ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.1. Организационная культура как компонент образовательной среды
дошкольной образовательной организации 12
1.2. Организационная культура дошкольной образовательной
организации как объект управления 29
1.3. Модель управления развитием организационной культуры
дошкольной образовательной организации 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 53
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 55
2.1. Диагностика организационной культуры дошкольной
образовательной организации 55
2.2. Реализация модели управления развитием организационной
культуры дошкольной образовательной организации 71
2.3. Анализ результатов реализация модели 84
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Актуальность исследования. Новое тысячелетие позволяет наиболее констатировать разрыв между научно-техническими достижениями человечества и состоянием его духовного развития, внутренней культуры, социальной и нравственной зрелостью людей. Мыслители, исследователи, педагоги разных стран видят путь решения этой проблемы в изменении самого человека, его духовного потенциала, осознании им своей роли и ответственности перед самим собой и общественностью. Этому отвечают идеи гуманизма, которые зародились сотни лет назад и продолжили развитие в трудах многих ученых.
Оставаясь объектом воздействия внешней среды (государства, социума), не имея субъектной позиции, выполняя «чужие» функции, человек испытывает закономерное отчуждение - от морали, экономики, культуры и, наконец, собственного образования.
Гуманистический характер образования, предполагающий интеграцию в него ценностей культуры, диалоговый характер отношений участников образовательного процесса, позволяет создавать условия для самопознания и саморазвития, согласовывать и совместно достигать поставленные цели. Многие отечественные ученые неоднократно подчеркивали значимость для модернизации системы образования гуманистических устремлений, коллективных и личностных ценностей.
Идеи гуманизма появлялись еще в допетровском периоде развития России в работах писателей-публицистов, деятелей культуры того времени. В их работах формировались новые представления о человеке как о личности. Личностная ориентация развивалась и далее в работах философов и ученых, которые подчеркивали роль опыта, образованности и нравственности наставников, которые бы несли духовные ценности в народ. В отечественной педагогике подчеркивалась роль идей гуманизации в образовании, которое обеспечивало не только подготовку специалистов, но и воспитание людей.
Современный этап развития общества характеризуется усилением ценностного контекста образования. В этом направлении являются значимыми гуманистические идеи культуросообразного типа образования: интеграция человека в культуру (Е.Е. Мерзон), диалог культур как средство развития личности (Ю. Кулюткин), механизм влияния культуры на развитие личности (О.Ю. Мондонен, М. Магура), культура как средство взращивания духовного потенциала личности (Е.В. Бондаревская), взаимосвязь образования и культуры (Г.Ю. Беляев).
Переход от человека образованного к человеку культуры требует пересмотра процесса управления образовательной организацией в целом. Управление образованием изучается в различных аспектах: теоретические основы и методы управления (П.И. Третьяков), методы, технологии управления (И.П. Волков, Л.А. Редько) - в том числе социальноэкономические (Э.Н. Гусинский), управление учебным процессом в системе повышения квалификации педагогов (Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской), управление качеством образования (М.М. Поташник), инновационные подходы в системе управления (Е.В. Бондаревская, М.М. Поташник).
Управление образованием в контексте культуры в системе дошкольного образования должно обеспечивать как качество образования, так и создание оптимальных условий для творческого развития личности ребенка, профессионального развития педагога. Вопросами управления в системе дошкольного образования занимались ученые и практики: Е.В. Давыткина, О.В. Дыбина, Т.П. Колодяжная, Л.В. Поздняк,
П.И. Третьяков и др.). Проблема управления системой дошкольного образования рассматривалась с точки зрения системного подхода, изучались функции управленческой деятельности, качество деятельности учреждения по его результату, механизмы управления качеством образования, разрабатывались научные подходы к планированию деятельности, развитию культуры управленческой деятельности.
В настоящее время главной проблемой управления образованием, в связи с динамичными темпами развития экономики и общества, становятся не только конкурентоспособность и рентабельность образовательной организации, но и гибкость, адаптивность, способность к постоянному развитию. Современная система управления должна быть ориентирована на длительное стабильное существование и регламентацию деятельности.
Успехом любой организации является результат коллективных усилий всех сотрудников. Исследования в области управления дошкольным образованием свидетельствуют о том, что только коллективное взаимодействие педагогов обеспечивает необходимый для развития уровень творчества, а успешный коллектив отличает взаимопонимание, доверие, единство целей, умение соотносить индивидуальные педагогические цели с целями других членов коллектива и целями дошкольной образовательной организации в целом. Это обеспечивает понимание настоящего и единое видение будущего, а также высокий уровень организационной культуры.
Анализ состояния практики управления дошкольным образованием позволяет констатировать факт, что современные дошкольные учреждения в целом перешли на научные основы проектирования, однако, в большей степени при этом уделяется внимание вопросам планирования и структурирования, что требуется преимущественно в административной и отчетной документации, а вопросам развития организационной культуры уделяется недостаточно внимания. Однако, сегодня одна из важнейших компетентностей руководителя, способствующая достижению оптимальных результатов деятельности образовательного учреждения в целом, - это способность работать в команде, осуществлять командный менеджмент в педагогическом коллективе. Это новая парадигма современного менеджмента, имеющая иную профессиональную ментальность, связанная с накоплением социального капитала и формированием организационной культуры деятельности (командной).
Несмотря на многообразие исследований систем управления образовательными организациями, а также исследований развития организационной культуры на предприятиях и фирмах, управление развитием организационной культуры в дошкольных образовательных организациях не нашло должного освещения в научных исследованиях и в анализе практической деятельности. Причинами этого, на наш взгляд, являются: отсутствие общих обоснованных подходов к определению путей обновления деятельности и системы управления дошкольной образовательной организации, изучение путей становления дошкольной образовательной организации вне контекста общей проблемы управления, рассмотрение этих путей на уровне исключительно социальной регуляции, а также игнорирование индивидуальных потребностей конкретных образовательных организаций.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:
• между научными требованиями к организации управленческой деятельности и реальным состоянием управления в практике функционирования дошкольной образовательной организации;
• между управлением, обеспечивающим новое качество деятельности дошкольной образовательной организации, и состоянием организационной культуры дошкольной организации, направленной на достижение целей.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы условия управления развитием организационной
культуры в дошкольной образовательной организации?
Проблема актуализирует тему исследования: «Управление развитием организационной культуры в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: организационная культура дошкольной
образовательной организации.
Предмет исследования: условия управления развитием
организационной культуры дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель управления развитием организационной культуры в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: управление развитием организационной культуры дошкольного образовательного учреждения будет результативным, если:
• организационная культура понимается как компонент образовательной среды образовательной организации;
• в качестве желаемого приоритетного типа организационной культуры ДОО признается культура деятельности (командная);
• разработана и реализована модель управления формированием командной организационной культуры, позволяющей обеспечить динамику сформированности педагогических команд.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, поставлены следующие задачи исследования:
• выявить сущность понятия «организационная культура» как компоненты образовательной среды дошкольной образовательной организации;
• раскрыть понятие «управление развитием организационной культуры дошкольной образовательной организации»;
• теоретически обосновать модель управления развитием организационной культуры дошкольной образовательной организации;
• в ходе ОЭР проверить результативность модели управления развитием организационной культуры в дошкольной образовательной организации .
Методологической основой исследования являются:
• общенаучные принципы системности, развития и детерминации;
• деятельностный подход в управлении процессами.
Теоретической основой исследования выступают:
- положения психологии о сущности обучения, воспитания,
профессионального и личностного развития, социально-психологических и педагогических особенностях коллективов, деятельности, общении и взаимодействии (Г.Ю. Беляев, Э.Н. Гусинский, С.А. Шапиро и др.);
• исследования по проблемам управления коллективами, психолого- педагогическими закономерностями управленческой деятельности в организациях (А.Н. Занковский, М. Магура и др.);
• теория педагогического менеджмента (В.В. Крыжко, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник);
• исследования организационной культуры в образовательных учреждениях в трудах О.В. Дыбиной, С.В. Королевой, Т.П. Колодяжной;
• разработки, раскрывающие технологию проведения тренингов...
Под организационной культурой следует понимать социально- духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху. Выделяются семь функций организационной культуры: познавательную, ценностно -
образующую, коммуникационную, нормативно-регулирующую,
мотивирующую, инновационную, стабилизационную. Организационная культура обладает такими свойствами, как: динамичность, системность, структурированность, неоднородность, разделяемость и адаптивность.
Оптимизируя систему управления и организационную культуру, следует учитывать взаимодействие между следующими переменными: сотрудниками организации, их возможностями и способностями, особенностями трудовой мотивации; задачами организации и теми видами поведения, которые необходимы, чтобы максимально эффективно решать эти задачи; внешним окружением организации и требованиям к творчеству, гибкости, качеству, предъявляемым к труду персонала.
Основные этапы внедрения модели развития организационной культуры включают в себя организационную диагностику, планирование и проектирование изменений, внедрение организационных изменений, мониторинг и сопровождение эффектов изменений.
Эмпирическое исследование психологических условий развития организационной культуры проводилось на базе ЧДОУ «Детский сад № ХХХ ОАО «РЖД». Организационная культура в дошкольной образовательной организации является неотъемлемой частью развития коллектива. В целом получены результаты, свидетельствующие о том, что сформированность организационной культуры ДОО недостаточно высокая, при этом нарушены такие функции, как мотивационная, коммуникативная. В ходе исследования выявлено наличие всех типов организационной культуры, что является нормой. В процессе исследования были определены типы организационной культуры в дошкольной образовательной организации и выявлено несоответствие между настоящим и желаемым типом организационной культуры, недостаточно высокий уровень коммуникации.
Формирующий эксперимент включил реализацию модели управления формированием организационной культуры дошкольной образовательной организации. Реализация указанной модели была направлена на достижение таких результатов, как преобладание командного типа организационной культуры, повышение эффективности коммуникации в организации. Работа включила этапы: диагностический (диагностика актуального состояния организационной культуры, определение проблемных зон), организационный (формирование команд, подбор рабочих материалов для реализации мероприятий по командообразованию), практический (реализация комплекса мероприятий по командообразованию, повышению эффективности коммуникации в командах), контрольно-аналитический (мониторинг результативности реализованного комплекса мероприятий).
Реализация формирующего эксперимента позволила получить на контрольном этапе достоверную динамику по ряду показателей организационной культуры. Повысившееся значение у показателя «коммуникация» отражает отлаженность системы коммуникации, обмена и получения информации, общения, взаимоотношений. Весьма важно для настоящего исследования, что нормализовался баланс внимания руководства к производству и к проблемам коллектива, что свидетельствует о повышении эффективности управления. Показатель «мотивация» стал достоверно выше, хотя он и имеет меньшее по сравнению с другими значение, что в целом достаточно.
Таким образом, можем заключить, что гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Андреева И.В. Организационная культура: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014. 293 с.
2. Барсукова Е.И. Организационная культура как компонент
образовательной среды дошкольной образовательной организации // Сборник статей ХХП Международной научно-практической конференции:
Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2018. С. 39-42.
3. Барсукова Е.И. Типы организационной культуры в дошкольной образовательной организации // Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции: Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2018. С. 70-75.
4. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 157 с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. М., Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 560 с.
6. Бочарова Н.В., Сажина К.П. Социально-педагогическое
проектирование организационной культуры // Вестник НВГУ, 2016. № 1. С. 26-33.
7. Волков И.П. О стилях руководства. Организационная психология. / Сост. и общ. редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2015. С. 261-269.
8. Григорьева М.В. Психология труда. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2016. 192 с.
9. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования. М.: Логос,
2013. 248 с.
10. Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2014. С. 187-190.
11. Давыдова О.И. Организационно-методические условия
предшкольной подготовки детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 155 с.
12. Давыткина Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителей ДОУ: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 224 с.
13. Дыбина О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации // Вектор науки ТГУ. 2015. № 2 (32-1). С. 154-159.
14. Евтихов О.В. Организационная культура как компонент образовательной среды вуза правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 15-19.
15. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ,
2014. 648 с....67