ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема застенчивости в научных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления застенчивости в старшем подростковом возрасте 19
1.3. Самооценка в старшем подростковом возрасте 30
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Организация и методики исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи застенчивости и
самооценки старших подростков 47
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с застенчивыми
подростками 57
Выводы по главе 2 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 6
Современное общество требует от подрастающего поколения настойчивости, готовности быть конкурентоспособным на рынке труда, умения эффективно взаимодействовать с людьми. Эти и другие умения, навыки человек приобретает при прохождении так называемых возрастных этапов развития. Самым сложным возрастным периодом в психологии считается подростковый возраст, так как в этот период происходит одновременная перестройка организма и психики. При этом старшие подростки находятся между сильным стремлением к самоутверждению, проявлению своих ярких, сильных сторон личности и чрезмерным самокопанием, страхом вступить с кем-либо в разговор, перед возможными поражениями, неуверенностью в себе, что создает трудности в сфере взаимодействия с людьми. Подростки, которым свойственна застенчивость, испытывают особые трудности в установлении контактов с людьми, поэтому стараются минимизировать общение с кем-либо, но при этом они не лишены желания общения с людьми. Они стараются быть малозаметными в группе сверстников, как правило, не берут на себя инициативу и ответственность. Застенчивые подростки, в силу своих психологических особенностей (смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, зависимость от мнения окружающих и т.д.) не могут реализовать в полной мере свой личностный потенциал, что создает искажения в оценке своих возможностей, способностей, сторон личности . Следствием чего является заниженная самооценка, усугубляющая проявление застенчивости. Адекватная самооценка является одним из главных факторов для становления и развития здоровой личности. Но можно ли говорить о том, что все застенчивые подростки независимо от уровня застенчивости (ситуативно-застенчивые; истинно-застенчивые) имеют заниженную самооценку?
Таким образом, рассмотрение взаимосвязи застенчивости и самооценки старших подростков приобретает особую значимость в теоретическом и практическом плане.
Так целью исследования поставлено: определить взаимосвязь между застенчивостью и уровнем самооценки старших подростков.
Объектом исследования является проблема застенчивости.
Предметом исследования стала взаимосвязь застенчивости и самооценки в старшем подростковом возрасте .
Гипотеза исследования: существует обратная связь застенчивости и самооценки в подростковом возрасте.
В работе были поставлены задачи, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
1. Изучить проблему застенчивости в психологии.
2. Проанализировать особенности проявления застенчивости в старшем подростковом возрасте.
3. Рассмотреть особенности самооценки старших подростков.
4. Подобрать методики диагностики и обработки данных.
5. Провести эмпирическое исследование на выявление застенчивости у подростков и особенностей их самооценки, установить их взаимосвязь.
Теоретико-методологические основы исследования: концепция
М.Е. Бурно о застенчивости как свойстве характера, концепция И.Е. Гаспаровой о застенчивости как свойстве личности, концепция Ф. Зимбардо о застенчивости как скрытой личной проблеме; подходы к изучению самооценки: личностный подход (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, A.M. Прихожан), структурно-динамический подход (У. Джемс, А.В. Захарова, И.И. Чеснокова).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция.
2. Эмпирические: опрос.
3. Методы обработки данных: корреляционный анализ.
Методики исследования:
1. «Опросник на выявление уровня застенчивости» К.С. Кондратьевой.
2. Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо- Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
База исследования: МБОУ СШ города Красноярска.
Выборка: 28 обучающихся в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы студентами, а также педагогами и психологами с целью установления эффективных взаимоотношений с застенчивыми подростками сохранения их психологического здоровья на основе знаний об их особенностях, в том числе особенностях самооценки.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит несколько параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Цель настоящей работы: определить взаимосвязь между застенчивостью и уровнем самооценки старших подростков. Для достижения указанной цели нами были выдвинута следующая гипотеза: застенчивость имеет взаимосвязь с показателями самооценки, а именно, чем выше уровень застенчивости, тем ниже уровень самооценки.
Также нами был разработан ряд задач для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
1. Был проведен анализ литературы по проблеме застенчивости и самооценки. Мы пришли к выводу о том, что проблема застенчивости в современной психологии недостаточно изученна и четкого определения застенчивости нет. Существует множество взглядов к рассмотрению данного понятия. Например, застенчивость рассматривают как состояние нервнопсихического напряжения, которое отличается разного рода нарушениями в речевой деятельности, эмоциональных, мыслительных, волевых процессов, также параллельно с ними происходят специфические изменения и в сфере самосознания, возникающие у индивида, которые часто испытывает трудности в определенных жизненных ситуациях, требующих межличностного общения. Причины возникновения застенчивости могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными. Биологический фундамент для застенчивости закладывает определённый тип нервной системы. Социальными причинами могут выступать: негативный опыт общения, отсутствие коммуникативных навыков, тип родительского отношения и прочее. Что касается самооценки подростков, то она отличается неустойчивостью, ситуативностью, особой подверженностью внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте, и как правило, стабильностью, многогранностью в старшем подростковом возрасте.
2. Рассмотрены особенности проявления застенчивости в старшем подростковом возрасте. Застенчивые подростки обладают высоким уровнем рефлексии, а также пытаются показать всем, что они вовсе не застенчивы и ведут себя порой слишком развязано или даже агрессивно.
3. Осуществлен подбор методик на выявление уровня застенчивости и уровня самооценки старших подростков. Была определена база исследования и его участники.
4. Была проведена диагностика на выявление застенчивости у подростков и особенностей их самооценки, а также произведен корреляционный анализ полученных данных.
5. Выполнен анализ результатов. На основе результатов эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: застенчивым подросткам свойственна неадекватно заниженная и адекватная средняя самооценка. Они высоко оценивают свои интеллектуальные способности и умение делать что - либо, но не имеют популярности в кругу сверстников, не уверены в себе и своих возможностях. Застенчивые подростки имеют трудности в оценке себя, сторон своей личности, связанную с таким нарушением самооценки, как неустойчивость. Также с помощью корреляционного анализа мы выяснили, что между уровнем застенчивости уровнем самооценки существует взаимосвязь, а именно, чем выше уровень застенчивости, тем ниже уровень самооценки.
6. На основе изученной литературы и данных исследования даны рекомендации по взаимодействию с застенчивыми подростками для их родителей и педагогов, взаимодействующих с ними. Правильное взаимодействие с застенчивыми подростками поможет не только установить гармоничные отношения с ними, но и поможет им обрести уверенность в своих силах, осознать ценность своей личности, а также постепенно научиться не бояться контактов с другими людьми.
Таким образом, задачи, необходимые для подтверждения или опровержения гипотезы выполнены, цель достигнута. Результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2017. 394 с.
2. Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. / под редакцией А. А. Юдина. Киев: Port-Royal, 1997. 286 с.
3. Баженова О. В. Детская и подростковая релаксационная терапия. М.: Генезис, 2016. 288 c.
4. Бурно М. Е. Сила слабых. М.: ПРИОР, 1999. 368 с.
5. Бернс Р. Что такое «Я-концепция»: Психология самосознания: Ред. Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах-М, 2003. 393 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
7. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие. Красноярск, 2015. 156 с.
8. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология развития (Возрастная): учебно-методическое пособие. Красноярск, 2011. 184 с.
9. Галигузова А.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости// Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 28-35.
10. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. 2000. № 4. С. 116-120.
11. Галигузова Л.Н. Как проявляется застенчивость // Практическая психология и логопедия. 2008. № 4. С. 28-35.
12. Гаспарова Е.М. Застенчивый ребёнок. // Дошкольное воспитание. 1999. №3. С. 25-37
13. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Вопросы психологии. 2012. №5. С. 12-16
14. Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учебное пособие; Красноярск: Красноярский гос. пед. унт им. В.П. Астафьева, 2013. 347 с.
15. Ильин Е. П. Психология страха. СПб.: Питер. 2017. 288 с.....31