ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 10
1.1. Методологические основы дистанционного обучения 10
1.2. Методы дистанционного обучения 18
1.3. Общая характеристика дистанционного обучения в современной
России 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ СФУ 30
2.1. Характеристика образовательной организации 30
2.2. Анализ состояния дистанционного обучения в ВУЗе 33
2.3. Рекомендации по совершенствованию дистанционного обучения в СФУ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
В настоящее время современный мир переживает глобальные перемены, связанные со сменой типа экономического развития. С одной стороны, продолжается и развивается процесс глобализации всех сторон жизнедеятельности общества, а с другой - углубляются социально-экономические отношения внутри самих национальных экономик.
Происходящий переход к экономике, основанной на знаниях, потребовал соответствующих изменений в программах развития современных стран. Главной причиной этих перемен является цифровизация экономики и общества.
Процесс цифровизации обусловлен переходом высокоразвитых стран мира к новой модели научно-технической революции, поставившей в центр экономического развития человеческий капитал как главный фактор экономического развития общества.
Благодаря этому капиталу стали возможными такие достижения в науке, технике и технологии, что в корне изменили традиционные представления человечества о факторах производства и трудовых ресурсах, о роли образования как отрасли национального хозяйства, о необходимости развития образовательной сферы, адекватного происходящим переменам.
Организация подготовки профессионалов высокой квалификации, способных обеспечивать высокие темпы развития национального хозяйства, является целью реализации национального проекта «Образование», принятого среди других национальных проектов Российской Федерации в 2018 году указом Президента РФ В.В. Путина [2].
Указ принят в целях «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» [2].
Среди национальных целей развития нашей страны Президент особо отметил ускорение технологического развития РФ, создание «высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора,
развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами», а также ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере [2].
Таким образом, «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности» [2] требует инновационного подхода во всех сферах жизнедеятельности российского общества.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом их тщательного изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, использования передового педагогического опыта отдельных преподавателей и педагогических коллективов. Этот процесс не может быть стихийным и нуждается в эффективном управлении.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов. Новые внедрения и изменения в процессе обучения продиктованы течением времени, изменившегося отношения к образовательному процессу, развития и воспитания обучающихся [19].
Одним из видов инноваций в системе профессионального образования является введение дистанционных форм обучения. По мнению с Л.Н. Даниловой, ситуация с COVID-19 оказала существенное влияние на развитие инноваций и цифровизацию образования во всем мире, создала условия для неожиданного глобального образовательного эксперимента по созданию дистанционного электронного обучения [17].
В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовали перейти на дистанционную форму обучения. Что послужило триггером для развития и совершенствования дистанционного обучения в российских образовательных организациях разного уровня.
Переход на модель онлайн-обучения или взаимодействие при помощи чатов и электронной почты означает использование цифровых технологий, однако поскольку педагогический процесс при этом осуществляется исключительно удалённо, то речь идёт не просто о цифровых средствах, а дистанционном электронном обучении. Оно представляет собой технологию обучения, основанную на использовании возможностей цифровой техники для поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего на расстоянии. Дистанционное обучение и цифровизация применяются в образовании уже давно; вопрос в том, как сильно они изменят образование теперь.
Одной из задач современной системы образования является способность быстрой адаптации к постоянно изменяющимся социально¬экономическим условиям.
Образование как одна из самых важных отраслей любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным. Управление образовательным учреждением в существующих условиях заключается в том, чтобы не просто учитывать изменения, но и опережать их, позволяя педагогам и обучающимся идти в ногу со временем, быть успешными и актуальными.
В современном обществе при бурном информационном росте любому специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.
По мнению отечественных исследователей, дистанционное обучение представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих доставку основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [5].
Данный вид обучение стремительно развивается во всем мире, о чем свидетельствуют публикации зарубежных специалистов [55].
Преимуществом данного обучения, по их мнению, является доступность различным категориям обучающихся, в том числе - с ограниченными возможностями, совмещение такого обучения с другими видами деятельности и индивидуальный характер обучения [54].
В мировом рейтинге Соединённые Штаты Америки имеют наивысший показатель дистанционного образования в высших учебных заведениях - 29% от всех учащихся [12]. В настоящий момент Китай активно вкладывает в развитие инновационных образовательных технологий. В отличии от США (и большинства других стран мира), в Китае доминирует не классическое вузовское дистанционное образование с получением степени бакалавра или магистра, а разнообразные онлайн курсы, специализирующиеся на переподготовке и повышении квалификации кадров. Среди европейских стран лидирующее место по показателям дистанционного образования занимает Великобритания.
В России, по оценкам российских специалистов, обучение с использованием дистанционных методов обучения является формой организации образовательного процесса, но не является формой получения образования [11]. Образовательные учреждения вправе использовать дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ любого уровня, а также при всех формах получения образования (их сочетании), при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Дальнейшее развитие систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Вместе с тем, по мнению ряда российских авторов (Андреев А.А., Иванов С.В., Магомедова Р.М. и др.) основными проблемами в дистанционном обучении является высокая трудоемкость разработки курсов, недостаточный опыт ведения дистанционного обучения преподавателями и слабая разработка системы контроля и идентификации обучающегося [5].
Использование дистанционного обучения или его элементов в рамках конкретных учебных предметов и курсов в общеобразовательной организации способно вызвать заинтересованность обучающихся, живущих в информационном обществе, пробудить стремление к изучению предмета с использованием информационных технологий. Несмотря на законодательную поддержку и требования современности, внедрение и реализация дистанционного обучения в учебных заведениях связано с 5 определенными трудностями: неготовность педагогов, несовершенство материально-технической базы, недостаточность программно-методического и информационного обеспечения и т.д.
Таким образом, существует реальное противоречие между необходимостью внедрения дистанционного обучения в современный образовательный процесс и недостаточностью условий для реализации данного направления деятельности.
Кроме того, несмотря на активное развитие дистанционных образовательных технологий, после длительного периода их использования для российских педагогов стало совершенно очевидно, что дистанционная форма обучения не сможет заменить “живое” общение между участниками образовательного процесса [41].
Проблема дистанционного обучения в последние годы вызывает тем больший интерес в нашей стране, чем сложнее оказывается ситуация с пандемией COVID - 19. Сможет ли дистанционное обучение полностью заменить традиционную форму обучения, и может ли эта форма организации образовательного процесса обеспечить высокий уровень образования?
В рамках магистерской диссертации мы попытались ответить на эти и другие вопросы.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: совершенствование процесса дистанционного обучения в современном вузе.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию процесса дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1. Выявление преимуществ и недостатков дистанционного обучения;
2. Анализ состояния дистанционного обучения в ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет»;
3. Выявление возможностей перевода образовательного процесса в вузе в формат дистанционного обучения;
4. Оценка готовности студентов СФУ получать образование дистанционно;
5. Разработка предложений по совершенствованию процесса
дистанционного обучения в вузе.
Методы исследования:
- теоретический;
- аналитический;
- сравнительный;
- анкетирование;
- статистический;
- обобщения.
Основными методами исследования является анализ и анкетирование.
В процессе исследования нами была разработана анкета и проведено анкетирование студентов и преподавателей СФУ по вопросам, связанным с введением дистанционного обучения в вузе (анкеты представлены в приложении). Результаты опроса обработаны и представлены в тексте диссертации.
Результаты проведенного нами исследования, а так же рекомендации по совершенствованию процесса дистанционного обучения в вузе были апробированы и опубликованы:
1. Bezkorovainaya Alexandra I., Pakharkova Nina V., Bezkorovainaya Irina N. Ecological education by means of e-learning exemplified by the students of siberian federal university (Krasnoyarsk, Russia) // Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”. Part 1 - Reports in English. - Beijing, PRC, 2021. P. 28-34.
2. Безкоровайная А.И., Пахарькова Н.В. Дистанционное обучение с использованием электронных образовательных курсов Сибирского федерального университета в период пандемии covid-19 // Мат-лы V Всероссийской методико-практической конференции «Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее». Петрозаводск, 2021. С.23¬33.
Целью моей работы являлось разработка рекомендаций по совершенствованию процесса дистанционного обучения ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет».
Нами было поставлено 5 задач.
1. Выявление преимуществ и недостатков дистанционного обучения;
2. Анализ состояния дистанционного обучения в Сибирском федеральном университете;
3. Выявление возможностей перевода образовательного процесса в вузе в формат дистанционного обучения;
4. Оценка готовности студентов СФУ получать образование дистанционно;
5. Разработка предложений по совершенствованию процесса дистанционного обучения в вузе.
В ходе исследования нами был проведен анализ объекта исследования (Сибирского Федерального Университета) по следующим параметрам: сфера деятельности, уровень компании, цели, задачи.
Определена организационная структура, описаны основные используемые регламентирующие документы.
Рассмотрена организационно-управленческая структура управления объекта исследования (кафедры экологии и природопользования), проведен анализ сильных и слабых сторон управления образовательным процессом с точки зрения внедрения дистанционного обучения.
Проведен анализ анкетирования студентов на тему «дистанционное обучение» до 100% перехода на дистанционное обучение (2019-2020у.г.) и после (2020-2021у.г.). Вопросы направлены на оценку со стороны студентов эффективности и качества, используемого при реализации экологических дисциплин дистанционного обучения, а также уровня знаний, получаемых при данном типе обучения.
Дистанционное обучение - эта одна из самых молодых и перспективных форм получения образования. В современных рыночных условиях России она перспективна не только потому, что снижает затраты на обучение, она обладает потенциалом для повышения качества обучения, а значит и конкурентоспособности за счет использования новейших информационных технологий.
Пандемия, вызванная распространением COVID-19, обусловила в России ускорение цифровизации образования, кардинальную трансформацию форматов обучения, переход на инновационные технологии в образовательном процессе.
Внедрение дистанционного обучения в систему высшего образования Российской федерации в период пандемии COVID-19 позволило выявить преимущества и недостатки данной формы обучения.
Среди преимуществ дистанционной формы обучения можно назвать технологичность, доступность, индивидуальный подход, инклюзивность, наглядность, объективность, сокращение сроков обучения, возможность параллельного обучения в российском и зарубежном вузах, независимость студента от географического расположения вуза.
Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить отсутствие прямого контакта между обучающим и обучающимся, необходимость в персональном компьютере и доступе к Интернету. Так же, недостатком является не совершенная система подтверждения личности пользователя при проверке его знаний. Так же недостатками являются: Недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры в России, недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков и недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения.
В результате проведенных исследований на примере кафедры экологии и природопользования Сибирского федерального университета выявлены «плюсы» и «минусы» дистанционной формы обучения в этом вузе. Анализ результатов анкетирования в целом показал, что студенты, обучающиеся по направлению «экология и природопользование» предпочитают смешанную форму обучения, когда преподаватель сочетает традиционные методы обучения (лекции и семинары в аудитории) и задания в электронном курсе, прежде всего задачи и тесты.
При этом для большинства студентов важно наличие обратной связи, а также оценка и комментарии преподавателя при выполнении заданий.
Так же, после полного перехода на дистанционное обучение было проведено анкетирование преподавателей на тему «дистанционное обучение» и выявлены «плюсы» и «минусы» данного формата обучения с их стороны.
При анализе готовности коллектива к переходу на дистанционное обучение и внедрения его в работу был выявлен ряд предполагаемых проблем, таких как:
1. Не готовность преподавателей старшего возраста к переходу на новые образовательные технологии.
2. Работа над переработкой рабочих программ дисциплин, учебных планов и методических указаний планируется только в плановом режиме, что затрудняет и замедляет связанные с дистанционным обучением изменения.
3. Отсутствие готовности преподавателей-совместителей (представителей организаций-работодателей) проходить обучение на курсах повышения квалификации.
4. Переизбыток коммуникаций при дистанционном обучении.
Анализ успеваемости студентов 2 курса СФУ (60 человек), обучающихся по направлению 05.03.06 экология и природопользование до и после полного перехода на дистанционное обучение выявил повышение успеваемости студентов при дистанционном обучении. Такой формат предполагает более индивидуальный подход и увеличение возможностей выполнения заданий на электронном курсе.
Для успешного внедрения новых образовательных технологий необходимо решать выявленные, на примере кафедры экологии и природопользования СФУ, проблемы.
Возможными решения проблем могут быть:
- использование прокторинга или других систем контроля в дистанционном обучении;
- персонификация повышения квалификации преподавателей для работы в формате дистанционного обучения;
- организация методологических семинаров (вебинаров) для обмена опытом работы преподавателей в системе дистанционного обучения;
- установка определенных правил общения.
1. Федеральный Закон об образовании от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ. ссылка: https://base.garant.ru/70291362/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.
3. Андреев А.А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 29-33.
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные технологии // Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 1. http://cloudofscience.ru
5. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии //Открытое образование. - 2013. - №. 5. С. 40-46.
6. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. - Харьков, ХНАГХ, 2008. - 275 стр.
7. Атамурадов Ж.Ж. Роль преподавателя в проектировании этапов построения дистанционного обучения //Academy. - 2020. - №. 10 (61). - С. 35.
8. Булаева М.Н., Кириллова И.К., Максимова К.А. Формы контроля в дистанционном обучении //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 67-1. - С. 34-37.
9. Бурлака С.Д., Двадненко М.В., Привалова Н.М. Использование электронно-образовательного ресурса MOODLE для повышения эффективности и качества обучения в вузе //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2018. - №. 6 (160).
10. Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе //Педагогика и психология образования. - 2013. - №. 4.
11. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и пути их преодоления //Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 67-4. - С. 70-74.
12. Веселицкий О., Хабаров Д. Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом //Colloquium-journal. - Голопристанський мхськрайонний центр зайнятостх, 2019. - №. 3-3 (27). - С. 18-21.
13. Водолад С.Н. и др. Дистанционное обучение в вузе //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - №. 1 (13).
14. Горбунова Н.В. Теоретические аспекты технологизации образования //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. 60. - С. 100-103.
15. Гордиенко Е.П., Гостева С.Р. Проблемы дистанционного обучения в высшем образовании в условиях пандемии. Научные исследования и современное образование //Сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции. Чебоксары. - 2020. - С. 30-33.
16. Грязнов С.А. Дистанционное обучение-альтернативная форма непрерывного образования: проблемы и условия реализации //Вестник Самарского юридического института. - 2020. - №. 4 (40) - С.87-92.
17. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - №. 5 (68). - С. 124¬135.
18. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного об; чтения- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 106 с.
19. Дьяконов М.Ю., Кузнеченкова А.В. Современные инновации в
образовании //Системные технологии. - 2017. - №. 24. - С. 58-61.
20. Иванов С.В., Иванов И.С., Цуканов А.В., & Жабин С.Н. Дистанционные методы контроля оценки обучения //Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. - 2017. - С. 253.
21. Кац А.С. Педагог в цифровом мире: испытание пандемией //Рецензенты: Исаев Юрий Николаевич, д-р филол. наук, ректор БУ ЧР. - 2020. - С.12.
22. Коморникова О. М., Попова Е. И. Проблемы развития дистанционного образования в России //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - №. 2 (46). - С. 111-114.
23. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю. реализации дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании //Главный редактор: Н.А. Краснова, Технический редактор: Ю.О. Канаева. - 2018.
24. Лебедев А. С., Сошина И. М. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса //Вопросы педагогики. - 2020. - №. 9-2. - С. 154-156.
25. Лиджиева З.И., Спиридонова П.А. Развитие дистанционного образования в России //Проблемы педагогики. - 2020. - №. 4 (49). - С. 1-5.
26. Магомедова Р.М. Организационные условия формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза в процессе послевузовской подготовки //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №. 1 (129).
27. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Проблемы использования дистанционного образования и IT-технологий в высшей школе в условиях коронавируса (COVID-19) //COVID-19 и современное общество: социально¬экономические последствия и новые вызовы: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 19-21.
28. Марфин С.Г., Горбачевская Е.Н., Козлов Е.А. Учебный процесс в системе дистанционного образования и особенности методик контроля знаний при дистанционном обучении //Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. - 2009. - №. 13. - С.1-11.
29. Маслакова, Е.С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 29-32.
30. Матвеева Т.А. Привлекательность дистанционного обучения для продолжения профессионального образования //Научные исследования в образовании. - 2007. - №. 5.
31. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации. - 2016.
32. Нуруллаева А.И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - №. 5-1 (45). - С. 54-57.
33. Перова Ю.П. Технологии тестирования в дистанционном обучении //Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. - 2015. - №. 1 (35). - С. 138-140.
34. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС //Успехи современного естествознания. - 2015. - №. 3. - С. 199-204.
35. Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - №. 5. С.119-124.
36. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 2-2. - С. 684-684.
37. Саенко Л.А. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы //Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №. 3 (52). - С. 108-111.
38. Самойлова И.Н., Петрушенко С.А. Онлайн-прокторинг как эффективный механизм обеспечения достоверной оценки результатов обучения //Евразийский юридический журнал. - 2020. - №. 12. - С. 458-459.
39. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей //Факты образования. - 2020. - №. 4. - С. 29.
40. Терентьева Н.Ю. Дистанционное образование в условиях пандемии: проблемы и особенности их решения в рамках вуза //Тенденции развития науки и образования. - 2020. - №. 65-3. - С. 76-79.
41. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-learning: заменит ли дистант традиционные формы обучения? //Труд и социальные отношения. - 2017. - №. 4. - С. 119-128.
42. Хакимова Л., Лапасова Ф. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией Covid-19 //InterConf. - 2020. - С. 193-195.
43. Хусяинов Т. М. История развития и распространения дистанционного образования //Педагогика и просвещение. - 2014. - №. 4. - С. 30-41.
44. Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - №. 3 (19).
45. Чиркова В.М. История развития дистанционного образования //Региональный вестник. - 2020. - №. 17. - С. 34-35.
46. Шевченко О.И., Коршак Д.А., Ушаков А.В. Развитие дистанционного образования //Инновации в науке. - 2019. - №. 1 (89). - С. 22-25.
47. Щадная М.А. Дистанционное обучение в современной реальности //Наука, техника и образование. - 2020. - №. 5 (69). - С. 74-76.
48. Angiello R. Study looks at online learning vs. traditional instruction //The Education Digest. - 2010. - Т. 76. - №. 2. - С. 56.
49. Adedoyin O.B., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities //Interactive Learning Environments. - 2020. - С. 1-13.
50. Adnan M., Anwar K. Online Learning amid the COVID-19 Pandemic: Students' Perspectives //Online Submission. - 2020. - Т. 2. - №. 1. - С. 45-51.
51. Arbaugh J. B., Benbunan-Fich R. The importance of participant interaction in online environments //Decision support systems. - 2007. - Т. 43. - №. 3. - С. 853¬865.
52. Dhawan S. Online learning: A panacea in the time of COVID-19 crisis //Journal of Educational Technology Systems. - 2020. - Т. 49. - №. 1. - С. 5-22.
53. Huda, M., Maseleno, A., Atmotiyoso, P., Siregar, M., Ahmad, R., Jasmi, K., & Muhamad, N. (2018). Big data emerging technology: insights into innovative environment for online learning resources. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 13(1), 23-36.
54. Huda R., Goard, M. J., Pho, G. N., & Sur, M.Neural mechanisms of sensorimotor transformation and action selection //European Journal of Neuroscience. - 2019. - Т. 49. - №. 8. - С. 1055-1060.
55. Marks R.B., Sibley S.D., Arbaugh J. B. A structural equation model of predictors for effective online learning //Journal of management education. - 2005. - Т. 29. - №. 4. - С. 531-563.
56. Mukhtar K., Javed K., Arooj M., & Sethi A. Advantages, Limitations and Recommendations for online learning during COVID-19 pandemic era //Pakistan journal of medical sciences. - 2020. - Т. 36. - №. COVID19-S4. - С. S27.
57. Peltier J. W., Schibrowsky J. A., Drago W. The interdependence of the factors influencing the perceived quality of the online learning experience: A causal model //Journal of Marketing Education. - 2007. - Т. 29. - №. 2. - С. 140-153.
58. Singh V., Thurman A. How many ways can we define online learning? A systematic literature review of definitions of online learning (1988-2018) //American Journal of Distance Education. - 2019. - Т. 33. - №. 4. - С. 289-306.
59. Сайт СФУ:https: //www. sfu-kras .ru/