Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРАХ

Работа №155049

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Сущность и определение феноменов «активность» и
«социальная активность» в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2. Психологические особенности пожилого возраста и понятие
психологического сопровождения 32
1.3. Эмпирическое исследование социальной активности людей пожилого
возраста 37
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 48
2.1. Паспорт проекта 48
2.2. Содержание проекта 49
2.3. Оценка результативности проекта 53
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Обращение к изучению особенностей проявления социальной активности людей в пожилом возрасте и разработке социально­психологических технологий поддержания социальной активность людей пожилого возраста определяется тем, что с каждым годом в России становится все больше людей пожилого возраста. Можно сказать, общество стремительно «стареет».
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), к 2031 году категория людей пенсионного возраста в России станет еще более многочисленной. По прогнозам исследователей доля людей старшего возраста в составе населения достигнет примерно 28,9%. Такая демографическая ситуация в будущем может сказаться как на жизни отдельных индивидов, так и на состоянии общества в целом. Увеличение доли людей пожилого возраста в структуре населения России может экономических и психологических аспектах жизни общества.
На сегодняшний день перед психологической наукой стоит необходимость исследования путей, которые приведут к значительным изменениям в социальных и культурных сферах жизни общества. Развитие социальной активности людей пожилого возраста ставит своей целью продление для этих людей фазы социально-наполненной, активной жизни. Расширение знаний о факторах развития социальной активности позволит обеспечить дополнительные возможности в раскрытии внутреннего потенциала и более эффективного использования ресурсов пожилых людей. В связи с этим возрастает актуальность социально-психологических исследований изучения способов и методов поддержания социальной активности этой большой группы населения. Особый интерес в этой связи представляет разработка научно обоснованных практико-ориентированных технологий, направленных на диагностику, формирование и поддержание социальной активности людей позднего возраста.
Состояние научной разработанности проблемы. Результаты теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных авторов позволяют говорить о том, что, несмотря на достаточно частое обращение ученых философов (Н.Т. Абрамова, Л.П. Станкевич, Л.Т. Тиркин), социологов (Е.А. Ануфриев, В.Г. Афанасьев, Н.Е. Воробьев, Т.С. Лапина, М.С. Каган), педагогов (Т.Н. Мальковская, Л.И. Родина, В.И. Селиванов), психологов (А.Г. Асмолов, И.А. Дралюк, Т.Г. Емельянова, С.Л. Комарова, Л.Ф. Ломов, B.C. Мухина, В.А. Петровский) к исследованию феномена социальной активности, единства позиций в определении данного феномена и понимании его сущности нет. Бесспорным, однако, является то, что сущность понятия «социальная активность» не может быть определена вне рассмотрения отношения деятельности и активности.
Традиционно в отечественной психологии социальная активность исследовалась на молодежной выборке (А.Н. Агафонов, В.А. Бабкина, Т.Г. Емельянова, Е.М. Кандалина, С.Л. Комарова, Т.Н. Мальковская), однако в последнее время появляются работы, посвященные изучению социальной активности пожилых людей (Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова,
Н.Ф. Дементьева, О.В. Краснова, Т.А. Куприянова,Е.В. Щанина), что представляет особый интерес в связи с сохранением и укреплением социального здоровья пожилых людей, возвращением их к активной трудовой и социальной жизни в обществе.
Отечественный и зарубежный опыт социально-психологической практики показывает, что пожилые люди - потенциально социально активны (А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева, П.Б. Балтес, И.А. Дралюк, К.М. Кантеева, Е.А. Сорокоумова, Ж.В. Сантрок, Г.С. Широкалова, Е.В. Щапина). По мнению многих ученых и практиков, именно от социальной активности людей пенсионного возраста зависит их качество жизни и уровень адаптации к возрастным изменениям (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Н.Ф. Дементьева, С.Л. Комарова, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Сидорчук).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного проектного исследования по психологическому сопровождению социальной активности людей пожилого возраста были решены поставленные задачи.
Проблема активности людей пожилого возраста широко исследована в разных науках. В данной работе определение «активности» и «социальной активности» было рассмотрено как в зарубежной, так и в отечественной психологии. На сегодняшний момент нет четких теоретико­методологических оснований, которые бы однозначно определяли понятие «социальная активность», характеристику ее проявлений, структурные компоненты и условия возникновения. Анализ литературы по проблеме социальной активности показал, что определение и содержание понятия «социальная активность» имеет существенные отличия в различных областях научного знания: в философской, социологической, педагогической и психологической научной литературе социальная активность личности определяется по-разному: как своеобразная мера деятельности человека в обществе, мера направленности деятельности; способности, свойства, черты и качество личности; атрибут социального субъекта.
Теоретическую основу исследования составили ключевые положения теории социальной активности (Б.Г. Ананьев, Е.А. Ануфриев, Н.Ф. Дементьева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теоретические положения и выводы, раскрывающие место и функции социально-психологических технологий в социально-психологической практике (Г.М. Андреева, А.И. А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, А.А. Нестерова, В.Б. Никишина, Е.А. Орлова, Е.А. Петрова, А.Л. Свенцицкий, и т.д.); научные концепции возрастных изменений личности в пожилом возрасте, формирования и поддержания социальной активности пожилого человека (Л.И. Анцыферова, М.Д. Александрова, О.В. Архипова, М.Ф. Ермолаева, О.В. Краснова, Т.Ф. Суслова, Е.А. Сорокоумова, Н.Ф. Шахматов и др.).
Психология людей преклонного возраста открыто говорит, что этим лицам необходима поддержка, опора, особенно после выхода на пенсию. А поскольку самой распространенной проблемой является чувство одиночества, то через игровую деятельность, представленную в разработанной программе (тренинге), оказывается корректирующее воздействие как средство изменения личности и межличностных отношений. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин)
Тема социальной активности в связи с повышением пенсионного возраста актуальна и для организаций, которым важно, вкладываясь в работу с пожилыми сотрудниками, получать отдачу от их труда. Проблема эффективности работников позднего возраста активизирует разработку специальных программ сопровождения социальной активности людей зрелого возраста.
Изучение индивидуально-психологических особенностей людей пожилого возраста и необходимости использовать остаточный потенциал личности для достижения уровня оптимального функционирования, в котором человек пожилого возраста смог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира в условиях Центра социального обслуживания Советского района. Работа с личностью через программу «Активность - возрасту не помеха» и выход на возможности реализации социальной активности за счет вариативности сотрудничества с организациями, которые потенциально нуждаются в помощи и содействии со стороны людей серебряного и золотого возраста.
Результаты данной работы позволят расширить знания о социально­психологической сущности и структурно-содержательных характеристиках социальной активности человека пожилого возраста, дадут возможность адекватно обосновать социально- психологическую тактику в отношении конкретного человека и разработать технологии поддержания социальной активности людей пенсионного возраста.
...


1. Абрамова Н.Т Сфера деятельности и уровень активности//Вопросы философии. 1970. № 9. С.75-85
2. Абрамова В.А., Жигулина И.В., Ряполова Т.Л. Медико-социальная реабилитация больных с психическими расстройствами: Рук-во для врачей, психологов и социальных работников, 2006. 268 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования //Психологический журнал. 1994. № 3. С.39-51
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни, 1991. 77 с.
5. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте, 1976. 159 с.
6. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача, 2002, 874 с.
7. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения //Психология старости и старения: Хрестоматия /Сост. О.В. Краснова, 2003. С. 55-56
8. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус //Психология личности в трудах отечественных психологов, 2000. С. 319-356
9. Андреева Г.М. Социальная психология: Уч. для вузов, 2007. 363 с.
10. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности, 1984. 111 с.
11. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?//Психологический журнал. 1994. № 3. С.11-21
12. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал. Т.17.№ 6 М., 1996. С. 60-71
13. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2006. 210 с.
14. Аргузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологическая безопасность личности в период поздней взрослости и старости//Психологический журнал. Т.29, № 3, 2008. С. 22-29
15. Асмолов А.Г. Личность, как предмет психологического исследования. М., 1984. С. 63
16. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. М, 1990. 367 с.
... всего 146 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ