ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Качество программ повышения квалификации как актуальная проблема методической работы в системе учреждений социального обслуживания 7
1.1 Современное состояние повышения квалификации работников социальной сферы 7
1.2. Независимая оценка как фактор качества методической работы в учреждении социального обслуживания 16
Выводы по главе I 29
Глава 2. Организация мониторинга качества программ повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания 31
2.1. Модель мониторинга программ повышения квалификации работников
социальной сферы 31
2.2. Результаты оценки качества программ повышения квалификации с точки
зрения разработанной модели 37
2.3. Рекомендации и предложения по организации мониторинга качества
программ повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания 57
Выводы по главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Развитие и изменения факторов влияющих на работу сотрудников, разработка, внедрение и освоение новых технологий деятельности, все это требует от работников социальных учреждений постоянного обогащения своих знаний, навыков и умений, а так же повышения квалификации в пределах своей компетенции. Данное повышение квалификации выгодно не только для самих работников, но и для учреждений, поскольку требования к качеству предоставления социальных услуг постоянно повышается.
В последнее время, вопросы подготовки и повышения квалификации работников социальных учреждений приобретает особую актуальность, в связи с тем, что происходит изменения в потребностях и требованиях к качеству рабочей деятельности связанные с выходом новых законов. Например, с выходом нового Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в котором четко прописаны права и обязанности как самих получателей социальных услуг, так и поставщиков данных услуг.
В каждом учреждении персонал имеет огромное значение. Без людей нет учреждения. Без квалифицированных кадров ни одно учреждение не сможет достичь своих целей. Хороший руководитель стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. [4, с. 105]
Можно выделить следующие факторы, влияющие на востребованность курсов повышения квалификации:
- обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей и задач учреждений. Успех на пути реализации данных целей и задач во многом зависит от того, в какой степени персонал подготовлен к работе по их достижению. Необходимость быстрых изменений, подходов и методов деятельности, повышения способности учреждения к выживанию в условиях меняющихся требований вынуждает руководство учреждения все чаще обращаться к курсам повышения квалификации;
- обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов учреждения. Многие организации не занимаются обучением своего персонала, так как считают, что сами в состоянии обучить своих работников. Однако рано или поздно руководству любого учреждения неизбежно придется столкнуться с тем, что если не вкладываться в повышение уровня знаний и навыков своих работников, то отдача от человеческих ресурсов с каждым годом будет все меньше, что повлечет за собой снижение качества предоставления услуг и снижение рейтинга учреждения. [21, с. 76]
Проблема повышения квалификации рассматривается и обсуждается как среди работ отечественных ученых (В.В. Адамчука, А.Л. Кибанова, Б.М. Генкина, Ю.Г. Одегова, С.В. Ковалев, Е.И. Холостова, А.В. Тебекин, Е.А. Климов, И.Г. Кокурина, Р.Л. Кричевский, Е.В. Маслов, В.П. Перачев, О.И. Волкова) так и среди зарубежных (М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Дж. Моррисей, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).
В этой связи, особую актуальность приобретает вопрос изучения качества программ повышения квалификации в современном обществе. Ведь то, насколько программа является актуальной и несет в себе новую и практически и теоретически важную информацию, зависит дальнейшая деятельность работников социального учреждения. Важны все аспекты проведения курсов. И не смотря на то, что разработано достаточное количество моделей и программ для оценки эффективности программ повышения квалификации, тема не теряет своей актуальности и посей день.
Цель исследования - на основе теоретического анализа и эмпирического исследования изучить актуальное состояние качества программ повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания, сравнить его с ожиданиями самих работников и разработать рекомендации по организации мониторинга качества данных программ.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи, которые необходимо выполнить в ходе исследования:
• Определить сущность понятия повышение квалификации и его составляющие;
• Проанализировать существующие факторы, влияющие на рост
востребованности курсов повышения квалификации;
• Изучить актуальность программ повышения квалификации для
работников учреждений социального обслуживания;
• Соотнести программы курсов повышения квалификации с разработанной моделью мониторинга качества;
• Разработать рекомендации и предложений по организации мониторинга качества программ повышения квалификации.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения, что
мониторинг качества программ повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания будет эффективен при условии систематического изучения:
1) востребованности тематики программ повышения квалификации;
2) степени влияния прохождения курсов повышения квалификации на работу сотрудников учреждения;
3) удовлетворенности слушателей дизайном (содержательной и структурной стороной) программы.
Объектом исследования является процесс повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания.
Предмет исследования - степень соответствия программ повышения квалификации, предъявляемой модели мониторинга качества.
Методы исследования - анкетирование, изучение литературы.
База исследования: специалисты и руководители (в количестве по 20 человек) учреждений социального обслуживания Красноярского края.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 76 страницах, использовано 35 литературных источника, имеется 5 приложения, из которых 4 экземпляра анкет и 1 список критериев оценки программ повышения квалификации.
В проделанной нами работе мы рассмотрели понятие повышение квалификации, структуру проведения курсов повышения квалификации, рассмотрели методы оценки программ повышения квалификации по Дональду Киркпатрику, состоящую из четырех уровней, уровня - «Реакция», «Обучение», «Поведение», «Результат». Разработали свою модель мониторинга качества программ, состоящую из трех основных направлений: востребованность тем программ повышения квалификации, прикладная эффективность и дизайн (технологичность) программ. Изучили соответствие программ предъявляемым критериям и сделали вывод, что данные программы должным образом не соответствуют выдвигаемым потребностям, а это является неприемлемым для такого рода деятельности, так как курсы повышения квалификации должны быть эталоном способа подачи новой информации и обучения актуальным направлениям деятельности. В связи с этим, были разработаны предложения по организации системы мониторинга, и рекомендации по повышению качества программ повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, мониторинг качества программ повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания был эффективен, и позволил полноценно оценить программу при условиях:
• изучения востребованность тематик программ повышения квалификации;
• было выявлено влияния прохождения курсов повышения квалификации на работу сотрудников учреждения;
• разработки критериев и проведения анализа программ повышения квалификации на основании потребностей самих работников и руководителей учреждений социального обслуживания.
В результате мы решили следующие задачи нашего исследования:
• определили сущность понятия повышение квалификации и его составляющих;
• проанализировали существующие факторы, влияющие на рост востребованности курсов повышения квалификации;
• изучили актуальность программ повышения квалификации для работников учреждений социального обслуживания;
• соотнесли программы курсов повышения квалификации с предъявляемой моделью мониторинга и сделали вывод, что данные программы должным образом не соответствуют выдвигаемым потребностям
• разработали рекомендации и предложений по организации мониторинга и по улучшению качества программ повышения квалификации.
1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда: учеб. для вызов / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина; ред. Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ., 2000. - 407 с.
2. Блинов Г. Н. Управление качеством образования. Методология. Теория. Практика: монография / Г. Н. Блинов. - Красноярск, 2008. - 112 с.
3. Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала / Е. А. Борисова. - СПб, 2002. - 256 с.
4. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, 2010. - 504 с.
5. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б. М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М. : Норма, 2007. - 448 с.
6. Григорьева С. И. Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / С.И. Григорьева. - М. : Наука, 2009. - 247с.
7. Гришанова Н. А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции / Н. А. Гришанова. - М. : СОТИС, 2009. - 59 с.
8. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы: учеб. для нач.
проф. образования / М. Н. Гуслова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2007. - 160 с.
9. Ковалев С. В. Управление качеством работы персонала: учеб. практическое пособие / С. В. Ковалев. - М.: Альфа-Пресс, 2009.- 384 с.
10. Ляшенко, А. И. Организация и управление социальной работой в России: учеб. пособие / А. И. Ляшенко. - М.: Наука, 2011. - 74 с.
11. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. А. Г. Поршнева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИД ФБК - Пресс, 2004. 528 с.
12. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА - М, 2001. - 328 с.
13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» от 01.01.2007.
14. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник / П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 386 с.
15. Панов А. М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / А. М. Панов. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 268 с.....35