ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения в подростковом возрасте 7
1.1. Исследования ученых по проблеме проявления агрессии у подростков 7
1.2. Характеристика проявления агрессии у подростков 14
1.3. Особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий
уровень агрессивности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического проявления агрессии в подростковом возрасте 27
2.1. Методы и методики исследования психологического проявления агрессии в подростковом возрасте 27
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
2.3. Программа психолого-педагогической коррекции проявления агрессии у
подростков 38
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 53
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения в подростковом возрасте 7
1.1. Исследования ученых по проблеме проявления агрессии у подростков 7
1.2. Характеристика проявления агрессии у подростков 14
1.3. Особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий
уровень агрессивности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического проявления агрессии в подростковом возрасте 27
2.1. Методы и методики исследования психологического проявления агрессии в подростковом возрасте 27
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
2.3. Программа психолого-педагогической коррекции проявления агрессии у
подростков 38
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 53
Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. Напрямую влияя на эмоциональную составляющую человеческой личности, агрессия в поведении приводит к тому, что у человека появляются депрессии, усиливается моральный дисбаланс, все чаще происходят различные стрессы.
Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности. Этот факт находит подтверждение в эмпирических данных, которые отражают наличие наибольшей степени выраженности показателей враждебности и агрессивности, склонности к высокой интенсивности проявления вербальных и физических форм агрессии, которые при комплексном рассмотрении обнаруживают особенности агрессивности у подростков.
В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.
Настораживает то, что для подростков характерен повышенный уровень агрессии, поскольку это способствует снижению успеваемости в учебной деятельности, ухудшению отношений с родителями, друзьями, сверстниками, страдает и индивидуальное развитие, а также снижается возможность успеха в будущем. В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (Л.В.Маликов, 2000; Ю.Б. Можгинский, 1999; А.В. Никитина, 2000; Е.В. Ольшанская, 2001; А.К.. Осницкий, 1994; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан, 1987; Л.М. Семенюк, 1998; С.Л. Соловьева, 1997; И.А. Фурманов, 1996; Л.М. Чепелева, 2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных.
Возрастные изменения зачастую сопровождаются развитием или прогрессированием девиаций, немотивированными конфликтами и острыми переживаниями любых, даже самых незначительных, жизненных противоречий, что обуславливает необходимость серьезного психологопедагогического изучения проявлений подростковой агрессивности.
Одна из причин, которую выделяют исследователи - это пассивное наблюдение агрессии и насилия в сети Интернет, фильмах, сериалах, телевизионных программах, которое неосознанно приводит к негативному отзеркаливанию. Ряд ученых определяет семью основным социальным источником формирования агрессивного поведения подростков. Считается, что семейные конфликты между родителями и детьми, также могут стать следствием агрессии. Известно, что немаловажное значение имеет, также, общение подростков со сверстниками. Личность развивается благодаря взаимодействию индивида с окружающим социумом. Выбор плохой компании может стать одной из причин возникновения агрессии в подростковом возрасте.
В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна. Этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности.
Цель работы: изучить особенности проявления агрессии в
подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психологическое проявление агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы по проблеме проявления агрессии в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессивности.
...
Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный возрастной период является сенситивным возрастом для проявления агрессивности. Этот факт находит подтверждение в эмпирических данных, которые отражают наличие наибольшей степени выраженности показателей враждебности и агрессивности, склонности к высокой интенсивности проявления вербальных и физических форм агрессии, которые при комплексном рассмотрении обнаруживают особенности агрессивности у подростков.
В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.
Настораживает то, что для подростков характерен повышенный уровень агрессии, поскольку это способствует снижению успеваемости в учебной деятельности, ухудшению отношений с родителями, друзьями, сверстниками, страдает и индивидуальное развитие, а также снижается возможность успеха в будущем. В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (Л.В.Маликов, 2000; Ю.Б. Можгинский, 1999; А.В. Никитина, 2000; Е.В. Ольшанская, 2001; А.К.. Осницкий, 1994; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан, 1987; Л.М. Семенюк, 1998; С.Л. Соловьева, 1997; И.А. Фурманов, 1996; Л.М. Чепелева, 2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных.
Возрастные изменения зачастую сопровождаются развитием или прогрессированием девиаций, немотивированными конфликтами и острыми переживаниями любых, даже самых незначительных, жизненных противоречий, что обуславливает необходимость серьезного психологопедагогического изучения проявлений подростковой агрессивности.
Одна из причин, которую выделяют исследователи - это пассивное наблюдение агрессии и насилия в сети Интернет, фильмах, сериалах, телевизионных программах, которое неосознанно приводит к негативному отзеркаливанию. Ряд ученых определяет семью основным социальным источником формирования агрессивного поведения подростков. Считается, что семейные конфликты между родителями и детьми, также могут стать следствием агрессии. Известно, что немаловажное значение имеет, также, общение подростков со сверстниками. Личность развивается благодаря взаимодействию индивида с окружающим социумом. Выбор плохой компании может стать одной из причин возникновения агрессии в подростковом возрасте.
В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна. Этот факт подтверждается многочисленностью исследований, посвященных изучению агрессивности.
Цель работы: изучить особенности проявления агрессии в
подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психологическое проявление агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы по проблеме проявления агрессии в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть особенности коррекционной работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессивности.
...
В нашей работе была раскрыта тема коррекции агрессии подростка. Для наиболее точного раскрытия и описания темы нами была изучена литература, проведено эмпирическое исследование, на основе полученных данных которого была составлена и проведена коррекционная программа, направленная на снижение агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Так, в соответствии с целями и задачами исследования на базе МБОУ СОШ №11 г. Абакана, нами было проведено исследование по изучению агрессивности и характерологических особенностей у детей подросткового возраста. Для диагностики уровня агрессивности мы выбрали опросник уровня агрессивности Басса - Дарки. Для подтверждения наличия агрессивности мы применяли непараметрический критерий Манна - Уитни.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие результаты: у 31% испытуемых наблюдается повышенный уровень агрессивности. Чаще всего это проявляется в форме физической и вербальной агрессии, а также раздражении - готовности к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, агрессии. При этом у 27% испытуемых наряду с высоким уровнем агрессивности наблюдается повышенный уровень враждебности, что говорит о выраженной подозрительности и враждебности.
Для выявления характерологических особенностей мы использовали опросник Леогарда - Шмишека.
На основании полученных результатов можно предположить, что для подростка с повышенным уровнем агрессивности характерны черты гипертимного типа акцентуации характера: приподнятость настроения в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, общительность, повышенная словоохотливость, оптимистичное отношение к жизни.
Для достоверности полученных в процессе исследования результатов нами была проведена статистическая отработка данных, направленная на установление взаимосвязи между агрессивностью и акцентуациями характера подростков. Для выявления взаимосвязи между акцентуациями характера и показателями агрессивности и враждебности мы использовали метод ранговой корреляции Ч.Спирмена.
По результатам полученных в процессе исследования данных можно сделать следующие выводы, касающиеся взаимосвязи агрессивности и акцентуаций характера у подростков.
У подростка с повышенным уровнем агрессивности наблюдаются такие черты характера, как подвижность, болтливость, выраженность жестов и мимики, пантомимики. А также самонадеянность, недостаточное чувство дисциплины к окружающим. Такой человек - командир в коллективе, обладает высокой самооценкой, изобретателен, блестящий собеседник, энергичный, деятельный, инициативный, однако, легкомысленный. Почти всегда хорошее настроение, самочувствие; высокий жизненный тонус. Не обязателен, не выносит жесткой дисциплины, монотонной деятельности, одиночества. Стремится к самостоятельности из - за чего часто возникают конфликты. Характерно раздражение, вспышки гнева. Склонность к аморальным поступкам.
На следующем этапе нам было необходимо разработать и провести программу коррекции, направленную на снижение уровня агрессивности подростков.
На основе полученных данных нами была разработана и проведена коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Цель программы: снижение агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Данная программа была рассчитана на 10 недель по одному занятию в неделю продолжительностью один час. Целевая аудитория: агрессивные подростки 14-16 лет с гипертимным типом характера.
После проведения данной коррекционной программы наблюдались изменения в поведении подростков. А именно отмечается изменение в эмоциональной, волевой и поведенческой сферах, активизация самосознания, недеструктивных форм поведения, процессов волевой саморегуляции, принятие собственных негативных качеств, развитие способов разрядки гнева и агрессии.
Следовательно, цель и задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Так, в соответствии с целями и задачами исследования на базе МБОУ СОШ №11 г. Абакана, нами было проведено исследование по изучению агрессивности и характерологических особенностей у детей подросткового возраста. Для диагностики уровня агрессивности мы выбрали опросник уровня агрессивности Басса - Дарки. Для подтверждения наличия агрессивности мы применяли непараметрический критерий Манна - Уитни.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие результаты: у 31% испытуемых наблюдается повышенный уровень агрессивности. Чаще всего это проявляется в форме физической и вербальной агрессии, а также раздражении - готовности к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, агрессии. При этом у 27% испытуемых наряду с высоким уровнем агрессивности наблюдается повышенный уровень враждебности, что говорит о выраженной подозрительности и враждебности.
Для выявления характерологических особенностей мы использовали опросник Леогарда - Шмишека.
На основании полученных результатов можно предположить, что для подростка с повышенным уровнем агрессивности характерны черты гипертимного типа акцентуации характера: приподнятость настроения в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, общительность, повышенная словоохотливость, оптимистичное отношение к жизни.
Для достоверности полученных в процессе исследования результатов нами была проведена статистическая отработка данных, направленная на установление взаимосвязи между агрессивностью и акцентуациями характера подростков. Для выявления взаимосвязи между акцентуациями характера и показателями агрессивности и враждебности мы использовали метод ранговой корреляции Ч.Спирмена.
По результатам полученных в процессе исследования данных можно сделать следующие выводы, касающиеся взаимосвязи агрессивности и акцентуаций характера у подростков.
У подростка с повышенным уровнем агрессивности наблюдаются такие черты характера, как подвижность, болтливость, выраженность жестов и мимики, пантомимики. А также самонадеянность, недостаточное чувство дисциплины к окружающим. Такой человек - командир в коллективе, обладает высокой самооценкой, изобретателен, блестящий собеседник, энергичный, деятельный, инициативный, однако, легкомысленный. Почти всегда хорошее настроение, самочувствие; высокий жизненный тонус. Не обязателен, не выносит жесткой дисциплины, монотонной деятельности, одиночества. Стремится к самостоятельности из - за чего часто возникают конфликты. Характерно раздражение, вспышки гнева. Склонность к аморальным поступкам.
На следующем этапе нам было необходимо разработать и провести программу коррекции, направленную на снижение уровня агрессивности подростков.
На основе полученных данных нами была разработана и проведена коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Цель программы: снижение агрессии у подростков с гипертимным типом характера.
Данная программа была рассчитана на 10 недель по одному занятию в неделю продолжительностью один час. Целевая аудитория: агрессивные подростки 14-16 лет с гипертимным типом характера.
После проведения данной коррекционной программы наблюдались изменения в поведении подростков. А именно отмечается изменение в эмоциональной, волевой и поведенческой сферах, активизация самосознания, недеструктивных форм поведения, процессов волевой саморегуляции, принятие собственных негативных качеств, развитие способов разрядки гнева и агрессии.
Следовательно, цель и задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Взаимосвязь агрессии и перфекционизма у одаренных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ИЗОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЯ АДДИКЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И АГРЕССИИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ
Презентации, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020





