Введение 3
Глава I. Профессиональное обучение в системе среднего общего 5
образования
1.1. Анализ современного предпрофильного и профильного 5
обучения в системе среднего общего образования.
1.2. Отечественный и зарубежный опыт предпрофильного и 11
профильного обучения
1.3 Возможности предпрофильной и профильной подготовки в 17 средней школе
Глава II. Техническое творчество школьников 23
2.1. Технологические и организационные требования к 23 формированию технического творчества школьников
2.2 Виды и свойства подручных материалов для творчества 31 школьников
2.3 Деятельность кружка «Резьба по дереву». 42
Заключение 51
Библиографический список 53
Актуальность исследования. Профессиональное профильное
обучение в системе средней школы - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В период перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе профессионального профильного образования, социализации и саморазвитию через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений. В условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии профессионального профильного образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение подростков и молодежи.
Ключевая социокультурная роль профильного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество подростковой субкультуры в общее дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: школы, техникума или вуза.
С развитием технологий требуются люди, способные с ними работать, отсюда появляются новые профессии такие как блогер, копирайтер, хедхантер и другие. Но как человеку понять, какую деятельность выбрать так, чтобы она приносила ему радость, например, инженерную или гуманитарную деятельность? Такой сложный выбор представляется каждому человеку, и чаще всего уже в средней школе. Чтобы выявить свои наклонности, необходимо выбрать профиль обучения: естественнонаучный и
математический, филологический или юриспруденцию? Сейчас практически все школы предоставляют выбор профиля учащимся после 9 класса. Но далеко не все школы помогают сделать правильный выбор. Подростку в 16 лет приходиться сделать выбор, который может повлиять на всю его жизнь, а школа в состоянии подтолкнуть его в нужном направлении. Для этого организуются разнообразные элективные курсы, кружки, мастер-классы и тематические классные часы. Школьник имеет возможность получить какой- то опыт, знания о том, чем можно заниматься, что его привлекает, а что отталкивает, и поэтому профильная подготовка является основополагающим фактором выбора профессии. Содержание образования в школе должно обеспечивать учащемуся достойный уровень общей и профессиональной культуры общества.
Объект исследования: профильное обучение в средней школе.
Предмет исследования: формирование навыков технического
творчества учащихся в средней школе.
Цель исследования: организация кружка «Резьба по дереву» Согласно цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт профильного обучения в школе.
2. Выявить принципы, цели, методы и задачи профильного обучения.
3. Выявить виды творческой деятельности в средней школе.
4. Разработать программу и учебно-методическое обеспечение кружка «Резьба по дереву».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержания, заключения, библиографического списка.
В выпускной квалификационной работе проанализирован
отечественный и зарубежный опыт профильного обучения, который показал, что в России, как и большинстве цивилизованных стран, много лет используют профильное обучение в системе образования. Следует отметить, что Россия имеет самый большой опыт в этом вопросе и является одним из лидеров по формированию высококвалифицированных профессиональных кадров. Реализуется подготовка высокого уровня посредством предпрофильного и профильного обучения в системе среднего общего образования.
Проанализировав предыдущий опыт, выявлены основные цели и задачи профильного обучения. Основными целями профильного обучения является обеспечение углубленного изучения профильных предметов и создание условий для существования дифференциации содержания обучения. Выявлено, что профильное обучение строится на принципах вариативности, региональности и индивидуализации обучения; методами - самостоятельное изучение литературы; установочные лекции; дискуссии, семинары, собеседования; проведение творческих конкурсов и специализированных выставок.
Выявлены основные виды творческой деятельности в средней школе. Это различные конкурсы и олимпиады, лекции и факультативные занятия, художественная самодеятельность, экскурсии и кружковая работа.
Проанализировав всю необходимую литературы, мне удалось разработать программу технического творческого кружка «Резьба по дереву». Основной целью кружка является развитие творческих способностей учащихся. А задачами: обучить приемам работы с древесиной; развить художественный вкус и эстетическое воспитание; воспитать творческую активность. Кружок рассчитан на учащихся 12-15 лет, с программой на 2 года. Программа включает в себя изучение таких разделов как: основные свойства древесины, выпиливание, резьба по дереву, токарная работа.
Перспективными направлениями дальнейших исследований представляется рассмотрение и организация работы в технических творческих кружках по направлениям металлообработка и техническое моделирование.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. - М., 2005. - с.616.
2. Нечаева И.В. Современный словарь иностранных слов. - М., 2002. - с.371.
3. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и
перспективы//Народное образование, 2004. - №7. С.101-107.
4. Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля.
5. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. - №5. - с.26-29.
6. Щербо И. Реализация профильного обучения в школе //Директор школы, 2005. - №4. - с.47-56.
7. Головин А.В. Записки для немногих.// Вопросы истории, 1997, №3, с.79-85.
8. Педагогическая энциклопедия под ред. А.Г.Калашникова. - М., 1930. - т.11, с.271.
9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Москва: Вако, 2005. - 288 с.
10. Клубная и кружковая работа в школе : хрестоматийный сб. / под ред. Н. Н. Иорданского. - М. ; Л. : Моск. акционер. изд. о-во, 1926. - 133 с.
11. Байназаров Р. Воспитательно - образовательное значение кружковой работы школьников. Современная педагогика. 1979, № 3, с 37 - 40
12. Бубекина Г.В., Грибнева Л.А. Внеклассная работа по труду: работа с различными материалами. М.: Просвещение, 1981.- 176 с.
13. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии. Школа и производство, 2000, №6,с 15.
14. Организатору внеклассной и внешкольной воспитательной
работы. М., 1969
15. Пантелеева Р. Изготовление сувениров как возможность
выразить свое "Я". Воспитание школьников. 2004, №4, с. 27-32
16. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200502009
17. http: //bibl .tikva.ru/base/B352/B352Chapter2 -10. php
18. http: //bibliofond.ru/view.aspx?id=499558
19. http: //delta- grup.ru/bibliot/6/10. htm
20. http://nfmetall.ru/articles/41.html
21. http://www.wood.ru/ru/lpsfiz.html
22. http: //www.realwood.ru/faq/porody _derevev/