ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 8
1.1. Развитие ребенка старшего дошкольного возраста в
театрализованной деятельности 8
1.2. Формы организации театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Педагогическая работа по формированию умений
театрализованной деятельности старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика сформированности умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования умений
театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 8
1.1. Развитие ребенка старшего дошкольного возраста в
театрализованной деятельности 8
1.2. Формы организации театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Педагогическая работа по формированию умений
театрализованной деятельности старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика сформированности умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования умений
театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Современные требования системы образования ориентированы не только на формирование общих знаний и развитие личности, но также на развитие творческих способностей учащихся. Одним из эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является театральная деятельность.
Множество компетентных исследований педагогов подтверждают, что театрализованная деятельность в дошкольном возрасте способствует выявлению творческих возможностей ребенка. С педагогической точки зрения, театрализованная игра благоприятствует развитию дошкольников, так как театр является зрелищным и достаточно доступным видом искусства для детей.
Также театрализованная деятельность учитывает индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста, такие как эмоциональность, чувственность сознания и воображение.
В истории человечества искусство театра всегда было связано со
миропознанию. Так В.Й. Немирович-Данченко
К.С. Станиславский как реформаторы русского театра, считали, что театр должен быть воплощением духовной жизни индивида, орудием воспитания.
Данная идея также активно развивалась Л.С. Выготским, Т.С. Комарововой, М.Д. Маханевой, Н.Я. Михайленко, и Е.Н. Петровой [12].
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет активно расширять знания дошкольника об окружающем мире, помогает развить внимание, память, воображение и мышление, а также формирует речь дошкольников, чувственно-эмоциональную сферу и нравственные качества.
Кроме того, театр выступает коллективным искусством, а, следовательно, занимаясь театрализованной деятельностью, дошкольники общаются друг с другом, учатся слушать и слышать друг друга, а также проявлять чуткость к другим людям. Дети старшего дошкольного возраста учатся получать 4
удовольствие от совместной деятельности и значимости себя в коллективе сверстников.
Данные особенности воспитания детей старшего возраста посредством осуществления театрализованной деятельности определили актуальность исследования, а именно то положение, что применение театрализованной деятельности в воспитании старших дошкольников является эффективным средством развития.
Объект исследования - организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогических условий.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать возможность использования педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать систему педагогических условий, способствующих формированию умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. При помощи контрольного эксперимента определить эффективность формирующих мероприятий.
Гипотеза исследования: развитию умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
• использование разнообразных форм театрализованной деятельности;
• предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание театрализованной деятельности;
• создание предметно - пространственной среды в группе для осуществления театрализованной деятельности.
Методы исследования: наблюдение, анализ психолого
педагогической и методической литературы, синтез.
Для проведения практической части работы были применены следующие диагностические методики: изучение доминирующих игровых позиций детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях (Е.В. Мигунова); диагностика развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе разыгрывания сказки. (Т.С Комарова)
Дипломная работа состоит из трех разделов:
В первом разделе представлена теоретическая информация, раскрывающая особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Кроме того, в этом разделе представлены также формы организации театрализованной деятельности.
Во втором разделе собран материал по проведению исследовательской части работы на базе трех методик. Представлено описание методик и проведение непосредственного эксперимента по ним.
В третьем разделе приводятся сводные данные по уровню театрализованной деятельности изучаемых дошкольников на период начала учебного года и окончания, а также выводы по полученным данным.
Заключение содержит анализ результатов экспериментальной группы до и после контрольного эксперимента, который наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по театрализованной деятельности для развития личности ребенка.
Множество компетентных исследований педагогов подтверждают, что театрализованная деятельность в дошкольном возрасте способствует выявлению творческих возможностей ребенка. С педагогической точки зрения, театрализованная игра благоприятствует развитию дошкольников, так как театр является зрелищным и достаточно доступным видом искусства для детей.
Также театрализованная деятельность учитывает индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста, такие как эмоциональность, чувственность сознания и воображение.
В истории человечества искусство театра всегда было связано со
миропознанию. Так В.Й. Немирович-Данченко
К.С. Станиславский как реформаторы русского театра, считали, что театр должен быть воплощением духовной жизни индивида, орудием воспитания.
Данная идея также активно развивалась Л.С. Выготским, Т.С. Комарововой, М.Д. Маханевой, Н.Я. Михайленко, и Е.Н. Петровой [12].
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет активно расширять знания дошкольника об окружающем мире, помогает развить внимание, память, воображение и мышление, а также формирует речь дошкольников, чувственно-эмоциональную сферу и нравственные качества.
Кроме того, театр выступает коллективным искусством, а, следовательно, занимаясь театрализованной деятельностью, дошкольники общаются друг с другом, учатся слушать и слышать друг друга, а также проявлять чуткость к другим людям. Дети старшего дошкольного возраста учатся получать 4
удовольствие от совместной деятельности и значимости себя в коллективе сверстников.
Данные особенности воспитания детей старшего возраста посредством осуществления театрализованной деятельности определили актуальность исследования, а именно то положение, что применение театрализованной деятельности в воспитании старших дошкольников является эффективным средством развития.
Объект исследования - организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогических условий.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать возможность использования педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать систему педагогических условий, способствующих формированию умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. При помощи контрольного эксперимента определить эффективность формирующих мероприятий.
Гипотеза исследования: развитию умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
• использование разнообразных форм театрализованной деятельности;
• предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание театрализованной деятельности;
• создание предметно - пространственной среды в группе для осуществления театрализованной деятельности.
Методы исследования: наблюдение, анализ психолого
педагогической и методической литературы, синтез.
Для проведения практической части работы были применены следующие диагностические методики: изучение доминирующих игровых позиций детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях (Е.В. Мигунова); диагностика развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе разыгрывания сказки. (Т.С Комарова)
Дипломная работа состоит из трех разделов:
В первом разделе представлена теоретическая информация, раскрывающая особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Кроме того, в этом разделе представлены также формы организации театрализованной деятельности.
Во втором разделе собран материал по проведению исследовательской части работы на базе трех методик. Представлено описание методик и проведение непосредственного эксперимента по ним.
В третьем разделе приводятся сводные данные по уровню театрализованной деятельности изучаемых дошкольников на период начала учебного года и окончания, а также выводы по полученным данным.
Заключение содержит анализ результатов экспериментальной группы до и после контрольного эксперимента, который наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по театрализованной деятельности для развития личности ребенка.
В настоящей работе ставилась задача изучить театрализованную деятельность как средство развития детей старшего дошкольного возраста. В ходе выполнения данной работы была проанализирована психологопедагогическая литература по теме исследования.
В результате анализа было определено ключевое понятие «театрализованная деятельность» как специфического вида художественно- творческой деятельности, в результате которого ее участники овладевают доступными способами сценического искусства, и соответственно избранной роли, принимают участие в подготовке и разыгрывании того или иного вида театрального представления, включаются в театральную культуру.
По мнению исследователей И.Г. Андреевой, Л.В. Ворошниной,
В.С. Выготского, Т.Н. Дороновой, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской, М.В. Копосовой, Ю.Н. Косенко, И.Е. Киселевой, Е.А. Медведевой,
Л.В. Таниной, Е.И. Трусовой, Л.С. Фурминой, Р.М. Чумичевой,
изучающих роль театрализованной деятельности в развитие старших
дошкольников, она имеет огромный развивающий и воспитательный
потенциал.
Изучение особенностей развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показало, что педагогу необходимо: во-первых, создать условия для развития творческой активности дошкольников с использованием театрализованной деятельности, а именно (поощрять актерское творчество, воспитывать способность раскрепощено держаться на публике, активно использовать выразительные средства: мимику, движения, интонацию. Во-вторых, познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями театра, поведением в театре, различными жанрами, а также с различными видами кукольного театра. В - третьих, педагогу важно обеспечить взаимодействие театрализованной деятельности с другими видам деятельности в едином образовательном процессе. И, в-четвертых, организовать условия для совместной театрализованной деятельности дошкольников и взрослых.
Таким образом, из анализа современной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что: во-первых, занятия с использованием театрализованной деятельности, являются одним из наиболее эффективных педагогических средств; во-вторых, театрализованная деятельность в образовательном процессе оказывает многогранное воздействие на личность дошкольника. В-третьих, дошкольники, принимая участие в театрализованной деятельности, имеют возможность знакомиться с окружающим миром во всём его разнообразии посредством образов, звуков и красок. А умело поставленные вопросы взрослого, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Проведенная диагностика экспериментальной и контрольной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по театрализованной деятельности для развития личности ребенка. Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат. Гипотеза исследования подтвердилась.
Приведенные в данном исследовании приемы и методы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. У воспитанников возникнет возможность стать более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и нахождению собственных оригинальных ответов, уверенности в себе и своих способностях. Таким образом, из исследования следует, что театрализованная деятельность является комплексным средством для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, она успешно зарекомендовала себя в образовательном процессе по всем направлениям.
В результате анализа было определено ключевое понятие «театрализованная деятельность» как специфического вида художественно- творческой деятельности, в результате которого ее участники овладевают доступными способами сценического искусства, и соответственно избранной роли, принимают участие в подготовке и разыгрывании того или иного вида театрального представления, включаются в театральную культуру.
По мнению исследователей И.Г. Андреевой, Л.В. Ворошниной,
В.С. Выготского, Т.Н. Дороновой, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской, М.В. Копосовой, Ю.Н. Косенко, И.Е. Киселевой, Е.А. Медведевой,
Л.В. Таниной, Е.И. Трусовой, Л.С. Фурминой, Р.М. Чумичевой,
изучающих роль театрализованной деятельности в развитие старших
дошкольников, она имеет огромный развивающий и воспитательный
потенциал.
Изучение особенностей развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показало, что педагогу необходимо: во-первых, создать условия для развития творческой активности дошкольников с использованием театрализованной деятельности, а именно (поощрять актерское творчество, воспитывать способность раскрепощено держаться на публике, активно использовать выразительные средства: мимику, движения, интонацию. Во-вторых, познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями театра, поведением в театре, различными жанрами, а также с различными видами кукольного театра. В - третьих, педагогу важно обеспечить взаимодействие театрализованной деятельности с другими видам деятельности в едином образовательном процессе. И, в-четвертых, организовать условия для совместной театрализованной деятельности дошкольников и взрослых.
Таким образом, из анализа современной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что: во-первых, занятия с использованием театрализованной деятельности, являются одним из наиболее эффективных педагогических средств; во-вторых, театрализованная деятельность в образовательном процессе оказывает многогранное воздействие на личность дошкольника. В-третьих, дошкольники, принимая участие в театрализованной деятельности, имеют возможность знакомиться с окружающим миром во всём его разнообразии посредством образов, звуков и красок. А умело поставленные вопросы взрослого, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Проведенная диагностика экспериментальной и контрольной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по театрализованной деятельности для развития личности ребенка. Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат. Гипотеза исследования подтвердилась.
Приведенные в данном исследовании приемы и методы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. У воспитанников возникнет возможность стать более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и нахождению собственных оригинальных ответов, уверенности в себе и своих способностях. Таким образом, из исследования следует, что театрализованная деятельность является комплексным средством для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, она успешно зарекомендовала себя в образовательном процессе по всем направлениям.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего ддошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития театрализованной деятельности детей в ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Художественно-эстетическая среда как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия
развития театрализованной деятельности детей в ДОУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





