Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА «САМООРГАНИЗАЦИЯ»

Работа №155182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА «САМООРГАНИЗАЦИЯ» 6
1.1. Понятие «профессиональные компетенции педагога», их
значение 6
1.2. Модели профессиональных компетенций современного
педагога 12
1.3. Возможности развития профессиональных компетенций педагога
средствами тренинга самоорганизация 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА 27
2.1. Предпроектное исследование уровня развития профессиональной
компетентности и саморегуляции педагогов 27
2.2. Анализ результатов уровня развития профессиональной
компетентности и самоорганизации педагогов 29
2.3. Программа развития профессиональной компетентности педагогов
посредством тренинга «самоорганизация» 40
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования: Современный социум в научной литературе, представляется как открытая, нелинейная и находящаяся в непрерывном, постоянном движении система [16]. Особенности жизнедеятельности пространства современного человека: изменчивость, заведомая недостаточность информации при принятии решений, непредсказуемость, наличие многомерных связей, описываемые как VUCA мир - определяют необходимость ответов на ключевые вопросы: зачем? чему? и как учить? на разных этапах жизненного и профессионального пути.
Существует понятие «профессиональная компетентность», которое проявляется в способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Профессиональная компетентность предполагает, что педагог владеет базовыми навыками профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным, конкурентоспособным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно проявлять стремление быть профессионалом, периодически обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, быть профессионально компетентным.
Цель исследования: выявить возможности развития профессиональных компетенций педагога посредством тренинга «Самоорганизация».
Объект исследования: профессиональная компетентность педагога.
Предмет исследования: развитие профессиональной компетентности педагогов посредством тренинга «Самоорганизация».
Гипотеза: тренинг «Самоорганизация» содействует развитию компетентности педагога.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития профессиональной компетентности педагогов, самоорганизации и саморегуляции;
2. Выявить уровень развития профессиональных компетентностей и саморегуляции педагогов;
3. Определить особенности профессиональных компетенций у педагогов с разным уровнем саморегуляции;
4. Составить программу развития профессиональной компетентности посредством тренинга «Самоорганизация».
Методы исследования:
• Теоретические - анализ литературы;
• Методы обработки: количественные и качественные методы анализа информации;
Диагностические материалы:
• Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП-98», разработанный В. И. Моросановой;
• Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха;
• Методика оценки работы учителя (МОРУ) (Дж. Хэссард и др., 1987; адаптация, Л.М. Митиной и А.М. Раевского, 1990);
База исследования:
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследование проводилось на базе МБУ ЦСПСиД **** г. Красноярска. В исследовании принимали участие педагоги в возрасте от 25 до 35 лет. Всего 30 человек, женщины.
Структура исследования:
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 46 источников, и 4 Приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Следовательно, рассматривая профессиональные компетентности педагога, то - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, его профессиональной компетентности.
В соответствии с определением компетентности мы полагаем, что это гармоничное сочетание знаний предмета и методики его преподавания, практических умений и значимых личностных, психологических качеств, которые касаются как познавательной сферы педагога, так и коммуникативной сферы и саморегуляции, которые обеспечивают эффективное выполнение его профессиональной деятельности.
Данное определение дает возможность представить в структуре профессиональной компетентности педагога три подструктуры:
- деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности в психолого-педагогических аспектах);
- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления психолого-педагогического общения);
- аутопсихологическую (знания, умения, навыки и способы мотивации, планирования, целеполагания, самоорганизации).
В нашем исследовании стояла цель - изучить и выявить особенности саморегуляции и профессиональной компетентности педагога. Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему профессиональной компетентности как отечественных, так и зарубежных авторов.
Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики уровня сформированности профессиональной компетености педагогов, саморегуляции и коммуникативных умений. Разработана тренинговая программа по развитию профессиональной компетентности педагога, включающая в себя занятия, направленные на: формирование эмпатии, навыков конструктивного общения, умения анализировать и выходить из конфликтных ситуаций, развитие навыков саморегуляции, целеполагания, формирование позитивного самовосприятия.



1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности. // ПроблемыЩсихологии личности. М.: Наука. 1982. С. 32-41.
2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании.
[Электронный ресурс]// Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-12. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom- obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения:
15.12.2018) .
3. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2004. 400с.
4. Бессонова Л.А. Формирование профессионально-личностной компетентности социального работника как условие преодоления профессиональной деформации личности: Дис. ... канд. психол. наук. Тверь., 2012. 202 с.
5. Блинов А.О., Невежин В.П., Василевская О.В. Тренинг
персонала. М.: КноРус, 2005. 576 с.
6. Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И. Теоретические подходы к
пониманию и диагностике успешности педагогической деятельности [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.практ. конф. № 4. URL: http://sibac.info/-archive/guman/4(19) (дата обращения:
13.11.2018) .
7. Варданян Ю.В. Изучение психологии как источник развития
субъекта профессионально-педагогической компетентности [Электронный ресурс]// Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 10-14.
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17066094(дата обращения: 20.09.2018).
8. Гунзунова Б. А. Детерминанты системной саморегуляции в
профессиональной педагогической деятельности [Электронный ресурс]// Вестник БГУ: электрон. науч. журн. 2015. №1. С. 221-228.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-sistemnoy-samoregulyatsii-v- professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.10.2018).
9. Гунзунова Б. А. Регуляторные компоненты профессиональной
деятельности педагога [Электронный ресурс]// Психология в экономике и управлении: электрон. науч. журн. 2014. №1. С. 38-51. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornye-komponenty-professionalnoy- deyatelnosti-pedagoga(дата обращения: 28.10.2018).
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2 : под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М. : ТЕРРА Книжный клуб, 1998. 1024 с.
11. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход. [Электронный ресурс]// Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26-44. URL:
drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html (дата обращения: 22.10.2018).
12. Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда
и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века [Электронный ресурс]// Национальный психологический журнал: электрон. науч. журн. 2016. № 1(21). С. 96-101. URL:
http://psycdigest.ru/articles/detail.php?article=6589&sphrase_id=13774 (дата
обращения: 28.10.2018).
13. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации
профессионального образования. [Электронный ресурс]// Высшее
образование в России. 2005. № 4. С. 23-30. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-modernizatsii- professionalnogo-obrazovaniya(дата обращения: 25.11.2018).
14. Зиновьева Е.В., Дворникова Т.А. Развитие личности психолога-
консультанта: нарратив как метод исследования [Электронный ресурс]// Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2017. Т. 10. № 52. С. 6-20. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1206-
zinovyeva52.html (дата обращения: 28.10.2018).
15. Кашкарева В. Б. Психологические особенности
профессионального развития педагогов с разными квалификационными характеристиками в системе дошкольных образовательных учреждений: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону., 2013. 168 с.
16. Кисляков П.А. Системно-личностный подход к формированию
социальной безопасности будущего педагога [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С.73-79.
http://psyjournals.ru/psyedu/2013/n6/66579.shtml(дата обращения: 28.10.2018).
17. Колпакова Л. М., Озеров Д. Б. Особенности осознанной
саморегуляции педагогов с разными типами субъектной адаптивности [Электронный ресурс]// Вестник ТГГПУ: электрон. науч. журн. 2015. №1 (39). С. 29-37. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-osoznannoy- samoregulyatsii-pedagogov-s-raznymi-tipami-subektnoy-adaptivnosti (дата
обращения: 28.10.2018).
18. Конопкин О. А. Психическая регуляция произвольной
активности человека (структурно-функциональный аспект) [Электронный ресурс]// Вопросы психологии. 2013. №1. С.6-52.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnyy-i-soderzhatelno- psihologicheskiy-aspekty-osoznannoy-samoregulyatsii (дата обращения: 22.09.2018).
19. Конопкин О. А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции. [Электронный ресурс]// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 2. №1. С. 27- 42. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/27/1210620999/27-42.pdf(дата обращения: 22.09.2018).
20. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической
деятельности. [Электронный ресурс]// Вестник образования. 2007. № 7. С.
20-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-kak-
instrument-povysheniya-kachestva-professionalnoy-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 11.12.2018).
21. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Электронный ресурс]// Психологический журнал 2000.Т. 21. № 1. С. 15-25. URL: http://psylib.org.ua/books/_leond01.htm(дата обращения: 22.11.2018).
22. Манукян В.Р. Опыт исследования индивидуально¬
психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования [Электронный ресурс]// Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2018. Т. 11. № 57. С. 9-21. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n57/1530-manukyan57.html (дата
обращения: 28.10.2018).
23. Митина Л.М. Теоретико-методологические основы
профессионального развития личности в онтогенезе.// Психология и школа. 2008. № 3. С. 4-10.
24. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. T.2. №1. C.14-22.
25. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал 2012. Т. 32. № 3. С. 98-111.
26. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения [Электронный ресурс]// Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Т. № 24. С. 5-18. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/707- morosanova24.html(дата обращения: 28.10.2018).
27. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Электронный ресурс]// Психол. журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5-17. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye- osobennosti-osoznannoy-samoregulyatsii-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka(дата обращения: 23.11.2018).
28. Ожегов С.В. Толковый словарь русского языка. М. : Технология. 2008. 944 с. 53.
29. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http: //минобрнауки .рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15- Профстандарт_педагога_(проект).рйГ (дата обращения: 04.10.2018).
30. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы,
заблуждения, перспективы. Пер. с англ. М. : Когито-Центр. 1999. 144 с.
31. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения
конкурентноспособности российского образования. [Электронный ресурс]// Высшее образование в России. № 1. 2007. С. 26-41.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-konkurentsii-i-zadachi-povysheniya- konkurentosposobnosti-rossiyskogo-obrazovaniya(дата обращения: 09.10.2018)
32. Синякова М.Г. Развитие профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве России: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013. 400 с.
33. Солянкина Н.Л. Качество условий развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации: один из подходов к диагностике. // Педагогические технологии. 2008. №2. С. 49-55.
34. Токман А.А. Сущность и структура профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений [Электронный ресурс]// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 156-160. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/cuschnost-i-struktura-professionalnoy- deyatelno-sti-prepodavateley-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения:
11.10.2018) .
35. Толковый словарь русского языка: в 3 т. Т. 1. А - М / под ред. проф. Д.Н. Ушакова. М. : Вече : Мир книги. 704 с.
36. Федяева А.А. Тренинг как метод обучения и развития персонала [Электронный ресурс]// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14925(дата обращения: 07.02.2019).
37. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Стилевые особенности
общительности педагогов с различным уровнем развития осознанной саморегуляции [Электронный ресурс]// Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 2(16). С. 76-81.
URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/459-fomina- morosanova16.html(дата обращения: 28.10.2018).
38. Фризен М. А. Жизнестойкость как внутренний ресурс
профессиональной деятельности педагога [Электронный
ресурс]// Организационная психология: электрон. науч. журн. 2018. Т. 8. № 2. С. 72-85. URL: http: https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-2/221053502.html(дата обращения: 28.10.2018).
39. Шкерина Т.А. Диагностика исследовательской компетенции
будущих педагогов-психологов // Психология обучения. 2014. №4. С. 132¬ 138.
40. Шкерина Т.А. Педагогические задачи как средство диагностирования исследовательской компетенции будущих бакалавров- педагогов-психологов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 119-123.
41. Шкерина Т.А. Формирование исследовательской компетенции будущих педагогов-психологов в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Красноярск., 2013. 284 с.
42. Шмелева Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых [Электронный ресурс]// Вестник ННГУ. 2013. № 3. С 12-18.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy- razvitiya-innovatsionnogo-potentsiala-studentov-i-molodyh-uchenyh (дата
обращения: 24.11.2018).
43. Эшби Р.У. Принципы самоорганизации // Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1966. С. 314-343.
44. Deci Е., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Ed. R.
Schwarzer. Hillsdale: Lawrence Eribaum, 1986. P. 171-194.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ