Введение 4
1. Теоретическое обоснование методических возможностей изучения темы «Герметизм в эпоху Возрождения» во внеурочной работе 14
1.1. Эпоха Возрождения как переходный этап от Средневековья к Новому времени 14
1.2. Герметизм эпохи Возрождения как мистико-философская доктрина 23
1.3. Внеурочная работа как составная часть учебно-воспитательного
процесса и активные методы обучения как эффективная технология реализации внеурочной работы по истории 44
Выводы по первой главе 61
2. Исследование методических возможностей изучения темы «Герметизм эпохи Возрождения» в рамках внеурочной работы по истории 64
2.1. Организация внеурочной работы по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» 64
2.2. Оценка эффективности проведенной внеурочной работы по теме «Герметизм в эпоху Возрождения» 73
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Глоссарий 83
Список использованных источников и литературы 87
Приложение 95
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что эпоха Возрождения имеет для европейской цивилизации особую ценность. Именно в этот период истории начинает осознаваться роль человека не как безвольного инструмента чьей-то высшей воли, а как индивидуума, обладающего сознанием, мировоззрением и высоким интеллектом. Возрождение, по сути, реабилитировало человека во всех его устремлениях и проявлениях. Но не только человек был реабилитирован, но и весь мир, еще недавно считавшийся юдолью страданий, а теперь ставший тем местом, где можно жить и получать от этой жизни удовольствие, развиваться и совершенствоваться в самых разных направлениях.
Неудивительно, что в эпоху Возрождения получают широкое развитие различные теории и практики, направленные на совершенствование человеческой природы и приобретение людьми новых, не мыслимых ранее, способностей и возможностей. Одной из таких теорий является герметизм, который был направлен, прежде всего, на превознесение человека, трактуемого в герметических писаниях, в качестве существа универсальной природы, в качестве образа Божии и владыки всего мира. Именно герметизм становится учением, которое способствует, в том числе, формированию нового мировоззрения, существенно отличающегося от схоластических теорий Средних Веков.
Среди исследователей, занимавшихся изучением истории эпохи Возрождения вообще и герметизма в частности, можно выделить О.Л. Акопяна, Е.В. Аралову, Дж. Бейнса, Л.М. Брагину, В.П. Визгина, А.Х. Горфункеля, О.Ф. Кудрявцева, Л.Ю. Лукомского, Н.В. Ревякину, М.П. Холла, В. Шестакова, М. Элиаде, И.Я. Эльфонда, Е. В. Гаврилову и некоторых других авторов.
Следует отметить, что история герметизма эпохи Возрождения изучена очень слабо, а в школьном курсе истории она вообще не исследуется.
Восполнение этого пробела возможно в рамках внеурочной работы, которая, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, организуется во внеурочное время и служит дополнительным источником информации по истории и дополнительным средством формирования необходимых учащимся знаний, умений и навыков.
Изучение вопросов организации внеурочной деятельности по истории занимались такие специалисты, как Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, Т.С. Пчелинцева, М.Т. Студеникин, В.В. Шоган и некоторые другие.
Однако эффективной внеурочная деятельность может быть только при условии использования в её рамках технологий, методов, форм и средств, позволяющих сделать процесс внеурочной деятельности интересным и стимулировать любознательность, интеллектуальную и поисковую активность учащихся. Поэтому представляется оправданным использование в рамках внеурочной работы по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» активных методов обучения.
Отметим, что активные методы обучения получили в настоящее время довольно большую популярность среди педагогов-практиков, а их теория достаточно хорошо изучена и проработана. Среди научных работ, посвященных использованию активных методов обучения, можно выделить труды В.И. Гребенюкова, Т.Г. Мухиной, М.А. Курьянова, В.С. Половцева,И.А. Малининой, А.П. Панфиловой, О.М. Шахмартовой и других исследователей.
Таким образом, представляется, что исследование методических возможностей изучения темы «Герметизм в эпоху Возрождения» во внеурочной работе по истории является в настоящее время довольно актуальной проблемой.
Объект исследования: изучение темы «Герметизм в эпоху Возрождения» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методические возможности изучения темы «Герметизм в эпоху Возрождения» во внеурочной работе по истории в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: представляется, что изучение темы «Герметизм эпохи Возрождения» в рамках внеурочной работы будет эффективным при условии использования активных методов обучения.
Цель исследования: изучение методических возможностей изучения темы «Герметизм в эпоху Возрождения» во внеурочной работе по истории в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть эпоху Возрождения как переходный этап от Средневековья к Новому времени;
2) дать характеристику герметизма эпохи Возрождения;
3) охарактеризовать внеурочную работу по истории как составную часть учебно-воспитательного процесса;
4) рассмотреть активные методы обучения как эффективную технологию проведения внеурочной работы по истории;
5) разработать и организовать занятия по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» в рамках внеурочной работы по истории;
6) осуществить оценку эффективности проведенной внеурочной работы по теме «Герметизм в эпоху Возрождения».
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) культурно-исторический;
3) сравнительно-исторический;
4) методический эксперимент;
5) диагностические (тестирование);
6) методы количественной и качественной обработки данных.
Источниковая база исследования
В процессе проведения данного исследования были использованы такие исторические источники как труды Л.Б. Альберти [3], Н. Кузанского [34], Дж. Пико делла Мирандола [51], Платона [52], а также трактаты герметизма [18], [74].
Работа Л.Б. Альберти «Трактат о семье» написана в форме беседы между отцом и пятью его сыновьями. В трактате подробно описывается, как должна жить нормальная семья. Но в рамках данного исследования интерес представляют, прежде всего, воззрения автора на природу человека и его потенциальные возможности. Так, Альберти считает, что человек является по своей сути смертным богом, а его возможности потенциально безграничны. Однако, чтобы их реализовать, человек должен уметь контролировать как самого себя, так и окружающую действительность. И прежде всего человеку необходимо поставить под контроль свои страсти и желания, включая и любовное чувство. Такой самоконтроль позволит сначала получить власть над окружающими людьми, а затем над силами природы и даже судьбой. Для Альберти характерна вера в науку и стремление применять существовавшие в то время научные достижение в практических целях. Отметим, что Альберти был выдающимся архитектором и механиком. Можно сказать, что Альберти был подлинным человеком Возрождения, поэтому его трактат представляет несомненный интерес, как для профессиональных историков, так и для учителей, а также для учащихся школы, стремящихся расширить свои знания об эпоху Возрождения.
Труд Дж. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» представляет собой обоснование его учения о человеке. Эта работа, прославившая его среди современников и оказавшая большое влияние на формирование гуманистической мысли эпохи Возрождения, повествовала о природе человека и его возможностях. Философ считал, что Бог, сотворив человека, специально предоставил ему «неопределенный образ», поставив его при этом в центр мироздания. Мирандола утверждал, что Бог наделил человека свободой воли и возможностями, который тот должен реализовать, сформировав себя самого таки, каким считает нужным, т.е. человек может как достигнуть совершенства и самых высших сфер мироздания, так и опуститься на его дно. Философ утверждал, что природа человека тождественна божественной. По мнению Мирандолы, человек должен направить свои усилия прежде всего на поиск истины, использовав в качестве инструментов не только логику и философию, но и мистические учения. Данный труд выдающегося философа представляет собой интерес как для исследователей, так и для людей интересующихся герметизмом эпохи Возрождения, включая и учащихся старших классов.
Знаменитые сочинения Платона являются теми источниками, на которые в существенной степени опирались философы и мистики эпохи Возрождения. Это и диалоги «Филеб» и «Государство», а также незавершенный диалог «Критий», посвященный Атлантиде. Во всех этих источниках содержатся результаты разработки платоновского учения об идеях, н которое во многом опирались и философы эпохи Возрождения.
Сборник «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада» представляет собой самое полное на сегодня собрание текстов Гермеса Трисмегиста, являющегося основателем герметизма и науки древнего Египта. В данном сборнике содержатся трактаты как по высокому герметизму («Поймандр Гермеса Триждывеличайшего», «Вселенская речь», «Священная речь Гермеса Триждывеличайшего», «Кубок, или Единство» и т.п.), так и по низкому герметизму («Койраниды», «Изумрудная Скрижаль», «Алхимия Гермеса Трисмегиста», герметические тексты по астрологии и астромагии и т.п.),
В Сборнике «Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция» представлены труды многих выдающихся представителей философии и герметической традиции эпохи Возрождения (Джованни Пико делла Мирандола, Лодовико Лаццарелли,
Пьетро Помпонацци и др.), а также трактаты Гермеса Трисмегиста («Асклепий» и «Герметический свод»).
Представляется, что трактаты герметизма, труды философов эпохи Возрождения и сочинения Платона могут представлять интерес, как для профессиональных историков, так и для учителей истории. Что касается учащихся, то им стоит знакомиться с данными источниками под руководством учителя.
Теоретическая база исследования
В качестве основных источников в рамках данного исследования были использованы работы следующих авторов: О.Л. Акопяна [1], Е.В. Араловой [4], Л.В. Байбородовой, Е.В. Широковой [6], В.П. Визгина [10], [11], Н.Н. Витченко [12], Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой [15], [16], А.Х. Горфункеля [19], Е.В. Зарукиной, Н.А. Логиновой, М.М. Новик [26], О.Ф. Кудрявцева [32], [33], А.Ф. Лосева [39], Л.Ю. Лукомского [41], [42], А.П. Панфиловой [49], О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземского [60], М.Т. Студеникина [61], [62], М.П. Холла [65], [66], [67], [68], [69], [70], [71], [72], [73], О.М. Шахмартовой [77], В. Шестакова [78], М. Элиаде [81].
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторический наук О.Л. Акопяна посвящена исследованию споров об астрологии, которыми были поглощены ведущие ренессансные мыслители второй половины XV - начала XVI века. Автор отмечает, что, хотя в массовом сознании эпоха Возрождения ассоциируется с расцветом разума и отказом от средневековых суеверий, в действительности этот период был отмечен широким распространением астрологии.
Е.В. Аралова в своей статье рассматривает основные характеристики эпохи Возрождения, отмечая, что Ренессанс занимает особое место в истории человеческой цивилизации, поскольку именно в это время произошел поворот в духовной жизни общества, создав новую концепцию гуманизма.
Л.В. Байбородова и Е.В. Широкова рассматривают в своей статье особенности педагогического сопровождения внеурочной деятельности.
Большой интерес представляют работы В.П. Визгина. В первой из них автор рассматривает так называемый тезис Фрэнсис Йейтс о «герметическом ключе» к пониманию научной революции. Автор показывает отношение историков к тезису Йейтс и предполагает, что в целом это зависит от того, что именно изучают эти историки - историю науки или историю культуры. Автор также обращает внимание на положительную роль христианства в подъеме научной революции.
Вторая работа В.П. Визгина посвящена анализу связей философской и научной мысли с экзистенциальным опытом человека, взятом в его историко-культурном контексте. В работе показывается плодотворность понятий «духовная практика», «духовные упражнения» для понимания не только философской мысли, но и науки. Подробно анализируется проблема влияния герметизма на генезис науки Нового времени.
В работе Н.Н. Витченко рассматриваются этические основания европейской науки эпохи Возрождения. Исходя из представлений о том, что концептуальное осмысление процесса возникновения современного естествознания должно начинаться именно с этой эпохи, предлагается понимание науки XVI - начала XVII вв. как социокультурной практики, связанной с функционированием глубоко интегрированных в познание этических феноменов.
Работы Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой посвящены проектной деятельность школьников на уроках истории, а также теории и методике преподавания истории.
А.Х. Горфункель работе детально и глубоко исследует философию эпохи Возрождения, включая и моменты, связанные с гуманистической и герметической философией.
Работа Е.В. Зарукиной, Н.А. Логиновой, М.М. Новик посвящена рассмотрению активных методов обучения, Кроме того, в работе содержатся рекомендации по их разработке и применению.
О.Ф. Кудрявцев в своих работах рассматривает исторические предпосылки возникновения и возрождения герметической философии в эпоху Ренессанса. Автор утверждает, что вслед за языческими и христианскими авторами поздней античности мыслители Возрождения воспринимали Гермеса Трисмегиста как одного из древнейших богословов, сообщившего людям сокровенную божественную мудрость.
Работа А.Ф. Лосева посвящена вопроса эстетики эпохи Возрождения, которая самым теснейшим образом связана как с гуманистической, так и герметической философией.
Статьи Л.Ю. Лукомского посвящены очерку философской системы высокого герметизма, а также личности и сочинениям Гермеса Трисмегиста.
В работе А.П. Панфиловой освещаются инновационные педагогические технологии, имеющие отношение к активному обучению. Некоторые из этих технологий были взяты за основы при разработке методики изучения темы «Герметизм в эпоху Возрождения».
Методическое пособие О.Ю. Стреловой и Е.Е. Вяземского представляет интерес с точки зрения организации и осуществления внеклассной работы по истории.
Работы М.Т. Студеникина посвящены вопросам методики преподавания истории в школе, включая и современные технологии преподавания истории.
Многочисленные труды М.П. Холла («Адепты. Эзотерическая традиция Запада», «Мистерия Огня», «Ступени Посвящения», «Феникс, или Возрожденный оккультизм», «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» напрямую связаны герметизмом эпохи Возрождения.
В работе О.М. Шахмартовой рассматриваются различные активные методы обучения, а также специфика их использования в образовательном процессе.
Работа В. Шестакова посвящена рассмотрению философии и культуры эпохи Возрождения, включая и основные идеи гуманистической и герметической философии.
Глубокий и всесторонний анализ природы и специфики оккультизма в культуре вообще и культуре эпохи Возрождения в частности представлен в работе М. Элиаде.
Все эти и некоторые другие источники могут быть использованы для изучения герметизма эпохи Возрождения как учителями, так и школьниками в рамках внеурочной работы по истории.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных в его процессе занятий по изучению темы «Герметизм эпохи Возрождения» в рамках внеурочной работы по истории.
Научная новизна работы состоит в том, что в её процессе проведено не только комплексное исследование герметизма эпохи Возрождения как учения о скрытых способностях и возможностях человека, но и осуществлена разработка внеурочных занятий с использованием активных методов обучения по теме «Герметизм эпохи Возрождения», также методики тестирования знаний учащихся по данной теме. Кроме того, в работе была предпринята попытка выявить интересный и полезный потенциал данной тематики для учащихся, который с использованием методических средств способен помогать реализовывать развивающую функцию обучения, а также формирование у школьников познавательного интереса к изучению истории.
Данное исследование состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении представлены актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы, теоретическая база, практическая значимость, научная новизна и структура исследования.
В первой главе «Герметизм в эпоху Возрождения» рассмотрена эпоха Возрождения как переходный этап от Средневековья к Новому времени, а также дана характеристика герметизма эпохи Возрождения.
Во второй главе «Исследование методических возможностей изучения темы «Герметизм эпохи Возрождения» охарактеризована внеурочная работа по истории, рассмотрены активные методы обучения как эффективная технология проведения внеурочной работы по истории, проведено описание разработки и организации занятий по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» в рамках внеурочной работы по истории, а также оценка эффективности проведенной внеурочной работы по теме «Герметизм в эпоху Возрождения».
В «Заключении» представлены основные выводы по результатам проведенного исследования.
В «Список использованных источников и литературы» включены 83 источника.
В приложении находится методика тестирования знаний учащихся по теме «Герметизм в эпоху Возрождения».
В ходе исследования методических возможностей изучения темы «Герметизм в эпоху Возрождения» были сделаны следующие основные выводы.
Во-первых, ряд кардинальных изменений в экономической, социальной и духовной жизни Западной Европы в конце XIV в. ознаменовал начало новой эпохи, получившей название Возрождения. Возрождение, или Ренессанс, - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени.
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусство Дж. Вазари в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он понимал под ним возрождение античных ценностей и форм, противопоставляя их готике. Современники воспринимали Ренессанс как «светлый век», пробуждение от «тьмы» средневековья. Сегодня под Возрождением принято понимать особое культурное движение, которое возникло в Средневековой Европе, и существовало наряду с другими интеллектуальными течениями (например, Реформацией). Идеология этого движения получила название ренессансный гуманизм.
Можно выделить следующие основные черты эпохи Возрождения: 1) антропоцентризм, а главной темой исследований становится не Бог, а человек, его место в мире и судьба; 2) гуманизм. Человек становится главным предметом философии. Именно в эпоху Возрождения развился культ человека, уважение к нему. Высшей ценностью становится Человек; 3) начинается становление опытных естественных наук, позволяющих дать целостную достоверную картину мира. В философии широко распространяется пантеизм (греч. «пан» - все и «теос» - Бог), рассматривающий Бога и природу в их неразрывном единстве и, по сути, отождествляющих их; 4) антифеодальная и антиклерикальная направленность культуры, преобладание светского и рационального начала. Исследователи сходятся во мнение, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не создавала такого количества антицерковной литературы, как эпоха Возрождения; 5) особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии; 6) освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители.
Во-вторых, герметизм или магико-герметическая традиция, ведущая мифологический отсчет своего происхождения от легендарного Гермеса Трисмегиста, включает в себя, с одной стороны, практическую магию и такие прикладные оккультные науки, как алхимия и астрология, а с другой - умозрительные эклектические доктрины философско-теологического плана, содержательное ядро которых можно обозначить как языческий гностицизм.
Герметическая традиция ориентировала волю человека к новой практической и активистской установке сознания. Эта концепция, построенная на принципах морализирующего космического благочестия, имеющая явно выраженный этический характер, стала общемировоззренческой установкой ренессансной этики.
Вслед за языческими и христианскими авторами поздней античности мыслители Возрождения воспринимали Гермеса Трисмегиста как одного из древнейших богословов, сообщившего людям сокровенную божественную мудрость. Сам Гермес Трисмегист изображался в эпоху Возрождения не просто мудрым мужем, как в писаниях раннехристианских авторов, но древнейшим религиозным учителем и пророком, причастным абсолютному, богооткровенному знанию. Его «слова» с благоговением обсуждали в академиях, почтительно цитировали с университетских кафедр, толковали в ученых кружках, политической и религиозной публицистике, астрологических прогнозах, излагали в литературных диалогах, в поэзии на латинском и новоевропейских языках; его образ старались запечатлеть ренессансные художники; была даже предпринята попытка заново открытое герметическое учение превратить в своего рода религиозный культ.
В качестве религиозно-философского учения герметизм был теснейшем образом связан с оккультной практикой. В нем видели одновременно искусство, овладев которым можно воздействовать на объекты и отношения окружающей действительности с целью получения определенных результатов, в том числе и земных благ, как, например, золота и серебра в результате трансмутации вещества.
Герметическая философия строится как философия знания-гнозиса. В этом ее фундаментальное отличие от любой религиозной системы, основанной на вере, то есть на некоторых особых эмоциональных состояниях человека, вызываемых теми или иными факторами макро- или микрокосма.
В-третьих, одной из отличительных особенностей нового ФГОС ООО является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В настоящее время под внеурочной деятельностью подразумевается любая организованная учителем самостоятельная деятельность школьников либо организованная самими обучающимися самостоятельная деятельность во внеурочное время, основанная на личной заинтересованности участников с целью их развития как в образовательном, так и в духовно-нравственном плане. В отличие от урока, внеурочная деятельность в первую очередь обеспечивает развитие учащихся, удовлетворение их потребностей и интересов, предусматривает добровольность участия в мероприятиях и делах, предоставляет учащимся возможность свободного выбора и самоопределения, позволяет реализовать свои способности и свою индивидуальность.
В-четвертых, активные методы обучения представляют собой методы, направленные на стимулирование познавательной деятельности учащихся и строящиеся в основном на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются очень высоким уровнем активности учащихся. Активные методы и формы обучения имеют целый ряд методологических преимуществ перед пассивными, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Данные преимущества базируются на активном и эмоционально окрашенном общении учащихся друг с другом и с учителем.
В настоящее время существует довольно большое количество видов и форм активных методов, которые могут применяться для изучения истории в рамках внеурочной работы. Среди них можно выделить лекции-дискуссии, жужжащие группы, метод проектов, групповая дискуссия, ситуационный анализ (case-study), метод проигрывания ролей, игра-катастрофа, деловая игра, метод интервью.
В-пятых, в рамках внеурочной работы по истории по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» было разработано и проведено 3 занятия. На данных занятиях использовались следующие активные методы и формы работы: лекция-дискуссия, жужжащие группы, метод проектов, групповая дискуссия, ситуационный анализ (case-study), метод проигрывания ролей, игра-катастрофа, деловая игра, метод интервью.
В-шестых, с целью оценивания эффективности внеурочной работы по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» было проведено исследование уровня знаний учащихся, принимающих участие в методическом эксперименте, которое показало, что после реализации с экспериментальной группой цикла занятий по изучению темы «Герметизм в эпоху Возрождения» уровень знаний в этой группе существенно повысился, в то время как в контрольной группе изменился незначительно, что свидетельствует о достаточно высокой степени эффективности проведенной внеурочной работы.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования, получила свое подтверждение.
1. Акопян, О.Л. Споры об астрологии в ренессансной мысли второй половины XV - начала XVI века [Текст]. Дис. ... канд. историч. наук / О.Л. Акопян. -М., 2014. - 445 с.
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Текст]: учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
3. Альберти, Л.Б. Трактат о семье. Опыт тысячелетия [Текст] / Л.Б. Альберти.
- М.: Юрист, 1996. - 576 с.
4. Аралова, Е.В. Духовность и гуманизм в Эпоху Возрождения [Текст] / Е.В. Аралова // Власть. - 2015. - №3. - С. 48 - 52.
5. АренДт, X. Vita activa, или О деятельной жизни [Текст]. Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.
6. БайбороДова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С. 36 - 42.
7. Бейнс, Дж. Звёздный человек. Философия герметизма [Текст] / Дж. Бейнс.
- М.: Бимпа, 1993. - 264 с.
8. Брагина, Л.М. Деятельность гуманистов в религиозных братствах Флоренции XV в. [Текст] / Л.М. Брагина // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи / Отв. ред. Л.М. Брагина. - М.: Наука, 1997. - С. 50 - 59.
9. ВарДанян, М.Р. Практическая педагогика [Текст]: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study/ М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. -188 с.
10. Визгин, В.П. Герметическая традиция и научная революция: к новой интерпретации тезиса Фрэнсис А. Йейтс [Текст] / В.П. Визгин // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2013. - №1 (31). - С. 92 - 100.
11. Визгин, В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия [Текст] / В.П. Визгин. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 800 с.
12. Витченко, Н.Н. Благо и польза: у истоков европейской науки [Текст] / Н.Н. Витченко // Вестник Томского государственного университета. - 2003. -№3. - С. 19 - 28.
13. Вукс, Я.Н. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие всесторонне развитой личности [Текст] / Я.Н. Вукс // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2011. - №3. - С. 342 - 343.
14. Высокий герметизм [Текст] / Ред., вступит. ст. и пер. с древнегреч. и лат. Л. Ю. Лукомского. - СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. -416 с.
15. Вяземский, Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.
16. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
17. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой [Текст] / П.П. Гайденко. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000 . - 456 с.
18. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада [Текст] / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. - М.: Издательство «Новый Акрополь», 2012. - 632 с.
19. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения [Текст] / А.Х. Горфункель. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
20. Гребенюков, В.И. Активные и интерактивные методы обучения [Текст] / В.И. Гребенюков. - Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2014. - 155 с.
21. Дараган, Н.Т. О гуманизме Эпохи Возрождения [Текст] / Н.Т. Дараган // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2007. - №1. - С. 8 - 10.
22. Девятайкина, Н.И. Тема веры и церкви в диалогах Петрарки, эпиграфах и ксилографиях к ним эпохи Реформации [Текст] / Н.И. Девятайкина, А.А. Бочкарев // Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего Нового времени. Сборник трудов в честь Всеволода Матвеевича Володарского. - М.: Лабиринт, 2016. - С. 123 - 134.
23. Демонология эпохи Возрождения (XVI - XVII вв.) [Текст]. Пер. с англ., лат., нем., франц.; Общ. ред. и составл. М.А. Тимофеева. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 464 с.: ил.
24. Дудина, М.Н. Необходимость и возможность перехода от традиционной методики к инновационной в преподавании истории в школе [Текст] / М.Н. Дудина // Историко-педагогические чтения. - 2016. - №20-1. - С. 39 - 47.
25. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов [Текст]. Учебно-методическое пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - Минск: Аверсэв, 2003. - 336 с.
26. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
27. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. - Томск: В-Спектр, 2010. - 212 с.
28. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе вуза [Текст]: методические рекомендации / Сост. Е. Ю. Игнатьева. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - 84 с.
29. Кассирер, Э. Избранное: Индивид и космос [Текст] / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 460 с.
30. Кацва, Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы [Текст] / Л.А. Кацва // Вопросы образования. - 2005. - № 2. - С. 148 - 163.
31. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании [Текст]: учебное пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. - 176 с.
32. Кудрявцев, О.Ф. «Великое чудо человек» [Текст] / О.Ф. Кудрявцев // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Сост., вступ. статьи, коммент. О.Ф. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1996. - С. 5 - 28.
33. Кудрявцев, О.Ф. «Ученая религия» флорентийской Платоновской академии [Текст] / О.Ф. Кудрявцев // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи / Отв. ред. Л.М. Брагина. - М.: Наука, 1997. - С. 88 - 96.
34. Кузанский, Н. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1 [Текст] / Н. Кузанский. - М.: Мысль, 1979. - 320 с.
35. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи [Текст] / Отв. ред. Л.М. Брагина. - М.: Наука, 1997. - 224 с.: ил.
36. Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения [Текст] / Отв. ред. О.Ф. Кудрявцев. - М.: Наука, 1988. - 248 с.
37. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]. Учебно-методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. - Тамбов: ТГТУ, 2011. - 80 с.
38. Кучерявенко, С.В. Активные и интерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования [Текст] / С.В. Кучерявенко, И.Н. Тащиян, Д.В. Кучерявенко // Научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 456 - 460.
39. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Издательство МГУ, 1978. - 304 с.
40. Луков, В.А. Эпоха Возрождения [Текст] / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №1. - С. 299 - 303.
41. Лукомский, Л.Ю. Краткий очерк философской системы высокого герметизма [Текст] / Л.Ю. Лукомский // Высокий герметизм / Ред., вступит.
ст. и пер. с древнегреч. и лат. Л. Ю. Лукомского. - СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. - С. 13 - 23.
42. Лукомский, Л.Ю. О личности и сочинениях Гермеса Трисмегиста [Текст] / Л.Ю. Лукомский // Высокий герметизм / Ред., вступит. ст. и пер. с древнегреч. и лат. Л. Ю. Лукомского. - СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. - С. 5 - 13.
43. Маер, И.А. Активные методы обучения [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/07/23/aktivnye-metody-
obucheniya (Дата обращения: 14.02.2018 21:19:45).
44. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали [Текст] / А. Макинтайр. - М.: Академический проект, 2000. - 384 с.
45. Малинина, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. - 2011. - № 11 (34). Том II. - С. 166 - 168.
46. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе [Текст]. Учебное пособие/ Сост. И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. - М.: Поматур, 2001. - 337 с.
47. Мишлав, Дж. Корни сознания. История, наука и опыт высвобождения скрытых возможностей психики [Текст] / Дж. Мишлав. - К.: София, 1995. - 132 с.
48. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV - XVII вв.) [Текст]/ Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. - М.: Издательство УРАО, 1999. - 400 с.
49. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]/ А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
50. Петросова, Т.Г. преподавание истории в школе в свете новых стандартов [Текст] / Т.Г. Петросова // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами материалы международного заочного педагогического форума. - М., 2016. - С. 132 - 136.
51. Пико делла Мирандола, Дж. Речь о достоинстве человека [Текст] / Дж. Пико делла Мирандола; Комментарии к канцоне о любви Дж. Бенивьени // Эстетика Ренессанса. Т. 1. - М.: Искусство, 1981. - 469 с.
52. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3 [Текст] / Платон. - М.: Мысль, 1968. - 370 с.
53. Попов, П.С. Развитие логических идей в эпоху Возрождения [Текст] / П.С. Попов, Н.И. Стяжкин. - М.: Издательство Московского университета, 1983. -156 с.
54. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Пчелинцева // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016 - №3(26). - С. 53 - 57.
55. Ревякина, Н.В. Природа человека в итальянском гуманизме XV в. и современная наука [Текст] / Н.В. Ревякина // Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего Нового времени. Сборник трудов в честь Всеволода Матвеевича Володарского. - М.: Лабиринт, 2016. - С. 9 - 16.
56. Романов, Ю.И. Краткая история философской мысли [Текст] / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов. - СПб.: Лань, 2002. - 224 с.
57. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения [Текст] / Под ред. А. Д. Сухова. - М.: Мысль, 1986. - 285 с.: 8 л. ил.
58. Сергеенкова, И.Ф. Культура и религия Запада. Средние века и Эпоха Возрождения [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Ф. Сергеенкова. - Ижевск: УдГУ, 2017. - 469 с.
59. Странден, Д. Герметизм. Его происхождение и основные учения (Сокровенная философия египтян) [Текст] / Д. Странден. - СПб.: Издание А.И. Воронец, 1914. - 36 с.
60. Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 72 с.
61. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений/ М.Т. Студеникин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.: ил.
62. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе [Текст]: пособие для учителей и студентов вузов / М.Т. Студеникин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 79 с.
63. Теория и методика обучения истории и обществознанию [Текст]: Словарь-справочник/ Авт.-сост. Г.Н. Каменева. - Ставрополь: Издательство СГПИ, 2009. - 63 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/ [Дата обращения: 18.02.2018 20:23:11].
65. Холл, М.П. Адепты. Эзотерическая традиция Востока [Текст] / М.П. Холл. - М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2001. - 528 с.
66. Холл, М.П. Адепты. Эзотерическая традиция Запада [Текст] / М.П. Холл. - М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2001. - 624 с.
67. Холл, М.П. Двенадцать учителей человечества [Текст] / М.П. Холл. - М.: Сфера, 2008. - 272 с.
68. Холл, М.П. Мистерия Огня. Сборник [Текст] / М.П. Холл. - М.: Сфера, 2003. - 400 с.
69. Холл, М.П. Священная магия. Сборник [Текст] / М.П. Холл. - М.: Сфера, 2003. - 352 с.
70. Холл, М.П. Слово к мудрым. Сборник [Текст] / М.П. Холл. - М.: ИДЛИ, 2001. - 320 с.
71. Холл, М.П. Ступени Посвящения. Сборник [Текст] / М.П. Холл. - М.: Сфера, 2003. - 272 с.
72. Холл, М.П. Феникс, или Возрожденный оккультизм [Текст] / М.П. Холл. - М.: Сфера, 2003. - 368 с.
73. Холл, М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / М. П. Холл. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 864 с.
74. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция [Текст] / Сост., вступ. статьи, коммент. О.Ф. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1996. - 336 с.
75. Чемберлин, Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура [Текст] / Э. Чемберлин; Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. - М.: ЗАО иентрполиграф, 2006. 239 с.
76. Черников, В.Г. Философия диалектико-материалистического гуманизма [Текст] / В.Г. Черников. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 1998. - 374 с.
77. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст]. Учебное пособие / О.М. Шахмартова. - Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. - 131 с.
78. Шестаков, В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы [Текст] / В. Шестаков. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 272 с.: ил.
79. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе [Текст] / В.В. Шоган. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 124 с.
80. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования [Текст]: учебное пособие/ В.В. Шоган. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 475 с.: ил.
81. ЭлиаДе, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре [Текст] / М. Элиаде; Пер. с англ. Е.В. Сорокиной. - К.: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 224 с.
82. ЭльфонД, И.Я. История мировой культуры. Эпоха Возрождения [Текст] / И.Я. Эльфонд, Е. В. Гаврилова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. - 128 с.
83. ЮлДашев, З.Ю. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стадии метода обучения и пути его практического использования [Текст]/
З.Ю. Юлдашев, Ш.И. Бобохужаев. - Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006. - 88 с.