Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процессуальная характеристика в структуре языкового поля «осень» (на материале лирики А.С. Пушкина)

Работа №155123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-7
Глава1. Языковые средства выражения процессуальной характеристики предмета
1.1. Понятие семантического поля 8-11
1.2. Глагол как основное средство представления процессуальной
семантики 11-16
1.3. Объем процессуальной семантика
глагола 17-21
Глава 2 Процессуальный образ осени в поэзии А.С. Пушкина
2.1. Осень в русской языковой картине мира 32-36
2.2. Состав семантического поля «осень» в стихотворениях А.С.
Пушкина 36-40
2.3. Процессуальная характеристика осени в лирике А.С.
Пушкина 40-44
Заключение 45-46
Список литературы 47-52

А.С. Пушкин для многих иностранцев является символом русской поэзии.
Его поэзия, проза или драматические произведения почти все были переведены на китайский язык. Когда отмечалась 100-летняя годовщина смерти Пушкина в 1937 году, его бронзовая статуя была установлена в Шанхэе. Великий русский поэт А.С. Пушкин очень важен для китайцев, не только потому, что его поэзия очень яркая особенная, но и потому, что по его стихотворениям мы можем судить о богатстве русского языка.
А.С. Пушкина считают не только великим поэтом, но и создателем русского национального языка. «Язык Пушкина является истоком и источником всего последующего стремительного развития русского литературного языка, связанного с расцветом реалистических стилей художественной литература. «Пушкин у нас - начало всех начал», как сказал М. Горький» [Виноградов 1949: 215].
В современной лингвистике значительное количество работ посвящено описанию картины мира писателей. Интерес к исследованиям такого рода обусловлен тем, что через выявление специфического, индивидуального и обычного, узуального можно прийти к более полному пониманию смысла художественного текста. Изучение языковой картины мира писателя важно также для определения особенностей его авторского стиля. Наша работа, в которой мы обращаемся к описанию фрагмента языковой картины мира А.С. Пушкина, выполнена с учетом антропоцентрической направленности современной лингвистики, посвящена разработке активно обсуждаемых вопросов, в связи с чем представляется актуальной.
«Языковую картину мира писателя следует определить как индивидуально и творчески вербализованное представление о мире, пропущенное через призму сознания автора, внутренняя духовная действительность, которую художник стремится воплотить вовне» [Кочнова 2015: 53]. Языковую картину мира
писателя можно описать на основе анализа его индивидуальной языковой системы, в которой проявляются особенности индивидуального
художественного мышления, видения мира и его воплощения.
В творчестве каждого поэта можно выделить ключевые темы. Для А.С. Пушкина одной из таких тем является тема природы. Поэту, во многом за счет мастерского владения словом, удается создать яркие образы. Природа в стихах Пушкина живет, дышит, представляет собой деятельное и одушевленное начало. Красота природы вызывает восхищение у поэта, ее изменчивость порождает описание разных времен года.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ семантических полей позволяет установить особенности языковой картины мира писателя. В нашей работе мы сконцентрировали внимание на процессуальных единицах, входящих в семантическое поле «осень» в лирике А.С. Пушкина. Интерес к процессуальной составляющей обусловлен тем, что в творчестве поэта природа наделяется способностью к самым различным действиям.
Одной из ключевых тем в творчестве поэта является тема осени. При помощи процессуальных единиц и слов с близкой семантикой в произведениях Пушкина выражается цветовой образ осени, характеризуется ее процессуальный образ.
Проведенный в работе анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Осень для поэта - не просто часть пейзажа. Она живет и выступает то как активная воздействующая сила, то как часть природы, на которую воздействуют более могущественные силы, т.е. сама природа.
2. Языковой образ осени появляется в лирике А.С. Пушкина в основном из стертых языковых метафор-олицетворений и взаимодействующих с ними более ярких авторских метафор (роща отряхает, страждут озими, будит лай собак уснувшие дубравы).
Результаты исследования можно использовать в разработке учебных программ и учебных пособий по методике преподавания русского языка как иностранного, лингвокультурологии, разделу языкознания, рассматривающего соотношения и связи языка и духовной культуры, языка и национального менталитета и их взаимозависимости.


1. Алексеева Т. М. Лексико-семантическое поле иллокуции: определение и CTpyKTypa/URL:http://cyberleninka.ru/article/n/leksikosemanticheskoe-pole-ill okutsii-opredelenie-i-struktura, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус. - (Дата обращения: 10.05.18).
2. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д, Бабаева Е.Э., Богуславская О.Ю., Галактионова И.В., Гловинская М.Я., Иомдин Б.Л., Крылова Т.В., Левонтина И.Б., Лопухина А.А., Птенцова А.В., Санников А.В., Урысон Е.В. Активный словарь русского языка. - М.: Языки славянской культуры, 2014. — 408 с.
3. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Индрик, 1999. 424 с. С. 3-11.
4. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1997. - 267-279.
5. Башарина А. К. Понятие «семантическое поле» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. - С.93-96.
6. Василисина А. А., Зарифян М. С., Казакова П. Н. , Сударикова Е. А. ПОЛИСЕМИЯ ГЛАГОЛОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, ДВИЖЕНИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАЗМЕТКИ
-г /
БАЗЫ ДАННЫХ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА) // http://www.dialog-21.ru/media/3471/vasilisina.pdf
7. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. №5. 1971.С. 105-113.
8. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. - М.: Высшая школа, 1981. - 184 с.
9. Ваулина Е.Ю. Метафоризация глагола в современном русском языке (на материале глаголов активного физического воздействия). Автореферат диссертации.. .кфн. - СПб, 1994.
10. Вердиева, З. Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева - М. : Высшая школа, 1986. - 120 с
11. Виноградов В.В. А. С. Пушкин — основоположник русского литературного языка. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Москве, в Центральном лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Изд. „Правда“, 1949, стр. 1—32.
12. Гиро-Вебер М. Вид и семантика русского глагола // Вопросы языкознания. - М., 1990. №2. - С. 102-112.
13. Городецкий Б. Ю. К проблеме семантической типологии. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969. - 564 с.
14. Гукова Л. Н., Трушицына Е. А. Концепт «времена года» в художественной картине мира А.С. Пушкина // Мова. 2014. №21. - С. 77-82.
15. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В 4-х т.т. - 1981.
16. Денисенко В.Н., Рыбаков М.А. Семантическая типология: история и теория вопроса // Вестник РУДН, серия Лингвистика, 2009, №1. - С. 25-31.
... всего 44 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ