ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие аддиктивного поведения: характеристика компонентов,
психологические особенности 6
1.2 Возрастные особенности младших подростков 13
1.3 Специфика профилактики аддиктивного поведения младших подростков 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Описание эмпирической выборки и методик исследования 30
2.2 Результаты исследования аддиктивного поведения младших подростков 32
2.3 Программа профилактики аддитивного поведения младших подростков 38
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность исследования определяется тем, что на продолжении длительного периода ученые всего мира уделяют пристальное внимание физическому и психологическому развитию подростков. В этот период жизни ребенка происходят глобальные физические изменения, для которых характерны нестабильные психические реакции, подверженность различным внешним влияниям. Результатом чего зачастую является появление у детей элементов деструктивной неопределенности, в свою очередь влекущих за собой негативные воздействия на личность, формирующих у подростков приспособительные и защитные механизмы асоциального плана.
Принимая во внимание то, что в подростковом возрасте активно формируется индивидуальный стиль поведения (зачастую посредством привлечения вспомогательного арсенала из деструктивной окружающей среды), появляется риск возникновения у ребенка проявлений аддиктивного поведения и восприятия окружающего социума.
Задача предупреждения и профилактики формирования аддикции уже в младшем подростковом возрасте стоит на первом месте при формировании психического здоровья современного молодого поколения, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, увеличение числа подростков, приверженных к аддиктивному поведению, склонных к психологической неустойчивости и асоциальным моделям поведения.
Во-вторых, подростки группы риска, проходя через трудности периода взросления, испытывают часто психологический кризис, не владея при этом конструктивными способами выхода из сложных жизненных обстоятельств и ситуаций. Для них проще всего использовать какие-либо аддиктивные агенты.
В-третьих, для детей младшего подросткового возраста зачастую типичны определенные поведенческие стереотипы, которые вовсе содействуют формированию психологической устойчивости, а напротив, ведут к риску возникновения аддикций.
О.А. Липовая и ее коллеги считают, что дети подросткового возраста считаются наиболее уязвимой категорией населения нашей страны для появления разнообразных форм аддиктивного поведения . В младший подростковый период у ребенка происходит формирование своего образа «Я». Детьми в этом возрасте очень остро воспринимаются моменты неприятия себя и своей личности коллективом, так может возникнуть замещение личного общения общением в сети или компьютерными играми.
По мнению М.Г. Волковой, «данный возраст является критическим потому, что в нем происходят изменения, которые затрагивают все стороны жизни и развития»
М.Н. Усцева, в свою очередь, рассматривает подростковую аддикцию как дезадаптивное или малоадаптивное поведение, пораждаемое доминированием стратегии ухода от жизненных трудностей и реальности .
Когда подросток ощущает психологический дискомфорт, он стремится уйти от привычной реальности, создает себе мнимое ощущение безопасности и старается восстановить равновесие своих ощущений. Так как личность подростка младшего возраста еще не окрепла, ей труднее всего справиться с возникшей зависимостью. Именно поэтому данную возрастную категорию можно отнести к группе риска возникновения аддикций.
В последние годы данные статистики и исследователей демонстрируют, что проявления аддикции сильно помолодели- сказывается резкий рост информатизации детей. Современные дети младшего школьного возраста родились и развиваются во втором десятилетии XXI века, для которого характерно стремительное развитие информационных технологий, всеобщая информатизация и цифровизация.
...
В представленной квалификационной работе нами подробно были изучены теоретические основы аддиктивного поведения младших подростков: рассмотрены основные понятия аддиктивного поведения,
возрастные особенности младших подростков и специфика профилактики аддиктивного поведения детей данного возраста.
Высокая актуальность проблемы аддиктивного поведения подростков обусловлена тем, что у проявлений аддикции расширились возрастные границы - сказывается резкий рост информатизации детей младшего возраста. Выросла распространенность аддикттивного поведения среди подростков, постоянно появляются новые форма, эффективность превентивных и реабилитационных мероприятий снижается.
В трудах отечественных и зарубежных авторов аддиктивное поведение рассматривается как деструктивное поведение, наносящее вред физическому и психическому развитию человека.
Установлено, что аддиктивное поведение развивается под влиянием различных факторов, среди которых выделяют: биологические, социальные и индивидуальные.
Современные исследователи считают, что самыми опасными являются: химические аддикции; биохимические аддикции (неправильное питание) и нехимические аддикции (поведенческие).
Аддиктивное поведение может формироваться в любом возрасте, но поскольку особенностями младшего подросткового возраста являются: неустойчивость эмоционального фона, обидчивость, восприимчивость к чужому мнению, противоречивые стремления, категоричность в суждениях, чувство взрослости, дети данного возраста особенно подвержены началу формирования отклонений в поведении.
Спровоцировать аддиктивное поведение ребенка могут личностные качества: заниженная самооценка, неуверенность в себе, склонность к 46
агрессии, несформированная эмоциональная устойчивость и т.д.
Причинами появления аддиктивного поведения у подростков могут служить: проблемы в семье, группы риска, несостоятельность семьи, отсутствие взаимопонимания в семье, конфликты со сверстниками, низкая стрессоустойчивость и другие. Зачастую дети, которые имеют высокие потребности, находятся в поисках путей достижения целей, поставленных перед собой. Однако при невозможности найти такой путь, они замыкаются в себе и в качестве утешения прибегают к концентрации внимания на различных предметах, будь то компьютер, вредные привычки, алкоголь или наркотики.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № хх г. Красноярска, направленное на изучение имеющихся склонностей к аддиктивному поведению у младших подростков. С этой целью были использованы методики: «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) и «Степень увлеченности младших подростков компьютерными играми» (А.В. Гришина). Выборка исследования представлена подростками 11 - 12 лет.
По результатам диагностики выявлен высокий уровень склонности к аддикции (от 70 до 80%). Основной аддикцией этого возраста является компьютерная.
Данные результаты диагностики приводят к выводу о том, что на сегодняшний день младшие подростки открыты миру и новым впечатлениям, однако имеют такие личностные характеристики, которые могут спровоцировать возникновение аддиктивных склонностей.
Обобщив результаты исследования, мы предложили программу профилактики аддитивного поведения младших подростков, нацеленную на профилактику игровой зависимости у младших подростков, за счет корректировки ее причин и включающая в себя следующие направления деятельности: диагностика, профилактика и работа с родителями.
...
1. Алтынова С.Е. Гендерные различия аддиктивного поведения
подростков / С.Е. Алтынова // Психология личности: актуальные
исследования: сборник научных трудов Магнитогорск, 2020. С. 39-43.
2. Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции обучающихся в системе общего образования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2014. 303 с.
3. Буслаева Е.Л. Особенности социально-психологических установок подростков, склонных к аддиктивному поведению// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 2(839). С. 170-182.
4. Буслаева Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. №2(835). С. 159-172.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44047315 (дата обращения:
19.03.2022).
5. Бухановский А.О., Андреев А.С., Бухановская О.А. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: пособие для врачей. Ростов н/Д, 2002. 360 с.
6. Ветерок Е.В. Арт-терапия в работе с аддиктивной личностью// Смальта, 2020. №2. С. 13--19.
7. Волкова М.Г. Особенности формирования эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков// Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей (Брянск). 2019. С. 110-117.
8. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. №4. С. 131-141.
9. Доронина П.Ю. Аддиктивное поведение: основные виды и их описание// Аллея науки. 2020. Т. 1. № 7 (46). С. 99-107.
10. Зорина В.И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств// Вестник Пермского университета. 2019. № 1 (17). С. 83-91.
11. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции: вопросы типологии, диагностики и классификации // Вопросы наркологии. 2020. №4 (187). С. 7-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43137740 (дата обращения: 09.03.2022).
12. Ершова Ю.А. Тренинг как средство коррекции аддиктивного поведения у девиантных подростков// Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (Симферополь). 2020. С. 197-200.
13. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося
поведения). 6-е изд. испр., М., 2018. 288 с.
URL:https://psy.wikireading.ru/96370 (дата обращения: 29.03.2022).
14. Козлова А.В. Особенности формирования аддиктивного поведения подростков // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) (ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»). 2019. С. 24-29.
15. Кубекова А.С. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения// Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 8-2(76). С. 77-79 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46560986 (дата обращения: 29.03.2022).
... всего 50 источников