Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения проблемы школьной тревожности 7
1.1. Анализ проблемы изучения школьной тревожности в психологии 7
1.2. Особенности проявления школьной тревожности детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Современное состояние изучения проблемы школьной тревожности
младших школьников с задержкой психического развития 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тевожности младших школьников с задержкой психического развития 19
2.1 Организация и методика проведения исследования 19
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 21
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация комплекса занятий по психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 34
3.2 Содержание программы психологической коррекции школьной
тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 35
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 41
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 61
Эмоции - это психический процесс, в виде реакции человека на определенную ситуацию, происходящую с ним. Эмоции могут проявляться в различных состояниях. Играют большую роль в структуре личности человека, принимают участие в регуляции деятельности; дают возможность человеку оценивать происходящее вокруг и внутри него. Эмоциональная сфера является значимой составляющей в процессе развития человека, так как благополучное эмоциональное состояние неразрывно связано с совершенствованием интеллектуальной, социальной и других сфер деятельности.
В настоящее время большинство детей имеют проблемы, связанные с тревожным состоянием. Проблема тревожности рассматривается в работах Ч. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни, А. М. Прихожан и др.
В трудах исследователей, тревога рассматривается как отрицательное эмоциональное переживание, которое является предчувствием опасности, но в этом состоянии можно оставаться рациональным. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой человека, означающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым факторам. По мнению,
З.Фрейда, тревожность выявляется в длительном ощущении угрозы собственному «Я» в любых ситуациях. Как отмечает автор, отмечает, что тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения ответной реакции на опасность. Тревожность является важным фактором сопровождения развития личности, активности ее поведения и деятельности.
В возрастной психологии младший школьный возраст рассматривается как один из сложных периодов становления личности, что объясняется наступлением у детей кризиса семи лет (Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.). Однако, при этом, психологи считают данный период наиболее «эмоционально насыщенным».
С каждым годом число детей с тревогой растет. Особенно тревога усиливается при поступлении ребенка в школу. Много факторов способствуют появлению тревоги у школьника. Это, и, новая обстановка, и, новая деятельность, и, новые отношения со взрослыми и сверстниками. Для детей с задержкой психического развития эта проблема наиболее актуальна в силу особенностей эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональное развитие младших школьников с задержкой психического развития характеризуется особенностями, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости изучения особенностей проявлений школьной тревожности у данной категории детей. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования: выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее снижение.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: психологическая коррекция школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой
психического развития имеют повышенный уровень школьной тревожности. Использование разработанной нами программы психологической коррекции школьной тревожности окажет положительное влияние на ее снижение у данной категории испытуемых.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние;
2. Выявить особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать, апробировать программу психологической коррекциии школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
...
Изучив литературу, мы определили, что тревожность представляет собой индивидуальную характеристику личности, проявляющуюся в возникновении у человека тревоги на любую психотравмирующую ситуацию.
Также, мы выяснили, что в младшем школьном возрасте распространенными причинами тревожности являются: проверка знаний во время контрольных и других письменных работ, ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, что может вызвать критику учителя и смех одноклассников, получение плохой отметки, неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка, личностно-значимое общение.
У учащихся с задержкой психического развития тревожность проявляется на психологическом и физиологическом уровне.
В результате констатирующего этапа эксперимента мы установили, что у детей контрольной и экспериментальной групп преобладает количество детей с высоким уровнем школьной тревожности.
Для коррекции школьной тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции школьной тревожности.
Программа включает в себя следующие направления работы: снижение уровня школьной тревожности: повышение школьной мотивации; снижение психоэмоционального напряжения; развитие самооценки и уверенности в себе.
По результатам контрольного этапа эксперимента было установлено, что у учащихся контрольной группы по уровню школьной тревожности значительных изменений не зафиксировано. Все также преобладало количество детей с высоким уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента наблюдается положительная динамика в показателях школьной тревожности.
Увеличилось количество детей с низким и средним уровнем школьной тревожности, что свидетельствует о том, что у большей части школьников улучшилось эмоциональное состояние, отношения с одноклассниками, педагогом и родителями стали доброжелательнее. Родители отмечали, что дети стали охотнее идти в школу, исчезли капризы и непослушание. Педагоги отмечают, что прошла боязнь выходить к доске, стеснение выступать публично. В целом, у детей улучшилась успеваемость, они стали более общительны со сверстниками.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная программа психологической коррекции снижения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. М. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.
3. Барадышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Барадышевская, В.В. Лебединский. - Психология, 2003
4. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. - М. : Изд-во «УРАО», 1999. - 146 с.
5. Блинов, О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы / О. А. Блинов // Психол. журнал. - 1998. - № 3.
6. Бобрик, Ю.В. Медицинские и педагогические аспекты школьной тревожности у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю.В. Бобрик, Д.Э. Науменко // Таврический журнал психиатрии. - 2015. №2 (71). - C.31-35.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / сост. И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 71 с.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 306 с.
10. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 27 с.
11. Винницкий, И. Заговор чувств, или русская история на «эмоциональном повороте». Обзор работ по истории эмоций / И. Винницкий // НЛО, 2012. - С.117.
12. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
13. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995.
• С. 8-11.
14. Выготский, JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский ; гл. ред. А.
В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. 1983. - 368 с. 65
15. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети / М. В. Депенчук. - Москва: АСТ; СПб: Астрель. - СПб, 2006. - 351 с.
16. Герасимова, А. Школьная тревожность / А. Герасимова // Мурзилка. - 2001.
• № 9. 1
... всего 73 источника