Введение 2
I глава: Проблема освоения поэтики И.А.Бунина в образовательном пространстве
школы 5
1.1. Судьба творца: И.А.Бунин — глава в развитии русской литературы 5
1.2. Проблема освоения поэтики прозы И.А.Бунина в школе 14
II глава: Постижение прозы И.А.Бунина школьниками во внеклассной и внеурочной
деятельно сти 28
2.1. Организация внеклассной и внеурочной деятельности школьников по литера
туре 27
Система внеклассно-внеурочных занятий (проза И.А.Бунина, 6-8
классы)
Заключение 52
Список литературы 55
И.А.Бунин - великий русский писатель, творчество которого нельзя воспринимать поверхностно и однозначно. Его поэтика, а именно бесфабульное повествование, музыкальность, лиризм, особый художественный язык, интересовала множество исследователей, которые пытались постичь творчество Бунина. Мы опирались на труды В.А Афанасьева, О. Н. Михайлова, Г.П. Климова, В.В. Лаврова, М. Рощина, а так же на воспоминания В.Н. Муромцевой-Буниной.
Творчество замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии, И.А. Бунина вызывает неизменно высокий интерес в методике преподавания литературы в средней школе. Однако в практике современной школы творчество И. Бунина, представленное фрагментарно в 6-8 классах, изучается в основном на заключительном этапе литературного образования учащихся.
На наш взгляд, изучение творчества И.Бунина в 6-8 классах средней общеобразовательной школы должно быть систематизировано и на каждом этапе иметь свою специфику, обусловленную возрастными и психологическими особенностями школьников, их интересом к предложенным произведениям с тем, чтобы знакомство учащихся с творчеством писателя носило не эпизодический характер, а являлось подготовкой к изучению монографической темы в старших классах. Изучение творчества И.Бунина в определенной системе, а так же в рамках внеклассного чтения и внеурочных занятий поможет более глубокому постижению учащимися личности художника слова, эстетических взглядов писателя, нашедших отражение в его произведениях.
Потребность в создании теоретически обоснованного варианта системы изучения творчества И.Бунина в средних классах и недостаточное освещение возможностей внеклассной и внеурочной работы в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.
Объект исследования — поэтика прозы И.А.Бунина.
Предметом исследования — процесс восприятия и освоения поэтики прозы И.А.Бунина учащимися 6-8 кл.
Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая разработка эффективной системы постижения поэтики прозы И.А.Бунина в 6-8 классе.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: система изучения творчества И. Бунина в 6-8 классах будет эффективной;
• если место каждого изучаемого произведения будет мотивировано, исходя из художественной природы самого произведения;
• если постижение художественного своеобразия прозы И. Бунина будет осуществляться на основе творческой деятельности учащихся во внеклассных и внеурочных формах;
• если при изучении прозы И. Бунина будет соблюден принципы системности, то есть усложнения работы ученика-читателя;
Задачи исследования.
Определение цели, объекта, предмета, гипотезы позволило выделить конкретные задачи исследования.
1. Выявить особенности поэтики И.Бунина, которые важны для более глубокого понимания подростками прозы писателя.
2. Выяснить, как творчество И.А.Бунина представлено в программно-методических материалах для учителя.
3. Обосновать содержание и методику внеклассной и внеурочной системы изучения произведений И. Бунина в 6-8 классах.
4. Разработать содержание и методику организации внеклассных и внеучебных занятий по прозе И.А.Бунина в 6-8 классах.
Методологической основой являются исследования литературоведов, работы ди- дактов и методистов.
...
Целью нашего исследования было создание одного из вариантов системы изучения творчества И.А.Бунина в 6 - 8 классах общеобразовательной школы.
В ходе его были решены задачи, сформулированные во введении. В своей работе мы исходили из того, что изучение творчества И.А.Бунина должно носить выверенный системный характер, обладать научностью и учитывать специфику читательского восприятия, обусловленную возрастными, психологическими особенностями школьников, а так же отвечать интересам современного подростка.
Мы выявили, что И.Бунин использует свой «художественный дар», чтобы не напрямую «говорить» о проблемах, которые он затрагивает в своих произведениях. В этом сложность его восприятия и к такому мы должны подготовить учащихся за три года обучения. Хотим отметить, что за И.Буниным закрепляется бесфабульное повествование, лиризм. Отсюда следует особая музыкальность, чувственность его произведений. Каждый звук в его прозе несет в себе определенный смысл. Поэтический дар И.Бунина способен показать нам нестандартным образом человеческие эмоции, открыть внутренний мир человека. Если мы будем видеть, а главное понимать поэтику Бунина, то благодаря этому сможем глубже понимать прозу этого писателя. Его язык на первый взгляд может показаться простым в освоении, но на самом деле это не так. За этим скрывается философия, которую автор пытается донести до своего читателя. Зачастую учащиеся не готовы к такому анализу произведений. Именно в этом заключается наша задача - грамотно выстроить систему изучения И.Бунина с 6-8 класс, указывая на все особенности поэтики его произведений.
Изучив программно-методические материалы, авторами которых являются В.Я.Коровина, Г.С.Меркин и В.Г.Маранцман, мы пришли к следующему выводу, что школа уделяет внимание такому непростому и сложному в освоении автору, как И.А.Бунин. Но зачастую этого внимания недостаточно. Мы делаем вывод, что каждая программно-методическая разработка имеет в своем арсенале, как плюсы, так и минусы. Но мы не обнаружили ни одной программы, которая на наш взгляд отвечала бы всем нашим требованиям. Поэтому мы понимаем, что для изучения И.Бунина учителю необходимы дополнительные материалы и пособия, которые помогут в полной мере изучить и подготовиться к более сложным произведениям в старших классах. В данной работе мы рассмотрели пособие О.Ю.Богдановой, которое помогает решить практически все наши задачи. Данная программа рассчитана на 7 лет поэтапного и системного изучения творчества И.Бунина, в нем представлены вопросы и задания, которые помогут решить задачи, которые мы ставим. В её видении изучения Бунина мы нашли подтверждение, что данная методика работает. Но в основном Богданова предлагает урочную (аналитическую) работу. Мы предлагаем перенести урок углубленного изучения текста на внеурочную плоскость. Современным школьникам нужна мотивация, интерактив может им в этом поспособствовать. Но так же хотим отметить, что мы не отменяем традиционную форму урока, а предлагаем альтернативный (внеурочный) путь.
Следующая задача, которую нам необходимо было решить — это обоснование содержания и методики внеклассной и внеурочной системы изучения творчества И. Бунина в 6-8 классах, исходя из значимости и взаимосвязанности произведений в его художественном мире. Рассмотрев организацию внеклассных и внеурочных мероприятий, мы увидели, что для современных школьников такая система обучения гораздо ближе и эффективнее. Через интерактивную деятельность, нестандартные формы работы и включение специального оборудования, учащиеся гораздо лучше усваивают полученные знания. Благодаря внеклассному чтению, мы можем включить в программу произведения, которые не можем изучать в рамках традиционного урока, способны самостоятельно выбирать форму урока.
...
Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества. М., 1966.
2. Афанасьев В.А. Проза Бунина. М.,1969.
3. Барская Н.А. Наши дети и художественная литература. М., 2005.
4. Богданова О.Ю. Бунин в школе: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 304 с.
5. Болдырева Е.,Кучина Т. Игры, конкурсы, олимпиады по литературе... М.,2007.
6. И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы. Повести. "Библиотека Всемирной литературы", М.: Художественная литература, 1973.
7. И.А.Бунин. Полное собрание рассказов в одном томе. М., Альфа-книга. 2018.
8. И.А.Бунин. Собрание сочинений в шести томах. Том 5. М.: Художественная литература, 1987.
9. Долинина С.Я.Литературный турнир.М., 2002.
Климова Г.П. Художественный мир Бунина. М., 1991.
11. Как создать читательскую среду в школе: науч.-метод. сборник. Сер."Стратегия современного гуманитарного образования". Вып.1.М.,2009, с.61-74.
12. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
13. Коровина В.Я. Учебник. Литература. 6 класс. Москва. Просвещение. 2016.
14. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч,- М.: Просвещение, 2015.
15. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015
16. В.Я.Коровина. Рабочая программа по литературе для 5 - 8 классов. - М.: Просвещение, 2014.
17. «Литература». 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2015 г.
18. Лавров В.В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920 — 1953): Роман — хроника. М., 1989.
... всего 32 источников