ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Воспитательное воздействие труда на детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2. Педагогические средства развития представлений о профессиях у детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Понятие и виды игры как средства развития представлений детей
старшего дошкольного возраста о профессиях 35
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 46
2.1. Анализ уровня сформированности представлений о профессиях у детей
старшего дошкольного возраста 46
2.2. Организация практической работы по развитию представлений о
профессиях у детей старшего дошкольного возраста 51
2.3. Анализ полученных результатов 56
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования развития представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях посредством игры определяется следующими факторами. Дети старшего дошкольного возраста, оставаясь детьми, уже должны быть готовы к тому, что в ближайшее время игровая деятельность сменится обучением, - дети готовятся пойти в школу. Этот переход сам по себе стрессовый для любого ребенка, привыкшего к определенной независимости и отсутствию ответственности. В школе ему придется трудиться, изменить привычный свободный график на наличие каких-то обязанностей. И ребенок должен понимать зачем он это делает - для подготовки к будущей трудовой жизни ему нужны определенные навыки, которые можно получить только в процессе образования. Дети с детства должны научиться видеть профессиональный труд взрослых и относиться к нему с уважением, они должны понять хотя бы ориентировочно свои предпочтения, что им нравится, а что нет для того, чтобы в будущем правильно выбрать профессию определиться с профориентацией . Эти все основы закладываются еще в детском саду в старшем дошкольном возрасте в процессе привития развития представлений о профессиях на специальных занятиях и в повседневной жизни.
Игра является ведущей деятельностью ребенка в старшем дошкольном возрасте. Вплоть до средней школы дети познают мир через игру, усваивают социальные правила и модели поведения в игровой форме.
Степень научной разработанности темы исследования достаточно высока. В трудах многочисленных авторов в области дошкольной педагогики уделяется внимание теоретическим и практическим аспектам развития представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях, этим аспектам уделяли внимание такие авторы, как З.Н. Борисова, Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Е.И. Корзакова, Г.М. Киселева, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина,
Л.И. Сайгушева, А.Г. Тулегенова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова, В.И. Логинова, О.В. Мачехина, Я.З. Неверович, Ю.А. Мичурина и прочие. Психологические основы развития представлений детей о профессиях представлены работами Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.А. Коротковой, В.С. Мухиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др. Однако, при этом слабо разработаны практические вопросы развития представлений детей дошкольного возраста о профессиях.
Проблемы развитияпредставления детей старшего дошкольного возраста о профессиях следуют из современной организации профессиональной трудовой деятельности взрослых в современном обществе. И до карантинных событий, особенно в условиях карантина 2020 года, труд взрослых переместился из привычной реальности в виртуальную, значительное количество взрослых перешло на дистанционную работу, а также значительное количество профессий приобрели совершенно иное внешнее выражение. Появились множество доходных сфер бизнеса, которые больше похожи на отдых, чем на трудовую занятость, - блоггинг, веб-дизайн, веб-журналистика и иные виды деятельности, которые не предполагают непосредственное присутствие работника в привычной трудовой атмосфере, - такие виды работ могут быть выполнены буквально дома на диване. У ребенка может сложиться весьма ошибочное представление о том, что для трудовой функции можно ничего не делать, что снижает его мотивацию к учению и развитию трудовых способностей. Эти противоречия нужно учитывать при организации воспитательного воздействия на детей.
В современных условиях появилось множество профессий, связанных удаленной работой, а также трансформировался сам подход к выполнению классических видов работ в условиях карантина и общего развития информационных технологий.Привычные профессии в большинстве своем сейчас выполняются совершенно иным образом, например, начиная с продавца, - если ранее образ продавца-кассира ассоциировался со счетами или как минимум, калькулятором, то сейчас это автоматические 4
считывающие устройства. Многие профессии изменились даже визуально, что повлекло за собой необходимость изменения подхода к формированию представлений о профессиях у детей, начиная с самого раннего возраста, что также актуализирует настоящие исследования.
Проблема исследования - каковы особенности комплекса игр, направленных на развитие представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путем проверить результативность составленного комплекса игр, направленного на развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Объект исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Предмет исследования: развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях посредством комплекса игр.
Гипотеза исследования заключается в формировании представления детей старшего дошкольного возраста о профессиях комплексом игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационноповеденческий аспекты представлений.
В целях исследования гипотезы в работе были поставлены следующие задачи:
• проанализировать воспитательное воздействие труда на детей старшего дошкольного возраста;
• исследовать педагогические средства развития представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста;
• определить понятие и рассмотреть виды игры как средства педагогического воспитательного воздействия на детей старшего дошкольного возраста;
• изучить уровень сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;...
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Основным направлением взаимодействия ребенка и взрослого является его воспитание, то есть собой двустороннее взаимодействие взрослого и ребенка, в котором взрослый прививает ребенку систему ценностей и социальные стереотипы поведения, правила и нормы. Как субъект будущей профессиональной ребенок проявляет себя в следующих субъективных характеристиках: самостоятельность, компетентность, инициативность,
произвольность, самооценка и креативность. Под воспитательным процессом в процессе формирования профессиональных представлений понимается целенаправленное воздействие воспитателя на ребенка, направленное на формирование у него знаний об основных профессиях, позитивного его отношения к труду, трудолюбия, исполнительности, ответственности, осознанной направленной активности.
Педагогическими средствами формирования представлений о профессиях являются: поучающая поддержка, замещение, призыв к подражанию, сотрудничество, инициировании и упреждение. Принципами формирования представлений о профессиях дошкольников являются: личностно-ориентированное взаимодействие, доступность знаний, диалогичность процесса, активное включение детей в деятельность, рефлексивность для формирования у ребенка субъектной позиции, принцип регионального компонента. Процесс формирования представлений о профессиях у детей включает в себя освоение детьми разных видов деятельности: игровой, продуктивной, познавательной и исследовательской.
Основным видом деятельности ребенка старшего дошкольного возраста является игра, которая максимально эффективна для развития представлений о профессиях. Посредством игры дети осваивают присущие различным видам профессий ролевые сюжеты, учатся взаимодействовать друг с другом. Этот процесс должен проходить под контролем воспитателя с целью формирования правильных профессиональных стереотипов поведения. Игра обладает огромным потенциалом для развития представлений детей о профессиях.Поэтому важно в формировании игровыхсюжетов с детьми старшего дошкольного возраста закладывать компонент развития представлений детей о различных профессиях. Профессиональные представления оказывают формирующее воздействие на личность ребенка и способствуют его дальнейшему профессиональному самоопределению. Игры, в которых ребенок получает представления о профессиях, также закладывают в нем самооценку как успешного в той ил иной деятельности, что благоприятно влияет на формирование его личности и социализацию в целом.
Комплекс игр будет результативный, если игры будут направлены на формирование когнитивного компонента представления о профессиях, эмоционально-оценочного компонента представлений о профессиях и мотивационно-поведенческого компонента представлений о профессиях.
В целях изучения уровня сформированности представлений опрофессиях детей старшего дошкольного возраста были проведены следующие методики:
• методика диагностики уровня сформированности представлений детей о профессиях под авторством Т.И. Гризик и Г.А. Урунтаевой;
• методика рисуночного теста по определению уровня начальной ориентации по профессии (не имеет автора);
В исследовании приняли участие дети подготовительной группы детского сада в количестве 15 человек (мальчики и девочки).
Беседа с детьми среднего дошкольного возраста по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» позволила определить следующие особенности: дети ориентированы на ближний круг профессий, то есть те, которые они видят в повседневной жизни; чаще всего в профессиональном выборе дети подражают родителям; дети не имеют целостного представления о профессиях.
Для проведения игр были отобраны следующие профессии: врач, фармацевт, повар, официант, продавец, учитель, строитель, водитель автобуса; были проведены театрализованные постановки на тему работы пожарного, работы ветеринара, менеджера удаленной работы, а также блоггера, профессия которого не включена в официальный перечень профессий, но по сути, является таковой, как частный случай журналистики.
Уровень формирования представлений детей о профессиях был определен посредством рисуночного теста, а также методом наблюдения и бесед с детьми. Было установлено, что дети на достаточно бытовом уровне имеют представления обо всех основных профессиях. При этом было установлено, что профессии родителей дети знают намного лучше, чем иные профессии. Для того, чтобы дать представление о самых распространенных профессиях с детьми был проведен игровой комплекс, направленный на улучшение знаний детей о профессиях.
В ходе разработки комплекса игр для формирования и развития представлений детей о профессиях были положены в основу следующие основные принципы:
• профессия должна быть распространенной, быть у детей «на слуху», то есть встречаться в детской литературе, в приводимых в ходе педагогического общения примерах;
• профессия должна быть максимально социально-полезной, должна формировать понимание того, что человек трудится не только ради финансового благополучия, но и для того, чтобы приносить пользу обществу;
• игра не должна быть затянутой, поскольку требуется воспитать в детях положительное отношение к труду, а не отрицательное, как к вынужденной деятельности;...
1. Абрамовских Н.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 17. С. 1. URL: http://e-koncept.ru/20i5/75230.htm.
2. Антонова М.В. Организация процесса психолого
педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога // Педагогическая наука и образование. 2016.Т. 8. № 2. С. 29-39.
3. Антонова М.В. Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.
4. Антонова М.В. Региональный технопарк: профессиональная ориентация с детьми младшего возраста // Платформа-навигатор развитие карьеры. 2018. № 3. С. 31-38
5. Баранов А.А., Елганов А.Р. Формирование навыков социальнобезопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослым // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 7-9.
6. Баранова Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 731-734.
7. Валеева Р.З. Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 5559.
8. Ганский П.Н. Интернет-пространство как особая
коммуникационная среда и его влияние на современные общества // Теория и практика общественного развития. 2020. № 17. С. 118-122.
9. Горностай Т.Л. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. № 2. С. 119-124.
10. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2019. № 1 (91). С. 35-45.
11. Залялилева Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 5. С. 18-19.
12. Иванова Н.В. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. С. 76-79.
13. Казаева Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 55-59.
14. Карпушина Л.П., Пупкова Н.Ф. Формирование социальнозначимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 42-46.
15. Когут А.А. К вопросу формирования коммуникативной компетентности современных детей старшего дошкольного возраста // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 2. С. 60....34