ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Подходы к понятию памяти в психологии 6
1.2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с
речевыми нарушениями 14
1.3. Методы и средства психологической коррекции памяти детей старшего
дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
3.1. Научно-теоретические подходы к психологической коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста 36
3.2 Содержание программы психологической коррекции памяти детей с
речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста 41
3.3. Анализ результативности программы психологической коррекции детей
с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста 47
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это значимый возрастной этап развития ребенка. Требования современной школы к подготовке дошкольников, к их психологической готовности к школе, при поступлении в первый класс являются достаточно высокими, что выражается высокими требованиями к психосоциальной готовности, психомоторной готовности, интеллектуальной готовности к школе, дети должны овладеть представлениями об окружающем мире, уметь считать, читать, писать. Высокий уровень готовности к школе обеспечивается необходимым уровнем развития высших психических функций, к которым следует отнести и развитие речи. К сожалению, в настоящее время увеличивается количество дошкольников, которые к моменту поступления в школу имеют речевые нарушения.
Проблеме речевых нарушений в научной литературе уделяется большое внимание, представлены данные, отражающие этиологию и характер речевых нарушений у дошкольников, описаны клинические аспекты ее проявлений, определены критерии и виды (Н.С. Жукова, P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Исследователи отмечают взаимосвязь речевых нарушений с состоянием высших психических функций, с когнитивными процессами, поэтому отмечают необходимость изучения речевых нарушений в их взаимосвязи с индивидуальными особенностями развития ребенка (Т.Н. Волковская, Р. И. Лалаева, P.E. Левина, В.И. Лубовский).
В старшем дошкольном возрасте, согласно Д.Б. Эльконину, наиболее значимой высшей психической функцией является память. С одной стороны, память определяет успешное формирование других высших психических функций, в том числе осуществляет регулирующую функцию в речи. Следовательно, развитие памяти и речи являются значимыми при подготовке к школьному обучению.
Проблеме памяти и специфике ее развития в дошкольном возрасте описывается в отечественных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. исследователей. Изучению памяти детей с речевыми нарушениями посвящены исследования Г.С. Гуменной, Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши и др.
Вопрос о возможностях психологической коррекции памяти, методах и средствах психокоррекции достаточно широко представлен в психологопедагогической литературе (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Исследователи, занимающихся вопросами развития детей с речевыми нарушениями, отмечают наличие связи речи и процессов памяти (Л.И. Белякова, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, Н.С. Жукова, Е.В. Жулина, Е.Ф. Соботович, О.В. Трошин, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицина, и др.).
Следует отметить недостаточное исследование памяти дошкольников с речевыми нарушениями и подходов к ее психологической коррекции. Данную проблему рассматривали К.С. Артемова, И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина, Т.А. Матросова, А.В. Москалец. Однако немногочисленные специальные исследования по развитию памяти дошкольников с речевыми нарушениями, не обеспечивают потребности процесса психологической коррекции.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить эффективность психологической работы, направленной на коррекцию памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Объект исследования: память детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: психологическая коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
В соответствии с целью и предметом исследования определяется ряд основных задач:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие памяти содержание процесса развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
...
В психологической науке память рассматривается как основной познавательный процесс, с помощью которого осуществляется прием, переработка и усвоение информации; как свойство личности, которое связано с задачами накопления и сохранения опыта, с организацией систем деятельности во временных отношениях; как развивающаяся, многоуровневая система хранения информации; как психофизиологический процесс, в котором выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти.
Дети 6-7 лет достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель. Это происходит в том случае, когда ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать её выполнения. Память к концу дошкольного возраста приобретает произвольный характер.
Существующие исследования позволили выявить следующие характеристики памяти детей с речевыми нарушениями: объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур; преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти; низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания; относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
Проведенное собственное исследование выявило следующие показатели слуховой, зрительной и образной памяти:
У большинства старших дошкольников с речевыми нарушениями, объем памяти не соответствует возрастной норме Кривая запоминания детей с речевой патологией старшего дошкольного возраста носит убывающий характер: происходит снижение количества воспроизведенных слов при каждом последующем воспроизведении. При этом происходит увеличение количества «лишних слов» при каждом воспроизведении.
Исследование зрительной памяти показало, что у большинства старших дошкольников с речевыми нарушениями представлен средний уровень зрительной памяти
Исследование образной памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста показало, что память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений у большинства детей представлена на среднем и низком уровнях.
Разработанная программа психологической коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста направлена на развитие памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством игры, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение. Основное содержание групповых занятий составляют игры, направленные на развитие зрительной, зрительно - образной, образной, слуховой памяти, увеличение объема памяти и развитие приемов опосредованного запоминания.
Психологические условия психологической коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста посредством игрового метода психокоррекции: стимулирование интереса к занятию и игровой деятельности и применение мнемотехнических приемов в игровой деятельности.
Проведенная повторная психодиагностика показала результативность программы психологической коррекции.
1. Агафонов А.Ю. Подходы к изучению памяти: историкопсихологический анализ // Журнал прикладной психологии. 2004. № 6. С. 26-37.
2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С.517-546.
3. Бессонов В.В. Психологические приемы развития памяти // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2004. № 3 (4). С. 91-94.
4. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С.380-389.
5. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Богомолова А.О., Трач Н.В., Гут Ю.Н. Развитие памяти младших школьников средствами игротерапии // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). С. 28-33.
7. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр, 2007. - 384 с.
8. Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Память и следы условного возбуждения [Электронный ресурс] Доступ свободный: http://polygraph-na- donu.ru/article/64-voronin-lg-konovalov-vf-pamyat-i-sledy-uslovnogo- vozbuzhdeniya.html
9. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М.: Смысл, 2014. 618 с.
10. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. М.: ЭКСПО- Пресс, 2013. 1008 с.
11. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций. СПб, 1993. 77с.
12. Горбатовская М.Д. Развитие памяти у детей с ФФНР дошкольного возраста // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-5 (49). С. 36-37.
13. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Давыдова В. В., Репкина В. В. Томск, 2007. 220 с.
14. Гуцул В.Ф. Советы психолога. Игры для развития памяти дошкольников. // Дошкольная педагогика. 2014. № 1 (96). С. 71 -72.
15. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия, 2003. 464 с.
16. Евсикова А.С. Развитие слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи // Студенческий вестник. 2021. № 39-1 (184). С. 38-40.
... всего 77 источников