ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика представлений детей
дошкольного возраста о труде взрослых 7
1.2. Педагогические условия формирования представлений детей
дошкольного возраста о труде взрослых 12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Диагностическое исследование особенностей представлений о
профессиях у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Программа формирования представлений о профессиях у детей
старшего дошкольного возраста 33
2.3 Анализ результатов формирования представлений о профессиях у
детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека, в связи с чем актуальными становятся вопросы трудового воспитания в дошкольного возрасте, проблемы ранней профориентации детей. Сформированность представлений детей дошкольного возраста о профессиях (как структурного компонента представлений дошкольников о труде) является социальным заказом правительства нашей страны, современного общества, отраженным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: ребенок по завершении дошкольного образования должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства [1, п. 4]. Сформированность представлений о профессиях у детей дошкольного возраста прямо влияет на адаптацию ребенка к внешнему миру. Мир профессий является динамично развивающейся системой. Перечень профессий постоянно пополняется новыми, поэтому и ознакомление детей с профессиями должно начинаться как можно раньше, так как объем для освоения очень большой.
Формирование представлений о труде и профессиях у детей старшего дошкольного возраста актуально и по той причине, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с трудом и профессиями взрослых старший дошкольник социализируется - он начинает понимать задачи общества и каждого человека, регулировать свои поступки, перестраивать мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Значимость необходимости раннего ознакомления детей с трудом, профессиями взрослых подтверждается тем, что дошкольник испытывает через игру и взаимодействие в целенаправленной деятельности с взрослыми, закладывается в долговременную память через непроизвольное восприятие и яркие эмоции, а в любом более позднем возрасте может быть извлечено как яркое и приятное воспоминание. Отметим также и то, что в дошкольном возрасте дети очень любознательны, а потому будут с интересом знакомиться с профессиями. Дошкольники проявляют живой интерес к труду взрослых. Знакомство дошкольников с разнообразными видами профессионального труда развивает познавательный интерес ребенка, расширяет его кругозор. Как утверждают ученые, ознакомление с трудом взрослых, с профессиями «дает конкретные знания и представления о труде, воспитывает уважение к труду взрослых, учит ценить его, возбуждает интерес и любовь к труду» [35, с. 30].
Поэтому очень важно расширять представления детей о труде людей самых разных профессий. Однако без специально организованной, систематической работы представления ребенка-дошкольника о труде взрослых, о профессиях взрослых будут поверхностны и ограничатся его небогатым жизненным опытом: это будут отрывочные знания о профессии родителей, лиц ближайшего окружения (воспитатель, врач детской поликлиники и другие).
Пониманию актуальности формирования представлений о труде и профессиях у детей старшего дошкольного возраста противоречит реальное положение дел в дошкольном образовании: формирование представлений о мире труда и профессий в дошкольных учреждениях нередко осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, поскольку для дошкольников не актуальна проблема выбора профессии. Однако профориентация характеризует развитие личности на всех возрастных этапах, в том числе и дошкольном, который рассматривается как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Отметим также и то, что методические пособия и программы по формированию представлений о труде и профессиях взрослых у детей дошкольного возраста находятся в ограниченном количестве, поэтому существует необходимость в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на формирование представлений о труде и его социальной значимостью.
Цель исследования: разработать и реализовать педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Исследовать представления о профессиях у детей дошкольного возраста как предмет научного анализа;
2. Выделить педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;
4. Реализовать педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста, оценить их эффективность.
Объект исследования: представления о профессиях у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при создании условий:
1. Обогащение детей впечатлениями в ситуациях непосредственного восприятия профессионального контекста;
2. Ознакомление детей с инструментами, орудиями труда, трудовыми действиями в условиях образовательной деятельности;
3. Освоение детьми контекста профессии в воображаемой (игровой) ситуации.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования - теоретический анализ научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций), а также интернет-ресурсов по проблеме особенностей представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы исследования - методика «Выявление знаний дошкольников о профессиях» Ф.Г. Даскаловой, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическими и методологическими основами работы выступили исследования представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых Г.Н. Годиной, Л.В. Куцаковой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой; методические материалы по развитию представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых, профессиях Т.Н. Дороновой, В.П. Кондрашова, Т.В. Потапова, Л.И. Сайгушевой.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований, одного приложения; в работе представлены 12 рисунков и 10 таблиц. Объем работы - 59 страниц.
Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста определяется как важная психолого-педагогическая задача современного дошкольного образовательного учреждения. Благодаря ее решению дошкольники имеют положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь; более успешно социализируются, понимают задачи общества и каждого человека, проявляют интерес к трудовой деятельности.
Теоретический анализ позволил нам выделить педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста, которые сводятся к следующему:
1. Обогащение детей впечатлениями в ситуациях непосредственного восприятия профессионального контекста;
2. Ознакомление детей с инструментами, орудиями труда, трудовыми действиями в условиях образовательной деятельности;
3. Освоение детьми контекста профессии в воображаемой (игровой) ситуации.
Представление о таких педагогических условиях формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста было положено в гипотезу нашего исследования. На первом этапе мы изучили представления о профессиях у детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Выявление знаний дошкольников о профессиях» Ф.Г. Даскаловой (в исследовании приняло участие 12 детей). Диагностика показала, что дети старшего дошкольного возраста обладают недостаточным уровнем знаний, представлений о профессиях, об их значимости, что актуализирует проблемы формирующего воздействия на данный показатель социального развития дошкольника. Мы выявили те профессии, которые, с одной стороны, реже называются дошкольниками, с другой, должны пониматься детьми в старшем дошкольном возрасте: это профессии няни, водителя, продавца, строителей, работников швейной фабрики. На них мы сделали акцент в формирующей работе.
В соответствии с заявленными в гипотезе условиями мы разработали программу формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста, включающую в себя три этапа:
1. На первом этапе мы решали задачу «обеспечить получение ярких («живых») впечатлений, общих знаний и представлений о ряде профессий, которые взяты нами за основу», для чего использовали такие формы работы, как виртуальные экскурсии (профессии строителя, швеи), ознакомление с трудом представителей профессий (профессия няни), встречи с представителями профессий в условиях ДОУ (профессии продавца, работника транспорта).
2. На втором этапе мы решали задачу ознакомления старших дошкольников с инструментами, орудиями труда, трудовыми действиями представителей профессий, для чего проводили занятия с детьми с использованием инфокоммуникационных, игровых и прочих технологий.
3. На третьем этапе мы закрепляли полученные детьми представления о профессиях в ходе организации соответствующих сюжетно-ролевых игр («Строим дом для Мишки», «Ателье», «Магазин») и обогащения предметно-пространственной среды группы необходимыми атрибутами.
В целях определения эффективности формирующей работы была проведено повторное изучение представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика показала, что дети стали называть значимо больше профессий (причем увеличение знаний названия профессий во многом произошло за счет проведенной работы: дети называли профессии строителя, крановщика, модельера), стали более способными к определению значимости труда представителя профессии, стали называть больше орудий труда представителей каждой профессии, больше действий внутри профессиональной деятельности каждой названной профессии, стали чаще определять результат труда; однако по-прежнему нечасто способны определять качества, необходимые для профессии.
В целом мы можем считать проведенную работу эффективной, а потому гипотеза исследования может считаться доказанной.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. URL:http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 23.04.2019).
2. Алишев Б.С. Понятие представление в современной психологии / Б.С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6.
3. Антонова М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М.В. Антонова, И.В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.
4. Белобородова М.Н. Исследование уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL:https://scienceforum.ru/2014/article/2014003516(дата обращения: 14.03.2019).
5. Боровых В.П. Трудовое воспитание как социальное явление в отечественной педагогике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 250-252.
6. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. 3-е изд. М.: Айрис-пресс. 2009. 128 с.
7. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение. 1974.
8. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение. 2011. 230 с.
9. Гугуман Т.В. Формирование знаний о профессиях взрослых у детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры / Т.В. Гугуман, А.С. Семерез // Научный альманах. 2016. №. 10-2. С. 53-56.
10. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Под ред. Т.Г. Сальникова. СПб.: Детство- Пресс. 2017. 24 с.
11. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Из опыта дошкольных образовательных учреждений. М.: Линка-Пресс. 2006. 208 с.
12. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-синтез. 2012. 128 с.
13. Залялилева Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д.Р. Залялилева, Л.И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М.: Мозаика-синтез. 2015. № 5. С. 18-190.
14. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. М.: Педагогика. 1986. 360 с.
15. Зверева С.А. Ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых: аксиологический аспект проблемы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-6. С. 37-39.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект. 2003. 336 с.
17. Золотых Т.В. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых / Т.В. Золотых, Н.М. Фурман // IV Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение: теория, методика и практика». 2015. С. 110-112.
18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. М.: Академия. 2004. 304 с.
19. Козлова А.Ю. Организационно-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых // Научное отражение. 2017. № 2 (6). С. 18-21.
20. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев. 2012. 125 с.
21. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников / В.П. Кондрашов. Саратов. 2001. 182 с.
22. Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий // Молодой ученый. 2015. № 7(8). С. 788-792.
23. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф.С. Озерская. М.: Просвещение. 1982. 223 с.
24. Кузовкова Ю.С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте // Казанский педагогический журнал. 2013. №. 3 (98).
25. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез. 2007. 144 с.
26. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение. 1981. 157 с.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия. 2005. С. 97-104.
28. Логинова В.И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых // Сб. ст. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», сост.: Л.В. Русскова. М.: Просвещение. 1984. С. 10¬14.
29. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение. 1977. 256 с.
30. Майданкина Н.Ю. Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе // Детский сад: теория и практика. 2016. № 2 (62). С. 86-91.
31. Макарова Д.Н. Образ и представление: разграничение понятий // Личность. Культура. Общество. 2011. № 3 (65-66). С. 276-279.
32. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Педагогика. 2010. 156 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. М. 1997. 640 с.
34. Наумова Н.В. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО / Н.В. Наумова, О.Г. Макарова, О.Г. Шарахова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. №. 2 (20).
35. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде: пособие для воспитателей детских садов. М.: Педагогика. 2011. 231 с.
36. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. М: Академия. 2002. 192 с.
37. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: Сфера. 2005. 64 с.
38. Рогов Е.И. Проблема формирования профессиональных представлений на разных этапах развития личности // Наука, образование, общество. 2015. № 3 (5). С. 144-151.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.
40. Сагитова С.И. Профессиональное самоопределение в
дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]: Педагогические инновации: от теории к практике. URL: https: //interactive-
plus.ru/ru/article/11370/discussion platform(дата обращения: 18.02.2019).
41. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие. Р.-н/Д: Феникс. 2013. 221 с.
42. Стародубцева Е.В. Формирование представлений у детей о профессиях взрослых // Научные исследования: от теории к практике. 2015. №. 1. С. 115-116.
43. Туймедова Н.В. Осуществление гражданского воспитания дошкольников посредством ознакомления их с миром профессий // Научные исследования: теория, методика и практика. М. 2018. С. 133-134.
44. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учебное пособие. М.: Академия. 2012. 365 с.
45. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях // Дошкольное воспитание. 1998. №10.
46. Чернова А.А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста // X Международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди. 2017. С. 55-57.
47. Чичева Е.А. Понятие образа в системе гуманитарных наук // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2017. С. 2509-2513.
48. Шкрябко И.П. Исследование подходов к понятию «личностные представления» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 4 (129). С. 94-98.
49. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном. 2013. 96 с.
50. Шошин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 295-300.