Введение 3
Глава I. Факторы формирования феминистских идей Симоны де Бовуар 13
1.1. Семейные трудности, образование и работа 13
1.2. Философия экзистенциализма 16
1.3. Фрейдизм и марксизм 19
Глава II. Феминистская теория Симоны де Бовуар 23
2.1. Женщина как «Другой» 23
2.2. Женская природа 28
2.3. Освобождение женщины 33
Глава III. Симона де Бовуар и вторая волна феминистского движения 41
3.1. Первая и вторая волна феминистского движения 41
3.2. Симона де Бовуар - идеолог и практик второй волны феминизма 47
Заключение 53
Список источников и литературы 59
Приложения (методические разработки)
Гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и создать сознание людей, свободное от множества предрассудков. А изменить сознание, как мы знаем, труднее всего. Свободному обществу должно быть присуще сознание, свободное от патриархальных стереотипов, и необходима колоссальная работа, чтобы сформировать такое сознание у современных российских граждан. Образование и воспитание, ориентированное на равноправие полов, способствует становлению гармоничных отношений между полами.
Следует отметить, что в настоящее время вся система российского образования находится в ситуации трансформации и происходит разработка новой модели, как среднего, так и высшего образования в стране, поэтому гендерные знания становится необходимой составляющей гражданского образования. Помогая школьникам преодолеть гендерные стереотипы, мы помогаем им по-новому взглянуть на мир, способствуем развитию у них творческого мышления. Гендерное образование учит терпимости и лояльности, что также является обязательной характеристикой современного гражданина демократического общества.
Гендерный подход в преподавании гуманитарных предметов в школе как элемент гражданского образования обозначает утверждение новых моделей восприятия общества, культуры, и потому требует произвести серьезные изменения и в сфере педагогики.
Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь, становится актуальным еще и потому, что изменилась роль женщины как в семье (главой семьи является и мужчина, и женщина; сидит с ребенком и тот, и другой), так и в обществе (движение по социальной лестнице, в политике, бизнесе и т. д.).
Внедрение гендерного подхода в преподавание такого важного и значимого предмета как история рассматривается как важный элемент развития гражданского общества.
На данный момент разработан проект Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории. В качестве одного из научно-образовательных принципов создатели УМК выделяют: показ гендерных аспектов истории. Однако, если прочитать сам УМК, то сразу станет ясно, что данный принцип не выполняется. Так, например, из всех предлагаемых в нем для изучения персоналий только 12 женских имен.
Что же касается школьных учебников по истории, то, к сожалению, здесь ситуация практически ничем не отличается. До сих пор в школьной программе существует как открытая дискриминация - это разные программы обучения для мальчиков и девочек (например, уроки труда), так и скрытая - это гендерные стереотипы в учебных материалах. Скрытая дискриминация заложена во все школьные учебники и учебные материалы. Простой человек, его интересы, история повседневности так и не попали в учебную литературу. Поэтому нет в ней и «женской составляющей» - ведь история материнства, семейного воспитания, традиций питания считаются неважными сюжетами и «частностями» по сравнению с событийной политической историей.
История борьбы женщин за свои права, являясь частью истории человечества, почти не известна большинству людей. Лишь в последние десятилетия феминизм стал предметом общественных обсуждений и дискуссий, научных исследований. В последнее время значительно возрос интерес к женской истории, поскольку положение женщины в обществе - острая социальная проблема. В условиях современной ситуации российского образования, эволюции и изменения образовательной системы, вхождения России в мировое образовательное пространство и трансформации культурно-исторических стандартов возрастает потребность в анализе и более глубоком изучении женского движения и женской истории вообще. Поэтому является логичным обратиться к исследованию идеологии феминизма, к тому, что лежит в основе этого движения. В данном исследовании, мы бы хотели обратиться к деятельности одного из идеологов и практиков феминизма Симоне де Бовуар.
Степень изученности.
Степень изученности феминизма Симоны де Бовуар в отечественной историографии относительна невелика.
В советское время феминистская теория Симоны де Бовуар не была востребована и не изучалась, так как согласно марксистко-ленинской идеологии освобождение женщин связывалась с освобождением пролетариата. Таким образом, считалось, что в СССР свободны все группы населения, в т. ч. и женщины.
На современном этапе наблюдается изучение феминисткой теории С. де Бовуар по нескольким направлениям:
- как историко-философской концепции. Г. А. Брандт
1, О.И. Закалюжная2, Е.Б. Хитрук3, Е.Н. Шапинская4 рассматривают в своих исследованиях теорию Симоны де Бовуар как экзистенционально- философскую теорию, рассматривают влияние философии экзистенциализма на формирование женской природы, специфического положения женщины в обществе, образа «Другого»;
- как часть гендерных исследований. Ф. Ахмедшина5, И. А. Жеребкина6, Т.В. Федюнина7 в своих исследованиях изучают теорию социокультурного конструирования гендера в теории Симоны де Бовуар (хотя сам Бовуар не использовала термин «гендер»), выявляют причины гендерного неравенства, его корни в обществе и культуре;
- в рамках изучения истории женщин и истории феминизма. С.Г. Айвазова8, К.А. Гурьева9, В. Карусель10, Т.В. Королева11, Д. Г. Кукарников12, Н.Л Пушкарева13 рассматривают деятельность Симоны де Бовуар как часть истории женского движения. Они отмечают влияние Симоны де Бовуар на развитие этого движения, как с идеологической (в качестве аргументации), так и с практической точки зрения (в качестве новых методов борьбы с угнетением).
Изменение политической ситуации в России в конце 90-х гг. способствовало возникновению устойчивого интереса к произведениям писательницы. В последние два десятилетия в связи с ростом популярности гендерных исследований стали появляться научные работы так или иначе затрагивающие идеи Симоны де Бовуар.
В 2000 г. Г. А. Брандт в своей диссертации во второй главе затронула аспекты теории Симоны де Бовуар, касающиеся женской природы. Она, сравнивая различные взгляды на женскую природу, выделяет особенности идеи Симоны де Бовуар. В 2011 г. А.Ю. Браерская15 в своем диссертационном исследовании посвятила один из параграфов концептуальному обоснованию становления женщины в качестве субъекта в концепции Симоны де Бовуар.
Статьи по феминисткой теории Симоны де Бовуар главным образом посвящены отдельным теоретическим аспектам ее концепции. Е.Б.Хитрук, М.А. Худышкина16 рассматривают идеи Бовуар через призму французского экзистенциализма. О.И. Закалюжная посвящает абзац идеи объективации в работе С. де. Бовуар. И. В. Крыкова17 рассматривает взаимоотношения женщины и общества в философии Бовуар. Также можно выделить статьи, которые так или иначе описывают идеи Симоны де Бовуар в рамках общих исследований. В статьях как Е. Н. Шапинской, Ф. Ахмедшиной, К.А. Гурьевой довольно кратко излагаются основные идеи Бовуар как правило в пару строк, дают общие представления о ее теории.
Полезными для данного исследования явились работы Н.И. Полторацкой18 и А. А. Рожковой19, которые описывают автобиографическую составляющую в творчестве Симоны де Бовуар.
Исследуя зарубежную историографию, мы сталкиваемся с тем, что работы многих зарубежных авторов до сих пор так и не переведены на русский язык.
Из тех исследований, что дошли до российского читателя, нам хотелось бы выделить несколько работ. С. Л. Бем20 в своей книге изучает концепцию Симоны де Бовуар через понятие андроцентризма. Т. Мой21 рассматривает теорию С. де Бовуар через призму феминистского литературного критицизма. В своем исследовании М.Л. Шенли и К. Пейтмен22 демонстрируют широкий спектр исследований проблемных вопросов феминистских исследований. Одна из глав в этой книге, написанная Э. Спелман, посвящена основным аспектам теории С. де Бовуар и ее взглядам на проблемные вопросы феминизма (проблему равенства и различий, в том числе различий среди женщин).
В 2010 г. Философско-культурологический журнал «Топос»23, издающийся центром исследований по философской антропологии Европейского гуманитарного университета (г. Вильнюс), посвятил свой номер переосмыслению наследия Симоны де Бовуар. В номере представлен ряд интереснейших статей, исследующих некоторые аспекты теории Бовуар и позволяющих взглянуть на них с новой точки зрения.
Также в данном исследовании использовался фундаментальный труд Ж. Дюби и М. Перро24, а именно IV и V тома их исследования, которое открывает перед читателями детальную панораму жизни женщин в контексте труда, брака и семьи. Особое внимание уделяется продолжительным дебатам о женской «природе» в которых видную роль занимала Симона де Бовуар.
Завершая историографический обзор, следует отметить отсутствие обобщающих исследований, описывающих феминистскую теорию и практику Симоны де Бовуар в целом и прослеживающих ее влияние на развитие феминизма (обычно в статьях просто указывается, что такое влияние было, но не сообщается, в чем оно выразилось).
Цель и задачи исследования.
Цель данной работы - оценить вклад Симоны де Бовуар в развитие феминистского движения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать факторы, повлиявшие на формирование феминистской теории Симоны де Бовуар.
2. Выявить комплекс теоретических положений, составивших основу феминистской теории Симоны де Бовуар.
3. Оценить влияние идей Симоны де Бовуар на дальнейшее развитие феминистского движения.
4. Охарактеризовать феминистскую практику Симоны де Бовуар.
5. В соответствии с ФГОС разработать сценарий урока по теме «Гендерные стереотипы в обществе» с применением современных образовательных технологий в рамках школьного курса обществознания и урок по теме «Гражданское общество. Социальные движения» с применением современных образовательных технологий в рамках школьного курса всеобщей истории.
Объект выпускной квалификационной работы - феминистская деятельность Симоны де Бовуар.
Предмет выпускной квалификационной работы - вклад Симоны де Бовуар в развитие феминизма.
Хронологические рамки работы: узкие: 1908-1986 гг. (годы жизни Симоны де Бовуар), широкие 1789 г. по 90-е года XX века (начало первой и конец второй волны феминистского движения).
Источниковедческая база исследования.
В работе над исследованием использовались несколько групп источников.
1. Письменные источники.
Источниками для написания данной работы явились работы Симоны де Бовуар. Ситуация с переводами основных работ Симоны де Бовуар на русский остаётся весьма неудовлетворительной. На русском языке опубликованы переписка Симоны де Бовуар с Нельсоном Олгреном (под названием «Трансатлантическая любовь»), два или три романа, два тома мемуаров (из четырех»), отдельные статьи (например, «Очень легкая смерть»).
Важнейшим источником для нашего исследования явился фундаментальный труд Симоны де Бовуар «Второй пол»25. Несмотря на то, что книга Симоны де Бовуар «Второй пол» вышла 1949 г., на русский язык она была переведена лишь в 1997 г. Именно в этой работе Симона де Бовуар полностью изложила свою феминистскую теорию. Первый том под названием «Факты и мифы» анализирует данные биологии, истории и культуры, вступает в дискуссию с теоретиками марксизма и психоанализа. В этой части книги выделяются основные идеи феминистской теории С. де Бовуар. Во втором томе «Жизнь женщины» автор прослеживает формирование женщины как женщины («женщиной не рождаются, ею становятся») на протяжении всей ее жизни, а также высказывает мысли о том, как эта женщина может освободится от угнетения со стороны мужчин.
В группе данных источников следует выделить мемуары Симоны де Бовуар. Первый том мемуаров - «Воспоминания благовоспитанной девицы»26 - посвящен детским годам и юности Симоны де Бовуар. Третий том «Сила обстоятельств»27 как раз повествует о времени написания «Второго пола» и реакции на него. Оба тома воспоминаний интересны тем, что позволяют проследить основные факторы, повлиявшие на формирование теории Симоны де Бовуар, помогают лучше понять автора.
Также, источником для данного исследования стали работы представительниц второй волны феминистского движения. К сожалению, на данный момент на русский язык переведено очень мало. Благодаря переводам исследований таких феминисток как Б. Фридан28 и Л. Иригарей29 мы смогли проследить влияние теории Симоны де Бовуар на идеи и взгляды феминисток второй волны.
2. Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии).
В качестве кинодокументального источника нами был использовано интервью30 Симоны де Бовуар на французском телеканале 1975 г., а также фотографии Симоны де Бовуар на различных этапах ее жизни (детство, зрелость и т.д.)31. С помощью данных источников нам удалось проследить радикализацию идей С. де Бовуар, а также ее собственное участие в феминистском движении.
При выборе методологии нашего будущего исследования мы изучили существующие подходы в исследовании феминизма: правовой, социологический, марксистский, психоаналитический, социокультурный интерсекциональный, постмодернистский. Несмотря на множество подходов, базовым для нас стал социокультурный подход. Ведущими при написании выпускного квалификационного исследования стали принципы историзма и объективности. Мы активно использовали сравнительно-исторический метод, методы аналогии, анализа и синтеза.
При написании данного исследования использовались следующие понятия и термины:
Феминизм - спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин.
Гендер - процесс предписания определенных социокультурных характеристик и ролей мужчинам и женщинам. Это обозначает, что наши представления о мужественности и женственности создаются/конструируются обществом, индивидами, культурой.
Экзистенциализм (философия существования) — направление в философии XX в., рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, т.е. они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода.
Трансцендентность - философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте, выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта.
Субъект - в философии: познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
Структура работы отвечает поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (методических разработок).
В первой главе - «Факторы, повлиявшие на формирование идей Симоны де Бовуар» рассматривается опыт работы и образования Симоны де Бовуар, влияние фрейдизма и марксизма на формирования теории Симоны де Бовуар, а также философии экзистенциализма как основы ее феминистской теории.
Вторая глава - «Феминистская теория Симоны де Бовуар» посвящена основным компонентам ее теории (идеи женщины как «Другого», особенностям женской природы, а также условиям освобождения женщины от угнетения.).
Третья глава - «Симона де Бовуар и вторая волна феминизма» рассматривает историю первой и второй волны феминизма, прослеживает влияние идей Симоны де Бовуар на развитие феминизма второй волны и собственную практику в рамках ее.
В приложении нами был разработана технологическая карта урока по теме «Гендерные стереотипы в современном обществе» с применением современных образовательных технологий (дискуссия, развитие критического мышления через чтение и письмо) и урок по теме «Гражданское общество. Социальные движения» с применением современных образовательных технологий в рамках школьного курса всеобщей истории.
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
1. В ходе исследования было выявлено, что оформление идей Симоны де Бовуар проходило под влиянием различных факторов, таких как опыт работы и образования. Фрейдизм и марксизм стали отправной точкой, а философия экзистенциализма основой ее феминистской теории. На Симону де Бовуар повлиял ее собственный жизненный опыт: семейные и материальные трудности (которые и способствовали тому, что Симоне де Бовуар пришлось выбрать путь интеллектуалки, получить образование и самой зарабатывать себе на жизнь). Также, важную роль в формировании ее идей сыграл опыт образования и работы, она стала девятой женщиной, окончившей Сорбону, получила диплом по философии и стала преподавателем. Все это было бы невозможно если бы не республиканская система образования, благодаря которой успехи в учёбе позволяли девушкам входить в сферы, которые прежде были мужскими, и это освобождало их от семейной опеки.
После знакомства с Ж. П. Сатром Симона де Бовуар увлеклась философией экзистенциализма. Она рассматривает жизнь женщины на основе философской методологии экзистенциализма. Философское обоснование экзистенциалистской теории выбора через взаимоотношение «я» и «других» сыграло решающую роль в формировании теории Симоны де Бовуар. В специфике и структуре экзистенциальных отношений человека она находит объяснение для существующего неравенства в отношениях мужчины и женщины.
Рассмотрение факторов, повлиявших на формирование идей Симоны де Бовуар неразрывно связано с влиянием ключевых позиций деятелей, чьи исследовательские разработки послужили отправной точкой для создания ее феминистской теории. Концепция Зигмунда Фрейда получила во Франции распространение после первой мировой войны, особенно в 20-30 годах. Симона де Бовуар конечно же не обошла вниманием столь влиятельное течение и на страницах «Второго пола» вступила в полемику с Фрейдом. Бовуар придавала
важное значение критике психоанализа (не даром в книге «Второй пол» она выделяет главу «Точка зрения психоанализа»). В конечном итоге, Симона де Бовуар отвергла знаменитый тезис Зигмунда Фрейда: «анатомия - это судьба». Существенное влияние на Симону де Бовуар оказали идеи, высказанные теоретиками марксизма. Они увязывали освобождение женщины с освобождение пролетариата. Симона де Бовуар переносит акцент с проблемы коллективной борьбы пролетариата за свое освобождение на проблему личностного становления женщины в качестве субъекта.
2. Основные идеи феминистской теории Симоны де Бовуар изложены в ее знаменитой книге «Второй пол». Симона де Бовуар акцентирует внимание на вопросе «женского удела», раскрывает понятие «природного назначения пола», дает ответ на вопрос, почему положение женщины отличается от положения мужчины. Она пытается раскрыть истоки этого неравенства и предлагает свой способ преодоления существующей ситуации. Симона де Бовуар была одной из первых исследовательниц, которая обратила внимание именно на внутренний мир женщины, показав, что никакая борьба за политические и социальные права, не даст освобождения, пока женщина не свободна внутренне, пока культура создает и реконструирует стереотипы, связанные с ее «истинным предназначением».
Симона де Бовуар осуществляет анализ проблемы межличностных отношений мужчины и женщины, то есть отношений субъекта и «Другого». Любое человеческое существо изначально стремится реализовать себя в жизни в качестве субъекта, однако женщине, на протяжении всей истории развития человечества, навязывают роль объекта. Таким образом, Симона де Бовуар делает вывод, что проблема женщины - «в конфликте между фундаментальным притязанием всякого субъекта, всегда полагающего себя как существенное, и требованиями ситуации, определяющей ее как несущественное». Жизненный путь человеческой личности, как в историческом, так и в личностном плане, раскрывается Симоной де Бовуар в возможности свободного проектирования себя, однако для женщины эта свобода имеет достаточно жесткое ограничение. Женщина может проектировать себя лишь как «зеркало мужчины», Другое мужчины, Объект мужчины. Для оттачивания собственного «Я», для деталировки, для нахождения более точной позиции человек ставит в оппозицию себе Другого и этот Другой - женщина. Таким образом, в схеме, предложенной Симоной де Бовуар, получается, что женщина отзеркаливает мужчину, служит ему и средством самопознания, и средством отделения связи с природой, и необходимой ему половиной, для ощущения целостности человеческого рода. Она — нечто побочное рядом с существенно важным и необходимым.
Основная идея Симоны де Бовуар состоит в том, что не существует никакой женской души. Исходя из этого, она выдвигает свой знаменитый тезис: «Женщиной не рождаются, ею становятся». Бовуар говорит о том, что женщину формирует семья, общество, его исторический опыт, стереотипы, и другие факторы. Следовательно, она отрицает существование женской природы. Одной из основополагающих идей «Второго пола» является утверждение Бовуар о том, что тело человека не столько является природным образованием, сколько исторической идеей. Данная концепция предполагает, что тело обретает значение для нас только когда оно обозначается «в рамках исторически определенного дискурса значений». Таким образом, получается, что гендер (хотя сама С. Де Бовуар не употребляла этот термин в своей работе) является историческим конструктом, которой тело принимает, как если бы это была природная форма. Данный тезис не оспаривает природное происхождение тела и его физиологических и биологических признаков. Он лишь указывает на то значение, которое тело приобретает в контексте исторического опыта. Именно таким образом Симона де Бовуар выстраивает свой тезис: «Женщиной не рождаются, ей становятся». Это означает, что человек рождается существом определенного пола с определенными физиологическими особенностями. И уже затем им приобретается гендерная самоопределенность. Это означает, что человек находит в жизни культурные и исторические смыслы и на этом основании воплощает историческую идею, которая определяется как «женщина». Поэтому получается, что родиться женщиной и стать ею - две совершенно разные вещи.
Формулируя основы своей феминистской теории, С. де Бовуар утверждала, что быть женщиной означает не столько принадлежность к особой биологической категории людей, сколько причастность к особой категории - «женственности». Симона де Бовуар подчеркивает расхождения между реальностью живых женщин и неким идеалом «женщины». Миф о женской природе, реконструируемый Бовуар на материалах творчества ряда авторов (в том числе, А. Бретона и Стендаля), по ее мнению, постулировал и укоренил в массовом сознании традиционный архетип о всеобъемлющей эмоциональности женской природы, о ее изначальной не идентичности мужчине. Признание универсальной человеческой природы женщины и мужчины - основа того культурного переворота, который, с точки зрения С. де Бовуар, в состоянии предвосхитить истинную женскую эмансипацию.
Ключом к освобождению женщины становится её экономическая независимость. Только благодаря труду женщине удалось преодолеть дистанцию, отделяющую ее от мужчины. Как только женщина перестает вести паразитический образ жизни, система, основанная на ее зависимости, рушится, исчезает необходимость в посреднике-мужчине, который связывает ее с внешним миром. Только реализуя свои собственные проекты, она самоутверждается как реальный субъект.
Таким образом, феминистская теория Симоны де Бовуар, изложенная во «Втором поле», явилась основополагающим концептуальным исследованием по отношению к женской идентичности, к понятию женщины как «Другого», определила основные векторы их развития, явилась философской предпосылкой становления теории социального конструирования гендера и определила направление феминистских исследований второй волны, которая обратилась непосредственно к неравенству женщин в культуре на уровне личности.
3. В ходе исследования было оценено влияние идей Симоны на развитие феминистского движения и выявлено, что концепция Симоны де Бовуар стала теоретико-философской основой второй волны феминистского движения. Исследователи выделяют две волны феминистского движения. Первая волна - затрагивает период от момента его зарождения до середины двадцатого века и характеризуется борьбой за равные юридические и политические права женщин с мужчинами. Вторая волна феминизма берет свое начало в середине XX века. Этот этап можно охарактеризовать стремлением женщин получить права не только в публичной сфере, но и в сфере частной жизни. Именно экзистенциально-философская перспектива, взятая за основу Симоной де Бовуар, открыла совершенно новые возможности в понимании особенностей женского положения в обществе. Учитывая, как важно было для представителей второй волны феминизма сформулировать аргументированную теоретическую программу для обоснования необходимости изменения положения женщин в современном обществе, проведенный Симоной де Бовуар анализ открыл совершенно новую перспективу для критической рефлексии по проблемам пола, сексуальности и равноправия. Под непосредственным воздействием ее идей в 70¬е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами. Такие феминистки второй волны как Бетти Фридан, Юлия Кристева, Люс Иригарей, Джудит Батлер взяли на вооружения идеи С. де Бовуар. С. Файерстоун посвятила свою «Диалектику пола» (1970) Симоне де Бовуар. Кейт Миллет писала, что даже не осознавала насколько обязана де Бовуар, когда писала свою «Сексуальную политику».
Распространению идей Симоны де Бовуар, способствовала ее собственная активная деятельность в рамках феминистского движения. Бовуар первоначально отказывалась назвать себя феминисткой. Однако, наблюдая за возрождением феминистского движения в конце 1960 - х и начале 1970 - х годов, она публично объявила себя феминисткой в 1972 году. Особенно активно писательница включилась в женское движение в 1974 году, когда создала «Лигу прав женщин», написала и подписала манифест «343-х». В 1974 году Симона де Бовуар ввела в журнале «Тан модерн» новую рубрику «Обыкновенный сексизм», а также сотрудничала с правительством в выработке законов по защите прав женщин.
Таким образом, книга Симоны де Бовуар, стала одним из самых влиятельных из когда-либо написанных феминистских текстов, Библией феминизма, как считают ее сторонники. «Второй пол» многие исследователи и по сей день называют самым объемным и содержательным историко-философским исследованием, а саму Симону де Бовуар исключительной личностью не похожей ни на кого.
1. Бовуар, С. де. Воспоминания благовоспитанной девицы/С. де. Бовуар; пер. с фр. М. Аннинской, Е. Леоновой. — М.: Согласие, 2004. — 496 с.
2. Бовуар, С. де. Второй пол. В 2 Т./ С. д. Бовуар; пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. — 832 с.
3. Бовуар, С. Де. Сила обстоятельств: Мемуары/ С. де. Бовуар; пер. с фр. — М.: «ИД «Флюид», 2007. — 408 с.
4. Видеоинтервью Симоны де Бовуар, [Электронный ресурс]^ Nouvel
Observateur- Электрон. дан. - Франция, 1975. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=Cqe2sNQNplE(дата обращения: 18.05.2017).
5. Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Пекине [Электронный ресурс]/Интернет-журнал «Historytime» - Пекин, 1955. - Режим доступа: https://historytime.ru/privyichki-i-slabosti-izvestnyih-lyudey/sartr-blesk-i- toshnota/-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
6. Иригарей, Л. Этика полового различия/Л. Иригарей; пер. с фр. В. Николаенков, А. Шестаков. - М: «ХЖ», 2004. - 184 с.
7. Фридан, Б. Загадка женственности/Б. Фридан; пер. с анг. В. Задорнова. - М: Прогресс, 1994. - 496 с.
8. Simone de Beauvoir, Poupette [Электронный ресурс]/ Centre audiovisuel Simone de Beauvoir, archives, diffusion de films & education a 1'image- Электрон. дан. - Франция, 1913. - Режим доступа: http://www.centre- simone-de-beauvoir.com-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
9. Simone de Beauvoir (a direita) e sua irma Helene [Электронный ресурс]/ Centre audiovisuel Simone de Beauvoir, archives, diffusion de films &education a l'image- Электрон. дан. - Франция, 1924. - Режим доступа: http://www.centre-simone-de-beauvoir.com-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
10. Jean-Paul Sartre e Simone de Beauvoir [Электронный ресурс]/ Centre audiovisuel Simone de Beauvoir, archives, diffusion de films & education a l'image- Электрон. дан. - Франция, 1929. - Режим доступа:
http://www.centre-simone-de-beauvoir.com-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
11.Simone de Beauvoir no Cafe de Flore [Электронный ресурс]/ Centre audiovisuel Simone de Beauvoir, archives, diffusion de films & education a l'image- Электрон. дан. - Франция, 1944. - Режим доступа:
http://www.centre-simone-de-beauvoir.com-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
12. Simone de Beauvoir and Sylvie Le Bon de Beauvoir during a demonstration organized by the Mouvement de Liberation des Femmes (MLF) in favor of free and costless abortion and contraception [Электронный ресур^/Words of women- Электрон. дан. - Франция, 1971. - Режим доступа:
http://wordsofwomen.co/a-reminder-from-simone-de-beauvoir-women-are-not- the-second-sex/-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
Список используемой литературы:
1. Айвазова, С. Г. К истории феминизма: учебное пособие/С.Г. Айвазова. - М., 1992. - С. 153-168.
2. Ахмедшина, Ф., Шнырова, О., Школьников, И. Основные направления феминистской теории/ Ф. Ахмедшина, О. Шнырова, И. Школьников// Введение в теорию и практику тендерных отношений. - Ташкент, 2007. - С. 47-61.
3. Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/С.Л. Бем; пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
4. Браерская, А.Ю. «Женская идентичность» в контексте развития концепций «Другого» в европейской культуре XX-XXI века: автореф. дисс. канд. фил. наук/ А.Ю. Браерская. - Ростов-на-Дону, 2011. - 22 с.
5. Брандт, Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины /Г. А. Брандт. — СПб.: Алетейя, 2006. — 160 с.
6. Брандт, Г.А. Природа женщины как проблема теории феминизма: автореф. дисс. док. фил. наук/ Г. А. Брандт. - Екатеренбург, 2000. - 50 с.
7. Всеобщая история. Новейшая история: 9 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2015. - 332 с.
8. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. О. Сороко-Цюпа, М. Л. Несмелова. — М.: Просвещение, 2014. — 175 с.
9. Гурьева, К.А. Христианской феминизм: истоки и современность/ К.А. Гурьева// Вестник РХГА. - 2014.- №3. - С. 285-293.
10. Жеребкина, И. А. Введение в гендерные исследования. Ч. I: учебное пособие/ И. Жеребкина: под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001. — 708 с.
11. Жеребкина, И. А. Прочти мое желание: Постмодернизм, психоанализ, феминизм/И. Жеребкина. - М.: Идея Пресс, 2000. - 256 с.
12. Закалюжная, О.И. Объективация, рационализация, соматизация: три способа восприятия «женского» в философии/ О.И. Закалюжная// Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 1.- С. 429-433.
13. История женщин на Западе. В 5 томах. Т. IV: Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны / под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро.; под ред. Ф. Тебо; научн. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2015.- 536 с.
14. История женщин на Западе. В 5 томах. Т. V: Становление культурной идентичности в XX столетии/ под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро.; под ред.
Ф. Тебо; научн. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2015.- 624 с.
15. История тела. В 3 т. Т. 3: Перемена взгляда: XX век/под редакцией А. Корбена, Ж-Ж Куртина, Ж. Вигарелло; перевод с французского А. Гордеевой, Ю. Романовой, Д. Николаева, Д. Жукова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 464 с.
16. Карусель, В. Абсолютные истины Симоны де Бовуар/В. Карусель// Вокруг Света. - 2008.- №4. - С.15-16.
17. Киммел, М. Гендерное общество/ М. Киммер; пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 464 с.
18. Королева, Т.В. Особенности развития женского движения во Франции в 60-х гг. XIX - нач. XX вв./Т.В. Королева//Вестник ИГЭУ. - 2009. - №1.- С. 1-6.
19. Королева, Т.В. Высшее женское образование и женское движение во Франции в XIX - начале XX в. /Т.В. Королева//Женщина в российском обществе. - 2005. - №3-4. - С. 1-17.
20. Крыкова, И.В. Женщина и общество в философии феминизма второй волны (на основе творчества Симоны де Бовуар и Бетти Фридан)/И.В.Крыкова//Аналитика культурологии. - 2008, №10. - С. 290-295.
21. Кукарников, Д. Г. «Второй пол» Симоны де Бовуар и радикальный феминизм/ Д. Г. Кукарников//Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014.- №32.- С. 10-16.
22. Мой, Т. Сексуальная текстуальная политика/Т. Мой. — М.: «Прогресс- Традиция». 2004. - 239 с.
23. Обществознание 8 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2014. — 255 с.
24. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». —2-е. изд.- М.: Просвещение, 2016. - 174 с.
25. Полторацкая, Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы: кн. воспоминаний Симоны де Бовуар / Н.И.Полторацкая. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1992. - 243 с.
26. Пушкарева, Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России/ Н.Л. Пушкарева//Историческая психология и социология истории. - 2010. - №2.- С. 51-65.
27. Рожкова, А. А. Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 гг.: автореф. дисс. канд. фил. наук/А.А. Рожкова. - М., 2010. - 24 с.
28. Федюнина, Т.В. Гендер в условиях информационной культуры/ Т.В. Федюнина// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №2.- С. 302-306.
29. Феминистская критика и ревизия истории политической философии / Сост. М.Л. Шенли, К. Пейтмен; Пер. с англ. под ред. Н.Л.Блохиной. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. — 400 с.
30. Философско-культурологический журнал «Топос»; под ред. Т.Щитцова. - Вильнюс: Европейский гуманитарный университет. -2010.-№ 3.- 301 с.
31. Хитрук, Е.Б., Худышкина, М.А. Экзистенциально-философские предпосылки теории западного феминизма (на примере философских идей Ж.-П. Сартра и С. де Бовуар) / Е.Б., Хитрук, М.А. Худышкина// Вестник ТГУ. - 2013.- № 373.- С. 84-87.
32. Шапинская, Е. Н. Образ Другого в текстах культуры: политика
репрезентации/ Е.Н. Шапинская//Гуманитарное знание: теория и
методология. -2009. - №3.- С.51-56.
Интернет ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]/Министерство образования и науки РФ - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
2. Проект концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории [Электронный ресурс]/Министерство образования и науки РФ - Электрон. дан. - Режим доступа: http://iks.gaugn.ru/conceptghistory.pdf-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).
3. Пушкарева, Н.Л. Феминизм: идеи и лица [Электронный ресурс] //
Мультимедийная Энциклопедия «Кругосвет». М.: «Новый диск», 2004. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/feminizm.
html?page=0,3 (дата обращения 19.08.2015 г.). - Название с экрана.
4. Пущаев, Ю. «Второй пол» Симоны де Бовуар и судьбы феминизма в
современной французской литературе [Электронный ресурс]// Центр гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН - Электрон. дан. - Режим доступа: http://цгнии.инионран.рф/
2016/06/10/второй-пол-симоны-де-бовуар-и-судьбы-ф/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 27.04.17).