ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие аддиктивного поведения: характеристика компонентов,
психологические особенности 6
1.2 Возрастные особенности младших подростков 13
1.3 Специфика профилактики аддиктивного поведения младших подростков 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Описание эмпирической выборки и методик исследования 30
2.2 Результаты исследования аддиктивного поведения младших подростков 32
2.3 Программа профилактики аддитивного поведения младших подростков 38
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие аддиктивного поведения: характеристика компонентов,
психологические особенности 6
1.2 Возрастные особенности младших подростков 13
1.3 Специфика профилактики аддиктивного поведения младших подростков 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Описание эмпирической выборки и методик исследования 30
2.2 Результаты исследования аддиктивного поведения младших подростков 32
2.3 Программа профилактики аддитивного поведения младших подростков 38
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность исследования определяется тем, что на продолжении длительного периода ученые всего мира уделяют пристальное внимание физическому и психологическому развитию подростков. В этот период жизни ребенка происходят глобальные физические изменения, для которых характерны нестабильные психические реакции, подверженность различным внешним влияниям. Результатом чего зачастую является появление у детей элементов деструктивной неопределенности, в свою очередь влекущих за собой негативные воздействия на личность, формирующих у подростков приспособительные и защитные механизмы асоциального плана.
Принимая во внимание то, что в подростковом возрасте активно формируется индивидуальный стиль поведения (зачастую посредством привлечения вспомогательного арсенала из деструктивной окружающей среды), появляется риск возникновения у ребенка проявлений аддиктивного поведения и восприятия окружающего социума.
Задача предупреждения и профилактики формирования аддикции уже в младшем подростковом возрасте стоит на первом месте при формировании психического здоровья современного молодого поколения, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, увеличение числа подростков, приверженных к аддиктивному поведению, склонных к психологической неустойчивости и асоциальным моделям поведения.
Во-вторых, подростки группы риска, проходя через трудности периода взросления, испытывают часто психологический кризис, не владея при этом конструктивными способами выхода из сложных жизненных обстоятельств и ситуаций. Для них проще всего использовать какие-либо аддиктивные агенты.
В-третьих, для детей младшего подросткового возраста зачастую типичны определенные поведенческие стереотипы, которые вовсе содействуют формированию психологической устойчивости, а напротив, ведут к риску возникновения аддикций.
О.А. Липовая и ее коллеги считают, что дети подросткового возраста считаются наиболее уязвимой категорией населения нашей страны для появления разнообразных форм аддиктивного поведения . В младший подростковый период у ребенка происходит формирование своего образа «Я». Детьми в этом возрасте очень остро воспринимаются моменты неприятия себя и своей личности коллективом, так может возникнуть замещение личного общения общением в сети или компьютерными играми.
По мнению М.Г. Волковой, «данный возраст является критическим потому, что в нем происходят изменения, которые затрагивают все стороны жизни и развития»
М.Н. Усцева, в свою очередь, рассматривает подростковую аддикцию как дезадаптивное или малоадаптивное поведение, пораждаемое доминированием стратегии ухода от жизненных трудностей и реальности .
Когда подросток ощущает психологический дискомфорт, он стремится уйти от привычной реальности, создает себе мнимое ощущение безопасности и старается восстановить равновесие своих ощущений. Так как личность подростка младшего возраста еще не окрепла, ей труднее всего справиться с возникшей зависимостью. Именно поэтому данную возрастную категорию можно отнести к группе риска возникновения аддикций.
В последние годы данные статистики и исследователей демонстрируют, что проявления аддикции сильно помолодели- сказывается резкий рост информатизации детей. Современные дети младшего школьного возраста родились и развиваются во втором десятилетии XXI века, для которого характерно стремительное развитие информационных технологий, всеобщая информатизация и цифровизация.
...
Принимая во внимание то, что в подростковом возрасте активно формируется индивидуальный стиль поведения (зачастую посредством привлечения вспомогательного арсенала из деструктивной окружающей среды), появляется риск возникновения у ребенка проявлений аддиктивного поведения и восприятия окружающего социума.
Задача предупреждения и профилактики формирования аддикции уже в младшем подростковом возрасте стоит на первом месте при формировании психического здоровья современного молодого поколения, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, увеличение числа подростков, приверженных к аддиктивному поведению, склонных к психологической неустойчивости и асоциальным моделям поведения.
Во-вторых, подростки группы риска, проходя через трудности периода взросления, испытывают часто психологический кризис, не владея при этом конструктивными способами выхода из сложных жизненных обстоятельств и ситуаций. Для них проще всего использовать какие-либо аддиктивные агенты.
В-третьих, для детей младшего подросткового возраста зачастую типичны определенные поведенческие стереотипы, которые вовсе содействуют формированию психологической устойчивости, а напротив, ведут к риску возникновения аддикций.
О.А. Липовая и ее коллеги считают, что дети подросткового возраста считаются наиболее уязвимой категорией населения нашей страны для появления разнообразных форм аддиктивного поведения . В младший подростковый период у ребенка происходит формирование своего образа «Я». Детьми в этом возрасте очень остро воспринимаются моменты неприятия себя и своей личности коллективом, так может возникнуть замещение личного общения общением в сети или компьютерными играми.
По мнению М.Г. Волковой, «данный возраст является критическим потому, что в нем происходят изменения, которые затрагивают все стороны жизни и развития»
М.Н. Усцева, в свою очередь, рассматривает подростковую аддикцию как дезадаптивное или малоадаптивное поведение, пораждаемое доминированием стратегии ухода от жизненных трудностей и реальности .
Когда подросток ощущает психологический дискомфорт, он стремится уйти от привычной реальности, создает себе мнимое ощущение безопасности и старается восстановить равновесие своих ощущений. Так как личность подростка младшего возраста еще не окрепла, ей труднее всего справиться с возникшей зависимостью. Именно поэтому данную возрастную категорию можно отнести к группе риска возникновения аддикций.
В последние годы данные статистики и исследователей демонстрируют, что проявления аддикции сильно помолодели- сказывается резкий рост информатизации детей. Современные дети младшего школьного возраста родились и развиваются во втором десятилетии XXI века, для которого характерно стремительное развитие информационных технологий, всеобщая информатизация и цифровизация.
...
В представленной квалификационной работе нами подробно были изучены теоретические основы аддиктивного поведения младших подростков: рассмотрены основные понятия аддиктивного поведения,
возрастные особенности младших подростков и специфика профилактики аддиктивного поведения детей данного возраста.
Высокая актуальность проблемы аддиктивного поведения подростков обусловлена тем, что у проявлений аддикции расширились возрастные границы - сказывается резкий рост информатизации детей младшего возраста. Выросла распространенность аддикттивного поведения среди подростков, постоянно появляются новые форма, эффективность превентивных и реабилитационных мероприятий снижается.
В трудах отечественных и зарубежных авторов аддиктивное поведение рассматривается как деструктивное поведение, наносящее вред физическому и психическому развитию человека.
Установлено, что аддиктивное поведение развивается под влиянием различных факторов, среди которых выделяют: биологические, социальные и индивидуальные.
Современные исследователи считают, что самыми опасными являются: химические аддикции; биохимические аддикции (неправильное питание) и нехимические аддикции (поведенческие).
Аддиктивное поведение может формироваться в любом возрасте, но поскольку особенностями младшего подросткового возраста являются: неустойчивость эмоционального фона, обидчивость, восприимчивость к чужому мнению, противоречивые стремления, категоричность в суждениях, чувство взрослости, дети данного возраста особенно подвержены началу формирования отклонений в поведении.
Спровоцировать аддиктивное поведение ребенка могут личностные качества: заниженная самооценка, неуверенность в себе, склонность к 46
агрессии, несформированная эмоциональная устойчивость и т.д.
Причинами появления аддиктивного поведения у подростков могут служить: проблемы в семье, группы риска, несостоятельность семьи, отсутствие взаимопонимания в семье, конфликты со сверстниками, низкая стрессоустойчивость и другие. Зачастую дети, которые имеют высокие потребности, находятся в поисках путей достижения целей, поставленных перед собой. Однако при невозможности найти такой путь, они замыкаются в себе и в качестве утешения прибегают к концентрации внимания на различных предметах, будь то компьютер, вредные привычки, алкоголь или наркотики.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № хх г. Красноярска, направленное на изучение имеющихся склонностей к аддиктивному поведению у младших подростков. С этой целью были использованы методики: «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) и «Степень увлеченности младших подростков компьютерными играми» (А.В. Гришина). Выборка исследования представлена подростками 11 - 12 лет.
По результатам диагностики выявлен высокий уровень склонности к аддикции (от 70 до 80%). Основной аддикцией этого возраста является компьютерная.
Данные результаты диагностики приводят к выводу о том, что на сегодняшний день младшие подростки открыты миру и новым впечатлениям, однако имеют такие личностные характеристики, которые могут спровоцировать возникновение аддиктивных склонностей.
Обобщив результаты исследования, мы предложили программу профилактики аддитивного поведения младших подростков, нацеленную на профилактику игровой зависимости у младших подростков, за счет корректировки ее причин и включающая в себя следующие направления деятельности: диагностика, профилактика и работа с родителями.
...
возрастные особенности младших подростков и специфика профилактики аддиктивного поведения детей данного возраста.
Высокая актуальность проблемы аддиктивного поведения подростков обусловлена тем, что у проявлений аддикции расширились возрастные границы - сказывается резкий рост информатизации детей младшего возраста. Выросла распространенность аддикттивного поведения среди подростков, постоянно появляются новые форма, эффективность превентивных и реабилитационных мероприятий снижается.
В трудах отечественных и зарубежных авторов аддиктивное поведение рассматривается как деструктивное поведение, наносящее вред физическому и психическому развитию человека.
Установлено, что аддиктивное поведение развивается под влиянием различных факторов, среди которых выделяют: биологические, социальные и индивидуальные.
Современные исследователи считают, что самыми опасными являются: химические аддикции; биохимические аддикции (неправильное питание) и нехимические аддикции (поведенческие).
Аддиктивное поведение может формироваться в любом возрасте, но поскольку особенностями младшего подросткового возраста являются: неустойчивость эмоционального фона, обидчивость, восприимчивость к чужому мнению, противоречивые стремления, категоричность в суждениях, чувство взрослости, дети данного возраста особенно подвержены началу формирования отклонений в поведении.
Спровоцировать аддиктивное поведение ребенка могут личностные качества: заниженная самооценка, неуверенность в себе, склонность к 46
агрессии, несформированная эмоциональная устойчивость и т.д.
Причинами появления аддиктивного поведения у подростков могут служить: проблемы в семье, группы риска, несостоятельность семьи, отсутствие взаимопонимания в семье, конфликты со сверстниками, низкая стрессоустойчивость и другие. Зачастую дети, которые имеют высокие потребности, находятся в поисках путей достижения целей, поставленных перед собой. Однако при невозможности найти такой путь, они замыкаются в себе и в качестве утешения прибегают к концентрации внимания на различных предметах, будь то компьютер, вредные привычки, алкоголь или наркотики.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № хх г. Красноярска, направленное на изучение имеющихся склонностей к аддиктивному поведению у младших подростков. С этой целью были использованы методики: «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) и «Степень увлеченности младших подростков компьютерными играми» (А.В. Гришина). Выборка исследования представлена подростками 11 - 12 лет.
По результатам диагностики выявлен высокий уровень склонности к аддикции (от 70 до 80%). Основной аддикцией этого возраста является компьютерная.
Данные результаты диагностики приводят к выводу о том, что на сегодняшний день младшие подростки открыты миру и новым впечатлениям, однако имеют такие личностные характеристики, которые могут спровоцировать возникновение аддиктивных склонностей.
Обобщив результаты исследования, мы предложили программу профилактики аддитивного поведения младших подростков, нацеленную на профилактику игровой зависимости у младших подростков, за счет корректировки ее причин и включающая в себя следующие направления деятельности: диагностика, профилактика и работа с родителями.
...
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность педагога по профилактике кибербуллинга у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность учителя начальных классов по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Склонность к аддиктивному поведению как проявление дезадаптации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018





