ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ТРУДНАЯ
ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ 5
1.1 Феномен жизнестойкости: основные понятия, структура,
содержание, факторы
формирования 5
1.2 Возрастные аспекты феномена жизнестойкости. Условия
формирования жизнестойкости у детей и подростков 15
1.3 Трудная жизненная ситуация 21
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ 28
2.1 Обоснование выбора методов исследования 28
2.2 Результаты эмпирического исследования 30
2.3 Программа по формированию жизнестойкости у подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Ритм жизни современного общества можно по праву назвать стрессогенным, а в некоторых случаях даже экстремальным и критическим. Это обуславливается многими факторами, среди которых мы можем отметить текущие социально-экономические преобразования, политическую обстановку, экологическое состояние окружающей среды, а также возрастающее информационное воздействие, которому все мы невольно подвергаемся. Всё это сказывается на психологическом здоровье человека, его эмоциональном благополучии.
Способность личности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия, демонстрируя высокую устойчивость к стрессогенным факторам, получила название - жизнестойкость, и сегодня её наличие как никогда иначе жизненно важно и необходимо. Именно поэтому современная психологическая наука проявляет повышенный интерес к изучению данного феномена, и его роли в поддержании психологического здоровья человека.
Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны.
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают, как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей.
Противостоять этому процессу может пересмотр педагогических технологий и методик в работе с детьми в части воспитания личности, способной противостоять трудным жизненным обстоятельствам, разработка соответствующего комплекса воспитательных и образовательных мер в образовательных учреждениях.
ЦЕЛЬ: Выявить социально-психологические средства формирования жизнестойкости у подростков в трудной жизненной ситуации
ОБЪЕКТ: Жизнестойкость подростков в трудной жизненной ситуации
ПРЕДМЕТ: Социально-психологические средства формирования
жизнестойкости у подростков в трудной жизненной ситуации
ЗАДАЧИ:
1. Провести теоретический анализ основных понятий феномена жизнестойкости и трудной жизненной ситуации
2. Подобрать методический материал по исследованию жизнестойкости
3. Провести изучение жизнестойкости у подростков в трудной жизненной ситуации
4. Разработать программу по формированию жизнестойкости у подростков в трудной жизненной ситуации
Методы эмпирического исследования:
а) Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Леонтьева Д.А.
В наших сложных социальных, экономических, демографических и экологических условиях важным фактором не только выживания и адаптации человека к окружающей действительности, но и самореализации его как личности, становится жизнестойкость, которая характеризует социальную зрелость личности и может прогнозировать ее успешность в разных сферах деятельности. На основании анализа научной литературы нами сделан вывод о том, что взгляды на природу жизнестойкости и особенности ее проявления в жизни и деятельности человека во многом совпадают у представителей различных философских и психологических направлений. Однако не существует единого определения понятия «жизнестойкость». Это связано со сложностью природы данного феномена, и различными подходами к его определению. Этот феномен часто заменяется различными терминами, такими как «жизнеспособность», «жизнетворчество», «зрелость», «укорененность в бытии», и т.п. Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом. Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Экспериментально доказано, что феномен жизнестойкости является наиболее общей интегральной характеристикой личности, представляющей собой паттерн смысложизненных ориентаций, самоотношения, стилевых характеристик поведения, который опирается на природные свойства личности, но в большей степени носит социальный характер.
Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации - дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди рассматривает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие «hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития. А главное - это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.
Таким образом, жизнестойкость необходимое личностное качество для осуществления успешного выбора, которое необходимо развивать, работая со смыслами (учить расставлять приоритеты, определять цели, чувствовать себя хозяином жизни), формировать отношение к себе, отрабатывать техники саморегуляции. Жизнестойкость интегрирует уверенность в себе, целеустремленность, а также мотивированность на осуществление выбора и достижение цели.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб, 2001. 304 с.
2. Андреева Т.В. Жизнестойкость детей / Т.В. Андреева // Семейная психология СПБ, 2010. С. 205-300.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психология социальных ситуаций СПб, 2001. С.309 - 334.
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психология социальных ситуаций / СПб., 2001 С.285 - 309.
5. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебн.пособие для студ. пед. вузов / М.: Издательство центр «Академия». 2003.
6. Басин М., Попов А. Формирование навыков волевой регуляции у девиантных подростков// Социальная педагогика 2004-№ 3 С.75-77.
7. Басова, В. М. Социальная помощь уязвимым категориям молодежи / Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1. С. 64-70.
8. Белоусов, А. В. Состояние здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5. С. 64-67.
9. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2013. № 2. С. 40-56.
10. Бобренко О.С. Помощь педагогу-психологу в работе с
критическим инцидентом/ Методическое пособие. Ставрополь, 2013. 120 с.
11. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных
ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
12. Гришина Н.В. Исследование индивидуальности: человек как субъект жизни. Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч.конф., Москва, 1-3 декабря 2010: в 2-х ч. / Изд. дом Гос. у-та Высшей школы экономики, 2010. ч.1.
13. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума//Педагогика 2004 № 1. С. 12-18.
14. Егорова Л.З. Воспитать стрессоустойчивую личность. //
Воспитание школьников. 2000. №4.
15. Заславская, О. В. Проект «детские проблемы»: социально - педагогическая поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 365-369....50