Введение 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
СПОРТСМЕНОВ УШУ 5
1.1. История развития китайской гимнастики Ушу 5
1.2. Планирование тренировки спортсмена 7
1.3. Развитие гибкости, как элемент планирования тренировки
по ушу 7
1.4. Развитие физической подготовки спортсмена на начальном 16
этапе обучения
1.5. Причины травматизма при занятиях спортом 18
1.6. Вспомогательные элементы деятельности спортсмена- 20
ушуиста
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ПО УШУ 26
3.1 Планирование в ушу 26
3.2 Особенности тренировки по ушу 32
3.3 Формирование физической подготовки спортсменов-
ушуистов на начальном этапе обучения ушу 37
Заключение 42
Библиографический список 45
Актуальность: в современном ушу из-за изменений правил
соревновательных комплексов, повышается сложность программы, что ведет к повышенному травматизму. На последнем чемпионате Красноярского края в г. Красноярске 2018 было зафиксировано более 3 растяжений связок голеностопа, а также травм опорно-двигательного аппарата. Отсюда возникает острая потребность в более высокой физической подготовке спортсменов, начиная с первого года обучения.
Объект исследования: процесс увеличения силовых способностей и гибкости у спортсменов-ушуистов школьного возраста 9-11 лет.
Предмет исследования: развитие силовых способностей и гибкости у спортсменов-ушуистов школьного возраста 9-11 лет.
Цель исследования: составить наиболее эффективную программу
тренировок, включающую в себя комплекс упражнений для профилактики от травм
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по следующим категориям: «история развития китайской гимнастики Ушу»; «планирование тренировки спортсмена»; «развитие гибкости, как элемент планирования тренировки по ушу»; «развитие физической подготовки спортсмена на начальном этапе обучения»; «причины травматизма при занятиях спортом»; «вспомогательные элементы деятельности спортсмена-ушуиста».
2. Разработать программу тренировки, включающую в себя элементы восстановления после тренировочной нагрузки, а также упражнения, предупреждающие травмы мышц и суставов.
3. Проверить эффективность разработанной программы тренировки спортсменов-ушуистов 9-11 лет, включающую в себя элементы восстановления после тренировочной нагрузки, а также упражнения, предупреждающие травмы мышц и суставов в педагогическом эксперименте.
Гипотеза: Мы предположили, что если на начальном этапе обучения детей 9-11 лет в тренировочном процессе мы используем разработанную нами программу, содержащую элементы восстановления после тренировочной нагрузки, а так же упражнения, предупреждающие травмы мышц и суставов, то в процессе тренировок значительно снизится количество травм.
Научная новизна: Впервые при тренировке детей в возрасте 9-11 лет была успешно использована разработанная нами программа, содержащая элементы восстановления после тренировочной нагрузки, а также упражнения, предупреждающие травмы мышц и суставов.
Ушу - это боевое искусство, которое берет свое начало в древнем Китае. В ушу существует сотни стилей, которые можно классифицировать на «внутренние» и «внешние». Основной школой ушу является и по сей день Шаолинский монастырь, основанный в 495 г. На данный момент, ушу очень быстро развивается, основано множество академий ушу в Китае и школ Ушу в России.
Планирование тренировки по ушу является одним из важнейших аспектов и предусматривает наиболее рациональную постановку цели и задач тренировки, систему соревнований, динамику объема, и интенсивности нагрузок. Одним из основных элементов планирования тренировки по ушу — является развитие гибкости. Растяжке принадлежат все суставы, в основном тазобедренного и поясничного суставов, и все группы мышц, где в основном растягивается задняя поверхность бедра. Так же, одним из важнейших составляющих планирования тренировки спортсмена ушуиста, является развитие физических качеств спортсмена. Развитие физической производится посредством ОРУ — общеразвивающих упражнений, которые практически ничем не отличаются от упражнений из других видов спорта. Так же, в развитие физической подготовки обязательно входит развитие дыхательной системы. Так же, развивается дисциплинированность спортсмена.
Ушу - это сложнокоординационный вид спорта, который включает в себя элементы повышенной сложности, а именно - прыжки. Из-за этого, данный вид спорта считается травмоопасным. Травмы спортсменов возникают также в ходе некоторых причин: нарушение педагогических принципов; отсутствия внимания и дисциплинированности на тренировке; плохой страховки; плохо организованных мест занятий; недостаточный медицинский контроль; поломанный спортивный инвентарь; плохое питание; недостаточный самоконтроль; плохое самочувствие; присутствие отвлекающих факторов. А так же, травмы могут возникать из-за недостаточной материально-технической оснащенности и неправильной методике обучения.
Так же следует отметить, что в ушу достижение высокого спортивного
мастерства не может быть обеспечено с помощью одних только физических упражнений. Высокие спортивные результаты требуют от спортсмена обязательного и постоянного соблюдение спортивного режима: четкого
распорядка дня, питания и сна, повседневных утренних физических упражнений и закаливания организма.
Мы собрали и проанализировали 70 источников разных авторов и разных видов спорта, разделив их на 6 основных категорий: «История развития китайской гимнастики Ушу», « Планирование тренировки спортсмена», «Развитие гибкости, как элемент планирования тренировки по ушу», «Развитие физической подготовки спортсмена на начальном этапе обучения», «Развитие физ. подготовки спортсмена на начальном этапе обучения», «Причины травматизма при занятиях спортом», «Вспомогательные элементы деятельности спортсмена-ушуиста».
Для постановки дальнейших задач, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 100 респондентов. Из анкетирования мы выяснили, что Большая часть опрошенных считает, что природные данные ребенка важны для занятий спортом. Также, опрашиваемые считают, что на начальном этапе обучения, должен быть акцент на развитие физической подготовки. У многих респондентов тренировка составляет 2 часа, и они предполагают, что данная длительность является самым оптимальной и эффективной. Большинство респондентов считает, что делать разминку в начале тренировки и восстановление после тренировки необходимо. Стоит отметить, что в ушу, как и во многих других видах спорта могут возникать травмы, но большинство респондентов не могут дать ответ на вопрос о том, о по каким причинам это происходит.
...
1) Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов, педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва/серия «образовательные технологии в массовом и олипийском спорте» - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2004-800с [127-231c]
2) Восточные единоборства/ автор-сост. М. Гутин — М.: ООО
«издательство Астрель», ООО «издательство АСТ», 2000-160:ил — (серия для мальчиков)
3) Рукопашный бой — Мн: Харвест, М.: ООО «издательствоАСТ» 2002 — 144с - (самоучитель)
4) Гимнастика: учеб.дляя студ.высш.пед.учеб.заведений/Г 484 М.Л. Журавин ; О.В. Загрядская , Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001-448с [398 - 408]
5) Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [текст]: монография/ В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков.-М: Советский спорт, 2006 - 280с
6) Гимнастика с методом преподавания; Учеб.пособие для учащихся пед уч-щ по спец. 03.03 «Физ. Культура», Н.К. Меньшиков, М.Л. Журавин, Н.Д. - Скрябин и др.; под ред.Н.К. Меньшикова.-М: Просвещение 1990-223; ил-ISBN 509-00899 X
7) Тарасова Д.А. Анализ степени сложности программ и факторы, препятствующие росту спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменок сборной команды России по ушу-таолу / Д.А. Тарасова, С.А. Гониянц // Всероссийский форум «Молодые ученые - 2009». - М., 2009. - Т 1.
8) Верхошанский, Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8.
9) Васильев О.С. О месте боевого искусства ушу в системе современного детского спорта / Васильев О.С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2.
10) Абашин, А.И. Методика построения технико-тактических комбинаций в спортивном рукопашном бое : дис. ... магистра физ. культуры / Андрей Игоревич Абашин; РГУФКСиТ. - М., 2009 . - 102 с
11) Подготовка юных чемпионов, Издательство «Арт-Астрель», автор: Бомпа Тудор О. , 255 с.
12) Гавердовский Ю.К. «Техника гимнастических упражнений» Популярное пособие.- М.: Терра-Спорт, 2002 — 512 с.
13) Гимнастика: учеб. Для. Студ. высш. учеб. Заведений / Г 484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В Казакевич и др. ; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001 - 448 с.
14) Гимнастика с методикой преподавания: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. 03.03 «Физ. Культура». Н.К. Меньшиков, М.Л. Журавин, Н.Д. Скрябин и др.; Под ред. Н.К. Меньшикова.- М.: Просвещение, 1990 — 223 с.
15) Джет Лин «Боевая гимнастика. Упражнения китайского ушу для здоровья и самозащиты» [http://www.e-reading.club/bookreader.php/104698/Lin_- _Boevaya_gimnastika._Uprazhneniya_kitaiiskogo_ushu_dlya_zdorov'ya_i_samozashch ity.html]
... всего 70 источников