ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ В СИТУАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 13
1.1. Организационная культура как предмет исследования и объект
управления в образовательной организации 13
1.2. Организационные риски и эффекты объединения образовательных
организаций 26
1.3. Модель совершенствования организационной культуры школы в
ситуации объединения образовательных организаций 33
Выводы по главе I 41
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫШКОЛЫ В СИТУАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 42
2.1. Констатирующий эксперимент: методы и результаты диагностического
анализа организационной культуры школы 42
2.2. Промежуточные результаты совершенствования организационной
культуры школы 55
2.3. Методические рекомендации по реализации модели совершенствования организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций 61
Выводы по главе II 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность исследования. Динамика трансформаций социальных, экономических, культурных реалий на современном этапе развития общества значимо влияют на объективные условия функционирования образовательных организаций как части социокультурной среды развития и социализации человека. Это актуализирует направленность педагогической теории на исследование различных социально-экономических, социокультурных аспектов деятельности образовательной организации как социального института. Особый интерес представляет изучение педагогического потенциала организации в формировании организационной культуры, обеспечивающей интенсивное влияние на профессиональную социализацию сотрудников [20; 22].
Анализ опыта инновационных образовательных организаций показывает, что формирование их организационной культуры происходит в большей мере спонтанно, без использования результатов теоретических исследований, открывающих закономерности данного процесса. В итоге руководители сталкиваются со значительными трудностями в процессе развития организационной культуры как объекте управления деятельностью конкретной организации, не достигая возможных положительных эффектов ее влияния на педагогический коллектив. В ситуации объединения образовательных организаций трудности и риски в управлении педагогическим коллективом многократно возрастают вследствие «недооценки руководителем различий организационных культур объединяемых учреждений» [85].
Указанные обстоятельства определяют актуальность и практическую востребованность исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ феномена организационной культуры позволяет констатировать, что в исследованиях она представлена комплексом подходов и уточняющих идей. Так, наиболее масштабно феномен описан в социологии, психологии труда, менеджменте. В работах авторов, несмотря на отличия в понимании сущности феномена, отмечается значимое (как позитивное, так и негативное) влияние организационной культуры на сотрудников.
В педагогике различные аспекты организационной культуры изучены на уровне организации, группы и личности. Традиционно исследования организационной культуры осуществляются на основе социально - педагогического подхода в контексте решения проблем управления образовательными организациями и профессионально-личностного развития педагогов и руководителей (R.M. Cyert, J.G. March; T. Deal, A. Kennedy; М.В. Кларин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Е.Г. Муругова, К.М. Ушаков и др.). Однако, обнаруживается недостаточная разработанность проблемы совершенствования организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций.
Объект исследования: организационная культура муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа № 8» (МАОУ СШ № 8).
Предмет исследования: совершенствование организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель совершенствования организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «организационная культура» как объекта управления образовательной организацией;
- выделить организационные риски и эффекты объединения образовательных организаций;
- обосновать модель и критерии результативности совершенствования организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций;
- разработать методические рекомендации по реализации модели.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
- общенаучные принципы развития, системности и детерминации;
- системно-деятельностный подход в управлении процессами,
феноменологический и прагматический подходы;
- исследования по проблемам управления коллективами, отражающие психолого-педагогические закономерности в управлении деятельностью в организациях (A.S. Klein, А.Н. Занковский, М. Магура, К.М. Ушаков, Д.Е. Фишбейн, Cyert, March и др.);
- концепции феномена организационной культуры и исследования закономерностей ее развития (Д. Гринберг, М.Л. Котляр, О.Ю. Коровина, A. А. Подвигайло, Ч. Ханди, Л. Харрисон, Э. Шейн, Deal, Kennedy и др.);
- теории педагогического менеджмента (S. Joshua, С.В. Королева, B. В. Крыжко, В.В. Сметана, М.М. Поташник, Н.Ф. Талызина и др.);
- исследования рисков трансформаций организационной культуры при слиянии организаций (Е.М. Гамова, А.В. Хворостовский, П.В. Шевченко, П. Шура, В.А. Ясвин).
Методы исследования:
- теоретические: анализ документов и научных источников; сравнение, обобщение, моделирование; качественная интерпретация экспериментальных данных;
- эмпирические: анкетирование, беседа; метод фокусированного
интервью; статистические и математические методы обработки данных.
Этапы исследования:
I этап (2018) - аналитический: анализ психолого-педагогических и методических литературных источников, формулирование проблемы исследования, конкретизация его объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; выявление теоретико-методологических оснований исследования; обоснование модели управления развитием организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций;
II этап (2018-2019) - эмпирический: констатирующий эксперимент: результаты диагностического анализа организационной культуры школы;
III этап (2019-2020) - проектировочный: разработка методических рекомендаций по реализации модели управления развитием организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций;
IV этап (2020) - рефлексивно-обобщающий: обработка, анализ и
интерпретация результатов исследования, оформление текста магистерской диссертации.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа № 8 «Созидание» (МАОУ СШ № 8), г. Красноярск.
Научные результаты исследования: выявлены положительные и отрицательные эффекты объединения образовательных организаций, риски процесса слияния для школ; обоснована и разработана модель совершенствования организационной культуры, позволяющая в ходе ее реализации обеспечить преодоление рисков и негативных эффектов объединения образовательных организаций, где в качестве желаемого приоритетного типа организационной культуры признана культура деятельности (командная).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты (подбор оптимальных диагностических процедур, позволяющих зафиксировать реальное и желаемое состояние организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций в динамике и др.) могут быть полезны руководителям и административным командам школ для прогнозирования развития школы после слияния и поглощения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Идеи исследования и его результаты представлены в рамках Декадника науки института психолого-педагогического образования «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (Красноярск, апрель 2020 г.); обсуждены на семинарах и заседаниях кафедры экономики и менеджмента института психолого-педагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева (2018-2020 гг.); на малом пленуме «Современные проблемы управления образовательными организациями» психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 28 ноября 2019 г.); научно-проблемном семинаре «Современные проблемы управления образовательными организациями», организованный кафедрой Экономики и менеджмента в рамках VI Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» (Красноярск, 30 октября 2020 г.).
Достоверность результатов исследования подтверждается непротиворечивостью исходных методологических подходов, личным участием автора в деятельности образовательной организации, диагностических процедурах, корректной обработкой и интерпретацией полученных данных.
Материалы исследования внедрены в систему управления деятельностью образовательной организации г. Красноярска (МАОУ СШ № 8).
Основные положения, материалы и результаты исследования отражены в публикациях:
Поспелова П.Б. Трансформация организационной культуры в процессе слияния образовательных учреждений // Современные проблемы и тенденции экономики, менеджмента образовательных организаций: материалы Декадника науки института психолого-педагогического образования «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании». Красноярск, апрель 2020 г. / отв. ред. О.В. Груздева; ред кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 19-21 (статья).
Поспелова П.Б. Организационные риски и негативные эффекты объединения школ // Современные проблемы управления образовательными организациями. Материалы VI Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование». Красноярск, октябрь 2020 г. / отв. ред. О.В. Груздева; ред кол.; / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 20-24 (статья).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ опыта образовательных организаций показывает, что формирование их организационной культуры происходит в большей мере спонтанно, без использования результатов теоретических исследований, открывающих закономерности данного процесса. В итоге руководители сталкиваются со значительными трудностями в процессе развития организационной культуры как объекте управления деятельностью конкретной организации. В ситуации объединения образовательных организаций трудности и риски в управлении педагогическим коллективом многократно возрастают вследствие «недооценки руководителем различий организационных культур объединяемых учреждений».
В решении задач исследования раскрыта сущность понятия «организационная культура» как объекта управления образовательной организацией. Установлено, что при всем многообразии трактовок феномена, существующие концепции и дефиниции организационной культуры отражают либо ее атрибутивный характер, что предполагает возможность влиять на ее формирование, развитие и совершенствование; либо подчеркивают ее пассивно-спонтанный характер, отрицающий возможность направленного воздействия на нее. Вслед за В.А. Ясвиным, Э. Шейном, К.М. Ушаковым и другими учеными, мы полагаем, что «управление организацией» по сути является «управлением культурой организации».
В работе выделены организационные риски и эффекты объединения образовательных организаций. Выяснено, что большинство слияний и поглощений оказываются неудачными по причине невозможности преодолеть противоречия организационных культур объединяющихся организаций. Далее обоснована и разработана модель совершенствования организационной культуры школы, позволяющая обеспечить преодоление рисков и негативных эффектов объединения образовательных организаций, где в качестве желаемого приоритетного типа организационной культуры признана культура деятельности (командная); представлены критерии результативности ее реализации.
Охарактеризован констатирующий эксперимент: база (объект) исследования, методы и результаты диагностического анализа организационной культуры школы, "поглотившей" в результате объединения менее эффективную школу.
Промежуточные диагностические процедуры в ходе реализации разработанной модели совершенствования организационной культуры позволили зафиксировать динамику изменений в характеристиках организационной культуры Школы-комплекса. Так, смещение доминанты в типах организационной культуры свидетельствует о признании коллективом культуры деятельности как наиболее адекватной в ситуации после объединения, приверженности сотрудников командным форматам работы.
SWOT-анализ Школы через 2,5 года после объединения показал рост количества сильных сторон, изменение характеристик слабых сторон, видение большего количества возможностей, снижение угроз и устранение рисков, присутствовавших на этапе объединения.
Предложены рекомендации руководителю, позволяющие обеспечить планирование работы по реализации разработанной нами модели совершенствования организационной культуры школы в ситуации объединения образовательных организаций.
Таким образом, мы можем заключить, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Продолжение исследования предполагает приложение дальнейших усилий по совершенствованию организационной культуры образовательной организации и описание ее феномена.
1. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования / Статистика и социология образования. № 3. 2018. С. 216-246.
2. Андреева Т. Слияние и поглощение бизнеса: западный опыт и актуальность вопроса для России. URL: http:www.bel.biz/news/1399.html(дата обращения: 12.10.2020).
3. Бекье М. Путеводитель по слиянию // Вестник McKinsey. Теория и практика управления. 2003. № 2. С. 31-43.
4. Бишоп Д., Эванс Ф. Оценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях: Пер. с англ. М.: Альпина, 2012. 312 с.
5. Вердиев Д.О. Управление рисками в сделках слияний и поглощений // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 42(3). С. 232-238.
6. Вселенская И.В. Характерные риски сделки слияния и поглощения // Управленческое консультирование. № 9. С. 106-120.
7. Газин Г., Манаков Д. Наука поглощений // Вестник Mc Kinsey: Теория и практика управления. 2003. № 2 (4). URL: http://www.vestnikmckinsey.ru/ archive / (дата обращения: 10.10.2017).
8. Гайнутдинов Р.И. Антикризисный инструмент // Директор школы. 2014. № 9. URL: https://direktor.ru/article.htm7idM27(дата обращения: 15.10.2017).
9. Галпин Т.Д., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 237 с.
10. Гамова Е.М. Анализ организационной культуры педагогического коллектива как инструмент стратегического управления образовательной организацией: дис. ... магистр. по напр. «Государственное и муниципальное управление». М.: ВШЭ, 2015. 82 с.
11. Горьканова Л., Прытков Р. Организационное поведение: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2011. 242 с.
12. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2010. 207 с.
13. Давыткина Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителей ДОУ: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 224 с.
14. Забродин Ю.Н. Управление реструктуризацией компаний: Справ. пособие. М.: Дело, 2010. 524 с.
15. Иванова А.С. Трансформация организационной культуры в процессе слияний и поглощений // Проблемы современной экономики. № 3(35). 2010. С. 209-212.
16. Иванюшина В.А., Уильямс Е.П. Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство // Вопросы образования. № 4. 2019. С. 47-70.
17. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры: пер. с англ. / Под ред. И.В. Андреевой. СПб: ПИТЕР, 2001. 320 с.
18. Карстанье П., Ушаков К.М. Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство, 1995. - 331с., с. 83
19. Карташова Л.В. Организационное поведение. М.: ИНФРА. М, 2014. 220 с.
20. Конакова О.В. К вопросу влияния организационной культуры на деятельность компании // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2015. № 1. С. 62¬67.
21. Константиновский Д.Л., Вахшайн В.С., Куракин Д.Ю., Рощина Я.М. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения // Вопросы образования / Статистика и социология образования. № 3. 2006. С. 186-202.
22. Коровина О.Ю. Организационная культура в сфере образования: Учеб. пособие Вологда: ВИРО, 2006. 235 с.
23. Королева С.В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 31-34.
24. Котляр М.Л. Представления основных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении: дис. ... канд. психол. наук. М.: МГППУ, 2014. 179 с.
25. Красноярский краевой статистический ежегодник 2014. URL:
https://krasstat.gks.ru/folder/30015(дата обращения: 28.10.2020).
26. Красноярский краевой статистический ежегодник 2019. URL:
https://krasstat.gks.ru/folder/30015(дата обращения: 28.10.2020).
27. Крупицкая О.С., Краснокутский И.Н., Счисляева Е.Р. Международный бизнес. Международные слияния и поглощения как способ экстенсивного роста компаний: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 100 с.
28. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001. 304 с.
29. Курт Левин. Динамическая психология: избранные труды // под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой, пер. с нем. и англ. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. 572 с.
30. Кутузова И.А. Что должен знать руководитель учреждения. М.: Академия, 2004. 159 с.
31. Латуха М.О., Санникова Ю.С., Денисов А.Ф. Оценка системы управления человеческими ресурсами при слияниях и поглощениях // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2013. Вып. 3. С. 69-90.
32. Леньков С.Л. Российская организационная культура: специфика с позиций метасистемного подхода // Журнал практического психолога № 4. М.: Издатель ООО «ИГ-СОЦИН», 2007. С. 37-49.
33. Любарский Г.Ю. Разным людям - разные школы: судьба всеобщего, одинакового и качественного образования. Рецензия на книгу: А. Любжин
«Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого» // Вопросы образования.
№ 1. 2018. С. 247-256.
34. Ляленкова Т. Слияние московских школ // Радио Свобода. 2012. 29 апр. URL: https://www.svoboda.Org/a/24562345.html(дата обращения: 25.10.2017).
35. Мелешенко А. Собянин: Школы Москвы готовы к новому учебному
году // Российская газета. 2016. 23 авг. URL:
http://mosday.ru/news/item.php7747635(дата обращения: 25.10.2017).
36. Минаева И.В. Формирование и развитие организационной культуры крупного торгового предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб.: РГБ, 2016. 180 с.
37. Минсберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб., 2001. 431 с., с. 312.
38. Монди У.Р., Роберт М.Н. Управление персоналом: пер. с англ. / Под ред. И.В. Андреевой, С.В. Кошелевой. СПб.: Нева, 2004. 640 с.
39. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение // Управление персоналом. № 6. М., 2005. С. 16-24.
40. Музыченко В.В. Управление персоналом: лекции: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации». М.: Академия, 2003. 528 с.
41. Муругова Е.Г. Командный менеджмент: ролевые позиции в команде. - Педагогическое образование в России. Екатеринбург: 2012. № 6, С. 41-43.
42. Муругова Е.Г. Подготовка управленческих кадров образования в системе повышения квалификации к командному менеджменту: дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2013. 188 с.
43. Муругова Е.Г. Исследование организационной культуры образовательного учреждения в период инновационных преобразований // Инновации в образовании. М.: СГУ, 2010. № 11. С. 78-98.
44. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: оценка эффективности. М.: Экзамен, 2004. 256 с.
45. Организационная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Г. Смирновой. М.: Юрайт, 2016. 306 с.
46. Павловский В.В. Система образования в Красноярском крае: камо грядеши? // Вестник КрасГАУ. 2013. № 11. С. 341-347.
47. Петрова Г.М. Управление развитием организационной культуры школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С. 9-13.
48. Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Косарецкий С.Г., Звягинцев Р.С., Михайлова А.М., Чиркина Т.А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198-227.
49. Подвигайло А.А., Селюкова В.Н., Шукчус Л.В. Развитие
организационной культуры педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=10969(дата обращения: 25.10.2017).
50. Проценко Л. Не только для избранных: Исаак Калина: Массовое
соединение школ в столице завершено // Российская газета. Федеральный вып. 2014. 23 окт. URL: http://www.rg.ru/2014/10/22/kalina.html(дата
обращения: 25.10.2017).
51. Редько Л.А. Управление качеством в организации. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 59 с.
52. Савчук С.В. Анализ результатов слияний и поглощений зарубежных компаний, причины неудачи и способы уменьшения рисков сделок // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1. С. 34-42.
53. Сехин С.С. Школа как социально-экологический комплекс: дис. ... магист. психол.-пед. образования. М.: МГПУ, 2014. 126 с.
54. Слияния и поглощения: выгоды и риски. URL: https://hr-
portal.ru/article/sliyaniya-i-pogloshcheniya-vygody-i-riski(дата обращения: 25.10.2020).
55. Сметана В.В. Социальные организации: Структура, виды,
организационная культура и организационный менеджмент. М.: Современная экономика и право, 2007. 296 с.
56. Соломандина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах. М.: ИНФРА-М, 2007. 395 с.
57. Сорокина И.О. Специфические риски процессов слияний и присоединений // Финансы и кредит. 2009. № 18(354). С. 26-34.
58. Спивак В.А. Организационная культура. СПб.: Нева, 2014. 224 с.
59. Статистика и показатели. URL: https://rosinfostat.ru/uroven-
obrazovaniya/#i-3 (дата обращения: 28.10.2020).
60. Столин В., Кириллов Л. Менеджмент в процессе слияний и поглощений // Управление персоналом. 2000. № 1. С. 23-28.
61. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.
62. Темрюков Ю.Ю. Формирование и развитие организационной культуры в общеобразовательном учреждении: дисс... канд.пед. наук. М., 2008. 235 с.
63. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 151 с.
64. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2008. 156 с.
65. Толковый словарь Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru(дата обращения: 17.10.2019).
66. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2000. 359 с.
67. Топ необычных школ Красноярска. URL:
https://newslab.ru/article/672797(дата обращения: 28.10.2020).
68. Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь,1997. 176 с.
69. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. М.: Сентябрь, 2004. 182 с.
70. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь, 2000. 144 с. с. 59.
71. Ушаков К.М.. Управление школой: кризис в период реформ. М.: Сентябрь, 2011. 176 с.
72. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения МАОУ СШ № 8 «Созидание». URL: http://sch8.ucoz.ru/(дата обращения: 19.08.2019).
73. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-3.php(ред. от 31.07.2020) (дата обращения: 28.10.2020).
74. Фишбейн Д.Е. Влияние базовых представлений работников общего образования Российской Федерации на процесс управления изменениями в российском образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 193 с.
75. Хворостовский А.В. Особенности протекания процесса интеграции после проведения сделки по слиянию и поглощению // Вопросы экономики. 2013. № 35. С. 39-42.
76. Чувелева Е.А. Факторы рискогенности корпоративной интеграции в нефинансовом секторе экономики // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 3 (20). С. 16-29.
77. Шевченко П.В., Весманов С.В. Слияние образовательных
организаций: цели и модели // Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа эффективный детский сад: Материалы XI Междунар. научно-практ. конф. Москва, 19-20 фев. 2014 г. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. С. 260-266.
78. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4-е изд. СПб.: Питер, 2013. 352 с.
79. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Построение, эволюция, совершенствование: пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 335 с.
80. Шингарев П.В. Модель факторов стоимости - инструмент оценки
проектов слияний и поглощений. URL:
http: //www.insure.ru/files/pdf/Upravlenie_07/Day_2/BKR_Shingarev_Day2 .pdf (дата обращения: 20.10.2020).
81. Шишкин С.В. Элитное и массовое высшее образование: социально-экономические различия // Вопросы образования / Статистика и социология образования. № 3. 2019. С. 203-221.
82. Шура П. Слияния и поглощения. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 192 с.
83. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М.: Сентябрь, 2011. 176 с.
84. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н., Белова С.А. Программа для диагностики и мониторинга развития организационной культуры педагогических коллективов в образовательных учреждениях и организациях. URL: http:// yasvinlab.ru(дата обращения: 25.10.2017).
85. Ясвин В.А. Организационная культура педагогических коллективов в ситуации объединения образовательных организаций // Вестник РГГУ. № 4(10), 2017. С. 58-74.
86. Adizes Corporate Lifecycles How and Why Corporations Grow and Die and What to About lt/ Prentice Frankfurt a/ Main, 2000. 354 p.
87. Cameron K., Quinn R. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on Competing Values Framework. New York: Addison-Wesley Publishing Company, 1999. 256 p.
88. Cyert R.M., March J.G. A Behavioral Theory of the Firm. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1963.
89. Deal T., Kennedy A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life. Addison-Wesley Publishing Company, 1982.
90. Denison Daniel R. Corporate Culture and Organizational Effectiveness. New York: John Wiley & sons, 1990.
91. Handy C. Gods of Management: The changing work of organizations. Oxford University Press, 1995. 245 p.
92. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind. London: McCraw-Hill, 1991. Vol.7. №1. 279 p.
93. Joshua S. Grover Organizational Behavior in Education. Final Leadership Essay. 2010. URL: scholar.google.ru(дата обращения: 27.10.2017).
94. Klein A.S., Wallis J., Cooke R.A. The impact of leadership styles on organizational culture and firm effectiveness: An empirical study // Journal of Management & Organization. 2013. Т. 19. №. 03. P. 241-254.
95. Schwartz H., Davis S. Matching corporate culture and business strategy // Organizational dynamics. 1981. Summer. Vol. 10. Issue 1.
96. Usher A., Servenan A. Global Higher Education Rankings. Affordability and Accessbility in Comparpective. Toronto. On: Educational Policy Institute. 2005.
97. Warter I., Warter L. Cultural due diligence in M&F. Importance of soft risks factor // Annals of Spiri Haret University. Economic Series. 2017. № 2. P. 38-61.