Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование матерей как средство снижения психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №155031

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы215
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 12
Глава 1. Теоретические предпосылки к решению проблемы психосоматических расстройств детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью в процессе консультирования их матерей 18
1.1. Психосоматические расстройства в детском возрасте: особенности
проявлений, обуславливающие факторы 18
1.2. Родительское отношение как фактор формирования тревожности у
ребенка старшего дошкольного возраста 45
1.3. Возможности психологического консультирования матерей для
решения проблемы психосоматических расстройств у детей старшего
дошкольного возраста 64
Выводы по Главе 1 84
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению приемов в процессе консультирования матерей как средства психологической помощи для снижения вероятности возникновения психосоматических расстройств у
детей старшего дошкольного возраста 84
2.1. Методическая организация исследования 89
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 98
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 123
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента и их обсуждение 124
Выводы по Главе 2 126
Заключение 139
Список использованных источников 141
Приложения 153

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем психологии и медицины сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев. Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания - бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы. На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода. Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.
Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет - в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также алгическими проявлениями, и с 10 лет - с нарушениями в эндокринной системе.
Наиболее широко применяются два направления лечения медикаментозная коррекция и психотерапия. Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арттерапии. Лечение психосоматических заболеваний должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.
Психосоматика — междисциплинарное направление, связывающее между собой множество отраслей научного знания: в рамках медицины, физиологии, клинической психологии, психотерапии, социальных наук. Об интегративности психосоматической медицины говорили и Р. Дойч, В. Вайцакер и В. Бройтигам.
Несмотря на то, что психосоматика давно признана одним из важнейших разделов клинической психологии, объект ее изучения, а именно психосоматическое расстройство и их профилактика остается одной из самых противоречивых и малоизученных категорий в медицинской и психологической науке, что и обусловило актуальность данного исследования.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс
консультативных мер обеспечения помощи матерям для снижения вероятности возникновения психосоматических расстройств у их детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс профилактики психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психологическое консультирование матерей как средство профилактики психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на признанность психосоматики одним из важнейших разделов клинической психологии, объект ее изучения, а именно психосоматическое расстройство, особенно в детском возрасте и его профилактика остается одной из самых противоречивых и малоизученных категорий в медицинской и психологической науке, что и обусловило актуальность данного исследования.
В данной работе была описана специфика работы психолога консультанта с матерями и их детьми с психосоматическими расстройствами. На первом этапе данного исследования мы осуществляли изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; занимались разработкой категориального аппарата; уточняли тему, задачи и гипотезу исследования. Мы проанализировали научную психологическую литературу по проблеме исследования, описали понятие феномена с точки зрения разных ученых, описали существующие классификации, сформировали категориальный аппарат исследования, описали критерии исследования. Также осуществлялся подбор методов изучения факторов, влияющих на возникновение психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста и методы эффективной работы с ними.
Для проверки гипотезы на втором этапе проведено исследование, включающее диагностику ситуативной и личностной тревожности матерей и уровня тревожности их детей, а также как взаимосвязаны эти показатели. Рассмотрели и выявили компоненты материнско-детского эмоционального реагирования, влияющие на возникновение психосоматического расстройства у детей.
Третьим этапом стало проведение психологических консультаций с матерями детей с ПСР, самими детьми. В ходе консультативных встреч решались основные задачи по снижению уровня тревожности у матерей и их детей, повышению эффективности материнско-детского эмоционального взаимодействия. По результатам консультирования проведена повторная диагностика и подведены основные итоги исследования.
Сделан вывод о том, что предложенная нами схема консультирования с использованием техник гипнотерапии, игротерапии, арт-терапии, РЭТ Элисса является эффективным средством психологической помощи женщинам, воспитывающим детей с психосоматическими расстройствами, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Анализ работы позволяет определить её теоретическую и практическую значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены и обобщены причины психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены наиболее информативные факторы ПСР у детей и их взаимосвязь с компонентами материнского- детского эмоционального взаимодействия.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и описанию специфики программы индивидуального и группового психологического консультирования матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами. Результаты исследования могут быть использованы в индивидуальном и групповом консультировании. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе частных психологов, психологов и педагогов детских садов.


1. Аликин И.А. Нормативность родительского отношения / И.А. Аликин // Современная семья: проблемы сопровождения: сборник статей Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006. С. 31-34.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья- СПб.: Речь, 2006. 384 с.
3. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб.: Речь, 2002. - 560 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
5. Браун Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
6. Белогай К.Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения / К.Н. Белогай // Журнал практического психолога. - 2005. - № 5. - С. 41-46.
7. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. - 320 с.
8. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический Проект, 2006. - 232 с.
9. Бреслов Г. Половые различия и современное школьное образование / Г. Бреслов, Б. Хасан // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С.66-67.
10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий
лекционный курс / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
11. Волкова Е. О Специфике взаимодействия с тревожными детьми / Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 39­45.
12. Вылегжанина Г.Г. Влияние родительского отношения на мотивацию часто болеющего ребенка к различным видам деятельности: основные подходы и методы изучения / Г.Г. Вылегжанина // Вестник КрасГУ. Гуманитарная серия. 3/1. - Красноярск, 2006. - С.108-113.
13. Вылегжанина Г.Г. Часто болеющий ребенок: факторы и механизмы развития личности / Г.Г. Вылегжанина // Развитие личности больного ребенка: сборник статей Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2004. - С.22-29.
14. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. - 2000. - № 5. - С. 32-39.
15. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия / В.И. Гарбузов. -
СПб.: Наука, 1994. - 160 с.
... всего 124 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ