Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №155146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие «эмоциональное благополучие» детей дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности эмоционального развития детей младшего
дошкольного возраста 11
1.3. Специфика организации музыкальной деятельности детей
младшего дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 38
2.1. Описание методик исследования и групп испытуемых 38
2.2. Результаты исследования эмоционального благополучия детей
младшего дошкольного возраста 42
2.3. Программа «Музыкальные эмоции», направленная на формирование эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста 44
2.4. Результаты исследования эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста после реализации программы
«Музыкальные эмоции» 48
2.5. Рекомендации для педагогов по формированию эмоционального благополучия у детей младшего дошкольного возраста 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56

Эмоциональное благополучие детей в дошкольной образовательной организации рассматривается в психологической литературе как один из компонентов психологического здоровья детей дошкольного возраста. В дошкольной организации для детей расширяется сфера деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Ведь насколько конструктивным будет вхождение детей в социум, в большей степени зависит от его эмоционального самочувствия в дошкольной организации.
В современной педагогической и психологической литературе все чаще подчеркивается отличие современных детей дошкольного возраста от их сверстников один-два десятка лет назад. В числе отличий называются повышенная тревожность, выраженная агрессивность, сниженная познавательная активность, недостаточное развитие социально­коммуникативных умений. Все названные особенности можно отнести к показателям эмоционального неблагополучия и эмоционального дискомфорта, вследствие того, что дети не испытывают эмоций удовольствия, составляющих основное содержание преимущественного фона настроения, ощущения безопасности, переживания успеха в достижении целей.
Между тем, как отмечают Кошелева А.Д., Перегуда В.И., эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста выступает основным фактором формирования отношения ребенка к миру [20]. Дети дошкольного возраста, находящиеся в постоянном состоянии эмоционального благополучия, имеют высокую самооценку, ориентированы на достижение целей, имеют позитивную мотивацию достижений, сформированный самоконтроль и установку на положительные межличностные отношения. Безусловно, эмоциональное благополучие необходимый фактор развития в любом возрасте, однако именно дошкольный возраст обладает наибольшей потребностью в нем. Дети младшего дошкольного возраста выходят из формата семейного общения, и в круг их взаимодействия включаются другие люди - дети и взрослые. Приобретаемый им опыт межличностного взаимодействия определяет его дальнейшую жизненную стратегию социального взаимодействия.
Учитывая актуальность выше обозначенной проблемы, мы определили цель данной работы как: исследование формирования эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста посредством организации музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме формирования эмоционального благополучия у детей младшего дошкольного возраста посредством организации музыкальной деятельности.
2. Провести эмпирическое исследование эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу «Музыкальные эмоции», направленную на формирование эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для педагогов по формированию эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: в группе детей младшего дошкольного возраста присутствуют дети с признаками эмоционального неблагополучия; специально организованная музыкальная деятельность способствует формированию их эмоционального благополучия.
Методы и конкретные методики: для решения поставленных задач был использован комплекс методов, который представлен следующими группами: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области теории и методики в возрастной и педагогической психологии; музыкальной деятельности, эмпирические методы: анализ научной
литературы, наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста; экспериментальные методы: методика «Диагностика эмоционального
благополучия» Воробьева Т.С. [9], методика «Паровозик» Велиева С.В. [9], сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: МБДОУ с. Боготол «Теремок», Красноярский край.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических основ по проблеме формирования эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы по формированию эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы.
Основным понятием определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является устойчиво-положительное, комфортно­эмоциональное состояние, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную, эмоционально­волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. При этом эмоциональное неблагополучее выражается в таких проявлениях, как нестабильность эмоционального
реагирования (частая смена эмоциональных реакций, преобладание неустойчивого настроения); неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма эмоционального реагирования ребёнка, неадекватная ситуации интенсивность эмоционального реагирования); доминирование отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения); наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность; наличие страхов, превышающих возрастную норму); преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность).
Эмоциональное благополучие детей в дошкольной образовательной организации рассматривается в психологической литературе как один из компонентов психологического здоровья детей дошкольного возраста. В дошкольной организации для детей расширяется сфера деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Ведь насколько конструктивным будет вхождение детей в социум, в большей степени зависит от его эмоционального самочувствия в дошкольной организации.
Дети дошкольного возраста, находящиеся в постоянном состоянии эмоционального благополучия, имеют высокую самооценку, ориентированы на достижение целей, имеют позитивную мотивацию достижений, сформированный самоконтроль и установку на положительные межличностные отношения. Безусловно, эмоциональное благополучие необходимый фактор развития в любом возрасте, однако именно дошкольный возраст обладает наибольшей потребностью в нем. Дети младшего дошкольного возраста выходят из формата семейного общения, и в круг их взаимодействия включаются другие люди - дети и взрослые. Приобретаемый им опыт межличностного взаимодействия определяет его дальнейшую жизненную стратегию социального взаимодействия.
Теоретическое обоснование имманентной связи музыки с эмоциями, выявление таких ее сущностных характеристик, как долговременная память, способность вызывать устойчивые слуховые эйдетические образы, совпадение средств выражения музыки с психофизиологическими показателями переживания эмоций, позволяет признать музыку уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости. Музыка в дошкольном возрасте занимает значительное место, решая многочисленные педагогические задачи, и в том числе - способствовать эмоциональному развитию детей.
Целью эмпирического исследование было создание условий для формирования эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста посредством организации музыкальной деятельности. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования определили эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста; на втором этапе разработали и апробировали программу «Музыкальные эмоции», направленную на формирование эмоционального благополучия; на третьем этапе провели анализ и интерпретацию исследования.
Результаты диагностики свидетельствовали о необходимости формирования эмоционального благополучия в исследуемой группе. Для этого была разработана программа «Музыкальные эмоции», с целью
создание условий для формирования эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста посредством организации музыкальной деятельности. В результате проведенной программы мы можем наблюдать положительную динамику в исследуемых показателях: позитивного
психического состояния и состояния эмоционального благополучия в режимные моменты в группе.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что специально организованная музыкальная деятельность способствует формированию эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2013. 336 с.
2. Абраменкова В.В. Детство в обществе: современные тенденции развития. Барнаул: АлтГПА, 2014. 289 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2012. 623 с.
4. Акулова О.М. Музыкальные игры // Дошкольное воспитание. 2013. №4. С.24-26.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. Е.М. Орловой. Ленинград: Музыка, 1973. 142 с.
6. Балакирева Т.О. Эмоции и дети // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С.65-68.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 257 с.
8. Былкина Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. №5. С.13-15.
9. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981. 345 с.
11. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. М.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. 458 с.
12. Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С.192-200.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов / под.ред. Клочко В.Е. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. 264 с.
14. Диалоги о музыкальной педагогике / Ражников В.Г. М.: Классика- XX, 2004. 136 с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. Спб.: Питер, 1999. 462 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ