ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ 18
1.1. Понятие конфликта и конструктивного разрешения конфликта .... 18
1.2. Готовность педагогов дошкольной образовательной организации к конструктивному разрешению конфликтов: сущность и содержание понятия, особенности проявления 39
1.3. Медиация как технология конструктивного разрешения конфликтов 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 56
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗЦИИ58
2.1. Организация и результаты экспериментальной работы по изучению готовности педагогов дошкольной образовательной организации к
конструктивному разрешению конфликтов 58
2.2. Описание формирующих мероприятий, направленных на
формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к конструктивному разрешению конфликтов 67
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 77
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
С проблемой возникновения конфликта, теоретическим осмыслением его сущности, рекомендациями, направленными на практическую работу по разрешению конфликтов часто сталкивается администрация в любой образовательной организации. Если конфликт не удалось предвидеть или оценить всю серьезность противоречий и предупредить его, и он все-таки разгорелся, то главная задача состоит в том, чтобы его конструктивно разрешить, извлечь из него соответствующие уроки и по возможности даже пользу. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов отмечают, что конфликту подвержены все области существования, составляющие жизнедеятельность индивида. Это неотъемлемая часть межличностных взаимоотношений, их существование постоянно сопровождало человеческое общество, принося пользу или вред. В современной науке возникновение конфликтов рассматривается как неизбежный процесс, определяющий течение изменений в обществе, человеческую природу [3].
Научно-технический и социальный прогресс является катализатором непрерывного усложнения взаимоотношений между партнёрами, обеспечивающими деятельность. Современное общество подвержено негативным влияниям, пагубно отражающимися на психологическом здоровье людей. Боязнь потерять работу, высокая конкуренция на рынке труда, несоответствие заработной платы вложенному труду, большая разница в социальном положении людей этому подвержены и педагогические коллективы. Реформирование системы образования, оптимизация численного состава педагогического корпуса, необходимость доведения заработной платы педагогов до регионального размера приводят к перегрузкам, что служит одним из факторов возникновения напряженности во взаимоотношениях, способны создать конфликтную ситуацию, парализовать работу современной дошкольной организации.
Возникновению конфликтов способствует, во-первых, наличие сложности, многогранности и полифункциональности, которым подвержен воспитательно - образовательный процесс. Второй причиной является общий мировой кризис, когда ломаются стереотипы, изменяются приоритетные ценности, духовная сфера, т.е. всё то, что составляло основное содержание учебно-воспитательной работы. В - третьих, в детском саду меняется подход к воспитанию и обучению дошкольников.
Введение ФГОС ДОО меняет сложившиеся стереотипы, инновации, необходимость применения новых педагогических технологий способны привести к проявлению негативных тенденций во взаимоотношении между субъектами, занятыми в образовательном процессе.
Гуманистическое направление предписывает искоренение авторитарной формы в общении, поиске формы сотрудничества, обеспечивающей равноправное участие всех задействованных сотрудников.
В педагогике работа над изучением особенностей конфликтов считается наиболее важной. Атмосфера в группе должна быть доброжелательной, настраивающей на плодотворную работу, не создавать условия для возникновения конфликтов и она во многом зависит от межличностных отношений между членами педагогического коллектива, воспитанниками, их родителями.
Администрация дошкольной образовательной организации должна быть не только настроена на создание комфортной обстановки, способствующей творческому процессу, но и уметь вовремя и грамотно вмешаться в назревающий конфликт, не давая ему, разрастись и нарушить процесс плодотворной работы [5].
Конфликты сопровождают человеческое общество на всём пути его развития и поэтому оно заинтересовано в их изучении и создании способов и возможностей для конструктивного урегулирования спорных моментов. Для этого каждому педагогу необходимо владеть минимумом знаний по теории конфликтов, уметь правильно выбирать стратегию поведения не только при конфликте внутри коллектива, но и при работе с дошкольниками, их родителями.
Противоречия:
- между большим количеством конфликтов (с педагогами, между родителями, между родителями и педагогами, между детьми, между руководством и педагогом) и недостаточностью компетенции педагогов ДОО по конструктивному разрешению конфликтов;
- между необходимостью формирования готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов и недостаточностью педагогических исследований по разработке моделей данной готовности.
Проблема исследования: какова система мероприятий и условий, способствующая формированию готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов.
Проблема конфликтов рассматривается в рамках нескольких наук - в психологии, педагогике, социологии, философии, политологии. Вопросы конфликтов изучались многими отечественными и зарубежными учеными, например такими как А.Я. Анцупов, Л.С. Выготский, Е.М. Бабосова, Ф.М. Бородкина, Н.С. Данакина, А.Г. Здравомыслова, Г.И. Козырева, Д.С. Конторова, Г.М. Потанина, А.И. Шипилов, Б.И. Хасан и другие ученые отмечавшие проблему конфликтов и способы разрешения конфликтов.
На рубеже XXI века одной из актуальных задач педагогической науки становится разработка педагогических приемов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. Педагогическая конфликтология в отечественной науке пока еще остается во многих отношениях «белым пятном», несмотря на то, что в последние годы российские ученые - педагоги активно ведут поиски своего видения конфликтологических проблем.
Поэтому проблема формирования готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов является достаточно актуальной для изучения в настоящее время и послужила поводом для проведения данного исследования.
Объект исследования: развитие готовности педагогов дошкольной образовательной организации к конструктивному разрешению конфликтов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к конструктивному разрешению конфликтов.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность педагогических условий, способствующих формированию готовности педагогов дошкольной образовательной организации к конструктивному разрешению конфликтов.
Задачи исследования:
1) Выполнить анализ теоретических источников, рассматривающих проблему конфликтов и конструктивного разрешения конфликтов.
2) Выявить потенциал медиации как технологии, способной конструктивно разрешать конфликт.
3) Разработать критерии для выявления сформированности готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов.
4) Выделить и апробировать педагогические условия, способствующие формированию готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов.
5) Определить результативность мероприятий, направленных на формирование готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов.
Гипотеза исследования: формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к конструктивному разрешению конфликтов будет происходить эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- расширение теоретических знаний педагогов в области конфликтологии;
- овладение педагогами техникой медиации, обеспечивающей необходимый набор умений конструктивно разрешать конфликты в дошкольной организации.
Теоретическая основа исследования составляют работы в области конфликтологии (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкина, Р. Дарендорфа, А.В. Дмитриева, С.А. Езопова С.М. Емельянова, Ю.Г. Запрудского, Л.Г. Здравомыслова, Г.И. Козырева, А.О. Колесова Т.Е. Поповой, К. Томаса, А.И. Шипилова, Б.И. Хасана).
Для реализации цели исследования, и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ нормативных документов, системный анализ.
эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опрос, интерпретационные (описательные) методы;
методы математической обработки данных: определение достоверности различий при помощи критерия Фишера
Для работы использовали следующие методики исследования: «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса, анкета «Что ты знаешь о конфликте»; тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня конфликтности личности».
База исследования: исследование проводилось в период с января 2018г по октябрь 2018 гг. в детском саду № X и в детском саду № X. В исследовании приняли участие 20 педагогов.
Внедрение результатов эксперимента проводилось в 2018г. В детском саду № X. Время реализации программы - (30 недель).
Апробация результатов исследования была представлена на XIX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XIX века»; на круглом столе кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева; публикации в журнале г. Москва, 2018 г.
Этапы исследования:
1 этап: теоретико-проектировочный - (проведение проектировочных работ, связанных с разработкой эксперимента; создание нормативной и информационных баз; обсуждение количества участников, частота и время занятий.
2 этап: внедренческий (организация непосредственных занятий по формированию готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов с использованием техники медиации; проведение мониторинговых исследований готовности педагогов к конструктивному разрешению конфликтов, информационное сопровождение);
3 этап: рефлексивно-обобщающий (анализ результатов деятельности, представление практического опыта, подведение итогов, планы на перспективу).
Научная новизна исследования:
1) систематизированы источники, освещающие отечественный и зарубежный опыт в области теории конструктивного разрешения конфликтов в образовательной организации;
2) теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность программы мероприятий по формированию готовности педагогов дошкольной организации к конструктивному разрешению конфликтов с применением техники медиации.
Практическая значимость:
1) результаты исследования могут быть использованы в практической работе по формированию готовности педагогов дошкольных организаций к конструктивному разрешению конфликтов;
2) основные положения и выводы по диссертационному исследованию могут быть включены в содержание профильных дисциплин подготовки будущих специалистов в области управления дошкольным образованием, а также в программы повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных организаций.
Основные результаты, полученные в ходе исследования, апробированы путем публикации в печатных научных изданиях:
1) Сазонова А.О. Особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации // Вопросы науки и образования: научно-теоретический журнал / под ред. Котлова А.С. М.: Научные публикации, 2018. № 27(39). С. 110-112.
2) Сазонова А.О. Исследование по выявлению конфликтной компетентности педагогов ДОО // Вопросы науки и образования: научно-теоретический журнал / под ред. Котлова А.С. М.: Научные публикации, 2018. № 27(39). С. 107-110.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Наше исследование своей целью имело проверить эффективность условий, способствующих формированию готовности педагогов ДОО к конструктивному разрешению конфликтов.
Мы выдвинули гипотезу, что формирование готовности педагогов ДОО к конструктивному разрешению конфликтов будет происходить эффективно при реализации следующих условий:
- расширение теоретических знаний в области конфликтологии;
- освоение техники медиации педагогами ДОО, предусматривающей закрепление умений по конструктивному разрешению конфликтов.
Выполняя одну из поставленных задач, мы провели изучение и анализ теоретических источников, рассматривающих проблему конфликтов и конструктивное разрешение конфликтов, так же нами была рассмотрена конфликтная компетентность педагогов и виды конфликтов в ДОО.
Анализ литературы показал, что тема конфликтов рассматривается во многих науках, существует множество определений и подходов к термину «конфликт». В ходе изучения литературных источников по теме конструктивного разрешения конфликтов нами были выделены условия конструктивного разрешения конфликтов: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих точек соприкосновения, снижение интенсивности негативных эмоций, объективный взгляд на проблему, выбор оптимальных стратегий разрешения конфликта. Определены критерии готовности к конструктивному разрешению конфликтов (когнитивный, эмоциональный и деятельностный).
Анализ литературы по теме медиации позволил сделать выводы о том, что медиация является одной из эффективных технологий по конструктивному разрешению конфликтов. Техника медиации, наряду с теоретическим блоком, вошла в основу разработанной нами программы обучения педагогов конструктивному разрешению конфликтов.
Конструктивный способ урегулирования противоречий способен оздоровить отношения в коллективе, поскольку грамотное решение конфликтных ситуаций среди конфликтующих позитивно влияет на процесс работы, самоорганизует коллектив. Помимо этого, межличностное противостояние помогает порой преодолеть напряженные отношения среди коллег, способно сплотить коллег и помочь им преодолеть трудности [23].
Ведя речь о прогнозировании конфликтных ситуаций в детском саду, необходимо учитывать психологические типы педагогов, наличие разногласий о проф. деятельности и стрессовых ситуаций, влияющих на воспитателя.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что педагоги обоих детских садов, участвующих в эксперименте не имеют достаточных знаний по конфликтологии, не могут предотвратить конфликт, перевести его в конструктивный, не владеют стратегией управления конфликтами. Анализ стратегии поведения показал, что оба настроены на сотрудничество, поиск компромисса.
Продолжая работу в данном направлении, выполняя следующую поставленную задачу, мы разработали ряд мероприятия по обучению конструктивному разрешению конфликтов. Для этого была создана группа педагогов, куда вошли сотрудники экспериментальной группы. Для них была составлена программа обучения, подобраны нормативные основы посреднической деятельности (медиации), разработан теоретический блок по конфликтологии.
Повторная контрольная диагностика показала, что после проведения целенаправленной работы по обучению педагогов конструктивному разрешению конфликтов экспериментальной группе количественные и качественные показатели изменились в позитивную сторону, что показало эффективность проведённой работы.
Итак, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров. М.: Генезис, 2014. 172 с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2013.224 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология : учебник для вузов М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2002. 591 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб. : Питер, 2006. 528 с.
6. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.: ООО «ТЦ Сфера», 2014.
7. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОО. Екатеринбург, 2006. 177 с.
8. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние. М., 2011. С. 373-394.
9. Белкин А.С., Нестеров В.В. Педагогическая компетентность: учебное пособие. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. 188 с.
10. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и меж-личностной конфликтностью подростков // Психол. наука и образование. 2010. № 2. C. 108-117.
11. Бойко, М.С. Медиация - волшебная технология посредничества в конфликтах // Адука-тар. № 2(14). Минск: 2008. С. 96-115.
12. Бойко М.С. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / под общ. ред. С.В. Лабода. Минск: Медисонт, 2011. 316 с.
13. Бойко М.С. Служба медиации в Gesamtschule Fischbek // Куток настаушка. 2008. № 14(17).С. 6-7.
14. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. 2-е изд. М., 2003. 295 с.
15. Ветров Ю.П., Волкова В.В. развитие коммуникативных способностей будущих преподавателей. Ставрополь, 2002. 96 с.
16. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб, 2011. 534 с.
17. Виноградова Г.А. Психологические основы управления педагогическими коллективами: учебное пособие: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, Ставрополь 2010. 142 с
18. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник , 2013 145 с.
19. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2006. 174 с.
20. Выготский JI.C. Психология. М., 2000. 1008 с.
21. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособиею М.: Проспект, 2014. 216 с.
22. Гилязова Д. Р. Медиация - новая технология управления конфликт-ными ситуациями на предприятии / Проблемы современной экономики: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. Екатеринбург: Издательство Уральского института фондового рынка, 2014. 212 с.
23. Гиндина Е.Д. Генетические основы эмоциональных и поведенческих особенностей у детей подросткового возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01.. М.: Рос. акад. образования, 2015. 24 с.
24. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: ПИТЕР, 2000. 464 с.
25. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. URL: konflictology_ hrestomatia/ch17_all.htm (дата обращения: 27.09.2018).
26. Гусева Н.В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый, 2011. № 11.(Т.2). С. 59-62.
27. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании М.,
ACADEMA, 2013. 142 с.
28. Зедгенидзе В.Я. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ // «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2009. №3. С. 9-18.
29. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 3-42.
30. Иванова Е.Н. Мифы и легенды о медиации. URL: library.phtml?m=1&p=14 (дата обращения: 27.09.2018).
31. Ильяшев А.В. Менеджмент. Организация и технология: Учебное пособие. М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 2010. 173 с.
32. Калашников Ю.Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала) // Управление персоналом. 2004. № 7. С. 17-22.
33. Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2006. 116 с.
34. Колесова А.О. Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2013. № 7. С 5-38.
35. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: Лань, 2011. 448 с.
36. Кроули Д., Грэм К. «Медиация для менеджеров: разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений. М., Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. 2010. С. 6-7.
37. Курбатов В.И. Конфликтология Ростов-на-Дон: Феникс. 2014. 305 с.
38. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под редакцией В.С Лазарева, Т.П.Афанасьевой, И.А Елисеевой, Т.И Пуденко. М.: Центр социальных и экономических исследований, 2015. 158 с.
39. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 55 с.
40. Менеджмент: Учебное пособие. / Автор-составитель Г.Б. Казначевская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 90 с.
41. Мета Г. Что такое медиация? URL: http://www.pt-
center.ru/public.php#3 (дата обращения: 27.09.2018).
42. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь 3-е изд., 2012, 319с.
43. Морозов А.В. Управленческая психология: учебник. М.:
Академический Проект, 2011.288 с.
44. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. М.: Просвет, 2010. 236 с.
45. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Курган: Изд-во КГУ, 2014. 187 с.
46. Опять о конфликтах и почему медиация не популярна? / О.В. Аллахвердова, М.В. Павлова // Медиация (Практическое издание). Новый подход к разрешению конфликтов. Пермь: Пермская холдинговая компания «РЕСУРС», 2009. C. 4-9.
47. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: Метод.
пособие. М.: Изд-во центр управленческого и политического
консультирования, 2013. 128 с.
48. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. «О программе подготовки медиаторов»// ФЗ РФ. 2010. № 50. Ст.6706.; Приказ Министерства образования и науки от 14 февраля 2011 г. «Об утверждении программы подготовки медиаторов»// Российская газета. 2011. 23 марта.
49. Сазонова А.О. Особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации // Вопросы науки и образования: научно-теоретический журнал / под ред. Котлова А.С. М.: Научные публикации, 2018. № 27(39). С. 110-112.
50. Сазонова А.О. Исследование по выявлению конфликтной компетентности педагогов ДОО// Вопросы науки и образования: научно-теоретический журнал / под ред. Котлова А.С. М.: Научные публикации, 2018. № 27(39). С. 107-110.
51. Ратникова В.П. Конфликтология: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2013. 543 с.
52. Сатарова А.А. Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы // «Юридический мир». 2011. № 1. С. 17¬20.
53. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. М.: Внешторгиздат, 2011. 104 с.
54. Семенов А.С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. М.: КомКнига, 2011. 304 с.
55. Тест К. Томаса - стратегия поведения в конфликтной ситуации.
URL: http://www.psi-test.ru/delo/srateg-konflikt.html (дата обращения:
19.10.2018).
56. Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2013. 265 c.
57. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. // ФЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
58. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. М.: МЦУПК, 2013. 68 с.
59. Шамликашвили Ц.А., Ташевский С. Азбука медиации. М.: Изд-во центр управленческого и политического консультирования, 2011. 64 с.
60. Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОО. М., 2008. 170 с.
61. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. М.: НОТА-М, 2005. 248 с.
62. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. М.: Генезис, 2010. 121 с.
63. Savignon S. Communicative Competence. New-York: Addison Wesley Publishing Company. 1983. 160 p.
64. Carroll R. Trends in Mediation Legislation: «All for One and One for All» or «One at All»? // Western Australian Law Review, 2002. Vol. 30. P. 167¬207. P. 173.
65. Gross M.A., Guerrero L.K., Alberts J.K. Perceptions of conflict strategies and communication competence in task-oriented dyads // Journal of Applied Communication Research, 2004. No. 32. P. 3-19.