ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
Социально-психологическая адаптация к обучению в школе
младших школьников как психолого-педагогическая проблема 5
Психологические особенности детей младшего школьного
возраста 16
Сущность психолого-педагогического сопровождения адаптации
обучающихся к обучению в школе 24
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 33
Организация и методики исследования 33
Анализ результатов исследования психологической адаптации
младших школьников к обучению в школе на констатирующем этапе исследования 37
Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому
сопровождению адаптации младших школьников к обучению в школе 44
Оценка результативности комплекса мероприятий психолого
педагогического сопровождения младших школьников к обучению в школе 55
Выводы по Главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Начало обучения в школе является самым сложным и ответственным периодом в жизни ребенка. Это касается как социальной, так и физической стороны жизни. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям жизни, контактам с новыми людьми, а также выполнять новые обязанности. Этот период является очень напряженным, так как ребенок попадает в совершенно новую социальную среду. Школа ставит перед ребенком новые задачи, которые он не может решить без максимальной мобилизации своих физических и умственных способностей.
Общие аспекты социально-психологической адаптации личности представлены в исследованиях Э.М. Александровской, М.М. Безруких, уровни адаптации были выделены исследователями А.В. Брушлинским, А.Г. Ковалевым, В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, условия успешной адаптации выдвинуты в работах К.А. Абульханова-Славской, А.Ф. Лазурского, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой, причины дезадаптации в работах М.М. Безруких, Р.В. Овчаровой.
Цель исследования: изучить психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к обучению в школе.
Объект исследования: адаптация младших школьников к обучению в школе.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение
адаптации младших школьников к обучению в школе.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение
обеспечивает результативность адаптации младших школьников к обучению в школе при реализации комплекса мероприятий, направленных на
обеспечение эмоционального комфорта детей и усвоения норм, требований начальной школы.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:
Изучить проблему адаптации к обучению в школе младших школьников в психолого-педагогических исследованиях.
Рассмотреть сущность психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся к обучению в школе.
Эмпирическим путем выявить показатели адаптации младших школьников к обучению в школе
Реализовать комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к обучению в школе и проверить его результативность.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
эмпирические: беседа, анкетирование, тестирование;
методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой;
методика «Домики» О.А. Ореховой;
методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной;
«Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» Н.Г. Лускановой.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 6-8 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Проведенное нами экспериментальное исследование, посвященное изучению актуальной проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников к обучению в школе, позволило сделать следующие выводы.
Теоретический анализ проблемы организации психологопедагогического сопровождения адаптации младших школьников к обучению в школе свидетельствует, что адаптация первоклассника к условиям школьной среды является сложным процессом, который может повлиять на его успешность в обучении и развитие личности. Этот процесс включает в себя изменение поведения, установок, ценностей и отношений ребенка в соответствии с требованиями и ожиданиями, которые предъявляются ему в школе.
Для успешной адаптации первоклассника к школе необходимо учитывать его индивидуальные особенности и потребности, а также создавать благоприятную образовательную среду, которая будет способствовать его развитию и благополучию. Важно также учитывать роль родителей и учителей в процессе адаптации ребенка к школе, так как они могут оказывать положительное влияние на его эмоциональное состояние и успеваемость.
Сущность психолого-педагогического сопровождения адаптации к школе заключается в создании оптимальных условий для успешного обучения и развития детей. Оно включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержку и помощь детям в период адаптации, таких как индивидуальные консультации и занятия с психологом, групповая работа, организация досуга и совместные мероприятия с родителями. Целью психолого-педагогического сопровождения является помощь детям в преодолении трудностей, связанных с адаптацией к школе, и создание благоприятных условий для их дальнейшего обучения и развития.
Проведенное экспериментальное исследование на констатирующем этапе исследования позволило выявить следующее характеристики адаптации к обучению в школе:
большинство младших школьников имеют неполную адаптацию к школе, что проявляется в некоторых трудностях в учебной деятельности, которые могут быть вызваны нарушением школьных норм поведения младшими школьниками. В то время как некоторые нормы могут быть нарушены, что приводит к трудностям в общении со сверстниками;
сформированность внутренней позиции школьника характеризуется положительным отношением к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности, а также преобладанием социальной составляющей школьной жизни;
отсутствует преобладающий уровень школьной мотивации, в меньшей степени представлен высокий уровень школьной мотивации;
преобладает оптимальное эмоциональное состояние - младшие школьники могут испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции, но у него нет серьезных проблем и поводов для волнения.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации к обучению в школе включает в себя реализацию комплекса мероприятий с младшими школьниками, родителями и педагогами. Работа с младшими школьниками включает в себя реализацию коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга на темы: «Введение в школьную жизнь», «Развитие эмоционально-личностной сферы младших школьников». С родителями были реализованы: групповая консультация «Социально-психологическая адаптация первоклассников в школе» и индивидуальное консультирование осуществлялось по запросу родителей. Работа с педагогами включает в себя проведение семинара для учителей «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения» и консультирование педагогов по результатам социально-психологической адаптации младших школьников и по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации.
...
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1998. С. 35-37.
Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений . М.: Академия, 2002. 206 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Академия, 2012. 380 с.
Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996. 158 с.
Безменов П.В. Социально-психологические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекция у учеников младших классов // Вопросы психического развития детей и подростков: научно-практический журнал, психиатрии, психологии и смежных дисциплин. 2001. № 1. С. 64-69.
Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. № 8. С.24-31.
Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Речь, 2000. С. 175-181.
Битянова Н.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 340 с.
Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос, 2008. 267 с.
Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2009. № 2. С. 25-28.
Воднева Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: Методическое пособие. Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. 46 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учеб. пособие . М.: АСТ, 2000. 216 с.
Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: проблемы диагностики и реабилитации. М.: Просвещение, 1995. 129 с.
Выготский Л.С. Психология развития. М.: АСТ, 2016. 251 с.
Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности в образовании: десять концепций и эссе. М. : Инноватор, 1995. № 3. С. 58-63.
... всего 43 источника