Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения в подростковом возрасте 7
1.1. Исследования ученых по проблеме проявления агрессии у подростков 7
1.2. Характеристика проявления агрессии у подростков 14
1.3. Особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий
уровень агрессивности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического проявления агрессии в подростковом возрасте 27
2.1. Методы и методики исследования психологического проявления агрессии в подростковом возрасте 27
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
2.3. Программа психолого-педагогической коррекции проявления агрессии у
подростков 38
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 53
Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. Напрямую влияя на эмоциональную составляющую человеческой личности, агрессия в поведении приводит к тому, что у человека появляются депрессии, усиливается моральный дисбаланс, все чаще происходят различные стрессы.
Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности. Этот факт находит подтверждение в эмпирических данных, которые отражают наличие наибольшей степени выраженности показателей враждебности и агрессивности, склонности к высокой интенсивности проявления вербальных и физических форм агрессии, которые при комплексном рассмотрении обнаруживают особенности агрессивности у подростков.
В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.
Настораживает то, что для подростков характерен повышенный уровень агрессии, поскольку это способствует снижению успеваемости в учебной деятельности, ухудшению отношений с родителями, друзьями, сверстниками, страдает и индивидуальное развитие, а также снижается возможность успеха в будущем. В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (Л.В.Маликов, 2000; Ю.Б. Можгинский, 1999; А.В. Никитина, 2000; Е.В. Ольшанская, 2001; А.К.. Осницкий, 1994; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан, 1987; Л.М. Семенюк, 1998; С.Л. Соловьева, 1997; И.А. Фурманов, 1996; Л.М. Чепелева, 2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных.
Возрастные изменения зачастую сопровождаются развитием или прогрессированием девиаций, немотивированными конфликтами и острыми переживаниями любых, даже самых незначительных, жизненных противоречий, что обуславливает необходимость серьезного психологопедагогического изучения проявлений подростковой агрессивности.
Одна из причин, которую выделяют исследователи - это пассивное наблюдение агрессии и насилия в сети Интернет, фильмах, сериалах, телевизионных программах, которое неосознанно приводит к негативному отзеркаливанию. Ряд ученых определяет семью основным социальным источником формирования агрессивного поведения подростков. Считается, что семейные конфликты между родителями и детьми, также могут стать следствием агрессии. Известно, что немаловажное значение имеет, также, общение подростков со сверстниками. Личность развивается благодаря взаимодействию индивида с окружающим социумом. Выбор плохой компании может стать одной из причин возникновения агрессии в подростковом возрасте.
В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна. Этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности.
Цель работы: изучить особенности проявления агрессии в
подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психологическое проявление агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы по проблеме проявления агрессии в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессивности.
...
В нашей работе была раскрыта тема коррекции агрессии подростка. Для наиболее точного раскрытия и описания темы нами была изучена литература, проведено эмпирическое исследование, на основе полученных данных которого была составлена и проведена коррекционная программа, направленная на снижение агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Так, в соответствии с целями и задачами исследования на базе МБОУ СОШ №11 г. Абакана, нами было проведено исследование по изучению агрессивности и характерологических особенностей у детей подросткового возраста. Для диагностики уровня агрессивности мы выбрали опросник уровня агрессивности Басса - Дарки. Для подтверждения наличия агрессивности мы применяли непараметрический критерий Манна - Уитни.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие результаты: у 31% испытуемых наблюдается повышенный уровень агрессивности. Чаще всего это проявляется в форме физической и вербальной агрессии, а также раздражении - готовности к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, агрессии. При этом у 27% испытуемых наряду с высоким уровнем агрессивности наблюдается повышенный уровень враждебности, что говорит о выраженной подозрительности и враждебности.
Для выявления характерологических особенностей мы использовали опросник Леогарда - Шмишека.
На основании полученных результатов можно предположить, что для подростка с повышенным уровнем агрессивности характерны черты гипертимного типа акцентуации характера: приподнятость настроения в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, общительность, повышенная словоохотливость, оптимистичное отношение к жизни.
Для достоверности полученных в процессе исследования результатов нами была проведена статистическая отработка данных, направленная на установление взаимосвязи между агрессивностью и акцентуациями характера подростков. Для выявления взаимосвязи между акцентуациями характера и показателями агрессивности и враждебности мы использовали метод ранговой корреляции Ч.Спирмена.
По результатам полученных в процессе исследования данных можно сделать следующие выводы, касающиеся взаимосвязи агрессивности и акцентуаций характера у подростков.
У подростка с повышенным уровнем агрессивности наблюдаются такие черты характера, как подвижность, болтливость, выраженность жестов и мимики, пантомимики. А также самонадеянность, недостаточное чувство дисциплины к окружающим. Такой человек - командир в коллективе, обладает высокой самооценкой, изобретателен, блестящий собеседник, энергичный, деятельный, инициативный, однако, легкомысленный. Почти всегда хорошее настроение, самочувствие; высокий жизненный тонус. Не обязателен, не выносит жесткой дисциплины, монотонной деятельности, одиночества. Стремится к самостоятельности из - за чего часто возникают конфликты. Характерно раздражение, вспышки гнева. Склонность к аморальным поступкам.
На следующем этапе нам было необходимо разработать и провести программу коррекции, направленную на снижение уровня агрессивности подростков.
На основе полученных данных нами была разработана и проведена коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Цель программы: снижение агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Данная программа была рассчитана на 10 недель по одному занятию в неделю продолжительностью один час. Целевая аудитория: агрессивные подростки 14-16 лет с гипертимным типом характера.
После проведения данной коррекционной программы наблюдались изменения в поведении подростков. А именно отмечается изменение в эмоциональной, волевой и поведенческой сферах, активизация самосознания, недеструктивных форм поведения, процессов волевой саморегуляции, принятие собственных негативных качеств, развитие способов разрядки гнева и агрессии.
Следовательно, цель и задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абрамкова В.В. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд., испр. и доп. - М: Политиздат, 1990 -494с.
2. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, - Н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.
3. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция./ И.А. Фурманов - Минск.: Тессей, 1996. - 192 с.
4. Ефимкина, Р.П. Детская психология/ Р.П. Ефимкина - Новосибирск.: Научно - учебный центр психологии НГУ, 1995. - 42 с.
5. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой./ Н.И. Сарджвеладзе - Тбилиси.: Мецниереба, 1989. - 129с.
6. Мид, М. Развитие ребёнка. / М. Мид - М.: Смысл, 1968. - 226 с.
7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 992с.
8. Моросанова В.И Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / В.И. Моросанова //Вопросы психологии. 2009. №3. С. 45.
9. Фрейд, З. Я и Оно. // Психология бессознательного / З. Фрейд - М.: Просвещение, 1990. - 375 с.
10. Фрейд,З. Очерки по психологии сексуальности пер.с нем / З. Фрейд - Минск.: Попурри, 2008. - 480 с.
11. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон , Д. Ричардсон - СПб.: Питер, 2001. - 336 с.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер - М.: Издательский центр «Академия», 1991. - 56 с.
13. Банщикова, Т.Н. Профессионально - личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников / Т.Н. Банщикова - Воронеж.: ОАО изд. Полимер фирма «Воронеж», 2001. - 186 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология. / Л.Ф. Обухова - М.: Тривола, 1995. - 72 с.
... всего 50 источников