Возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе школьников при изучении Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе (на примере Бийского района Алтайского края)
|
Введение 3
Глава 1. Использование краеведческого материала на уроках истории 9
1.1. Роль краеведческого материала в обучении истории в школе 9
1.2. Методические основы школьного исторического краеведения 16
Глава 2. Бийский район Алтайский край и его жители в годы Великой Отечественной войны 25
2.1. Бийский район Алтайского края в годы Великой Отечественной войны: историографические обзор 2 5
2.2. Источники для изучения жизни сел и жителей Бийского района в годы Великой Отечественной войны 36
Глава 3. Применение краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе при изучении Великой Отечественной войны в школах Бийского района 44
3.1. Организация и методы исследования 44
3.2. Методические особенности изучения Великой Отечественной войны в школе 46
3.3. Анализ опыта применения краеведческого материала на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны в школах Бийского района 52
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение 82
Глава 1. Использование краеведческого материала на уроках истории 9
1.1. Роль краеведческого материала в обучении истории в школе 9
1.2. Методические основы школьного исторического краеведения 16
Глава 2. Бийский район Алтайский край и его жители в годы Великой Отечественной войны 25
2.1. Бийский район Алтайского края в годы Великой Отечественной войны: историографические обзор 2 5
2.2. Источники для изучения жизни сел и жителей Бийского района в годы Великой Отечественной войны 36
Глава 3. Применение краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе при изучении Великой Отечественной войны в школах Бийского района 44
3.1. Организация и методы исследования 44
3.2. Методические особенности изучения Великой Отечественной войны в школе 46
3.3. Анализ опыта применения краеведческого материала на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны в школах Бийского района 52
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение 82
Актуальность темы. Великая Отечественная война изменила быт и хозяйственный уклад жителей не только Алтайского края, но и страны в целом. Население нашей страны четыре года жило в неимоверно экстремальных условиях, отдавая все возможное фронту. Победа ковалась не только на передовой, но и в тылу. Война как всеобщая беда оставила глубокий след в сознании населения всей страны, в том числе жителей Бийского района, Алтайского края. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война.
Наиболее полному изучению в истории Великой Отечественной войны подвергается ход боевых действий, подвиги советских солдат на фронте, и трудовые достижения в тылу. Только в последние годы отечественные исследователи стали поднимать проблему повседневной жизни человека в тылу. Таким образом, тема работы актуальна, так как одним из основных направлений в исторической науке сегодня является изучение жизни села в годы Великой Отечественной войны.
Примерными школьными программами по истории России в рамках ФГОС нового поколения предусмотрено изучение и истории родного края. Таким образом, местный материал становится неотъемлемой и обязательной
частью при изучении отечественной истории. При этом следует отметить, что историческое краеведение с современных позиций - это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится не только на уроках истории, но и на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и связи с родной местностью. Безусловно, наиболее наглядным и популярным направлением в историческом краеведении является изучение истории конкретных регионов или локальных сообществ в годы Великой Отечественной войны, то есть той темы, которая на протяжении многих десятилетий объединяла и объединяет советское и российское общество.
Таким образом, в рамках вышесказанного стоит выделить исследовательскую проблему, которая включает в себя: изучение непосредственно жизни Бийского района Алтайского края в годы Великой Отечественной войны и методическое обеспечение при изучении данной темы в средней школе.
Степень изученности. Необходимо отметить, что необходимость использования краеведческого материала при обучении истории (в том числе о Великой Отечественной войне), дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи. Об этом говорят работы многих историков, труды которых указаны в библиографическом списке настоящего исследования.
В исторической науке в отношении краеведения используются термины локальная и региональная история. Изучение локальной истории предполагает, что будет осуществлен выбор какой-либо теоретической парадигмы. Проблемы поиска новых исследовательских подходов в региональной истории в своих работах анализирует Булыгина Т.А. Автор подчеркивает, что четкого определения места и роли региональной истории в учебно-воспитательном процессе в ФГОС на данный момент нет, но и запрета на неё также нет. Поэтому только примерные учебные программы на данном этапе формируют содержание предмета.
Восполнить пробел ФГОС относительно изучения региональной истории, призвана также Концепция нового УМК по отечественной истории и в ее составе Историко-культурный стандарт.
Построение эффективной современной системы исторического образования предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, отечественной, региональной и местной (локальной). Об этом говорят такие авторы, как: Парамонов В.Н., Седельникова Н.А., Сергеев И.С.. Бородаев В.Б. и многие другие.
Видный историк и методист А.И. Стражев справедливо полагал, что без краеведческой работы нельзя представить преподавание истории. В трудах Н.Г. Дайри также отмечено, что программные вопросы, по которым изучается не только учебный материал, но и реальность, которая непосредственно окружает учеников, усваиваются ими значительно лучше.
По мнению Д.П. Четвериковой, краеведение может являться основной составляющей при формировании имиджа и бренда региона, что особенно важно в современной политической и социально-экономической реалии.
О вопросах и проблемах региональной истории в системе школьного исторического образования в своих работах рассуждают Святченко И.В. и Козлов В.Ф.
Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории в общеобразовательной школе имеет выраженные методические особенности, в том числе, бесспорно, повышенную важность краеведческого аспекта. Важность исследования тематики Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении всех субъектов РФ, в том числе, и Алтайского края. Об этом в свих работах говорят Бородаев В.Б., Никонова М.А., Сергеев А.Д. и другие.
Используя многообразие исследовательских методик, лежащих в поле зрения истории как науки и краеведческий компонент, тему Великой Отечественной войны можно изучать с точки зрения контактов, взаимовлияния и взаимодействия обычных жителей территории, их традиций и навыков, их повседневной истории, их интеллектуальной жизни, их творчества и т.д.
Объектом исследования является процесс применения краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны на уроках истории. Предметом исследования выступает краеведческий материал о Великой Отечественной войне и методический опыт его применения на уроках истории и в исследовательской работе общеобразовательных школ Бийского района Алтайского края.
Гипотеза. Использование краеведческого материала о Великой Отечественной войне при обучении истории дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи.
Цель исследования - изучить основные проблемы и краеведческий материал о жизни сел и жителей Бийского района в годы Великой Отечественной войны и выявить методические возможности его применения на уроках истории и в исследовательской работе, опираясь на педагогический опыт школ района.
Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Проанализировать современные подходы к пониманию исторического краеведения, его места и роли в современной образовательной системе;
2. Изучить историческую литературу и источники о Бийском районе и его жителях в годы Великой Отечественной войны, их отражение в содержании учебной литературы;
3. Рассмотреть степень изученности и подходы в методической литературе к теме Великой Отечественной войны.
4. Проанализировать педагогический опыт школ Бийского района и результаты экспериментального исследования и выявить методические
возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе при изучении Великой Отечественной войны.
Методы. При написании выпускной квалификационной работы применялись как исторические, так и педагогические методы. К первым из них относятся:
- историографический метод;
- источниковедческий метод, подразумевающий изучение архивных документов, мемуаров и воспоминаний, в том числе устных источников;
- индуктивный метод, подразумевающий рассмотрение местного материала в общем контексте проблемы изучения ВОВ.
Ко второй группе методов относятся общие педагогические методы, применяемые в процессе изучения предмета исследования в школе и анализе педагогического опыта школ Бийского района:
- метод педагогического наблюдения;
- метод беседы;
- метод изучения продуктов деятельности;
- метод изучения педагогической документации;
- метод педагогического эксперимента.
Источниковой базой исторической части исследования выступила совокупность нескольких групп источников: во-первых, нормативно¬правовые акты; во-вторых, материалы архивных фондов, представленные главным образом делопроизводственными и отчетными документами региональных органов власти; в-третьих, материалами личного происхождения (интервью, мемуары, воспоминания и т.д.); в-четвертых, материалами периодических изданий (федеральных и местных, например, газеты «Алтайская правда»); в-пятых, статистическими и справочными изданиями.
Эмпирической базой педагогической части исследования выступили 1) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», расположенная в п. Лесное Бийского района
Алтайского края, как площадка для педагогической практики; 2) 8 сайтов школ Бийского района (Сростинская СОШ, Верх-Катунская СОШ №3, Новиковская СОШ, Первомайская СОШ, Малоенисейская СОШ, Лесная СОШ, Шебалинская СОШ, Светлоозерская СОШ); 3) 22 учебника и учебно-методических пособия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы исследования углубляют представление о жизни Бийского района. Основные положения работы могут быть использованы учителями школ Бийского района в ходе подготовки к занятиям по тематике ВОВ, специальным курсам, внеклассным мероприятиям.
Также на основе плана, целей и задач выпускной квалификационной работы, учителя сельских школ из других районов Алтайского края, а также и других регионов, могут по аналогии выстраивать свою учебно¬воспитательную деятельность, исследовательскую работу учащихся.
Предмет, цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Наиболее полному изучению в истории Великой Отечественной войны подвергается ход боевых действий, подвиги советских солдат на фронте, и трудовые достижения в тылу. Только в последние годы отечественные исследователи стали поднимать проблему повседневной жизни человека в тылу. Таким образом, тема работы актуальна, так как одним из основных направлений в исторической науке сегодня является изучение жизни села в годы Великой Отечественной войны.
Примерными школьными программами по истории России в рамках ФГОС нового поколения предусмотрено изучение и истории родного края. Таким образом, местный материал становится неотъемлемой и обязательной
частью при изучении отечественной истории. При этом следует отметить, что историческое краеведение с современных позиций - это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится не только на уроках истории, но и на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и связи с родной местностью. Безусловно, наиболее наглядным и популярным направлением в историческом краеведении является изучение истории конкретных регионов или локальных сообществ в годы Великой Отечественной войны, то есть той темы, которая на протяжении многих десятилетий объединяла и объединяет советское и российское общество.
Таким образом, в рамках вышесказанного стоит выделить исследовательскую проблему, которая включает в себя: изучение непосредственно жизни Бийского района Алтайского края в годы Великой Отечественной войны и методическое обеспечение при изучении данной темы в средней школе.
Степень изученности. Необходимо отметить, что необходимость использования краеведческого материала при обучении истории (в том числе о Великой Отечественной войне), дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи. Об этом говорят работы многих историков, труды которых указаны в библиографическом списке настоящего исследования.
В исторической науке в отношении краеведения используются термины локальная и региональная история. Изучение локальной истории предполагает, что будет осуществлен выбор какой-либо теоретической парадигмы. Проблемы поиска новых исследовательских подходов в региональной истории в своих работах анализирует Булыгина Т.А. Автор подчеркивает, что четкого определения места и роли региональной истории в учебно-воспитательном процессе в ФГОС на данный момент нет, но и запрета на неё также нет. Поэтому только примерные учебные программы на данном этапе формируют содержание предмета.
Восполнить пробел ФГОС относительно изучения региональной истории, призвана также Концепция нового УМК по отечественной истории и в ее составе Историко-культурный стандарт.
Построение эффективной современной системы исторического образования предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, отечественной, региональной и местной (локальной). Об этом говорят такие авторы, как: Парамонов В.Н., Седельникова Н.А., Сергеев И.С.. Бородаев В.Б. и многие другие.
Видный историк и методист А.И. Стражев справедливо полагал, что без краеведческой работы нельзя представить преподавание истории. В трудах Н.Г. Дайри также отмечено, что программные вопросы, по которым изучается не только учебный материал, но и реальность, которая непосредственно окружает учеников, усваиваются ими значительно лучше.
По мнению Д.П. Четвериковой, краеведение может являться основной составляющей при формировании имиджа и бренда региона, что особенно важно в современной политической и социально-экономической реалии.
О вопросах и проблемах региональной истории в системе школьного исторического образования в своих работах рассуждают Святченко И.В. и Козлов В.Ф.
Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории в общеобразовательной школе имеет выраженные методические особенности, в том числе, бесспорно, повышенную важность краеведческого аспекта. Важность исследования тематики Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении всех субъектов РФ, в том числе, и Алтайского края. Об этом в свих работах говорят Бородаев В.Б., Никонова М.А., Сергеев А.Д. и другие.
Используя многообразие исследовательских методик, лежащих в поле зрения истории как науки и краеведческий компонент, тему Великой Отечественной войны можно изучать с точки зрения контактов, взаимовлияния и взаимодействия обычных жителей территории, их традиций и навыков, их повседневной истории, их интеллектуальной жизни, их творчества и т.д.
Объектом исследования является процесс применения краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны на уроках истории. Предметом исследования выступает краеведческий материал о Великой Отечественной войне и методический опыт его применения на уроках истории и в исследовательской работе общеобразовательных школ Бийского района Алтайского края.
Гипотеза. Использование краеведческого материала о Великой Отечественной войне при обучении истории дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи.
Цель исследования - изучить основные проблемы и краеведческий материал о жизни сел и жителей Бийского района в годы Великой Отечественной войны и выявить методические возможности его применения на уроках истории и в исследовательской работе, опираясь на педагогический опыт школ района.
Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Проанализировать современные подходы к пониманию исторического краеведения, его места и роли в современной образовательной системе;
2. Изучить историческую литературу и источники о Бийском районе и его жителях в годы Великой Отечественной войны, их отражение в содержании учебной литературы;
3. Рассмотреть степень изученности и подходы в методической литературе к теме Великой Отечественной войны.
4. Проанализировать педагогический опыт школ Бийского района и результаты экспериментального исследования и выявить методические
возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе при изучении Великой Отечественной войны.
Методы. При написании выпускной квалификационной работы применялись как исторические, так и педагогические методы. К первым из них относятся:
- историографический метод;
- источниковедческий метод, подразумевающий изучение архивных документов, мемуаров и воспоминаний, в том числе устных источников;
- индуктивный метод, подразумевающий рассмотрение местного материала в общем контексте проблемы изучения ВОВ.
Ко второй группе методов относятся общие педагогические методы, применяемые в процессе изучения предмета исследования в школе и анализе педагогического опыта школ Бийского района:
- метод педагогического наблюдения;
- метод беседы;
- метод изучения продуктов деятельности;
- метод изучения педагогической документации;
- метод педагогического эксперимента.
Источниковой базой исторической части исследования выступила совокупность нескольких групп источников: во-первых, нормативно¬правовые акты; во-вторых, материалы архивных фондов, представленные главным образом делопроизводственными и отчетными документами региональных органов власти; в-третьих, материалами личного происхождения (интервью, мемуары, воспоминания и т.д.); в-четвертых, материалами периодических изданий (федеральных и местных, например, газеты «Алтайская правда»); в-пятых, статистическими и справочными изданиями.
Эмпирической базой педагогической части исследования выступили 1) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», расположенная в п. Лесное Бийского района
Алтайского края, как площадка для педагогической практики; 2) 8 сайтов школ Бийского района (Сростинская СОШ, Верх-Катунская СОШ №3, Новиковская СОШ, Первомайская СОШ, Малоенисейская СОШ, Лесная СОШ, Шебалинская СОШ, Светлоозерская СОШ); 3) 22 учебника и учебно-методических пособия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы исследования углубляют представление о жизни Бийского района. Основные положения работы могут быть использованы учителями школ Бийского района в ходе подготовки к занятиям по тематике ВОВ, специальным курсам, внеклассным мероприятиям.
Также на основе плана, целей и задач выпускной квалификационной работы, учителя сельских школ из других районов Алтайского края, а также и других регионов, могут по аналогии выстраивать свою учебно¬воспитательную деятельность, исследовательскую работу учащихся.
Предмет, цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал следующие мнения авторов: краеведение в рамках школьного образования считается важным источником для обогащения обучающихся знаниями о своем родном крае, воспитании любви к своему дому, формированию основ гражданственности; оно позволяет раскрыть связи родного города (села, края) с историей страны, создавая эффект причастности каждой семьи к традициям, героическим событиям и подвигам нашего народа.
Кроме огромных возможностей, которые дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, дому, семье, народу. Оно еще и по мнению методистов может стать основой для овладения ребенком методами исторического исследования, мышления, организации обучения в рамках деятельностного подхода. Выработаны этапы и варианты применения краеведческого материала как на уроках, так и в исследовательской деятельности детей.
Следует выделить важный краеведческий принцип при изучении отечественной истории, который помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины. При этом краеведческим данный подход будет лишь в том случае, когда изучение отечественной истории будет параллельно рассматриваться со многими явлениями местного быта, природы и истории.
По этой причине был рассмотрен целый комплекс историографических, исторических и методических источников и работ, которые позволили проанализировать обеспеченность темы Бийский район в годы Великой Отечественной войны всеми необходимыми материалами. Итогом данного процесса стало осознание того факта, что в исторической литературе довольно однобоко представлена жизнь тыловых территорий в годы войны. Безусловно, значительная часть данных исследований посвящена именно военной составляющей (участия жителей в боевых действиях), а также в меньшей степени - тыловому обеспечению. Лишь в последние годы стали появляться работы, в которых сделана попытка более цело взглянуть на жизнь алтайской деревни в годы войны посредством, в том числе привлечения данных «устной истории». В то же время значительный массив исторических источников остается слабо использован в учебных целях. Даже опубликованные сборники материалов до сих пор не находят достаточного применения в учебно-методических пособиях.
В ходе экспериментального исследования был сделан ряд выводов. Применение краеведческого материала на уроках истории в ходе изучения Великой Отечественной войны может быть как основой целого урока о жизни тыловой части страны, так и включаться фрагментами в материал урока изложенного в учебнике. Хотя исследовательская деятельность - это самостоятельная деятельность учащихся, учитель должен управлять процессом, основываться на методических рекомендациях выработанных для занятия краеведением. В школах Бийского района, судя по материалам, представленным на сайтах школ развивается краеведческая работа, в том числе в рамках проектной деятельности учащихся. Существуют следующие основные виды работы: Школьные музеи; Исследовательские работы; Рефераты, доклады и презентации; Внеурочная деятельность широкого спектра, начиная от совместного просмотра документальных и художественных кинолент и заканчивая полноценными ежегодными программами; «Клуб интересных встреч»; «Школьный электронный фотоальбом ветеранов Великой Отечественной Войны». Большинство работ учащихся посвящено ветеранам войны, в меньшей жизни тыловой деревни.
Таким образом, можно констатировать, что заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Использование краеведческого материала о Великой Отечественной войне при обучении истории дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи.
Кроме огромных возможностей, которые дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, дому, семье, народу. Оно еще и по мнению методистов может стать основой для овладения ребенком методами исторического исследования, мышления, организации обучения в рамках деятельностного подхода. Выработаны этапы и варианты применения краеведческого материала как на уроках, так и в исследовательской деятельности детей.
Следует выделить важный краеведческий принцип при изучении отечественной истории, который помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины. При этом краеведческим данный подход будет лишь в том случае, когда изучение отечественной истории будет параллельно рассматриваться со многими явлениями местного быта, природы и истории.
По этой причине был рассмотрен целый комплекс историографических, исторических и методических источников и работ, которые позволили проанализировать обеспеченность темы Бийский район в годы Великой Отечественной войны всеми необходимыми материалами. Итогом данного процесса стало осознание того факта, что в исторической литературе довольно однобоко представлена жизнь тыловых территорий в годы войны. Безусловно, значительная часть данных исследований посвящена именно военной составляющей (участия жителей в боевых действиях), а также в меньшей степени - тыловому обеспечению. Лишь в последние годы стали появляться работы, в которых сделана попытка более цело взглянуть на жизнь алтайской деревни в годы войны посредством, в том числе привлечения данных «устной истории». В то же время значительный массив исторических источников остается слабо использован в учебных целях. Даже опубликованные сборники материалов до сих пор не находят достаточного применения в учебно-методических пособиях.
В ходе экспериментального исследования был сделан ряд выводов. Применение краеведческого материала на уроках истории в ходе изучения Великой Отечественной войны может быть как основой целого урока о жизни тыловой части страны, так и включаться фрагментами в материал урока изложенного в учебнике. Хотя исследовательская деятельность - это самостоятельная деятельность учащихся, учитель должен управлять процессом, основываться на методических рекомендациях выработанных для занятия краеведением. В школах Бийского района, судя по материалам, представленным на сайтах школ развивается краеведческая работа, в том числе в рамках проектной деятельности учащихся. Существуют следующие основные виды работы: Школьные музеи; Исследовательские работы; Рефераты, доклады и презентации; Внеурочная деятельность широкого спектра, начиная от совместного просмотра документальных и художественных кинолент и заканчивая полноценными ежегодными программами; «Клуб интересных встреч»; «Школьный электронный фотоальбом ветеранов Великой Отечественной Войны». Большинство работ учащихся посвящено ветеранам войны, в меньшей жизни тыловой деревни.
Таким образом, можно констатировать, что заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Использование краеведческого материала о Великой Отечественной войне при обучении истории дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи.



