Введение 3
Глава 1. Теоретическая 5
1.1. Психологизм как метод изображения персонажей 5
Глава 2. Психологизм как метод изображение персонажей в романе «Коллекционер» 15
2.1 Общий анализ героев Миранды Грей и Фредерика Клегга в романе «Коллекционер» 15
2.1. Средства открытого психологизма в романе «Коллекционер» 24
2.2. Средства скрытого психологизма в романе «Коллекционер» 32
Глава 3. Методические материалы 36
3.1. Элективный курс «Зарубежная литература 20 века второй половины» 36
3.2 Методические материалы для проведения занятий в рамках
элективного курса 39
Заключение 55
Список литературы 58
Писатели во все времена стремились изобразить своих литературных персонажей максимально достоверно. С каждым этапом развития науки о литературе интерес к внутреннему миру персонажа всё больше захватывал умы писателей и читателей. Процесс создания литературных героев становился более тщательным. Поэтому именно сейчас как никогда остро возникла необходимость в более глубоком теоретическом подходе к изучению проблемы художественного психологизма как метода изображения персонажей в литературных произведениях. Интерес писателей к личной жизни человека способствовал усиленной разработке ими средств психологического анализа внутреннего мира героев. Не случайно, что для современного этапа в развитии западноевропейской литературы характерно внимание к подсознательным процессам в человеческой психике. В связи с этим меняется общее представление о внутреннем мире человека, меняются приемы раскрытия психологии героев. Это явление обширно и многогранно. Его влиянию подчинена значительная часть современной художественной литературы, в том числе и произведения Дж. Фаулза.
Данная работа посвящена изучению творчества одного из важнейших представителей литературы постмодернизма Джона Фаулза на примере исследования его дебютного романа «Коллекционер» с точки зрения использования писателем приёмов психологизма в отображении литературных героев. Материалом данного исследования было выбрано именно это произведение, т. к. оно представляется наиболее убедительным и показательным с точки зрения использования писателем приёмов отражения внутреннего мира литературных персонажей. При кажущейся полноте изученности произведений этого английского автора нельзя не признать тот факт, что его творения до сих пор не анализировались именно в аспекте психологического анализа как средства создания образов героев литературного произведения.
Многочисленные научные работы в области изучения творчества писателя представляются довольно разрозненными. Достаточно хорошо изучено творчество Дж. Фаулза в следующих монографиях: H. A. Смирновой «Тезаурус Джона Фаулза» , В. Г. Тимофеева «Уроки Джона Фаулза», «Философская дидактика Джона Фаулза: О методах и технологии воздействия на читательское сознание» , Храпова В.В. «Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза Коллекционер» . Творчество Дж. Фаулза в середине 1980-х годов XX века рассматривалось в контексте реалистической традиции в работах исследователей: A. A. Долинин , И. В. Кабановой , А. П. Саруханяна , С. Н. Филюшкиной.
Современных исследователей в указанных работах волнуют эволюция философско-эстетических взглядов Дж. Фаулза, постмодернистская основа его произведений, интертекстуальность, диалог с традицией, лексикостилистические особенности языка.
Несмотря на достаточное количество исследований, посвящённых изучению творчества Дж. Фаулза, многие работы не раскрывают особенности психологизма как средства создания образа героя в произведениях автора. Новизна работы состоит в том, что в литературоведении нет специальных исследований, посвящённых использованию психологизма как средства создания образов персонажей при изучении романа Дж. Фаулза «Коллекционер», которое необходимо применять в практике литературного образования на занятиях в старших классах.
Именно этим аспектом обусловлена актуальность нашего исследования - возможность наиболее четко проследить использование психологического анализа персонажей на занятиях по изучению творчества Дж. Фаулза в процессе литературного образования в старших классах.
Объектом исследования являются способы раскрытия и подачи психологизма при изучении романа «Коллекционер» Дж. Фаулза.
...
Первая глава нашего исследования посвящена изучению психологического анализа, который является одним из важнейших методов современного не только отечественного, но и зарубежного литературоведения.
Изучив труды отечественных и зарубежных литературоведов, посвятивших себя изучению психологизма, мы пришли к следующему определению психологического анализа - это достаточно полное и глубокое изображение чувств, переживаний и мыслей героя литературного произведения посредством определенных средств художественной литературы - ряда приёмов, позволяющих читателю проникнуть во внутренний мир героя. Важно при этом отметить, что у каждого писателя имеется своя индивидуально-разработанная система приёмов, которая может позволить читателям судить об особенном (авторском) методе психологического анализа.
Проведенный анализ позволил выделить художественные средства и приемы разных авторов, которые применяются при психологическом анализе и самоанализе, а именно: портретная деталь, детали пейзажа и вещного мира, внешняя и внутренняя речь, сны, видения и фантазии героев, прием умолчания, создание персонажей двойников, составляющая как бессознательное.
Вторая глава исследования посвящена, на наш взгляд, одному из самых глубоких с психологической точки зрения произведений английской литературы роману Джона Фаулза «Коллекционер».
Психологический анализ романа Дж. Фаулза показал, что автор затрагивает тему человеческой свободы, идейно-нравственных исканий личности, влияния искусства на мировосприятие героев, а также вопрос ответственности человека за свои действия. Автор сталкивает две непримиримые реальности - мир закостенелых «калибанов» и мир «немногих», тех, кто стремится бороться с Калибанством и гнилостью души.
Изображение психологического состояния героев в динамике становится основой романа «Коллекционер». Автор обнажает истоки внутренних противоречий и особенностей психики, передает напряжение и душевные переживания, максимально глубоко проникает во внутренние миры Клегга и Миранды. Писатель неоднократно обращался к психологическому анализу как средству изображения своих литературных героев с целью помочь читателю лучше прочувствовать их внутреннее состояние, так как его всегда интересовала психология и философия человеческого поведения.
Таким образом, каждая деталь, каждый приём, использованный Дж. Фаулзом при проработке образов персонажей романа не случаен, и служит прямым или косвенным воспроизведением внутреннего мира героев, передаче динамики их чувств и мыслей. Так как психологическое состояние героев на протяжении всего повествования романа не статично, писатель невероятно точно и ярко показывает эволюцию душевных качеств Миранды и деградацию эмоционального состояния Клегга.
Рассмотрев вербальную форму выражения текста романа, мы пришли к выводу, что повествование от первого лица позволяет писателю отстраниться от своего литературного произведения. Автор показывает внутренний мир своих героев аналитично, при этом самые глубинные пласты их человеческой натуры он все же оставляет до конца нераскрытыми. Таким образом, читатели сами могут проанализировать их поступки, речь и провести собственную психологическую оценку личностей Миранды и Клегга.
Все повествование романа представляет собой размышления Клегга и дневниковые записи Миранды, в которых герои сами описывают своё внутреннее состояние посредством монологов, исповедей и диалогов. Итак, особенностью психологизма Дж. Фаулза является то, что герои его романа попадают в переломные для них, необычные, кризисные жизненные ситуации, обнажающие их истинную сущность, противоречия и неоднозначность их внутреннего мира.
В третьей главе данной ВКР мы предлагаем два варианта урока по произведению Джона Фаулза «Коллекционер», которые можно использовать в рамках элективного курса для старшеклассников «Зарубежная литература XX века, второй половины».
1. Андреев Л. Г. Зарубежная литература XX века : учеб. пособие / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова. - 2-е изд., исп. и доп. - М. :Высш. шк., 2004. - 559 с.
2. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. - М.: Генезис, 2006. С. 320.
3. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе. - М.: Тривола, 2000. С. 248.
4. С.П. Белокурова Словарь литературоведческих терминов.
[Электронный доступ]: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (дата обращения:
12.04.2019)
5. Бернацкая В. И. Фаулз Джон. Дневники 1949-1965: пер. с англ. / ред. Н. М. Пальцев. - М.: Аст, 2007. С. 397.
6. Бурно М.Е. О характере людей. [Электронный ресурс] - М.: Изд-во "Приор", 2000. (психотерапевтический очерк) - Режим доступа: https://bookap.info/razvit/burno o harakterah lyudey/gl6.shtm (дата обращения: 12.04.2019)
7. Випон Д. Дьявольская инквизиция. Интервью с Джоном Фаулзом:
пер. с англ. [Электронный ресурс] / Д Випон. - Электронные текстовые данные // Magazines.russ.ru: Журнальный зал: электронная библиотека современных литературных журналов России. - [Б. м.], 2002. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/inostran/2002/1/faul.html (дата обращения 12.04.2019)
8. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - Л.: Художественная литература, 1977. С. 442-445.
9. Гудонене В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) / В. Гудонене - Вильнюс: Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998. - 119
10. Джаманова Н. В. Языковые аномалии в идиостиле Дж. Фаулза как воплощение постмодернистского понимания общеэстетической категории прекрасного // Вестник Омского государственного университета . - Омск, 2013, №3. С. 71-98.
11. Долинин А. А. Паломничество Чарльза Смитсона // Фаулз Дж. Любовница французского лейтенанта. - Л., 1985. С. 5.
12. Жлуктенко, Н. Ю. Английский психологический роман XX века / Н. Ю. Жлуктенко. - Киев : Выща школа, 1988. - 157 с.
13. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.
• М.: Флинта, 2008. С. 248-252.
14. Ильин И. П. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / И. П. Ильин, Е. А. Цуганова - М.: Интрага, 1999. - 320 с.
15. Кабанова И. В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-70 годов (Дж. Фаулз, Б. С. Джонсон). - М., 1986. С. 190.
... всего 40 источников