ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей» в научной литературе 10
1.2. Проблема полового воспитания в трудах отечественных и зарубежных
ученых 21
1.3. Направления и содержание полового воспитания детей старшего дошкольного возраста 28
1.4. Анализ практики организации психологического консультирования родителей по вопросам полового воспитания детей в условиях дошкольной об
разовательной организации 41
Выводы по главе 1 50
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 52
2.1. Организация и методы исследования 52
2.2. Анализ результатов исследования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей 54
2.3. Система психолого-педагогической работы, обеспечивающей повышение
психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста 59
2.4. Анализ результатов работы 62
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Дошкольный возраст считается одним из «критических» периодов в психосексуальном развитии человека. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые вплетена психосексуальная дифференциация (В.И. Гарбузов, Е.В. Каган, Д.В. Колесов, Т.А. Репина).
Современное общественное состояние характеризуется нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и, в частности, изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей [7].
Для грамотного осуществления процесса полноценного развития личности детей необходимо объединение усилий, тесное взаимодействие родителей с профессиональными педагогами, психологами, специалистами в детском саду [9].
Чаще всего родители нуждаются в помощи по воспитанию детей, так как недостаточный уровень их педагогической культуры обуславливает возникновение ошибок. Эту проблему можно решить путем формирования необходимых для реализации воспитательной функции педагогических и психологических знаний.
Значительная часть отечественных и зарубежных исследователей (И.С. Кон, Т.А. Репина и другие) уделяют особое внимание изучению вопросов полового воспитания и подчеркивают актуальность и востребованность данной проблемы в современном обществе [26].
По мнению И.С. Кона, половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя. Он впервые отчетливо замечает анатомические различия между собой и сверстниками другого пола, а также между своими родителями. Поэтому для ребенка старшего дошкольного возраста вполне естественным является интерес к вопросам пола. Между тем окружающие его взрослые зачастую оказываются неготовыми к тому, чтобы дать адекватные ответы, что обусловливает необходимость повышения компетентности педагогов и родителей в области полового воспитания детей [23].
Изучением проблемы полового воспитания детей занимались Л.В. Градусова, Т.В. Малова, Е.А. Кудрявцева, Л.В. Коломийченко, О.В. Прозументик, Ю.С. Григорьева и другие ученые. Наиболее полное и точное определение рассматриваемого феномена представила Л.В. Коломийченко. По ее мнению, половое воспитание - это целостный, целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия взрослого с ребенком, способствующий адекватному восприятию и освоению гендерной культуры и формированию межполовой толерантности [26].
Половое воспитание ребенка дошкольного возраста не может осуществляться без участия его семьи. Однако, серьезным препятствием в реализации воспитательной функции семьи становится низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в их недоверчивом отношении к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в повышении эффективности реализации воспитательной функции в условиях семьи [22].
Анализ научной литературы выявил противоречие: между необходимостью формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области полового воспитания детей и недостаточной разработанностью практических аспектов проблемы, эффективных практик психологического просвещения и консультирования родителей по вопросам полового воспитания детей крайне мало [25].
Указанное противоречие обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе психологического консультирования.
Цель исследования: разработать и реализовать комплекс консультационных мероприятий, обеспечивающих повышение психологопедагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные источники по проблеме исследования: (раскрыть понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей»; «половое воспитание детей»; определить показатели психологопедагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста).
2. Провести эмпирическое исследование, выделить особенности психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить психолого-педагогические условия и разработать комплекс консультационных мероприятий, обеспечивающий повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста (аксиологический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты).
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
обеспечивающие повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: повышение психологической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• расширение знаний родителей о полоролевом развитии детей дошкольного возраста;
• осознание родителями необходимости полового воспитания ребенка, рефлексия собственной воспитательной стратегии;
• освоение приемов общения с ребенком обеспечивающих его полоролевую социализацию
Теоретико-методологическое основание исследования:
1. Системный подход к рассмотрению семьи и семейных отношений как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, и характеризуется определенными связями и отношениями ее членов: уважение, преданность, симпатия, любовь, взаимная поддержка, которые способствуют глубокой доверительности в отношениях. (А.Я. Варга)
2. Работы Ю.С. Григорьевой, В.Е.Когана, И.С.Кона, Т.М.Титаренко, Д.В.Колесова, Д.Н.Исаева, освещающие вопросы полового воспитания детей.
3. Положения исследований Л.В. Коломийченко, Е.А. Киянченко, рассматривающие возможности формирования психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания ребенка;
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анкетирование, проективный метод, контент-анализ.
Статистические: вычисление t-критерия Стьюдента.
Методики исследования:
• Анкета «Выявление осведомленности родителей в вопросах полового воспитания» - изучение представлений родителей о содержании полового воспитания детей, понимания значимости полового воспитания ребенка в семье (на материалах исследований Н.С. Тумановой, Ю.С. Григорьевой);
• Методика «Незавершенные предложения» (на материалах исследования С. Леви) - выявление особенностей эмоционального отношения родителей к проблеме полового воспитания детей;
- Анализ ситуаций (на материалах исследований Н.С. Тумановой, Ю.С. Григорьевой) - изучение практического опыта родителей в организации полового воспитания ребенка в семье....
Половое воспитание рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важных направлений развития ребенка в целом. Полоролевая социализация ребенка осуществляется под влиянием различных факторов. Одним из таких факторов является ближайшее окружение, то есть семья ребенка и детский сад, где ребенок проводит достаточно длительное время. Важным условием полноценного развития ребенка является взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Одним из направлений такого сотрудничества является комплекс индивидуальных и групповых консультаций родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности по вопросам полового воспитания. Такой комплекс дает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям воспитательной позиции в целом.
Проблема полового воспитания в настоящее время в научной литературе представлена достаточно широко и полно, но ее практическая реализация по прежнему остается на недостаточном уровне.
Анализ взаимодействия работы детского сада и семьи по проблеме полового воспитания показывает, что наиболее типичные недостатки этого взаимодействия обусловлены двумя группами причин:
• Недопонимание родителями сущности полового воспитания детей;
• отсутствие координации данной работы между детским садом и семьей;
Вот поэтому главные усилия должны быть направлены:
• На формирование положительных взаимоотношений в семье в соответствии с проблемой полового воспитания;
• на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам полового воспитания путем их активного просвещения;
• на формирование полноценной личности ребенка в соответствии с его половой ролью для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Мы оценили уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам полового воспитания в начале и в конце экспериментальной работы. Данные сравнительного анализа позволяют нам увидеть значительное изменение показателей, что свидетельствует о положительном влиянии предложенных нами мероприятий, специальной системы работы с родителями.
Таким образом, использование комплекса консультационных встреч, учет индивидуальных потребностей родителей и ведущая роль семьи в воспитании ребенка являются условиями, направленными на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам полового воспитания.
Следовательно, предложенная нами гипотеза исследования подтверждена.
Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf (Дата обращения: 23.06.2022)
г Арзамасцева О.А. Григорьева Ю.С. Формы организации работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ / под ред. Ю.С. Григорьевой, А.А. Наумова, О.В. Прозументик, Ю.М. Хохряковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2014. С. 21-25.
. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. СПб.: Питер, 2011. 400 с.
5. Арнаутова Е.П. Общение с родителями. Зачем? Как? М.: Просвещение, 1993. 196 с.
6. Бермус А.Г Российское педагогическое образование в Контексте Болонского процесса А.Г.Бермус // Педагогика. 2005. № 5
7. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
8. Бушина В. Н., Свинина Н. Г., Масленникова Т. В., Грубенко Л. П., Богомолкина Л. В. Развитие личности ребенка: педагогические идеи, пути решения: Монография. Н. Тагил: Медиа-принт, 2005. 188с.
9. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург, 2004. 390 с.
10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
11. Гладкова Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 103 - 110.
. Григорьева Ю.С. Психолого-педагогические аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие /
Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. 34 с.
. Григорьева Ю.С. Теоретическое обоснование гендерной воспитанности как результата полового воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Ю.М. Хохряковой // Социальные и психологопедагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. конф. (10-12 октября 2012 г., г. Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2012. 462 с.
. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста: дис .канд. пед. Наук. Екат., 2007. 167 с.
15. Грошев И.В. Психология половых различий. Тамбов, 2001. 683 с....28