Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе школьников при изучении Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе (на примере Бийского района Алтайского края)

Работа №15504

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Использование краеведческого материала на уроках истории 9
1.1. Роль краеведческого материала в обучении истории в школе 9
1.2. Методические основы школьного исторического краеведения 16
Глава 2. Бийский район Алтайский край и его жители в годы Великой Отечественной войны 25
2.1. Бийский район Алтайского края в годы Великой Отечественной войны: историографические обзор 2 5
2.2. Источники для изучения жизни сел и жителей Бийского района в годы Великой Отечественной войны 36
Глава 3. Применение краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе при изучении Великой Отечественной войны в школах Бийского района 44
3.1. Организация и методы исследования 44
3.2. Методические особенности изучения Великой Отечественной войны в школе 46
3.3. Анализ опыта применения краеведческого материала на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны в школах Бийского района 52
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложение 82


Актуальность темы. Великая Отечественная война изменила быт и хозяйственный уклад жителей не только Алтайского края, но и страны в целом. Население нашей страны четыре года жило в неимоверно экстремальных условиях, отдавая все возможное фронту. Победа ковалась не только на передовой, но и в тылу. Война как всеобщая беда оставила глубокий след в сознании населения всей страны, в том числе жителей Бийского района, Алтайского края. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война.
Наиболее полному изучению в истории Великой Отечественной войны подвергается ход боевых действий, подвиги советских солдат на фронте, и трудовые достижения в тылу. Только в последние годы отечественные исследователи стали поднимать проблему повседневной жизни человека в тылу. Таким образом, тема работы актуальна, так как одним из основных направлений в исторической науке сегодня является изучение жизни села в годы Великой Отечественной войны.
Примерными школьными программами по истории России в рамках ФГОС нового поколения предусмотрено изучение и истории родного края. Таким образом, местный материал становится неотъемлемой и обязательной
частью при изучении отечественной истории. При этом следует отметить, что историческое краеведение с современных позиций - это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится не только на уроках истории, но и на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и связи с родной местностью. Безусловно, наиболее наглядным и популярным направлением в историческом краеведении является изучение истории конкретных регионов или локальных сообществ в годы Великой Отечественной войны, то есть той темы, которая на протяжении многих десятилетий объединяла и объединяет советское и российское общество.
Таким образом, в рамках вышесказанного стоит выделить исследовательскую проблему, которая включает в себя: изучение непосредственно жизни Бийского района Алтайского края в годы Великой Отечественной войны и методическое обеспечение при изучении данной темы в средней школе.
Степень изученности. Необходимо отметить, что необходимость использования краеведческого материала при обучении истории (в том числе о Великой Отечественной войне), дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи. Об этом говорят работы многих историков, труды которых указаны в библиографическом списке настоящего исследования.
В исторической науке в отношении краеведения используются термины локальная и региональная история. Изучение локальной истории предполагает, что будет осуществлен выбор какой-либо теоретической парадигмы. Проблемы поиска новых исследовательских подходов в региональной истории в своих работах анализирует Булыгина Т.А. Автор подчеркивает, что четкого определения места и роли региональной истории в учебно-воспитательном процессе в ФГОС на данный момент нет, но и запрета на неё также нет. Поэтому только примерные учебные программы на данном этапе формируют содержание предмета.
Восполнить пробел ФГОС относительно изучения региональной истории, призвана также Концепция нового УМК по отечественной истории и в ее составе Историко-культурный стандарт.
Построение эффективной современной системы исторического образования предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, отечественной, региональной и местной (локальной). Об этом говорят такие авторы, как: Парамонов В.Н., Седельникова Н.А., Сергеев И.С.. Бородаев В.Б. и многие другие.
Видный историк и методист А.И. Стражев справедливо полагал, что без краеведческой работы нельзя представить преподавание истории. В трудах Н.Г. Дайри также отмечено, что программные вопросы, по которым изучается не только учебный материал, но и реальность, которая непосредственно окружает учеников, усваиваются ими значительно лучше.
По мнению Д.П. Четвериковой, краеведение может являться основной составляющей при формировании имиджа и бренда региона, что особенно важно в современной политической и социально-экономической реалии.
О вопросах и проблемах региональной истории в системе школьного исторического образования в своих работах рассуждают Святченко И.В. и Козлов В.Ф.
Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории в общеобразовательной школе имеет выраженные методические особенности, в том числе, бесспорно, повышенную важность краеведческого аспекта. Важность исследования тематики Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении всех субъектов РФ, в том числе, и Алтайского края. Об этом в свих работах говорят Бородаев В.Б., Никонова М.А., Сергеев А.Д. и другие.
Используя многообразие исследовательских методик, лежащих в поле зрения истории как науки и краеведческий компонент, тему Великой Отечественной войны можно изучать с точки зрения контактов, взаимовлияния и взаимодействия обычных жителей территории, их традиций и навыков, их повседневной истории, их интеллектуальной жизни, их творчества и т.д.
Объектом исследования является процесс применения краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны на уроках истории. Предметом исследования выступает краеведческий материал о Великой Отечественной войне и методический опыт его применения на уроках истории и в исследовательской работе общеобразовательных школ Бийского района Алтайского края.
Гипотеза. Использование краеведческого материала о Великой Отечественной войне при обучении истории дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи.
Цель исследования - изучить основные проблемы и краеведческий материал о жизни сел и жителей Бийского района в годы Великой Отечественной войны и выявить методические возможности его применения на уроках истории и в исследовательской работе, опираясь на педагогический опыт школ района.
Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Проанализировать современные подходы к пониманию исторического краеведения, его места и роли в современной образовательной системе;
2. Изучить историческую литературу и источники о Бийском районе и его жителях в годы Великой Отечественной войны, их отражение в содержании учебной литературы;
3. Рассмотреть степень изученности и подходы в методической литературе к теме Великой Отечественной войны.
4. Проанализировать педагогический опыт школ Бийского района и результаты экспериментального исследования и выявить методические
возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе при изучении Великой Отечественной войны.
Методы. При написании выпускной квалификационной работы применялись как исторические, так и педагогические методы. К первым из них относятся:
- историографический метод;
- источниковедческий метод, подразумевающий изучение архивных документов, мемуаров и воспоминаний, в том числе устных источников;
- индуктивный метод, подразумевающий рассмотрение местного материала в общем контексте проблемы изучения ВОВ.
Ко второй группе методов относятся общие педагогические методы, применяемые в процессе изучения предмета исследования в школе и анализе педагогического опыта школ Бийского района:
- метод педагогического наблюдения;
- метод беседы;
- метод изучения продуктов деятельности;
- метод изучения педагогической документации;
- метод педагогического эксперимента.
Источниковой базой исторической части исследования выступила совокупность нескольких групп источников: во-первых, нормативно¬правовые акты; во-вторых, материалы архивных фондов, представленные главным образом делопроизводственными и отчетными документами региональных органов власти; в-третьих, материалами личного происхождения (интервью, мемуары, воспоминания и т.д.); в-четвертых, материалами периодических изданий (федеральных и местных, например, газеты «Алтайская правда»); в-пятых, статистическими и справочными изданиями.
Эмпирической базой педагогической части исследования выступили 1) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», расположенная в п. Лесное Бийского района
Алтайского края, как площадка для педагогической практики; 2) 8 сайтов школ Бийского района (Сростинская СОШ, Верх-Катунская СОШ №3, Новиковская СОШ, Первомайская СОШ, Малоенисейская СОШ, Лесная СОШ, Шебалинская СОШ, Светлоозерская СОШ); 3) 22 учебника и учебно-методических пособия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы исследования углубляют представление о жизни Бийского района. Основные положения работы могут быть использованы учителями школ Бийского района в ходе подготовки к занятиям по тематике ВОВ, специальным курсам, внеклассным мероприятиям.
Также на основе плана, целей и задач выпускной квалификационной работы, учителя сельских школ из других районов Алтайского края, а также и других регионов, могут по аналогии выстраивать свою учебно¬воспитательную деятельность, исследовательскую работу учащихся.
Предмет, цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал следующие мнения авторов: краеведение в рамках школьного образования считается важным источником для обогащения обучающихся знаниями о своем родном крае, воспитании любви к своему дому, формированию основ гражданственности; оно позволяет раскрыть связи родного города (села, края) с историей страны, создавая эффект причастности каждой семьи к традициям, героическим событиям и подвигам нашего народа.
Кроме огромных возможностей, которые дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, дому, семье, народу. Оно еще и по мнению методистов может стать основой для овладения ребенком методами исторического исследования, мышления, организации обучения в рамках деятельностного подхода. Выработаны этапы и варианты применения краеведческого материала как на уроках, так и в исследовательской деятельности детей.
Следует выделить важный краеведческий принцип при изучении отечественной истории, который помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины. При этом краеведческим данный подход будет лишь в том случае, когда изучение отечественной истории будет параллельно рассматриваться со многими явлениями местного быта, природы и истории.
По этой причине был рассмотрен целый комплекс историографических, исторических и методических источников и работ, которые позволили проанализировать обеспеченность темы Бийский район в годы Великой Отечественной войны всеми необходимыми материалами. Итогом данного процесса стало осознание того факта, что в исторической литературе довольно однобоко представлена жизнь тыловых территорий в годы войны. Безусловно, значительная часть данных исследований посвящена именно военной составляющей (участия жителей в боевых действиях), а также в меньшей степени - тыловому обеспечению. Лишь в последние годы стали появляться работы, в которых сделана попытка более цело взглянуть на жизнь алтайской деревни в годы войны посредством, в том числе привлечения данных «устной истории». В то же время значительный массив исторических источников остается слабо использован в учебных целях. Даже опубликованные сборники материалов до сих пор не находят достаточного применения в учебно-методических пособиях.
В ходе экспериментального исследования был сделан ряд выводов. Применение краеведческого материала на уроках истории в ходе изучения Великой Отечественной войны может быть как основой целого урока о жизни тыловой части страны, так и включаться фрагментами в материал урока изложенного в учебнике. Хотя исследовательская деятельность - это самостоятельная деятельность учащихся, учитель должен управлять процессом, основываться на методических рекомендациях выработанных для занятия краеведением. В школах Бийского района, судя по материалам, представленным на сайтах школ развивается краеведческая работа, в том числе в рамках проектной деятельности учащихся. Существуют следующие основные виды работы: Школьные музеи; Исследовательские работы; Рефераты, доклады и презентации; Внеурочная деятельность широкого спектра, начиная от совместного просмотра документальных и художественных кинолент и заканчивая полноценными ежегодными программами; «Клуб интересных встреч»; «Школьный электронный фотоальбом ветеранов Великой Отечественной Войны». Большинство работ учащихся посвящено ветеранам войны, в меньшей жизни тыловой деревни.
Таким образом, можно констатировать, что заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Использование краеведческого материала о Великой Отечественной войне при обучении истории дает возможность осуществлять работу в рамках деятельностного подхода, использовать поисковый метод, анализ различных исторических источников, организовать реализацию исследовательских проектов; реализовывать воспитательные задачи.



I. Источники
а. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Государственный архив Алтайского края. Ф. Р-573. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
2. Государственный архив Алтайского края. Ф. Р-718. Алтайский краевой комитет государственной статистики.
3. Государственный архив Алтайского края. Ф. Р-726. Управление Алтайского края по здравоохранению.
4. Государственный архив Алтайского края. Ф. Р-834. Администрация Алтайского края.
б. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
1. Алтай в восстановительный период: сборник документов / под ред. В.К. Савенко. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1960. - 462 с.
2. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г. / сост. В.А. Власов; под ред. А.И. Денисова. - М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1942. - 144 с.
3. Законодательные и административно-правовые акты военного времени: с 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г. / под ред. А.И. Денисова. - М.: Юр. изд-во НКЮ СССР, 1942. - 144 с.
4. Сборник важнейших приказов и инструкций по вопросам карточной системы и нормирования снабжения. - Л.: Информационно-издательское бюро отдела торговли Леноблисполкома, 1945. - 152 с.
5. Сборник документов за 50 лет. - Т. 3 (1941-1952 гг.) / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков. - М.: Политиздат, 1968. - 751 с.
6. Сборник приказов и инструкций Наркомздрава СССР. - М.; Л.: Медгиз, 1941-1944.
7. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени / отв. ред. А.А. Бубнов. - Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1945. - 286 с.
8. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.) / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 894 с.
в. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. - URL: https://минобрнауки.рф/documents/3483/f^le/2325/13.07.01-Проект_Историко-
культурного_стандарта^£ (дата обращения: 22.05.2018).
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2018).
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н // Российская газета. - URL:
https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 23.05.2018).
г. ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1. Алтайская деревня в рассказах ее жителей. - Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2012. - 448 с.
2. Боевая слава Алтая: очерки: в 2 т. / сост. М.Т. Карначев, Ф.П. Ельков. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1967-1968.
3. Сомов К. «И сниться, будто танки на меня идут» // Алтайская правда. - 2007. - 27 апр. - №124-126. - С. 6-7.
4. Прозорова Я. Санинструктор Нина // Алтайская правда. - 2005. - 18 марта. - №71-73. - С. 6-7.
5. Муравлев А. Неизбывная память // Алтайская правда. - 2005. - 8 апр. - №95-97. - С. 6-7.
6. Муравлев А. Алтайский Штирлиц // Алтайская правда. - 2005. - 6 мая. - №129-131. - С. 6.
7. Лямина Н.А. «Есть в памяти мгновения войны»: по страницам неопубликованных воспоминаний барнаульцев // Краеведческие записки. - Барнаул. 2001. - Вып. 4. - С. 94-100.
8. Кривошеин А.Ф. Записки солдата / А.Ф. Кривошеин // Культура Алтайского края. - 2015. - №2. - С. 30-33.
9. Дворянкин В. Праведный огонь // Алтайская правда. - 2010. - 29 янв. - №27-29. - С 6-7.
10. Бутаков А. Первые победные салюты: из воспоминаний участника боев на Курской дуге / А. Бутаков // Алтай. - 1993. - С. 11-18.
11. Письма с фронта любимым. Сборник писем и воспоминаний военных лет / сост. Г.Н. Белоглазова. - Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007. - 384 с.
12. Братья Щегольковы // Алтайская правда. - 2005. - 29 апр. -№121-123. - С. 7.
13. Альбом-каталог «Жди меня. Солдатские письма Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / отв. ред. И.В. Попова. - Барнаул: ИД «Алтапресс», 2015. - 224 с.
д. СТАТИСТИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Алтайский край в годы Великой Отечественной войны (к 70- летию Победы): библиографический указатель (1944-2015 гг.) / сост. Д.Г. Куртяк. - Барнаул: ФГБОУ ВПО АлтГУ, 2015. - 47 с.
2. Алтайский край. Великая Отечественная война: цифры и факты. Юбилейный статистический сборник: стат. сб. / под ред. В.М. Молчанова. - Барнаул: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, 2015. - 104 с.
3. Книга Памяти. Том 8 / под ред. А.К. Мишина. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995. - 944 с.
4. Книга Памяти: в 9 т. / сост. В.Г. Куликов [и др.]. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1993-1996.
5. Коган М.Л. Алтайские дивизии в боевых операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: справочное издание / М.Л. Коган. - Барнаул: Алт. полигр. комбинат, 1997. - 167 с.
е. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Pedsovet.su: интернет-сообщество учителей. - URL:
http://pedsovet.su/ (дата обращения: 16.05.2018).
2. 60 лет Победы: всероссийская эстафета «Равнение на победу». -
URL: http: //www.evdokimov.ru/22/22-re gion.html (дата обращения:
23.05.2018).
3. Академик: справочники и энциклопедии [Электронный ресурс]. - URL: https: //dic.academic.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).
4. Бийский рабочий: официальный сайт газеты [Электронный ресурс]. - URL: http://biwork.ru/ (дата обращения: 15.05.2018).
5. Евразийство: философия, культура, экология: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://eurazistvo.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
6. ИнфоУрок: образовательный портал [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 16.05.2018).
7. КонсультантПлюс: справочная правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
8. Материалы сайта МБОУ "Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко" Бийского района Алтайского края. - Режим доступа: http: //shebalinskaya.edu22 .info/
9. Материалы сайта МБОУ "Лесная СОШ" Бийского района Алтайского края. - Режим доступа: http: //lesnayasosh. org.ru/index.php/ dokumenty
10. Материалы сайта МБОУ «Малоенисейская СОШ» Бийского района Алтайского края. - Режим доступа: http://meschool.edu22.info/ vospitatelnayarabota
11. Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный интернет-портал [Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 10.05.2018).
12. Первое сентября: педагогическая мастерская [Электронный ресурс]. - URL: ЬНр://открытыйурок.рф/ (дата обращения: 16.05.2018).
13. Российская газета: официальный интернет-портал [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
14. Сельчанка: официальный сайт газеты Новичихинского района
Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://selchanka.com/articles/ zemlyaki/povolzhskie-nemtsvi-stali-korennyimi-sibirvakami.htm (дата обращения: 20.05.2018).
15. Уроки истории: научно-просветительский проект [Электронный ресурс]. - URL: http://urokiistorii.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).
II. Исследования
а. СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ
1. 1939 год: Уроки истории / В.К. Волков [и др.]; отв. ред. О.А. Ржешевский. - М.: Мысль, 1990. - 508 с.
2. Акулова М.Р. Размещение эвакуированного населения в Сибири / М.Р. Акулова // Сибирь в годы Великой Отечественной войны: сбор. науч. трудов. - Новосибирск, 1986. - С. 31-41.
3. Алексеев В.В. Население Сибири в годы Великой Отечественной войны / В.В. Алексеев, В.А. Исупов. - Новосибирск: Наука, 1986. - 231 с.
4. Алтай в годы Великой Отечественной войны / под ред. Е.В. Заруцкой. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1960. - 234 с.
5. Алтайская деревня в рассказах ее жителей / сост. Л.М. Дмитриева, Т.К. Щеглова, Л.А. Вигандт. - Барнаул: Алтайский дом печати, 2012. - 447 с.
6. Анисков В. Незабываемый подвиг трудящихся Алтая / В. Анисков // Алтайская правда. - 1961. - 21 июня. - С. 1.
7. Анисков В.Т. Численность и состав эвакуированного населения в годы Великой Отечественной войны / В.Т. Анисков // Исторический опыт социально-демографического развития Сибири. - Вып. II. - Новосибирск, 1989. - С. 43-45.
8. Аргунова М.П. Готовность мобилизационной базы Алтайского края для приёма раненых накануне Великой Отечественной войны / М.П. Аргунова [Электронный ресурс] // Евразийство: философия, культура, экология: электронный научный журнал. - 2013. - № 6-1. - URL: http://eurazistvo.ru/vipusk6/gotovnost-mobilizatsionnov-bazvi-altavskogo-kraya-
dlya-priema-ranenvih-nakanune-velikov-otechestvennov-voynyi/ (дата обращения: 20.05.2018).
9. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны / Ю.В. Арутюнян. - М., 1971.
10. Безруков Г. Высокий патриотизм и трудовая доблесть / Г. Безруков // Агитатор Алтая. - 1985. - №8. - С. 11-16.
11. Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой / Л.А. Безыменский. - М., 2000.
12. Бийский район. История и современность / отв. ред. Т.К. Щеглова. - Барнаул: Изд-в БГПУ, 2005. - Т. 2. - 530 с.
13. Богуцкий А.В. Алтайские части и соединения в годы Великой Отечественной войны: монография / А.В. Богуцкий. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2005. - 124 с.
14. Бордюков В.А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского общества / В.А. Бордюков, В.А. Козлов. - М., 1992.
15. Бражников Я.И. Горный Алтай в Великой Отечественной войне / Я.И. Бражников. - Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1966. - 190 с.
16. Булыгина Т.А. Региональная история: поиски новых исследовательских подходов [Электронный ресурс] / Т.А. Булыгина // Vizlib:
экономико-правовая библиотека. - URL:
http://www.history.vuzlib.su/book_o064 page_75.html (дата обращения: 15.05.2018).
17. Великая Отечественная война и задачи сельского хозяйства: сборник материалов в помощь пропагандисту и агитатору / отв. ред. С.Л. Лукашевич. - Барнаул: Алт. правда, 1942. - 49 с.
18. Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 года: документальные очерки / О.В. Вишлев. - М., 2001.
19. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н.А. Вознесенский. - М.: Госполитиздат, 1947. - 192 с.
20. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н.А. Вознесенский. - М., 1947.
21. Вторая мировая война: история и современность. Сб. докладов студентов, аспирантов и преподавателей на науч. конф., состоявшейся в
АлтГТУ 23-24 апр. 2001 г.: в 2 кн. / под ред. В.И. Буракова. - Барнаул: Изд- во АлтГТУ, 2001.
22. Гаврилов Н.С. Алтай в Великой Отечественной войне / Н.С. Гаврилов. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1990. - 247 с.
23. Галлямова Л.И. Новые подходы к изучению истории Великой Отечественной войны в современной российской историографии / Л.И. Галлямова // Россия и АТР. - 2010. - №3. - С. 24-31.
24. Гареев М.А. Готовил ли Советский Союз упреждающее нападение на Германию в 1941 году? / М.А. Гареев // Война и политика. 1939-1941. - М., 1999. - С. 270-279.
25. Гатовский Л.М. Экономическая победа Советского Союза в Великой Отечественной войне / Л.М. Гатовский. - М.: Госполитиздат, 1946. - 124 с.
26. Голубь П.С. Церковь и государство в годы войны / П.С. Голубь // Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: ист.- философ. проблемы: сб. науч. материалов. - Красноярск, 2000. - С. 88-91.
27. Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории / Ю.П. Господарик // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - №5. - С. 31-38.
28. Гришаев В. В тыловом городе / В.В. Гришаев. - Бийск, 1995. -325 с.
29. Груздова О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования / О.С. Груздова // Вестник Академии детско¬юношеского туризма и краеведения. - 2015. - №4 (117). - С. 133-138.
30. Деятельность милиции Алтайского края в период Великой Отечественной войны: учебное пособие / В.М. Семенов [и др.]. - Барнаул: БЮИ МВД, 2000. - 59 с.
31. Дизендорф В.Ф. Прощальный взлет. Судьбы российских немцев и наше национальное движение / Кн. I. От национальной катастрофы - к попытке возрождения. - М., 1997. - 347 с.
32. Дулов В.И. Великая Отечественная война и Сибирь / В.И. Дулов, Ф.А. Кудрявцев, В.И. Стрельский. - Иркутск: ОГИЗ, 1944. - 66 с.
33. Дулов В.И. Великая Отечественная война и Сибирь / В.И. Дулов, Ф.А. Кудрявцев, В.И. Стрельский. - Иркутск: Иркут. обл. изд-во, 1944. - 68 с.
34. Дулов В.И. Великая Отечественная война и Сибирь / В.И. Дулов, Ф.А. Кудрявцев, В.И. Стрельский. - Иркутск, 1944.
35. Дьяков Ю.Л. Горькое чувство истории: за ошибки власти расплачивается народ / Ю.Л. Дьяков // Война 1941-1945 годов: современные подходы. - М.: Наука, 2005. - С. 76-101.
36. Елизарьева Т. Их хоронили как солдат. Только без салюта / Т. Елизарьева // Алтайская правда. - 2000. - 22 июня. - С. 3.
37. Загвоздкин Г.Г. Цена Победы: социальная политика военных лет [1941-1945 гг.] / Г.Г. Загвоздкин. - Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. - 262 с.
38. Зима В.Ф, Менталитет народов России в войне 1941-1945 гг. /
В.Ф. Зима // Война 1941-1945 годов: современные подходы. - М.: Наука, 2005. - С. 65-75.
39. Иванова О.А. Использование краеведческого материала на
уроках истории с целью патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] / О.А. Иванова // Социальная сеть работников образования. - URL:
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/02/24/ispolzovanie- kraevedcheskogo-materiala-na-urokakh-istorii-s (дата обращения: 15.05.2018).
40. История Алтайского края. XVIII-XX вв.: научные и документальные материалы / отв. ред. Т.К. Щеглова. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2004. - 430 с.
41. История Великой Отечественной войны Советского Союза: в 6 т. - М., 1961-1965.
42. История Второй мировой войны. 1939-1945 гг.: в 12 т. - М., 1973-1982.
43. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. - Т. 5: Сибирь в период строительства социализма / отв. ред. И.М. Разгон. - Ленинград, 1969.
44. Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине XX века: историко-демографические очерки / В.А. Исупов.
- Новосибирск: Сиб. хронограф, 2000. - 242 с.
45. Исупов В.А. Людские ресурсы Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны / В.А. Исупов // Хозяйственное освоение Сибири в контексте отечественной и мировой истории: сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, 2005. - С. 78-111.
46. Колесник А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: проблемы тыла и всенародной помощи фронту / А.Д. Колесник. - М., 1982.
47. Комадорова И.В. Педагогическое знание как ценность в системе культурологической парадигмы / И.В. Комадорова // Социокультурные практики в России: история и современность: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России»: в 2 ч. - Ч.
1. / отв. ред. В.И. Винокуров. - Ульяновск: УИПК-ПРО, 2013. - 68 с. - С. 3-9.
48. Кринко Е.Ф. Изучение Великой Отечественной войны в российской и украинской историографии: институциональный аспект / Е.Ф. Кринко // Былые годы. - 2012. - №2 (4). - С. 69-77.
49. Кринко Е.Ф. Современная российская историография Великой Отечественной войны: итоги двух десятилетий / Е.Ф. Кринко // Былые годы. - 2009. - №4 (14). - С. 6-19.
50. Куманев Г.А. Подвиг и подлог: страницы Великой Отечественной войны / Г.А. Куманев. - М., 2000.
51. Лагинская С. Поволжские немцы стали коренными сибиряками
[Электронный ресурс] // Сельчанка: газета Новичихинского района Алтайского края. - 27.09.2011. - URL:
http://selchanka.com/zemlyaki/povolzhskie-nemtsyi-stali-korennyimi-
sibiryakami.htm (дата обращения: 23.05.2018).
52. Любимов А.В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны / А.В. Любимов. - М.: Экономика, 1968. - 231 с.
53. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба и за Европу: 1939-1941: (Документы. Факты. Суждения) / М.И. Мельтюхов. - М., 2000.
54. Микоян А.И. В Совете по эвакуации / А.И. Микоян // Военно-исторический журнал. - 1989. - №3. - С.31-39.
55. Минц И.И. Великая Отечественная война Советского Союза / И. Минц. - Алма-Ата: КазОГИЗ, 1947. - 70 с.
56. Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны / А.В. Митрофанова. - М., 1971.
57. Окороков А.В. Антисоветские формирования в годы Великой Отечественной войны / А.В. Окороков. - М., 2000.
58. Они сражались за Родину / отв. ред. В. Милосердов. - Барнаул: Алт. правда, 1943. - 15 с.
59. Они сражались за Родину / отв. ред. В. Милосердов. - Барнаул: Алт. правда, 1943. - 15 с.
60. Осташко Т.Н. Наука и ученые Сибири в годы Великой Отечественной войны. - Новосибирск: Ред.-издат. центр Новосибирского гос. ун-та, 2002. - 153 с.
61. Очерки истории Алтайского края / отв. ред. А.П. Бородавкин, Ю.Ф. Кирюшин, А.С. Шемякина. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. - 446 с.
62. Очерки истории Алтайского края / отв. ред. А.П. Бородавкин. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. - 446 с.
63. Очерки истории Великой Отечественной войны 1941-1945. - М.,1955.
64. Очерки истории Великой Отечественной войны. 1941-1945 / отв. ред. Б.С. Тельпуховский. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 535 с.
65. Парамонов В.Н. Россия 1941-1945: итоги индустриального развития / В.Н. Парамонов // Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: ист.-философ. проблемы: сб. науч. материалов. - Красноярск, 2000. - С. 3-9.
66. Погребняк А.И. Продовольственные трудности и годов в 1941-1945 гг. / А.И. Погребняк // Проблемы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: ист.-философ. проблемы: сб. науч. материалов. - Красноярск, 2000. - С. 61-64.
67. Преображенский А.И. Продвижение на Восток / А.И. Преображенский // География в школе. - 1947. - №4. - С. 8-9.
68. Растегаев К. Сибиряк Сергей Налимов / К. Растегаев. - Ойрот- Тура: Ойрот. обл. нац. изд-во, 1945. - 76 с.
69. Растегаев К. Сибиряк Сергей Налимов. Артиллерист, Герой Советского Союза / К. Растегаев. - Ойрот-Тура: Тип. Ойрот. обл. нац. изд-ва, 1945. - 78 с.
70. Роль сибирских воинских соревнований в ходе и исходе основных сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 годов / под ред. Н.А. Титенко [и др.]. - Новосибирск: Кн. изд-во, 2000. - 143 с.
71. Рыбаковский Л.Л. Людские потери СССР и России в Великой Отечественной войне / Л.Л. Рыбаковский. - М., 2001.
72. Святченко И.В. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты [Электронный ресурс] / И.В. Святченко, Л.В. Алексеева // Мир науки: интернет-журнал. - 2016. - Т. 4. - №6. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN616.pdf (дата обращения: 20.05.2018).
73. Седельникова Н.А. Значение и основные задачи исторического краеведения в современном школьном историческом образовании / Н.А. Седельникова // Сельские территории: проблемы и перспективы устойчивого развития. Материалы Международной научно-практической конференции. -
Омск, 2017. - С. 53-57.
74. Сергеев И.С. Краеведческая работа в школе (из опыта работы) / И.С. Сергеев, В.И. Сергеев. - М.: Просвещение, 1974.
75. Сибирь в годы Великой Отечественной войне. - Новосибирск,1977.
76. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. - М., 1975.
77. Снегирева Л.И. О численности и занятости эвакуированного населения Сибири и его реэвакуации (1941-1945 гг.) / Л.И. Снегирева // Великий Октябрь и социалистические преобразования в Сибири. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 125-126.
78. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. - М.,1976.
79. Советский тыл в Великой Отечественной войне: в 2 кн. - М.,1974.
80. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 1944.
81. Страницы истории Алтая. 1998 г. календарь памятных дат / под ред. В.Б. Бородаева. - Барнаул: Полиграфист, 1997. - 102 с.
82. Стрельский В.И. Сибирь в Великой Отечественной войне / В.И. Стрельский. - Омск: ОГИЗ-ОМГИЗ, 1943. - 59 с.
83. Стрельский В.И. Сибирь в Великой Отечественной войне / В.И. Стрельский. - Омск: ОГИЗ, 1943. - 59 с.
84. Тельпуховский Б.С. Великая Отечественная война (1941-1945) / Б.С. Тельпуховский. - М., 1952.
85. Тырышкин А. Герои, которых помнят, и. двое оставшихся «в тени» [Электронный ресурс] / А. Тырышкин // Бийский Рабочий. - URL: http://biwork.ru/c42-obshchestvo/48322-geroi-kotorvh-pomnjat-i-dvoe-ostavshihsja-v-teni.html (дата обращения: 15.05.2018).
86. Хавин А.Ф. Великое перемещение индустрии // Новый мир. - 1948. - №6. - С. 252-282.
87. Харлашин А.А. Воспитательный потенциал уроков истории: реферативная работа [Электронный ресурс] / А.А. Харлашин // ИнфоУрок: образовательный портал. - URL: https://infourok.ru/vospitatelniy-potencial- urokov-istorii-2007033.html (дата обращения: 16.05.2018).
88. Чернова-Деке Т.Н. К вопросу о приеме и устройстве немецкого населения вследствие депортации в ходе Великой Отечественной войны / Т.Н. Чернова-Деке // Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Т.К. Щегловой [и др.]. - Барнаул, 2011. - С. 104-109.
89. Четверикова Д.П. Образ территории как средство воспитания патриотизма / Д.П. Четверикова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №3. - С. 229-232.
90. Чиликин В. Большая семья: (из истории детского дома) / В. Чиликин. - Барнаул: Алт. краев. изд-во, 1948. - 39 с.
91. Чиликин В. Большая семья: из истории детского дома / В. Чиликин. - Барнаул: Алт. краев. изд-во, 1948. - 39 с.
92. Шабаев А.А. Трагедия противостояния. Потери вооруженных сил СССР и Германии в Великой Отечественной войне / А.А. Шабаев, С.Н. Михалев. - М., 2002.
93. Шадт А.А. Адаптация российских немцев в условиях этнической ссылки (1940-1950-е гг.) / А.А. Шадт // Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Т.К. Щегловой [и др.]. - Барнаул, 2011.- С. 111-117.
94. Шелудченко В.Г. Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников: обобщение опыта [Электронный ресурс] / В.Г. Шелудченко // Pedsovet.su: интернет-сообщество учителей. - URL: http://pedsovet.su/load/126-1-0-1238 (дата обращения: 16.05.2018).
95. Шмойлов Э.П. Бийск (очерки истории города) / Э.П. Шмойлов. - Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. - 350 с.
96. Щеглова Т.К. Этнография русского крестьянства юга Западной Сибири в XX столетии: культура жизнеобеспечения в годы Великой Отечественной войны. Научные и методические материалы / Т.К. Щеглова. — Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2015. — 132 с.
97. Щеглова, Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история: монография / Т.К. Щеглова. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 528 с.
б. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ
1. Васильев Ю.А КПСС - вдохновитель и организатор патриотического подъема советского народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах партийных организаций Западной Сибири): дис. ... канд. ист. наук. - М., 1955. - 307 с.
2. Гилязов И.А. Военно-политический коллаборационизм тюрко-мусульманских народов СССР в годы Второй мировой войны: дис. . док. ист. наук. - Казань, 1999.
3. Калинин А.Ю. Деятельность милиции Алтайского края по охране правопорядка в период Великой Отечественной войны: автореф. дис. . канд. юр. наук. - Омск, 2009. - 22 с.
4. Мелехова Ю.А. Исторический опыт организации приема и обустройства эвакуированного населения в годы Великой Отечественной войны (на примере Алтайского края): дис. . канд. ист. наук. - Барнаул, 2016. - 325 с.
5. Никифоров Ю.А. Дискуссионные проблемы предыстории Великой Отечественной войны в новейшей отечественной историографии: автореф. . дис. канд. ист. наук. - М., 2000.
в. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
1. Бехтенова Е.Ф. Методика преподавания региональной и локальной истории в школе: учебно-методическое пособие / Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск: Новосибирский гос. педагогический университет, 2013. - 51 с.
2. История Алтайского края в XVIII-XX веке: рабочая программа дисциплины [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.altspu.ru/oop/bak/oop (дата обращения: 28.05.2018).
3. Старцев А.В. История Барнаула: учебное пособие для средней школы / А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. - Барнаул: Алт. полигр. комбинат, 2000.
4. Бородаев В.Б. У истоков истории Барнаула: учебное пособие для средней школы / В.Б. Бородаев, А.В. Контев. - Барнаул: Алт. полигр. комбинат, 2000.
5. Бородаев В.Б. Рассказы по истории Алтайского края: учебное пособие для средней школы / В.Б. Бородаев, М.А. Демин, Контев А.В. - Барнаул: Пикет, 1997.
6. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М.: Прогресс, 1992. - 480 с.
7. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах / Н.Г. Дайри. - М., 1966. - 379 с.
8. Дорофеев М.В. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов исторических факультетов высших учебных заведений / М.В. Дорофеев. - Новокузнецк: Кузбасская гос. педагогическая академия, 2012. - 199 с.
9. Козлов В.Ф. Методика организации краеведческой работы школьников [Электронный ресурс] / В.Ф. Козлова // Человек в истории. Россия - XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы. Министерство образования Российской Федерации, общество «Мемориал», 2003. - URL: http://urokiistorii.ru/article/649 (дата обращения: 15.05.2018).
10. Кувина Т.В. Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в 9 классе [Электронный ресурс] / Т.В. Кувина // Первое сентября: педагогическая мастерская. - URL:
http://открытыйурок.рф/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%
B8/533436/ (дата обращения: 15.05.2018).
11. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / Н.С. Борисов [и др.]; под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982.
12. Никонова М.А. Землеведение и краеведение: учебное пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования» / М.А. Никонова, П.А. Данилов. - М.: Академия, 2002. - 240 с.
13. Никонова М.А. Краеведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «География» / М.А. Никонова. - М.: Академия, 2009.
14. Салтымакова С.В. Методика преподавания истории в условиях
ФГОС [Электронный ресурс] / С.В. Салтымакова // Первое сентября: педагогическая мастерская. - URL:
http://открытыйурок.рф/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%
B8/664357/ (дата обращения: 15.05.2018).
15. Сергеев А.Д. О краеведении Алтайского края: Теория, история, практика / А.Д. Сергеев; под ред. Т.К. Щегловой. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 196 с.
16. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1945 / А.К. Соколов. - М.: Высшая школа, 2009. - С. 240-254.
17. Стражев А.И. Методика преподавания истории / А.И. Стражев. - М., 1964. - 274 с.
18. Трунина А.В. Преподавание краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] / А.В. Трунина // ИнфоУрок: образовательный портал. - URL: https://infourok.ru/kraevedenie-na-urokah-istorii-iz-opita-raboti-372197.html (дата
обращения: 16.05.2018).
19. Хостинг Д. История Советского Союза / Д. Хостинг. - М., 2008.
20. Худяков, А.А. История Алтайского края: учебное пособие для средней школы / А.А. Худяков; ред. В.И. Неверов. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1973. - С.136-147.
21. Человек в истории. Россия - XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы. - М.: Министерство образования Российской Федерации, общество «Мемориал», 2003.
22. Боффа Д. История Советского Союза: в 2 т. / Д. Боффа. - Т. 1-2. - М.: Международные отношения, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ