Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аккультурация школьников из семей мигрантов в образовательном поликультурном пространстве российской школы

Работа №155203

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы аккультурации мигрантов в поли- культурном образовательном пространстве 6
1.1. Этническая культура как психолого-педагогический феномен 9
1.2. Языковая адаптация школьников из семей мигрантов: опыт российских
школ 15
1.3. Зарубежный опыт аккультурации мигрантов 20
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по аккультурации школьников из семей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве россий­ской школы в г. Красноярске 33
2.1. Способы, формы и методы аккультурации школьников из семей мигран­тов в школе №47 г. Красноярска 35
2.2. Анализ результатов работы по аккультурации школьников из семей ми­грантов 40
2.3. Разработка программы по аккультурации школьников из семей ми­грантов в поликультурном образовательном пространстве российской шко-
лы 44
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 66

В настоящее время современное общество под воздействием процесса глобализации все чаще сталкивается с необходимостью взаимодействия с другими национальностями. Появление такой тенденции обусловлено раз­личными факторами, в основном экономическими и политическими. Именно эти факторы порождают необходимость в дальнейшем успешном взаимодей­ствии, которое бы потерпело «фиаско», если бы не учитывались культурные особенности представителей той или иной национальности участников ком­муникации.
Несмотря на все возрастающую потребность в межкультурном обще­нии, выбор необходимой информации по данной тематике весьма ограничен. В связи с этим встает вопрос об актуальности исследования процессов акку­льтурации.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теорети­ческая и практическая разработанность, а также личный опыт автора в дан­ной области определили выбор темы настоящего исследования: «Аккульту­рация школьников из семей мигрантов в образовательном поликультурном пространстве российской школы». Вопросами аккультурации и успешной социокультурной адаптации занимались такие отечественные исследователи, как В.Г. Бабаков, К.Д. Гарибян, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Г.У. Солдато­ва, Т.Г. Стефаненко и др., а также такие зарубежные ученые-антропологи, как Дж. Берри, Р. Билз, Ф. Боас, Р. Вагнер, М. Херсковиц и др.
Объектом исследования является процесс обучения школьников из се­мей мигрантов в образовательном поликультурном пространстве.
Предмет исследования - аккультурация школьников из семей мигран­тов в образовательном поликультурном пространстве российской школы.
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является разра­ботка эффективной программы успешной социализации и аккультурации школьников, мигрировавших из некоторых стран ближнего зарубежья: Та­джикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана.
Гипотеза исследования - аккультурация школьников будет более успешной, если:
• раскрыть содержание проблемы аккультурации мигрантов;
• реализовать авторскую программу аккультурации и социализа­ции школьников из семей мигрантов.
Задачи:
1. Изучить проблему аккультурации мигрантов в отечественных и за­рубежных исследованиях.
2. Охарактеризовать языковую адаптацию российских школ, а также способы, формы и методы аккультурации школьников из семей мигрантов в школе №47 г. Красноярска.
3. Разработать и апробировать авторскую программу по успешной ак­культурации и социализации школьников из семей мигрантов с учетом их культурных и религиозных особенностей.
В настоящем исследовании имеют место: индуктивно-дедуктивный ме­тод, биографические методы (работа с теоретическими источниками - цити­рование, реферирование); психодиагностические методы (анкетирование школьников); организационные (сравнительный метод для сопоставления ре­зультатов анкетирования).
Основной теоретической базой к настоящей работе послужили следу­ющие источники: Т. Г. Грушевицкая «Основы межкультурной коммуника­ции»; монографии Т. П. Грасс, В. И. Петрищева «Западное общество: ресо­циализация школьной молодежи из семей мигрантов», «Ресоциализация де­тей-мигрантов в Сибирском регионе России»; Н. М. Лебедева «Этнопсихоло­гия: учебник и практикум для академического бакалавриата», Berry J. «Acculturation and adaptation among migrants», Hofstede G. «Cultural differences in Teaching and Learning» и др.
Несомненная важность проделанной работы в разработке авторской программы по успешной социализации и аккультурации мультинациональ­ных школ, где основной вектор внимания направляется на вышеназванные страны ближнего зарубежья.
В качестве примера можно взять государство Таджикистан, которое до сих пор не в полной мере восстановилось от последствий гражданской вой­ны. По словам самих граждан этого государства, там «хорошо жить, но плохо зарабатывать». Большинство населения этой страны живет за чертой бедно­сти. Вследствие этого можно увидеть значительный приток трудоспособного населения с семьями из Таджикистана и соседних государств в Россию. Дети таких семей, как правило, находятся в безвыходном положении: им прихо­дится адаптироваться к новой обстановке. Однако, переезд в другую страну является стрессовой ситуацией сам по себе, а в дополнение к незнакомой языковой среде, школьникам-мигрантам приходится также сталкиваться с «культурным шоком» и зачастую с так называемой «национальной неприяз­нью» со стороны местных школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• в нем конкретизирована трактовка «аккультурации», которая обогащает имеющиеся теоретические представления о данном явлении;
• содержащиеся в выпускной квалификационной работе теорети­ческие положения и выводы углубляют представления об акку­льтурации школьников из семей мигрантов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что со­держащиеся в исследовании выводы могут быть использованы:
• при обучении школьников из семей мигрантов;
• при разработке и внедрении авторских курсов в учебный про­цесс;
• в массовой педагогической практике (учителями и студентами).
В структуру настоящей работы входит введение, основная часть, пред­ставленная двумя главами, заключение, библиографический список и прило­жения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в России перед многими школами встает вопрос о необходимости привлечения специалистов в сфере поликультурного образо­вания. Это связано с изменившейся политической и экономической ситуаци­ей в России и в странах ближнего зарубежья, что приводит к массовому при­току граждан некоторых государств бывшего СССР в РФ.
По приезде в другое государство с другой культурой и языком многие школьники-мигранты сталкиваются с таким явлением как «культурный шок». Это явление может усугубляться внешними неблагоприятными со­ставляющими, в числе которых неприязненное отношение к приезжим обу­чающимся со стороны принимающего общества.
Современному педагогу приходится предпринимать попытки помощи обучающимся из семей мигрантов встроиться в изменившуюся для них си­стему. В связи с этим, специалистам, работающим с детьми, приходится узнавать новые способы работы в поликультурном пространстве.
Многие культурные антропологи разрабатывали многочисленные мо­дели, методы и программы социокультурной адаптации. Таким образом, по­явились 3 основные модели аккультурации: ассимиляционная, интеграцион­ная и интерактивная. Наиболее предпочтительной на данный момент являет­ся интеграционная модель, разработанная канадским исследователем Джо­ном Берри, так как данная модель предполагает овладение мигрантом новой культурой без утраты своих собственных корней.
Ввиду вышесказанного, автор при разработке собственной программы аккультурации обращается именно к интеграционной модели, позволяющей учесть потребности и приезжих обучающихся, и представителей принимаю­щего общества.
Авторская программа по аккультурации школьников из семей мигран­тов «Поколение будущего» ориентирована на преодоление культурного ба­рьера и связанного с ним культурного шока приезжих обучающихся, а также на искоренение случаев ксенофобии среди детей из принимающего общества.
Оригинальность программы состоит в том, что воспитательные момен­ты вводятся непосредственно в контекст любого учебного занятия в качестве ярких запоминающихся фрагментов, сравниваемых с рекламными роликами и содержащими живую, быстро запоминающуюся, воздействующую на эмо­ции информацию.
Результаты апробации программы выявили ее эффективность среди школьников, получающих основное общее образование. Дети с упоением рассказывали о любимых праздниках, создавали красочные иллюстрации, участвовали в оформлении «поликультурного» стола.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе бы­ли реализованы следующие задачи:
1. Изучены основные проблемы аккультурации мигрантов в отече­ственных и зарубежных исследованиях.
2. Охарактеризована языковая адаптация российских школ, а также рассмотрены и представлены способы, формы и методы аккультурации школьников из семей мигрантов в школе №47 г. Красноярска.
3. Разработана и успешно апробирована авторская программа по акку­льтурации и социализации школьников из семей мигрантов.
Для дальнейшего совершенствования объекта исследования предлага­ется последующее внедрение авторской аккультурационной программы, ее дальнейшая доработка и адаптация в зависимости от индивидуальных осо­бенностей школьников, предмета, в который встраиваются фрагменты воспи­тательных мероприятий.
Помимо разработки программ аккультурации школьников необходима дальнейшая работа над подготовкой высококвалифицированных кадров и разработкой универсальных учебников (прежде всего, по русскому языку), подходящих как для приезжего школьника, так и для местного обучающего­ся.


1. Анашкина Н. В. Модель поликультурного воспитания в дошколь­ном образовании / Н. В. Анашкина // Практическая этнопсихология: актуаль­ные проблемы и перспективы развития : по материалам пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 17-19.
2. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как меха­низм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. 1972. Вып. 2. С. 23-26.
3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко, 2008. - 868с.
4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей - М.: Наука, 1983. - 412с. С. 3-8, 88.
5. Бромлей Ю. В. Этнография: учебник / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. - М.: Высш. Школа, 1982. - 320с. С.6
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. 1998. - 551с.
7. Грасс Т. П. Западное общество: ресоциализация школьной молоде­жи из семей мигрантов: монография / Т. П. Грасс, В. И. Петрищев, 2014. - 187 с. С. 142.
8. Гриценко В. В. Влияние культурных различий на адаптацию рус­ских переселенцев из стран ближнего зарубежья [Текст] / В.В. Гриценко // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 78-86.
9. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкуль­турной коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. Садохина. - М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2003. - 352с. С 7, 9, 203, 243-250.
10. Егидес А. П. Психология конфликта: учебное пособие / А. П. Еги- дес. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 320с.
11. Емельянова О. Я. Психолого-педагогическое сопровождение про­цесса адаптации студентов-мигрантов к социальным практикам принимаю­щей стороны / О. Я. Емельянова, И. В. Шершень // Понять другого: межкуль­турное взаимопонимание в современном глобальном мире: материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции по практической этно­психологии. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - 147 с. С. 40-41.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222с.
13. Игра «никто не знает что я» [Электронный ресурс] URL: http: //www.e-reading.club/chapter. php/1036213/25/Avidon -
_Sto_razminok%2C_kotorye_ukrasyat_vash_trening.html (дата обращения: 13. 06. 2018).
14. Кашпур В. В. Социокультурная адаптация мигрантов: проблемы и стратегии / В. В. Кашпур, И. Г. Поправко. - Электронные текстовые данные // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 354 (январь). - С. 88-93.
15. Кипнис М. Ш. «Апельсиновый тренинг» [Электронный ресурс] URL: https://www.libfox.ru/657302-mihail-kipnis-apelsinovyy-trening- 18-igry-i-
uprazhneniya-na-znakomstvo.html (дата обращения: 01. 06. 2018)....58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ