Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения проблемы школьной тревожности 7
1.1. Анализ проблемы изучения школьной тревожности в психологии 7
1.2. Особенности проявления школьной тревожности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Современное состояние изучения проблемы школьной тревожности
младших школьников с задержкой психического развития 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тевожности младших школьников с задержкой психического развития 19
2.1 Организация и методика проведения исследования 19
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 21
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация комплекса занятий по психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 34
3.2 Содержание программы психологической коррекции школьной
тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 35
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 41
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 61
Глава 1. Теоретический анализ изучения проблемы школьной тревожности 7
1.1. Анализ проблемы изучения школьной тревожности в психологии 7
1.2. Особенности проявления школьной тревожности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Современное состояние изучения проблемы школьной тревожности
младших школьников с задержкой психического развития 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тевожности младших школьников с задержкой психического развития 19
2.1 Организация и методика проведения исследования 19
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 21
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация комплекса занятий по психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 34
3.2 Содержание программы психологической коррекции школьной
тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 35
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 41
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 61
Эмоции - это психический процесс, в виде реакции человека на определенную ситуацию, происходящую с ним. Эмоции могут проявляться в различных состояниях. Играют большую роль в структуре личности человека, принимают участие в регуляции деятельности; дают возможность человеку оценивать происходящее вокруг и внутри него. Эмоциональная сфера является значимой составляющей в процессе развития человека, так как благополучное эмоциональное состояние неразрывно связано с совершенствованием интеллектуальной, социальной и других сфер деятельности.
В настоящее время большинство детей имеют проблемы, связанные с тревожным состоянием. Проблема тревожности рассматривается в работах Ч. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни, А. М. Прихожан и др.
В трудах исследователей, тревога рассматривается как отрицательное эмоциональное переживание, которое является предчувствием опасности, но в этом состоянии можно оставаться рациональным. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой человека, означающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым факторам. По мнению,
З.Фрейда, тревожность выявляется в длительном ощущении угрозы собственному «Я» в любых ситуациях. Как отмечает автор, отмечает, что тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения ответной реакции на опасность. Тревожность является важным фактором сопровождения развития личности, активности ее поведения и деятельности.
В возрастной психологии младший школьный возраст рассматривается как один из сложных периодов становления личности, что объясняется наступлением у детей кризиса семи лет (Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.). Однако, при этом, психологи считают данный период наиболее «эмоционально насыщенным».
С каждым годом число детей с тревогой растет. Особенно тревога усиливается при поступлении ребенка в школу. Много факторов способствуют появлению тревоги у школьника. Это, и, новая обстановка, и, новая деятельность, и, новые отношения со взрослыми и сверстниками. Для детей с задержкой психического развития эта проблема наиболее актуальна в силу особенностей эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональное развитие младших школьников с задержкой психического развития характеризуется особенностями, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости изучения особенностей проявлений школьной тревожности у данной категории детей. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования: выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: психологическая коррекция школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой
психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние;
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать, апробировать программу психологической коррекциии школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
...
В настоящее время большинство детей имеют проблемы, связанные с тревожным состоянием. Проблема тревожности рассматривается в работах Ч. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни, А. М. Прихожан и др.
В трудах исследователей, тревога рассматривается как отрицательное эмоциональное переживание, которое является предчувствием опасности, но в этом состоянии можно оставаться рациональным. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой человека, означающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым факторам. По мнению,
З.Фрейда, тревожность выявляется в длительном ощущении угрозы собственному «Я» в любых ситуациях. Как отмечает автор, отмечает, что тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения ответной реакции на опасность. Тревожность является важным фактором сопровождения развития личности, активности ее поведения и деятельности.
В возрастной психологии младший школьный возраст рассматривается как один из сложных периодов становления личности, что объясняется наступлением у детей кризиса семи лет (Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.). Однако, при этом, психологи считают данный период наиболее «эмоционально насыщенным».
С каждым годом число детей с тревогой растет. Особенно тревога усиливается при поступлении ребенка в школу. Много факторов способствуют появлению тревоги у школьника. Это, и, новая обстановка, и, новая деятельность, и, новые отношения со взрослыми и сверстниками. Для детей с задержкой психического развития эта проблема наиболее актуальна в силу особенностей эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональное развитие младших школьников с задержкой психического развития характеризуется особенностями, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости изучения особенностей проявлений школьной тревожности у данной категории детей. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования: выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: психологическая коррекция школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой
психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние;
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать, апробировать программу психологической коррекциии школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
...
Изучив литературу, мы определили, что тревожность представляет собой индивидуальную характеристику личности, проявляющуюся в возникновении у человека тревоги на любую психотравмирующую ситуацию.
Также, мы выяснили, что в младшем школьном возрасте распространенными причинами тревожности являются: проверка знаний во время контрольных и других письменных работ, ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, что может вызвать критику учителя и смех одноклассников, получение плохой отметки, неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка, личностно-значимое общение.
У учащихся с задержкой психического развития тревожность проявляется на психологическом и физиологическом уровне.
В результате констатирующего этапа эксперимента мы установили, что у детей контрольной и экспериментальной групп преобладает количество детей с высоким уровнем школьной тревожности.
Для коррекции школьной тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции школьной тревожности.
Программа включает в себя следующие направления работы: снижение уровня школьной тревожности: повышение школьной мотивации; снижение психоэмоционального напряжения; развитие самооценки и уверенности в себе.
По результатам контрольного этапа эксперимента было установлено, что у учащихся контрольной группы по уровню школьной тревожности значительных изменений не зафиксировано. Все также преобладало количество детей с высоким уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика в показателях школьной тревожности.
Увеличилось количество детей с низким и средним уровнем школьной тревожности, что свидетельствует о том, что у большей части школьников улучшилось эмоциональное состояние, отношения с одноклассниками, педагогом и родителями стали доброжелательнее. Родители отмечали, что дети стали охотнее идти в школу, исчезли капризы и непослушание. Педагоги отмечают, что прошла боязнь выходить к доске, стеснение выступать публично. В целом, у детей улучшилась успеваемость, они стали более общительны со сверстниками.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная программа психологической коррекции снижения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
Также, мы выяснили, что в младшем школьном возрасте распространенными причинами тревожности являются: проверка знаний во время контрольных и других письменных работ, ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, что может вызвать критику учителя и смех одноклассников, получение плохой отметки, неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка, личностно-значимое общение.
У учащихся с задержкой психического развития тревожность проявляется на психологическом и физиологическом уровне.
В результате констатирующего этапа эксперимента мы установили, что у детей контрольной и экспериментальной групп преобладает количество детей с высоким уровнем школьной тревожности.
Для коррекции школьной тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции школьной тревожности.
Программа включает в себя следующие направления работы: снижение уровня школьной тревожности: повышение школьной мотивации; снижение психоэмоционального напряжения; развитие самооценки и уверенности в себе.
По результатам контрольного этапа эксперимента было установлено, что у учащихся контрольной группы по уровню школьной тревожности значительных изменений не зафиксировано. Все также преобладало количество детей с высоким уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика в показателях школьной тревожности.
Увеличилось количество детей с низким и средним уровнем школьной тревожности, что свидетельствует о том, что у большей части школьников улучшилось эмоциональное состояние, отношения с одноклассниками, педагогом и родителями стали доброжелательнее. Родители отмечали, что дети стали охотнее идти в школу, исчезли капризы и непослушание. Педагоги отмечают, что прошла боязнь выходить к доске, стеснение выступать публично. В целом, у детей улучшилась успеваемость, они стали более общительны со сверстниками.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная программа психологической коррекции снижения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
Подобные работы
- Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОГО
ГЕНЕЗА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022





