ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1. Теоретические аспекты проблемы детско-родительских
отношений в психологической науке 8
1.2. Детско-родительские отношения в неблагополучных семьях.. .12
1.3. Особенности профилактической работы с неблагополучными семьями 18
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТОКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 25
2.1. Паспорт проекта 25
2.2. Содержание проекта 29
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Современная ситуация экономики нашей страны отразилась на ухудшении финансового положения семьи, что привело к резкому росту семей группы риска или неблагополучных семей, поэтому на сегодняшний день семейное неблагополучие является значительно распространенным явлением. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» неблагополучная семья - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Особого внимания требуют детско-родительские отношения подростков, живущих в таких семьях [16].
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения, связанные с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичнсти. Исследованием проблем неблагополучных семей занимались М.И. Буянова, А.Я. Варга, И.Ф.Дементьева, В.М. Целуйко и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие, изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных [9].
В процессе воспитания ребенка в семье, особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (А.А. Бодалев, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Е. Личко, В.В. Столин, А.С. Спиваковская,). В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Баумринд, А.Я. Варга, А.Е. Личко, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).
Образ детско-родительских отношений у подростков носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер и определяет тактику взаимодействия с родителями. В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско- родительских отношений и соотнесения особенностей образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями.
Особый акцент стоит сделать на значимость семьи в период взросления. В подростковом возрасте отмечается большое количество противоречий и трудностей. Возникающие трудности зависят от характерной для этого возраста повышенной возбудимостью, острой реакции на обиду, повышенной критичности по отношения к старшим. И здесь немаловажным являются от-ношения между родителями и детьми, поскольку подростковый возраст является переходным, от детства к взрослости. Особого внимания требуют детско-родительские отношения подростков, живущих в неблагополучных семьях, которые характеризуются нереализованными потребностями в любви и признании, отвержением, непоследовательностью в воспитательных приемах, отсутствием уважения к ним, конфликтностью. Все это оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной и когнитивной сферы подростка, на благополучие ребенка в семье и его будущее развитие.
В тоже время отмечается противоречие:
Между теоретическими представлениями о роли детско-родительских отношений неблагополучной семьи в развитии подростка и недостаточной разработанностью этой проблемы в психологической практике.
Основываясь на имеющемся противоречии, мы сформулировали проблему: «Каковы профилактические мероприятия деструктивных детско- родительских отношений подростков из неблагополучных семей?».
Объект - детско-родительские отношения подростков из неблагополучных семей.
Предмет - профилактика деструктивных детско-родительских отношений подростков из неблагополучных семей.
Цель - выявление деструктивных детско-родительских отношений подростков из неблагополучных семей и разработка программы по профилактике данного явления.
Задачи:
1. Изучить проблему детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии;
2. Выявить особенности детско-родительских отношений подростков из неблагополучных семей;
3. Разработать программу профилактики деструктивных детско- родительских отношений подростков из неблагополучных семей в условиях общеобразовательного учреждения.
Проектная идея: поиск возможностей оптимизации взаимоотношений «современный подросток - семья» является актуальной и значимой задачей психологической науки и практики.
Особого внимания требуют детско-родительские отношения подростков, живущих в неблагополучных семьях, которые характеризуются нереализованными потребностями в любви, отвержением, отсутствием уважения к ним.
Программа профилактики будет способствовать переосмыслению причин внутрисемейных конфликтов и правильному выстраиванию родительских отношений с детьми-подростками.
Методы:
1. Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: анкета, опросники.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики:
1. Методика ДРОП О.А.Карабановой, П.В. Трояновской;
2. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромициной.
3. Анкета «Характер родительского отношения» Л.В. Авериной.
Теоретико-методологической основа:
- комплексный и системный подходы (В.Н. Садовский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, К.К. Платонов);
- механизмы влияния внутрисемейной ситуации и детско-родительских от-ношений на развитие личности (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.);
- психология детско-родительских отношений (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев, A.B. Петровский, A.C. Спиваковская, В.В. Столин, Е. Шефер и др.);
- теория и практика групповой коррекции и консультирования родителей (А. Адлер, J. Biacher, Т. Гордон, Г.А. Мишина, В.В. Ткачева).
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработана профилактическая программа, направленная на гармонизацию детско- родительских отношений в неблагополучных семьях с детьми подросткового возраста.
База предпроектного исследования: МБОУ СШ №XX г. Красноярска. Выборочную совокупность составили 19 подростков, возраст респондентов 13-15 лет. Из них: 4 девушки и 15 юношей. А также родители подростков: 4 отца и 15 матерей.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В процессе проведенной работы по выявлению деструктивных детско- родительских отношений подростков из неблагополучных семей и разработки программы по профилактике данного явления были решены задачи.
Проблема представлений о детско-родительских отношений подростков из неблагополучных семей широко исследована в психологической науке. В данной работе определение «детско-родительские отношения» было рассмотрено как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Было установлено, что по данной проблеме существует множество теорий и каждая из теорий изучает свои аспекты данной проблемы. В результате чего формируется целостное представление о детско-родительских отношениях. Анализ литературы, проведенный в теоретической части работы показал, что влияние детско-родительских отношений в неблагополучных семьях на подростка велико. Силяева Е. Г утверждает, понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно - оценочное, сознательно - избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского воспитания, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Говоря о представлениях о детско-родительских отношениях подростков из неблагополучных семей, мы выделили параметры оценивания данных представлений. Первый параметр который мы выделили - это эмоциональное отношение ребенка и родителя (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция), второй - особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, конфликтность, поощрение автономности, принятие решений), третий - это контроль куда отнесли требовательность, авторитарность, мониторинг, особенности поощрений и наказаний, четвертый параметр - противоречивость или непротиворечивость отношений (непоследовательность в воспитательных приемах и неуверенность родителя в его воспитательных усилий).
При проведении предпроектного исследования были выяснены представления о детско-родительских отношениях подростков из неблагополучных семей, которые оценивались по выделенным параметрам. Исходя из оцененных параметров можно утверждать, что подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей. Полученные данные указывают на то, что выделенные факторы препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Такие взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами - к низкому потенциалу самореализации, поэтому очень важно проведение профилактической деятельности.
Результаты проведенного предпроектного исследования позволили нам разработать проект с учетом особенностей представлений о детско- родительских отношениях подростков из неблагополучных семей. Проект ориентирован на повышение родительской компетентности, осознанности семейных ценностей, создание положительного психоэмоционального климата между детьми и родителями. Деятельность по профилактики детско- родительских отношений в рамках проекта предполагается осуществлять в условиях общеобразовательного учреждения, так как данное учреждение обладает широкими возможностями для осуществления профилактики деструктивных детско-родительских отношений подростков из неблагополучных семей.
Резюмируя общие итоги проведенной работы по выявлению деструктивных детско-родительских отношений подростков из неблагополучных семей и разработки программы по профилактике данного явления были решены основные задачи.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб: Питер, 2011. С. 400.
2. Атаханов Р.А., Абдурашитов Н.Ф. Деструктивные детско-родительские отношения и возможности совершения подростками правонарушения // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т.6. № 4А. С. 165-179.
3. Ананьева Ж.В. Место и роль социальной работы в системе комплексной профилактики и преодоления семейного неблагополучия на местном уровне // Международный студенческий научный вестник. 2013. № 15. С. 37-41.
4. Бодяева Ю.В. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusnau. com (дата обращения: 25.10.2018).
5. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений // Ученые записки ЗабГГПУ. 2010. № 1. C. 244-247.
6. Бойко Ю.В. Детско-родительские отношения как одно из условий развития у подростков позитивных установок на будущую семью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3. С. 241-244.
7. Варга А.Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб, 2001. C. 278.
8. Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 703-705.
9. Гарибашвили Т.И. Исследование детско-родительских отношений в отечественно психологии // Известия Южного федерального университета. 2006. № 3. C. 119.
10. Геворгян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 39-44.
11. Гимадиев Т.В. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2(4). С. 64-66.
12. Делейчук Л.Э., Берняева И.О. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1. С. 130-135.
13. Жамалетдинова Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка // Молодой ученый. 2017. № 41. С. 146¬148.
14. Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций // Челябинск. Изд-во Цицеро. 2014. С. 222.
15. Ждакаева Е.И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков // Психопедагогика в право-охранительных органах. 2010. № 4. C. 57-58.
16. Ждакаева Е.И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 6. С. 216.
17.Зоря Н.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Концепт. 2015. № 1. С. 35-40.
18.Захарова Г.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях подростков с девиантным поведением // Наука ЮУрГУ . 2014. С. 1471-1478.
19. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ. 2002. С. 150.
20. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс] //
URL: http://base.garant.ru/12116087/1ixzz4QnmdHVV2(дата обращения: 12.10.2018).
21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие // М.: Гардарики, 2005. С. 319.
22. Клецин И.С. Семейная психология и семейная терапия. 2008. С. 87-90.
23. Карабанова О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // М.: Гардарики, 2005. С. 360.
24. Кошукова О.Н, Бочанцева Л.И. Исследование особенностей детско- родительских отношений в семьях с алкогольной зависимостью // Актуальные вопросы психологии. 2017. № 13. C. 5-9.
25. Кулясова Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 804-806.
26. Конева О.Б. Неблагополучная семья на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14. C. 38.
27. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей и детьми. - М., 2007.
28. Мусина И.П. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей на примере подросткового центра // Ученные записки СПбГИПСР. 2014. № 2. С. 89-95.
29. Пуговкина А.С., Леванова Е.А. Особенности конфликтов в детско- родительских отношениях // Студенческая наука XXI. 2015. № 2. C. 158-160.
30. Петровский А.В., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 20-26.
31. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста // 12-е изд., СПб.: Питер, 2012. С. 816.
32. Рычкова Л.С., Конева О.Б. Гармонизация детско-родительских отношений как основа профилактики суицидального поведения // Вестник
Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. №1.С. 48-54.
33. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2, М.: ООО Апрель Пресс, 2000. С. 464 .
34. Солманидина М.Б. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников // Приволжский научный вестник. 2015. № 3. C. 20-72.
35. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
2015. № 1. С. 251-254.
36. Тихонова Д.В. Психолого-педагогическая коррекция детско-
родительских отношений // Концепт. 2015. Т.10. С. 41-45.
37. Тукшумская А.В., Тулупова О.В. Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование личности подростка // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4(22). С. 157-159.
38. Тушнова Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детско-родительских отношений // Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. 2016. № 44. С. 28-32.
39. Фромм Э. Гуманистический психоанализ // СПб.: Питер, 2002. С. 468.
40. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученный. 2014. № 2. С. 704-707.
41. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей // М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. С. 272.
42.Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 32-37.
43. Шац И.К., Коваленко В.В. Развитие детско-родительских отношений в трудных жизненных ситуациях // Вестник Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина. 2011. № 2. C. 120-128.
44. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография. М.: Изд-во Прометей, 2013.
45.Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Семейная психотерапия // Л.: Меди-цина, 1990. С. 190.
46. Aunola K. Children and adolescent achievement strategies, school adjust-ment and family environment//University of Jyvaskyla. 2001. Vol. 5. P. 153.
47. Barbu S., L'Antoene A.J. Social affinities and verbal communication among young children // International Ethological Conference. 2001. Vol. 36. P. 33.