ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Исследование проблемы стереотипа в научных исследованиях 7
1.2. Особенности этнических стереотипов 26
1.3. Особенности этнического состава Красноярска 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 51
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ
СТЕРИОТИПОВ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА 53
2.1. Организация и методики исследования 53
2.2. Анализ результатов исследования этнических стереотипов
населения города Красноярска 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.
Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы.
В настоящее время наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри России. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. В свою очередь многонациональный состав населения города Красноярска, образование своеобразных экономических ниш в экономике и ряде других сфер общественной жизни во многом способствует тому, что нарастающая конфликтность приобретает национальную окраску.
Это вызывает обострение отношений между представителями отдельных национальностей, делает национальную принадлежность одним из существенных критериев восприятия людьми друг друга, в котором большую роль начинают играть этнические стереотипы.
Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.
Фундаментальные исследования в области изучения феномена стереотипа и процесса формирования стереотипов были проведены такими российскими исследователями, как B.C. Агеев, В.Н. Куницына, В.П. Трусов, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов, а также рядом зарубежных авторов, в основном представителями американской социальной психологии и социологии Д.Л. Гамильтоном, Д. Катцем и П. Брейли, Н. Кэнтором, У. Липпманом, К. Макколи Р. Нисбетом, М. Россом и рядом других авторов. В последние годы теория социально-психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях P.M. Грановской и Ю.С. Крижанской, А.Ю. Козловской-Тельновой, Е.В. Орловой.
Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в городах.
Проблема исследования - каковы этнические стереотипы населения города Красноярска.
Цель исследования - выявление этнических стереотипов населения города Красноярска.
Объект исследования - этнические стереотипы.
Предмет исследования - этнические стереотипы населения города Красноярска.
Задачи исследования:
1. Провести анализ представлений о стереотипе в зарубежной и отечественной психологии.
2. Рассмотреть факторы, определяющие формирование этнических стереотипов.
3. Определить роль и значение этнических стереотипов во взаимодействии людей.
4. Эмпирическим путем выявить этнические стереотипы жителей города Красноярска
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что авто-, гетеро- этнические стереотипы населения города Красноярска различаются между собой, обуславливают своеобразие социального восприятия их представителей.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• концептуальные разработки Л.М. Дробижевой, Н.Н. Лебедевой, В.Л. Левкович, СВ. Лурье, Г.У. Солдатовой, А.П. Оконешниковой и других авторов в области социальной этнической психологии;
• теоретические концепции социального стереотипа B.C. Агеева, Т.Г. Стефаненко;
• теоретические положения межэтнических взаимоотношений и стереотипов (Ю. В. Бромлей, И. С. Кон, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А.А. Налчаджян, Г, Олпорт, Т. Адорно. У. Липман, Т. Тэджфел, Д. Кэмпбел, Л. Эдварде).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: метод опроса, метод полярного поля.
• «Шкала социальной дистанции» в адаптации Л.Г. Почебут.
• «Диагностический тест отношений» (Г.У. Кцоевой-Солдатовой) для исследования эмоционально-оценочного компонента стереотипа.
• Методика биополярного поля.
3. Методы количественной и качественной обработки данных. Количественный анализ данных проводился при помощи компьютерной программы SPSS 17.0.
Исследование проводилось на базе КГБУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» Советского района г. Красноярска
В исследовании принимали участие 40 жителей города Красноярска в возрасте 27-38 лет.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней уточнены и конкретизированы представления об особенностях этнических стереотипов населения города.
Практическая значимость работы:
• выявлены авто-, гетеро-, этнические стереотипы жителей города, на основе которых можно судить и о представителях этнических общностей в целом;
• материалы исследования могут обогатить содержание лекционных и практических психологических занятий в вузах.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы.
На формирование и развитие этнических стереотипов влияют социальные, исторические, политические и культурные факторы. Этнические стереотипы детерминированы: во-первых, реальными специфическими чертами воспринимаемой группы, отличающими ее от других общностей и обусловленными материальными условиями жизни людей; во-вторых, спецификой преломления этих черт через аппарат социального восприятия стереотипизирующей группы; в-третьих, всем комплексом экономических, политических и культурных взаимоотношений между обеими общностями;
Взаимодействие и общение представителей различных наций основывается на схематичном восприятии ими друг друга, т.е. на этностереотипах, представляющих собой обобщенный, устойчивый, эмоционально-насыщенный, сложившийся в исторической практике межэтнических отношений образ этнической группы, регулирующий восприятие и поведение ее представителей.
Этнические стереотипы могут в определенной степени изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических преобразований общества. Возможности изменения этнических стереотипов связаны с критическим отношением к собственной этнической группе, к изжившим себя и мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни; с ориентацией индивида как на эталоны, предписанные референтной группой, так и на стереотипы, принятые в той группе, в которую индивид включен в данный момент. Активное межэтническое общение в процессе совместной деятельности, правда, далеко не всякое, разрушает этнические стереотипы.
Портрет «типичного русского»: среди положительных характеристик, которые присутствуют у «типичного иностранца» жителями были названы следующие: хитрый, умный, красивый, культурный, религиозный, общительный, дружелюбный, трудолюбивый, целеустремленный, семейный, заботливый и патриотичный. Среди негативно окрашенных качеств были выделены следующие: жадный, богатый, уродливый, брезгливый, нечестный, непатриотичный, доверчивый, самолюбивый, и такому качеству как эгоистичный жители затруднились дать определенную эмоциональную окраску.
Портрет типичного «иностранца». Положительные характеристики, а именно: строгий, честный, целеустремленный, сильный, храбрый, патриотичный, воспитанный, трудолюбивый, умный, сексуальный, красивый, благородный, серьезный, волевой и хитрый. Среди негативно окрашенных качеств были выделены следующие: ленивый, безразличный, нетерпимый, эмоциональный, позер и консервативный.
Важно отметить, что количество и соотношение положительных и негативных характеристик при описании представителя своей и чужой этнических групп примерно одинаково, а само содержание положительных характеристик ин- и аут-групп во многом совпадает.
Полученные данные позволяют нам утверждать, что выраженность (интенсивность) и эмоциональная направленность этнических стереотипов подростков открытого города носят позитивный характер.
Минимальная социальная дистанция (слияние), как и следовало ожидать, отмечена в отношении русских (1,53). Что еще раз демонстрирует феномен внутригруппового фаворитизма (в данном случае - явного предпочтения своей этнической группы) [6]. Красноярцы готовы вступать с русскими в родственные и дружеские отношения.
Как мы видим, славян и европейцев жители Красноярска ставят на достаточно близкую дистанцию, в сравнении с другими группами.
Результаты исследования показывают, что представители СевероВосточной Азии (особенно японцы - 4,03 и корейцы - 4,36) оказались по социальной дистанции для жителей Красноярска ближе многих других национальностей, включая некоторые этнические группы РФ, Закавказья и Ближнего Востока.
Среди коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории РФ, ближе всего по социальной дистанции оказались для красноярцев эвенки.
1. Агеев B. C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95-101.
2. Аксянова Г.А., Давыдова С.С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. 36 с.
3. Алимушкина О.А. Стереотип в современной науке: классификация и функционирование // Очерки гуманитарных исследований. Барнаул, 2005. С. 156-207.
4. Арутюнова Н. Д. Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1984. 247 с.
5. Бабаева Е.В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира: автореф. дисс. ... док.филол. наук. Волгоград, 2004. 40 с.
6. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под. ред. А.К. Байбурина. Л.: Издательство «Наука», 1985. С. 7-21.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 2013. 949 с.
8. Белова О.А. Исследование этнических стереотипов в рамках социологии // Социальная политика и социология. 2009. № 4 (46). С. 118-125.
9. Белова О.А. Этнические стереотипы как объект социологического исследования // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 118-127.
10. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб: Изд-во «СПбКО», 2009. 416 с.
11. Бодалев А.А., Куницына В.Н., Панферов В.Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности. СПб.: Речь, 2017. 240 с.
12. Большой толковый социологический словарь. М.: Общественная мысль, 1999. Т. II. 1056 с.
13. Бромлей Ю. В. Национальные вопросы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. 208 с.
14. Веревкин О.Л. Стереотипы восприятия этнических групп // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 6 (94). С. 193-207.
15. Гаррис Ч., Ульман Э. Сущность городов // География городов. М. : Прогресс, 1995. С. 255-268....80