Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Любовь в романе В.Набокова “Лолита" (Нижневартовский государственный университет)

Работа №37505

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

филология

Объем работы29
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
513
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Любовь как одна из вечных тем в мировой литературе 7
1.1. Понятие «тема» в специальной литературе 7
1.2. Любовь как вечная литературная тема 12
2 Любовь как болезнь и исцеление в романе В.Набокова «Лолита» 17
2.1 Любовь как болезнь 17
2.2. Любовь как светлое чувство 21
Заключение 26
Список использованных источников 28


В литературе XX века Владимир Владимирович Набоков занимает уникальное место и определяется оно в первую очередь тем, что в его творчестве отразились основные тенденции как русской, так и зарубежной литературы.
Родившийся а России и сохранивший память о родине через годы,
В. Набоков считается писателем новейшей американской прозы. Особое место в творчестве писателя занимает скандальный роман «Лолита», который был написан на английском языке в 1955 году и переведен самим автором на русский язык в 1965 году.
Свое решение перевести роман самостоятельно писатель объяснял следующим образом: «Я настроил свой внутренний телескоп на ту точку в отдаленном будущем и увидел, что каждый абзац, и без того полный ловушек, может подвергнуться уродливому в своей неверности переводу. В руках вредоносного ремесленника русская версия «Лолиты» была бы полностью унижена и перелатана вульгарными пересказами и ошибками. Поэтому я решил перевести ее сам» .
Несмотря на то, что роман «Лолита» принес Набокову всемирную славу и финансовую обеспеченность, именно это произведение и подвергло его нападкам со стороны критиков, обвиняющих писателя в аморальности. Действительно, грань между пошлостью и невинным восприятием любви в романе многим до сих пор кажется слишком размытой, чтобы сделать однозначные выводы.
В целом, творчество В.В. Набокова достаточно полно изучено как российскими литературоведами, так и их американскими и европейскими коллегами. Данная курсовая работа опирается на исследования творчества
В. В. Набокова, проведенные такими исследователями как Н. Анастасьев,
Н. Берберова, А. Долинин, В. Ерофеев, Н. Мельников, З. Шаховская.
Отметим, что нравственные аспекты произведения В. В. Набокова «Лолита» анализировались в работах Б. Авериной, В. Александровой, Н.Анастасьевой, Г. Берестневой, В. Гильмановой, В. Грешных,
А. Долининой, С.Кургановой, С. Лема, М. Липовецкого, Е. Пайфера, С. Сендеровича и Е. Шварца.
В набоковедении последних десятилетий (период 1990 – 2010-х годов) исследователи делают акцент на новом прочтении некоторых сюжетных ситуаций и мотивов романа «Лолита», который рассматривается уже как классический постмодернистский текст. Образ писателя канонизируется, влияние его расширяется, об этом можно судить даже по символическому названию сборника «Империя N: Набоков и наследники», вышедшему в 2006 году.
В указанном сборнике анализируется не только творчество писателя, но и тиражирование образов и концептов его произведений в литературном процессе, о чем свидетельствуют статьи О. Лекманова «И все-таки нимфетки – это здорово!» и Е. Васильевой-Островской «Мифология Лолиты: героиня Набокова в современном искусстве и массовой культуре» .
Обзор современных исследований романа обнаруживает тенденцию к изучению и биографического, историколитературного, бытового контекста, можно назвать в этом ряду книгу Р. Роупера «Набоков в Америке: по дороге к «Лолите» . Традицию расшифровки авторских криптограмм, в частности номинаций главного героя Гумберта Гумберта (в соотношении двух языков), топонимов, ономастикона, начатую К. Проффером, и продолженную
А.М. Люксембургом, Я.В. Погребной.
По наблюдению литературоведа Н. Берберовой, Набоков возвращает нас к катарсису, который за последние десятилетия отменила современная литература .
Прочтение указанных выше исследований приводит к выводу о том, что роман «Лолита» написан не для всех. У многих читателей образы главных героев вызывают неприязнь, а долгие рассуждения влюбленного Гумберта нагнетают тоску. В итоге единственные ассоциации, которые вызывает у читателей «Лолита», – это извращение и педофилия. Те, кто сумел найти другой смысл романа, оценили не только характеры героев, но и смогли проникнуться к ним глубоким сочувствием. Оценить вышедший в свет роман Набокова, понять его потаенный глубокий смысл смог далеко не каждый читатель. Поэтому до настоящего времени ведутся бурные дискуссии о «Лолите», как в среде специалистов, так и на бытовом уровне.
Таким образом, можно заключить, что тема курсовой работы – «Любовь как болезнь и исцеление в романе В. Набокова «Лолита» является актуальной.
Целью настоящего исследования является анализ любви как болезни и как исцеления в романе В. Набокова «Лолита».
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «тема» в специальной литературе.
2. Охарактеризовать любовь как вечную литературную тему
3. Рассмотреть изображение любви в романе В.В. Набокова «Лолита» как болезнь и пагубную страсть.
4. Рассмотреть изображение любви в романе В.В. Набокова «Лолита» как светлое чувство.
Объектом исследования является тема любви в творчестве
В.В. Набокова.
Предмет исследования – любовь как болезнь и исцеление в романе
В. В. Набокова «Лолита».
Материалом исследования послужил текст романа В.В. Набокова «Лолита». Примеры в тексте курсовой работы приводятся по изданию Набоков В. В. Лолита/ В.В.Набоков. – М.: АСТ, 2006. –365с.
Методологической базой исследования стали работы по теории литературы В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, О. И. Федорова, а также работы, посвященные творчеству В.В. Набокова: М. Липовецкого,
А. Долинина, Н. Берберовой и других.
В ходе исследования применялись следующие методы: структурно-семиотический, мотивный анализ, историко-литературный подход, историко-культурный поход.
Структура курсовой работы носит традиционный характер и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов.
Тема в теории литературы – важный многоаспектный параметр, позволяющий с одной стороны, выявлять в массе произведений общее и классифицировать их, с другой – обозначает совокупность трех начал: онтологические и антропологические универсалии, локальные культурно-исторические явления, феномены индивидуальной жизни.
В литературоведении принято выделять так называемы вечные темы, то есть такие, которые основаны на самых древних архетипах, близких к древнему сознанию. Одна из таких тем – тема любви.
Тема любви в литературе привлекала внимание многих поколений писателей. Особое внимание уделено в мировой литературе теме запретной любви. В различные периоды истории и развития культуры отношение к запретным чувствам было различным: от принятия до крайне негативного отношения. В русской культуре и литературе отношение к запретной любви традиционно было одним – это рассматривалось как табу, греховная страсть.
Принимая во внимание все сказанное выше, можно понять, почему роман В. В. Набокова «Лолита» до сих пор является предметом оживленных споров.
Ознакомившись с содержанием романа, проанализировав образы главных героев, а именно Гумберта Гумберта – мужчины средних лет, приятной наружности, успешного в своих делах, но имеющим страсть к девочкам-нимфеткам, и Лолитой, которая изображена бедной девочкой «со злыми глазами», вульгарным подростком. Она, как и многие в ее возрасте, любит много и вкусно поесть, погружена в пошлые комиксы и журнальчики. После прочтения романа нельзя не задаться вопросом: «Для чего был создан Набоковым этот роман, вызвавший столько споров и негативных откликов?»
Очевидно, что с одной стороны, В. В. Набоков создал роман, в котором глубоко исследована проблема греха, запретной и осуждаемой любви. Все это оставляет одну из величайших проблем человеческой жизни, во всей ее сложности. Образы Лолиты и Гумберта Гумберта не так просты, как кажется, понять их психологическую основу сложно.
Есть мнение, что история Гумберта и Лолиты, этот единичный случай, содержит в себе общую мораль. Однако, по нашему мнению. не следует рассматривать произведение Набокова однобоко: только как попытку автора высказаться по поводу социальной проблематики, истории и т.д. Если роман и можно рассматривать в этом аспекте, то лишь в последнюю очередь.
История Гумберта Гумберта и Лолиты – это проверка чуткости читателя. Эволюция чувств главного героя свидетельствует о том, что за самой грязной и страшной страстью (которая так осуждается современным обществом, пожалуй, как никакая другая) может стоять высокое чувство, которое, однако, обречено быть несчастным и делать несчастными других.
Даже обретя настоящую возвышенную любовь, которая стала для него самого неожиданностью, Гумберт Гумберт продолжает губить и себя и свою возлюбленную. Именно невозможность обрести счастье в своем новом качестве (влюбленного) и ревность толкает Гумберта на убийство, и Лолита укореняется в своем разврате.
Уникальность романа «Лолита» делает его особенным, неповторимым. Произведение обладает притягательностью, как притягивает к себе нечто страшное и прекрасное одновременно. Современная социальная ситуация делает роман актуальным и острым, он заставляет читателя отвечать на неудобные вопросы, разговаривать со своей совестью.



1. Антошина Е. В. "Роковая возлюбленная" в литературе романтизма: к происхождению образа Лолиты в романе В. В. Набокова// Филологические науки. Вопросы теории и практики. –2017. –№7-1 (73). – С. 56-61.
2. Берберова Н. Набоков и «Лолита» // Набоков В. В.: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей: Антология. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997.– С. 284–308.
3. Бугаева Л. Д. Литература и rite de passage [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pureportal.spbu.ru/en/publications/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B8-rite-de-passage
4. Вяземский Ю.П. Любовь в русской литературе. От Гоголя до Шолохова / Ю.П.Вяземский. – М.: АСТ, 2018. – 320 с.
5. Гендин Д.Д. "Лолита" Набокова: этическая и эстетическая апология// Вестник МГУП. 2012. №10. С. 134.
6. Даль, В.И. Толковый словарь языка. Современная версия/ В.И. Даль// М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. –736 с.
7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000 – 248 с.
8. Живолупова Н.В. Любовь в художественной системе исповеди антигероя (от Достоевского к литературе ХХ века)// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 217-222.
a. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций/ Под ред. Плавскина З.И., Жирмунской В.В. – СПб.: Изд. С.-Петербург. университета, 1996. – 440 с.
9. Империя N. Набоков и наследники/ сост. Ю. Левинг, Е. Сошкин. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 544 с.
10. Карлова С.О., Липнягова С.Г. Психологизм романа В. В. Набокова «Лолита»// Язык и социальная динамика. – 2011. - №11-2. – С. 140-142.
11. Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. - М.: НЛО, 2008 – С. 180-218.
12. Максимова Л. Мотивы любви в мировой литературе; динамика развития любовной тематики в поэмах Физули и Шекспира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2009/fill7.html.
13. Набоков В. В. Лолита. – М.: АСТ, 2006. –365с.
14. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.
15. Норузи М. К вопросу о вечных темах в современной женской прозе Ирана и России// Челябинский гуманитарий. –2016. –№ 2 (35). –С. 67-76.
16. Роупер Р. Набоков в Америке. По дороге к "Лолите". – М.: Corpus, 2016. – 384 с.
17. Смахтин Е. С. Вербализация любви в романе В. Набокова "Лолита" // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 376-381.
18. Теория литературы. Хализев В.Е. 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 405 с.
19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 334 с.
20. Федотов О.И.Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2008. – Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс. – 252 с.
21. Швагрукова Е. В. В. Набоков versus Дж. Фаулз: любовь как мания (на материале романов "Лолита" и "Коллекционер")// Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. – № 5 (23): в 2-х ч. Ч. I. –C. 214-217.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ