Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Работа №155104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Подходы к понятию памяти в психологии 6
1.2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с
речевыми нарушениями 14
1.3. Методы и средства психологической коррекции памяти детей старшего
дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
3.1. Научно-теоретические подходы к психологической коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста 36
3.2 Содержание программы психологической коррекции памяти детей с
речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста 41
3.3. Анализ результативности программы психологической коррекции детей
с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста 47
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это значимый возрастной этап развития ребенка. Требования современной школы к подготовке дошкольников, к их психологической готовности к школе, при поступлении в первый класс являются достаточно высокими, что выражается высокими требованиями к психосоциальной готовности, психомоторной готовности, интеллектуальной готовности к школе, дети должны овладеть представлениями об окружающем мире, уметь считать, читать, писать. Высокий уровень готовности к школе обеспечивается необходимым уровнем развития высших психических функций, к которым следует отнести и развитие речи. К сожалению, в настоящее время увеличивается количество дошкольников, которые к моменту поступления в школу имеют речевые нарушения.
Проблеме речевых нарушений в научной литературе уделяется большое внимание, представлены данные, отражающие этиологию и характер речевых нарушений у дошкольников, описаны клинические аспекты ее проявлений, определены критерии и виды (Н.С. Жукова, P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Исследователи отмечают взаимосвязь речевых нарушений с состоянием высших психических функций, с когнитивными процессами, поэтому отмечают необходимость изучения речевых нарушений в их взаимосвязи с индивидуальными особенностями развития ребенка (Т.Н. Волковская, Р. И. Лалаева, P.E. Левина, В.И. Лубовский).
В старшем дошкольном возрасте, согласно Д.Б. Эльконину, наиболее значимой высшей психической функцией является память. С одной стороны, память определяет успешное формирование других высших психических функций, в том числе осуществляет регулирующую функцию в речи. Следовательно, развитие памяти и речи являются значимыми при подготовке к школьному обучению.
Проблеме памяти и специфике ее развития в дошкольном возрасте описывается в отечественных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. исследователей. Изучению памяти детей с речевыми нарушениями посвящены исследования Г.С. Гуменной, Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши и др.
Вопрос о возможностях психологической коррекции памяти, методах и средствах психокоррекции достаточно широко представлен в психолого­педагогической литературе (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Исследователи, занимающихся вопросами развития детей с речевыми нарушениями, отмечают наличие связи речи и процессов памяти (Л.И. Белякова, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, Н.С. Жукова, Е.В. Жулина, Е.Ф. Соботович, О.В. Трошин, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицина, и др.).
Следует отметить недостаточное исследование памяти дошкольников с речевыми нарушениями и подходов к ее психологической коррекции. Данную проблему рассматривали К.С. Артемова, И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина, Т.А. Матросова, А.В. Москалец. Однако немногочисленные специальные исследования по развитию памяти дошкольников с речевыми нарушениями, не обеспечивают потребности процесса психологической коррекции.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить эффективность психологической работы, направленной на коррекцию памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Объект исследования: память детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: психологическая коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
В соответствии с целью и предметом исследования определяется ряд основных задач:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие памяти содержание процесса развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психологической науке память рассматривается как основной познавательный процесс, с помощью которого осуществляется прием, переработка и усвоение информации; как свойство личности, которое связано с задачами накопления и сохранения опыта, с организацией систем деятельности во временных отношениях; как развивающаяся, многоуровневая система хранения информации; как психофизиологический процесс, в котором выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти.
Дети 6-7 лет достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель. Это происходит в том случае, когда ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать её выполнения. Память к концу дошкольного возраста приобретает произвольный характер.
Существующие исследования позволили выявить следующие характеристики памяти детей с речевыми нарушениями: объем зрительной памяти соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур; преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти; низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания; относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
Проведенное собственное исследование выявило следующие показатели слуховой, зрительной и образной памяти:
У большинства старших дошкольников с речевыми нарушениями, объем памяти не соответствует возрастной норме Кривая запоминания детей с речевой патологией старшего дошкольного возраста носит убывающий характер: происходит снижение количества воспроизведенных слов при каждом последующем воспроизведении. При этом происходит увеличение количества «лишних слов» при каждом воспроизведении.
Исследование зрительной памяти показало, что у большинства старших дошкольников с речевыми нарушениями представлен средний уровень зрительной памяти
Исследование образной памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста показало, что память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений у большинства детей представлена на среднем и низком уровнях.
Разработанная программа психологической коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста направлена на развитие памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством игры, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение. Основное содержание групповых занятий составляют игры, направленные на развитие зрительной, зрительно - образной, образной, слуховой памяти, увеличение объема памяти и развитие приемов опосредованного запоминания.
Психологические условия психологической коррекции памяти детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста посредством игрового метода психокоррекции: стимулирование интереса к занятию и игровой деятельности и применение мнемотехнических приемов в игровой деятельности.
Проведенная повторная психодиагностика показала результативность программы психологической коррекции.


1. Агафонов А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко­психологический анализ // Журнал прикладной психологии. 2004. № 6. С. 26-37.
2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С.517-546.
3. Бессонов В.В. Психологические приемы развития памяти // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2004. № 3 (4). С. 91-94.
4. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2000. С.380-389.
5. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Богомолова А.О., Трач Н.В., Гут Ю.Н. Развитие памяти младших школьников средствами игротерапии // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). С. 28-33.
7. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр, 2007. - 384 с.
8. Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Память и следы условного возбуждения [Электронный ресурс] Доступ свободный: http://polygraph-na- donu.ru/article/64-voronin-lg-konovalov-vf-pamyat-i-sledy-uslovnogo- vozbuzhdeniya.html
9. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М.: Смысл, 2014. 618 с.
10. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. М.: ЭКСПО- Пресс, 2013. 1008 с.
11. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций. СПб, 1993. 77с.
12. Горбатовская М.Д. Развитие памяти у детей с ФФНР дошкольного возраста // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-5 (49). С. 36-37.
13. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Давыдова В. В., Репкина В. В. Томск, 2007. 220 с.
14. Гуцул В.Ф. Советы психолога. Игры для развития памяти дошкольников. // Дошкольная педагогика. 2014. № 1 (96). С. 71 -72.
15. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия, 2003. 464 с.
16. Евсикова А.С. Развитие слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи // Студенческий вестник. 2021. № 39-1 (184). С. 38-40.
... всего 77 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ