Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речевых умений школьников на уроках русского языка в 5-х классах

Работа №155148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Основы развития речи школьников в 5 классе на уроках русского
языка 6
1.1. Сущность понятия «речь». Речевое общение. Связная речь 6
1.2. Развитие речи школьников на уроках русского языка 10
1.3. Особенности уроков по развитию речи в 5-х классах 16
2. Аспекты и возможности развития речи учащихся на уроках по
русскому языку 21
2.1. Анализ учебников по русскому языку с позиции развития речи 21
2.2 Анализ упражнений по развитию речи школьников в 5 классе в учебном комплексе под редакцией Ладыженской Т.А 25
2.3. Рекомендуемые упражнения по развитию речи школьников в 5
классе 29
Заключение 36
Список литературы 39
Список учебников 43
Приложение 1 47
Приложение 2 48

Развитие речи - большая и сложная область педагогики. Овладение языком и речью - необходимое условие для формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамотно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, выражать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей, правильным орфоэпическим произношением необходимы каждому.
Невозможно воспитать полноценную личность без улучшения важных инструментов восприятия, познания и речи. Речь - это основное средство человеческого общения, потому что слова передают огромное количество информации.
Развитие речи учащихся в свете современных требований школьного образования - это одна из актуальных задач, и в первую очередь уроков русского языка. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, введенный в действие с 17.12.2010г.) и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, введенный в действие 29.12.2012г.) говорят о том, что школьники должны обладать различными речевыми навыками, в том числе сознательным построением речевого высказывания «в соответствии с задачами общения и написания текстов в устной и письменной форме».
Одним из основных компонентов в обучении и воспитании детей является речевое развитие. Учитель должен проводить систематическую работу по формированию языковой компетенции у школьников, использовать упражнения по развитию речи.
Актуальность исследования. Сегодня овладение речью школьниками затруднено по ряду причин: неграмотная речь в семье, недостаточный словарный запас, эмоциональные переживания и т.д. Многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания школьников часто отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, многочисленные речевые ошибки.
Речевое развитие - одна из главных задач уроков русского языка. В школьной программе основными видами работы по развитию речи названы изложение и сочинение. Однако не все ученики способны понимать, осмысливать, запоминать или дублировать текст. Чтобы полностью понять и воспроизвести его, дети должны быть достаточно свободными, чтобы выполнять базовые операции анализа и синтеза, фиксировать свои собственные идеи и сосредотачиваться на выполнении конкретных задач. Не все школьники могут это делать, даже в старших классах.
Объект исследования: учебники по русскому языку для 5-х классов под редакцией Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, С.И. Львовой.
Предмет исследования: речевые умения школьников.
Цель: представить разные аспекты и возможности развития речи школьников 5-х классов на уроках по русскому языку.
Задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2) проанализировать учебники по русскому языку для школьников 5-х классов разных авторов;
3) проанализировать упражнения по развитию речи школьников 5-х классов в учебном комплексе по русскому языку под редакцией Ладыженской Т.А.;
4) провести исследование в 5 «Е» классе «МБОУ Лицей № 16 им. Ч.Н. Хомушку» г. Кызыла;
5) проанализировать работы учеников и выявить речевые ошибки;
6) разработать упражнения по развитию речи для школьников 5-х классов.
В работе использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, классификация, обобщение, систематизация;
Практические: беседа, описание, сравнение, эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка, а также систематизировать упражнения, которые могут помочь учителям в работе.
В своей работе мы опирались на труды лингвистов Виноградова Виктора Владимировича, Ладыженской Таисы Алексеевны, Разумовской Маргариты Михайловны, Бабайцевой Веры Васильевны, Львовой Светланы Ивановны, Львова Михаила Ростиславовича, Добромыслова Василия Алексеевича, Штрекер Нины Юрьевны и др.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи является одним из важных составляющих аспектов при обучении школьников русскому языку. Поэтому необходимо уделять должное внимание на уроках по русскому языку развитию речевых умений и навыков.
Речевое развитие у каждого ребёнка разное. Оно обусловлено многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка, природными особенностями его речи, уровнем общего развития, влиянием той речевой среды в школе и дома, в которой он ежедневно находится. Учёт этих факторов является предпосылкой успешной работы учителя по развитию речи учащихся и совершенствованию её культуры.
В ходе работы нами была проанализирована научно-методическая литература по изучаемому вопросу. В нашем исследовании мы опирались на труды таких ученых-методистов, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, В.В. Бабайцева, М.М. Разумовская, С.И. Львова, Л.А. Тростенцова, В.И. Капинос, которые внесли существенный вклад в разработку учебных материалов для школьников.
Человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Речь - это вид человеческой деятельности, реализация мышления, основанная на использовании средств языка. При овладении речью, ребёнок переходит от слова к комбинации из двух или трех слов, затем к простой фразе, а позже к сложным предложениям. Заключительным этапом является связная речь, состоящая из серии подробных предложений.
Урок развития речи - это урок русского языка, на котором моделируются различные речевые ситуации, решаются как личностно значимые коммуникативные задачи, так и социально значимые. Этот опыт приобретается на уроке в диалогах, в речевых играх, в драматизации и других формах учебного речевого общения. Таким образом, создается единая речевая среда с высоким развивающим потенциалом.
Выделяют три направления в работе по речевому развитию учащихся: обучение нормам русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи и развитие связной речи учащихся.
Проанализировав учебно-методические комплексы разных авторов, мы пришли к выводу, что во всех учебниках большое внимание уделяется вопросам как устной, так и письменной речи. В учебно-методическом комплексе В.В. Бабайцевой есть отдельная часть, которая называется "Русская речь", у М.М Разумовской - "Изучение речи". Учебник Т.А. Ладыженской основан на структурно-семантическом принципе обучения учащихся. Каждая новая тема изучается дедуктивным путём: от общего к частному (от определения правил и понятий к их применению на практике). Учебник М.М. Разумовской основан на системном подходе. Особое внимание авторов обращается на развитие образного строя речи и образного мышления. Программа под редакцией Львовой реализует деятельностно­системный подход, учебник осуществляет принцип единства процессов совершенствования речевой деятельности, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков.
В рабочих программах по русскому языку в 5 классе на темы, связанные с развитием речи отводится примерно 20% от общего количества часов. Большое внимание уделяется как устной, так и письменной речи. Системы упражнений способствуют расширению знаний о тексте, совершенствованию навыков чтения и говорения, письма и слушания, формированию умения анализировать тексты и т.д. Работа по развитию речи последовательно ведется в каждом классе средней школы, причем главным аспектом этой работы является аспект практический, связанный с разными видами речевой деятельности, восприятием, изложением, трансформацией, информационной переработкой и продуцированием текстов. В своей работе мы решили опираться на учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, т.к. он наиболее востребован в практике учителей. В результате детально были проанализированы упражнения по развитию речи, представленные в данном комплексе. Затем были проведены занятия по развитию речи на уроках русского языка в 5 «Е» классе МБОУ «Лицей № 16 им. Ч.Н. Хомушку. Суть проведения уроков состояла в том, чтобы выявить уровень речевых умений и навыков у учащихся, посредством выполнения речевых упражнений из учебника под редакцией Ладыженской Т.А., проанализировать и найти речевые ошибки в их работах учащихся, найти пути и возможности устранения попущенных речевых ошибок. Мы выяснили, что школьники в 5 классе умеют формулировать тему предложенного текста, определять основную мысль, умеют составлять рассказ по теме, не выходя за ее пределы и т.д. Сложности возникают в умении правильно подбирать и использовать языковые инструменты. По-видимому, это связано с низким речевым развитием, бедностью словарного запаса и малого языкового опыта. Поэтому мы разработали упражнения, которые могут быть дополнением к учебнику, их можно использовать на различных уроках по русскому языку, а не только на уроке по развитию речи. Задания подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний по русскому языку на данном этапе обучения и уровня их коммуникативной компетенции. Разработанные нами упражнения были также апробированы на уроках по русскому языку в 5 «Е» классе МБОУ «Лицей № 16 г. Кызыла и вызвали интерес у школьников. Было замечено, что выполнение предложенных нами заданий способствовало развитию связной речи и укреплению умений правильно выражать свои мысли, а также повышению интереса к урокам русского языка.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: 2009. - 157 с.
3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/ Е.С. Антонова. - М:КНОРУС, 2007. - 464 с.
4. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.В. Архипова. - 3-е изд., испр. И доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 177 с.
5. Атарщикова Е.Н. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. - Ставрополь: Изд-во: СГПИ, 2008. - 156 с.
6. Баранов, М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся V­VII классов: Исследования по методике русского языка / Под ред. М.Т. Баранова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 132. - М., 2010. - 123 с.
7. Баранов М. Т. Методика русского языка. М., 1990. - 364 с.
8. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
9. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М: Просвещение, 1992. - 512 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика, 1996. - 115 с.
11. Гребенченко Л. В. Виды заданий по формированию связной речи. - М., 2001. - 102 с.
12. Добромыслов В.А. Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе: Доклад чл.-кор. Акад. Пед. Наук РСФСР В.А. Добромыслова. - Москва : Изд-во и тип. Изд-ва Акад. Пед. Наук РСФСР, 1950. - 24 с.
13. Добромыслов, В.А. Трудные вопросы грамматики и правописания / В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь. - М.: Государственное учебно­педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2008. - 88 с.
14. Добромыслов В.А. Учебные материалы по русскому языку для 5 класса: Вып. 1- / Акад. Пед. Наук РСФСР. Ин-т методов обучения. - М.: Изд-во и тип. Изд-ва Акад. Пед. Наук РСФСР, 1949. - 156 с.
15. Журова Л.Е. Родной язык./ Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ