Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь копинг – стратегий и самооценки подростков

Работа №155194

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ
КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКО 7
1.1. Понятие копинг - стратегии в психологии 7
1.2. Особенности копинг - стратегий в подростковом возрасте 21
1.3. Самооценка подростков 29
Выводы по Главе 1 34
Список использованной литературы 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВВАНИЕ СВЯЗИ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ И
САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования 40
Вывод по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения 53

Современное общество, развивается быстрыми темпами. Увеличивается поток информации, психологические нагрузки. Человек решает все более трудные проблемы, учитывая определенные факторы, которые способствуют благоприятной деятельности, личностному росту и развитию. Резкие изменения социальной среды ведут к поиску новых, альтернативных способов поведения, которые позволяют адаптироваться к новой обстановке. Все это, несомненно, оставляет определенные отпечатки на психологическом здоровье и обосновывает необходимость изучения механизма адаптации подростков в трудной жизненной ситуации в изменяющихся социальных условиях.
В современных условиях большая часть подросткового населения оказалась неспособна самостоятельно преодолевать трудности на жизненном пути. Их возникновение - это естественный процесс взаимодействия подростка с окружающим миром. Для одних это может заключаться в смене места жительства, вида деятельности, для других - болезнь близких людей или своя собственная, развод родителей, уход из жизни близких людей (родственники, друзья и т.д.)
Однако, из трудных жизненных ситуаций все выходят по - разному. Кто - то получает психологическую травму и становится дезадаптантом: болеет, замыкается в себе, ведет себя агрессивно, приобщается к алкоголю, наркотикам или уходит в депрессию. А кто - то, наоборот, преодолев жизненные трудности, не только сохраняет психологическое и психическое здоровье, но и личностно растет.
Но не смотря на изменяющиеся жизненные условия вокруг подростка, необходимо понимать, что из любой трудной ситуации он выйдет по разному, и важно уловить какой путь выберет подросток выходя из той или иной ситуации. Все это обусловлено разными факторами, один из которых это - отношение к самому себе, его самооценка и самовосприятие. В зависимости от самооценки, он выберет определенную стратегию.
Актуальность выделенной проблемы обусловлена тем, что несмотря на многочисленность исследований вопросов преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций, к сожалению, отсутствует развернутый анализ взаимосвязи копинг-стратегии и самооценки у подростков. Также, следует отметить малочисленность психологических работ, посвященных особенностям выбора копинг-стратегий детей подросткового возраста, имеющих разный уровень успеваемости, что свидетельствует об актуальности проведенного нами исследования.
Цель исследования: выявление связи копинг - стратегий и самооценки подростков.
Объект исследования: копинг - стратегии подростков.
Предмет исследования: связь копинг - стратегий и самооценки подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует связь копинг - стратегий и самооценки подростков.
Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы к понятию копинг- стратегий;
2. Выявить особенности копинг - стратегий в подростковом возрасте;
3. Выявить связь копинг - стратегий и самооценки подростков;
4. Разработать рекомендации для педагогов, работающих с подростками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого - педагогической литературы, сравнение, обобщение;
- эмпирические: тестирование;
- статистические: корреляционный анализ на основе расчета
коэффициента корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1) Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса
2) Анкета по выявлению уровня самооценки разработанная Р.В. Овчаровой.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю.А. Овчинникова». Всего в исследовании приняли участие сорок три учащихся седьмого и восьмого классов.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволит расширить и углубить знания об особенностях копинг - стратегий у подростков и понять их связь с самооценкой личности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные данные о копинг - стратегиях у подростков и их связь с самооценкой личности, могут быть использованы специалистами в дальнейшей работе с данной категорией подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Совладающее поведение является индивидуальным способом взаимодействия подростка с жизненными трудностями, требования которых превышают ресурсы личности. Это совокупность осознанных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на изменение, решение трудных жизненных ситуаций либо позволяющих привыкнуть к ним, терпеть их воздействие либо уклониться от требований, которые они предъявляют.
В психологической литературе выделяют различные классификации копинг (совладающего) поведения (классификации Перлина и Шулера, Лазаруса и Фолкмана, Л.И. Анцыферовой, С.К. Нартовой - Бочавер и т.д.). В нашем исследовании мы опирались на такие компоненты классификаций как: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.
Проанализировав литературу мы выяснили, что подростковый возраст достаточно специфичен, в силу переустройства детского организма (формирование первичных половых признаков, психологическое взросление ребенка и т.д.)
Формирование копинг - стратегий на наш взгляд является результатом приобретенного опыта, грамотное и последовательное обучение навыкам совладающего поведения может стать эффективным направлением профилактики поведения подростков.
Практическая часть исследования заключалась в организации опытно - экспериментальной работы, которая проводилась в соответствии с поставленными целью и задачами на базе «Средней общеобразовательной школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю.А. Овчинникова» г. Красноярска.
Для оценки взаимодействия копинг - стратегий с самооценкой личности были подобраны диагностические методы исследования. Что бы проанализировать уровень самооценки личности подростков использовалась «Анкета по выявлению уровня самооценки Р.В. Овчаровой», для того что бы определить доминирующие копинг - стратегии среди опрашиваемых применялся опросник «способы совладающего поведения Лазаруса».
Анализ результатов продемонстрировал, что с самооценкой положительно коррелируют копинг-стратегии:
1) Дистанцирование
2) Принятие ответственности
3) Планирование решения проблемы
С самооценкой отрицательно коррелирует копинг-стратегия
4) Поиск социальной поддержки
Это означает, что чем выше самооценка подростка, тем чаще в критической ситуации он мысленно дистанцируется от ситуации, тем более свойственно в трудной ситуации для него будет принятие ответственности на себя, тем более свойственно для него в сложной жизненной ситуации прилагать усилия по изменению ситуации, тем реже в трудной жизненной ситуации он ищет социальную поддержку у родителей, сверстников или учителей.
Подросток с заниженной самооценкой скорее будет искать помощи и эмоциональной поддержки у близкого окружения. Подростки со средним уровнем самооценки (среди наших испытуемых таких большинство) скорее всего будут действовать по ситуации, прибегая к разнообразным стратегиям совладания.
Наше исследование доказало связь копинг - стратегий с самооценкой личности. По всем субшкалам самооценка совпадает с совладающим поведением, которое выбирали респонденты.
Таким образом, гипотеза о том, что существует связь копинг - стратегий и самооценки подростков подтвердилась.
Предметом дальнейшего исследования может служить сравнительный анализ копинг стратегий у старших подростков с различным уровнем самооценки, либо с разным уровнем успеваемости.
На основе изученных данных по преобладающим стратегиям копинг - поведения в подростковом возрасте мы можем дать следующие рекомендации по развитию копинг - стратегий подростков с различным уровнем самооценки.
Школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет, является учебной базой для формирования копинг - стратегий подростков с различным уровнем самооценки.
Этапами работы по развитию конструктивных копинг - стратегий могут стать следующие составляющие:
- Диагностический этап, включающий в себя определение личностных особенностей самооценки и совладающего поведения подростка, а так же получение информации о положении ребенка в коллективе, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и т.д.
- Информационно - просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в области способов преодоления стрессовых ситуаций. Необходимо разъяснить подросткам, что конструктивные, адаптивные копинг - стратегии подразумевают под собой:
Сбалансированность соответствующих подростковому возрасту копинг - стратегий с преобладанием активных проблеморазрешающих и направленных на поиск социальной поддержки стратегий.
Преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию среде и осознанная направленность копинг - стратегии на источник стресса.
Поскольку, мы выяснили, что выбор той или иной стратегии совладающего поведения на прямую зависит от самооценки личности, то на наш взгляд необходимо проводить определенные тренинги с подростками, на предмет увеличения уровня самооценки. Так же на наш взгляд, самооценка подростка формируется не только в школе, на улице среди сверстников, но и дома - в семье.
В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Родителям важно помнить, что адекватную самооценку ребенка и подростка может формировать правильное использование методов похвалы и критики. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку, если родители хвалят ребенка искренне; высказывают одобрение не только на словах, но и невербальными средствами; хвалят за конкретные действия, усилия, инициативу; и не сравнивают при этом ребенка с другими детьми. Для последствий этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг- стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде.
Поэтому мы считаем актуальным включить в рекомендации для родителей ряд практических правил «полезной критики».
- Адекватная пропорция воспитания. Нет необходимости в том, что бы ребенка нахваливать, но и нет необходимости задавливать ребенка критикой.
- Доброжелательная критика критика родителе будет полезной, только в том случае если замечания будут говорить о вашем уважении к ребенку.
- Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности.
- Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают.
- Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. Сделайте эмоциональный акцент на втором.
- Аргументированная критика. Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения.
Таким образом, на наш взгляд, подросток, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей.



1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст]/ Л.И. Анцыферова // Психол. журн. -1994. - Т. 15. - №1.-С. 3 - 19.
2. Барлас Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я» / Т.В. Барлас. М., 1997. 160с.
3. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами / С.А. Баскакова [Текст] // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 20. Вып. 2. - М., 2010. - С.88-97.
4. Блум Ф. Мозг, разум и поведение/Пер. с англ. Е.В.Годиной.- М.: Мир, 1988.- 246 с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - М., 1984. - С. 172-184.
6. Проблемы возрастной и педагогической психологии / [под ред. И.В.Дубровина]. М., 1995. 218с.
7. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2007. - 218 с.
9. Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - Автореферат диссерт. канд. психол. наук. - Москва. - 2006. - 28 с.
10. Л.И. Корсакова. Копинг - поведение и защитные механизмы системы адаптации личности
11. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) /
А.И. Кравченко. М., 2002. 178с.
12. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/Г. Крайг. - СПб.: Алетей, 2000. - 560 с.
13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93¬112
14. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя / В.Н. Куницына. М., 1987. 238с.
15. Маклаков А.Г. Психологические механизмы поведения типа А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам//Психологический журнал.- 1993.- 6.- С.86-95.
16. Маслоу, А. Психология бытия [Текст]/А. Маслоу. - М.: Знание, 2003. - 435 с.
17. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности /
В.М. Мельников. М., 1985. 180с.
18. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York; Plenum Press, 1986. P. 3-28 .
19. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5.
20. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С.20-30.
21. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Питер, 2004. - С. 214-231.
22.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ. - 2007. - С. 317 - 460.
23. Онуфриева В. В., Константинова А. С. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 701-703.
24. В.В. Попова. Исследование совладающего поведения с позиций учения об интегральной индивидуальности.
25. Pearlin L.I., Schooler С. The structure of coping // The journal of health and social behavior. 1978. Vol. 19. № 1. P. 2-21 .
26. Психология подростка. Учебник / [Под ред. А.А. Реана] СПб., 2003. 480с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - С. 444.
28. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии. 2007. №3. с. 149 - 156.
29. Сирота Н.А. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ /Н.А. Сирота,
B. М. Ялтонский [Текст]// Вопросы наркологии.- 1996. - № 4. - С. 59-67.
30. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Применение и внедрение программ
реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии //
http: //www.medpsy.ru/mprj /archiv global/2012 2 13/nomer/nomer05 .php.
31. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте [Текст]/Д.И. Фельштейн. - Душанбе, 1973.-187 с.
32. Френкин Р. Мотивация поведения: Биологические когнитивные и социальные аспекты. - СПб.: Питер, 2003.- 650 с.
33. ХИЛЬКО М.Е., Ткачева М.С. - Возрастная психология. Конспект лекций М.: 2010.
34. Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С. 326.
35. Юнг, К.Г. О становлении личности [Текст]/ К.Г. Юнг. - М.: Наука, 1996. -
C. 207-219.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ