Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №155097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 7
1.1. Театрализованная деятельность в контексте реализации ФГОС
дошкольного образования 7
1.2. Возможности влияния театрализованной деятельности в дошкольной
образовательной организации на развитие детей 11
1.3. Организация театрализованной деятельности детей дошкольного
возраста в ДОО 15
1.4. Роль театрализованной деятельности в формировании
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Методы и организация эмпирического исследования развития
коммуникативных умений детей дошкольного возраста
в театрализованной деятельности 35
2.2. Результаты диагностики развития коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста 37
2.3. Реализация проекта «В гостях у сказки «Теремок»» 42
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования влияния
театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста 45
2.5. Методические рекомендации по организации театрализованной
деятельности в средней группе в ДОО 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Актуальность. На современном этапе актуализируется роль театрализованной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Театральную деятельность дети дошкольного возраста воспринимают как своеобразную игру, в которую им легко вжиться, поскольку за счет ярких декораций, постоянной динамики, смены обстановки и эффекта неожиданности и непредсказуемости она захватывает чувства ребенка, доставляя ему радость и удовольствие.
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) особое значение приобретают вопросы развития творческого потенциала детей, так как именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем творческую направленность личности человека [50]. Деятельностный и эмоционально-образный характер театрализованной деятельности обуславливает ее использование как продуктивного метода работы с детьми дошкольного возраста: участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, музыку, звуки; умело выстроенные педагогом диалоги побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения, при этом активно стимулируя коммуникативную деятельность.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе обществу необходимы всесторонне развитые личности, для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её способностей, интересов и творческого самовыражения в каждом виде деятельности, что, в том числе, максимально реализуется в театрализованной деятельности: через театрально-игровую деятельность осуществляется как формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, так и развитие творческих способностей, социальных компетенций детей.
Степень разработанности проблемы. Изучению театрализованной деятельности и ее влияния на обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста посвящены работы Е.А. Антипиной [2], Е.Г. Голдобиной, Н.Ю. Быкановой [4], Н.Ф. Губановой [6], Л.В. Макаренко [13], Е.В. Мигуновой [17], Н.В. Мингазеевой [18], Э.Г. Чуриловой [27], А.В. Щеткина [28], И.Б. Ярославцевой [29] и др. Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО рассмотрено И.В. Кондрашовой, Е.А. Грачевой [11].
Развитие эмпатии и эмоционально-познавательной активности в театрализованной деятельности представлено в исследованиях А.А. Карапетян и О.Ю. Мандрики [9], Т.А. Гайворонской [3]. Вопросами развития творческой активности у детей и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности занимались такие ученые, как Е.А. Грачева и Н.В. Кондрашова [11], А.В. Ситкова и Л.Х. Цеева [25], Г.А. Федорова [22], Н.И. Черных [26]; коммуникативных способностей - О.М. Масленникова [15]; нравственных качеств - О.И. Ферапонтова, Е.А. Емашева [23]; на развитии речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности акцентировала внимание Ю.А. Цапкова [24]. В последние годы усилилось внимание исследователей к рассмотрению проблемы создания предметно-пространственной образовательной среды для организации театрализованной деятельности в ДОО, что, например, прослежено в работах О.А. Заречневой [8].
При всем многообразии работ, исследующих театрализованную деятельность детей, анализ сложившейся ситуации в науке и практике дошкольного образования позволил обнаружить противоречие: между необходимостью развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методик применения театрализованной деятельности с этой целью.
Проблема исследования: каковы возможности театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений
дошкольников.
Предмет исследования: театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации (ДОО) как средство развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить возможности театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: театрализованная деятельность в ДОО выступает результативным средством развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста, если она организована с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников и обеспечивает:
• изменение инициативности, чувствительности к воздействиям сверстников,
• создание положительного эмоционального фона общения,
• формирование умения взаимодействовать с партнером, характеризующего интерактивную сторону общения.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
1) охарактеризовать подходы к организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО;
2) обосновать возможности театрализованной деятельности в ДОО как средства развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста;
3) разработать и реализовать проект организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
4) выявить влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста;
5) составить методические рекомендации к реализации
театрализованной деятельности в ДОО.
Методы исследования:
• теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; моделирование;
• эмпирические: методы педагогических измерений, методы
психологической диагностики; констатирующий и формирующий эксперимент; статистические (методы количественной и качественной обработки результатов исследования); систематизация и разработка дидактических материалов; разработка практикоориентированного проекта и методических рекомендаций.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ «Тополек» города Назарово Красноярского края.
Новизна исследования заключается в том, что в нем обосновано значение театрализованной деятельности для развития детей дошкольного возраста, выявлены особенности педагогических условий для театрализованной деятельности в ДОО, определено влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы обусловлена результативностью разработанного проекта организации театральной деятельности дошкольников. Представленные в работе диагностические и практические материалы могут быть использованы педагогами ДОО и родителями.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список литературы (69 источников), приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения поставленной цели нами решены задачи исследования.
1. Характеризуя подходы к организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО, мы выявили, что театрализованная деятельность служит основой интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями стандарта, создает условия для развития творческой активности детей, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, способствует самореализации каждого ребенка.
2. Выявлены организационно-педагогические условия реализации театрализованной деятельности в ДОО, которые включают: создание соответствующей предметно-развивающей среды, система педагогических действий педагогов, осуществляемая во взаимодействии с родителями; включение элементов театрализованной деятельности в образовательную деятельность, в том числе посредством интегрированных занятий; расширение форм культурно-досуговой сферы.
3. Разработка и реализация проекта театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки «Теремок»» позволили определить влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
С помощью диагностических методик определена результативность организации театрализованной деятельности в экспериментальной группе. Так, сравнительный анализ на констатирующем и контрольном этапах индивидуально-групповых карт развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (методика Юдиной) показывает положительную динамику оптимизации общения и развития умений взаимодействовать с партнером в экспериментальной группе: увеличилось на 13% количество детей, продемонстрировавших высокий уровень, на 11% - средний уровень; значительно снизилось (на 24%) количество детей с низким уровнем развития умений и навыков общения. В целом положительная динамика в экспериментальной группе прослеживается у 13 детей (86%), в то время, как в контрольной группе зафиксировано повышение у 7 детей (46%) и понижение у одного ребенка (7%).
Сравнительный анализ результатов наблюдения за характером взаимоотношений детей в экспериментальной и контрольной группе по методике Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой также позволяет определить положительную динамику в развитии коммуникативных умений, характеризующих интерактивную сторону общения: инициативность (рост с 1,3% до 1,6%), чувствительность к воздействиям сверстников (рост с 1,8% до 2,0%), преобладающий положительный эмоциональный фон (рост с 1,3% до 1,6%).
4. Разработаны методические рекомендации к реализации
театрализованной деятельности в ДОО.
Таким образом, в ходе работы цель достигнута, поставленные задачи решены; нашла подтверждение выдвинутая гипотеза, в которой мы предположили, что театрализованная деятельность в ДОО выступает результативным средством развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, если работа организована с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, в процессе которой обеспечено изменение инициативности, чувствительности к воздействиям сверстников, эмоционального фона общения, а также ориентирована на формирование умения взаимодействовать с партнером, характеризующее интерактивную сторону общения.


1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001. 168 с.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.,
2013. 132 с.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера, 2006. 120 с.
4. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2014. 150 с.
5. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
6. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад, 2011, № 1. С. 13-16.
7. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую
профессию: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 2014. 270 с.
9. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 212 с.
10. Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб, 2013. 98 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013. 386 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2014. 294 с.
13. Гайворонская Т.А. Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности // Детский сад от «А» до «Я». 2008. № 4. С. 51-61.
14. Голдобина Е.Г., Быканова Н.Ю. Театрально-игровая деятельность // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето. 2015. С. 50-52.
15. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: ВАКО, 2007. 256 с.....69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ