. Александров А.А. Типология относятся делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. Нарушение деятельности поведения у детей и подростков / А.А. Александров. М.: Высшая школа, 1981. 219 с.
3. Арзуманян С.Д. Отклонения социального поведения детей и подростков / С.Д. Арзуманян. Ереван: Изд. дом «БАХРАХ-М», 1980. 325 с.
4. Аскевис-Леерпе Ф. Психология: краткий курс/Ф. Картрон; пер. с франц. М.Л. Какрачун. М.: АСТ: Астрель, 2006. 155 с.
5. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: (Учебное пособие). М.: Медицина, 1987. 335 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. М.: Эксмо, 1993. 245 с.
7. Блонский П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. М.: Высшая школа,1980. 431 с.
8. Болотовский И.С. Наркология. Токсикомания. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. 125 с.
9. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 380 с.
10. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 279 с.
11. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии/В.Я. Гиндикин. М.: Издательский центр Академия, 1997. 518 с.
12. Данилин А.Г., Данилина И.В. Как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей. М.: Центрополиграф, 2000. 45 с.
13. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. М.: Медицина, 1990. 206 с.
14. Емельянов Ю.Н. Теоретические деятельности и методические основы социально-психологического тренинга / Ю.Н. Емельянов, 1983. 103 с.
15. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. М.: 1998. 528 с.
... всего 56 истчоников