ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности понятия познавательного
интереса 5
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса в процессе
проектной деятельности 11
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Описание методик исследования 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3. Формирующий эксперимент 30
2.4. Контрольный эксперимент 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
В связи с быстрыми темпами изменения общественного развития, возрастающей роли науки и техники, возникла необходимость воспитания активной личности, стремящейся к познанию и изучению окружающего мира. Именно период дошкольного детства является благоприятным для закладки в человеке основ активной познавательной позиции, которая будет воспитываться на протяжении всей жизни. В основе успеха абсолютно в любом виде деятельности лежит стремление к познанию нового, неизведанного. В дошкольном возрасте это проявляется через познавательный интерес, который заложен в ребенке биологически, но и этот интерес нужно развивать и поддерживать.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из областей образования в дошкольном периоде является познавательное развитие, целью которого является развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей через поддержку познавательно-исследовательского интереса в разных видах детской деятельности. Таким образом, познавательная активность рассматривается как одна из важнейших составляющих познавательного развития в целом [2].
Важность познавательного развития отмечали в своих исследованиях такие ученые как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. В отечественной психологии основы современного подхода к изучению познавательного интереса были заложены трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых показана неразрывная связь деятельности личности и ее активности. В своих трудах они говорили о значении познавательного интереса как ключевого элемента познавательного развития в целом.
Проблема изучения познавательного развития всегда была актуальна, и сейчас она приобретает особую остроту, так как быстрая модернизация 3
современного общественного строя требует от человека активности и большого запаса знаний, умений и навыков, которые нужно развивать с самого раннего детства [8].
Таким образом, цель исследования - выделить и апробировать педагогические условия развития познавательного интереса.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие
задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
2. Провести диагностику познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3. Выделить и апробировать педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Объектом исследования выступил познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: проектная деятельность становится средством развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
1. Создана проблемная ситуация побуждающая детей к активному поиску ее решения;
2. Взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к деятельности с учетом направленности детских интересов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого
педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного интереса позволил нам выделить понятие познавательного интереса - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам. Такое обширное понятие требует выделение отдельных компонентов - эмоционального, регулятивного, творческого и интеллектуального. Однако, стоит отметить, что данная проблема на сегодняшний день не достаточно изучена.
На данный момент не существует комплексной методики, которую можно было бы использовать для диагностики познавательного интереса. В нашем исследовании мы постарались покомпонентно исследовать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами были использованы методики «Особенности познавательной потребности» авторов Н.И. Гоношенко и В.С. Юркевича, «Оценка вопросительных проявлений у детей» автора Т.А.Серебрякова, «Познавательная потребность дошкольника» автора В.С. Юркевич в модификации Э.А. Барановой. Данные методики позволили нам сформулировать уровни развития познавательного интереса.
Диагностика на констатирующем этапе исследования показала, что высокий уровень развития познавательного интереса имеют лишь четверть детей обеих групп испытуемых, а более половины детей имеют средний и низкий уровень развития познавательного интереса. Таким образом, был выявлен дефицит развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
В качестве средства развития познавательного интереса нами была выбрана технология проектной деятельности. Мы предположили, что проектная деятельность становится средством развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста лишь тогда, когда создана 39
проблемная ситуация побуждающая детей к активному поиску ее решения, а также, если взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к деятельности с учетом направленности детских интересов. Опираясь на выдвинутые условия, мы организовали проектную деятельность с детьми экспериментальной группы. Темой проекта стала категория «время». Данная тема была выбрана с опорой на возникший интерес детей.
На контрольном этапе нашего исследования была проведена повторная диагностика уровня развития познавательного интереса. Исходя из результатов диагностики, мы увидели, что уровень развития познавательного интереса возрос в обеих группах. Однако, испытуемые экспериментальной группы показали лучшие результаты, чем испытуемые контрольной группы. В экспериментальной группе на 15% возросло количество детей с высоким уровнем развития познавательного интереса, в то время как в контрольной группе число таких детей возросло всего на 5%. Подобная ситуация сложилась также на среднем и низком уровне развития познавательного интереса. Это свидетельствует о том, что формирующие мероприятия оказали положительное влияние на развитие познавательного интереса. Таким образом, наша гипотеза доказана.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 16.05.2019).
2. Анфисова С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ. Тольятти: ТГУ, 2018. 78с.
3. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. 2015. №4. С.45-55.
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. М.: Речь, 2014. 128с.
5. Близнецова В.С Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя: методический журнал для педагогов детского сада. 2017. №9. С.21-30.
6. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОО: методический журнал для педагогов детского сада. 2014 №7. С.34-37.
7. Вайнц Р.Ф., Галиева К.Р. Познавательный интерес как проблема
исследования в теории обучения и воспитания [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37).
URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 13.05.2019).
8. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 88с.
9. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст. Учебное пособие. Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. 138 с.
10. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Айрис-Пресс, 2016. 190с.
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык-медиа. 2016. 365с.
12. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 47с.
13. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: Учебнометодическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012. 144с.
14. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада. 2017. С.24-29.
15. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников: Пособие. Волгоград: Учитель, 2011. 76с....36