ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1. Техника игры в волейбол
1.2. Тактика игры в волейбол
1.3. Спортивная подготовка волейболиста
1.4. Психологический настрой волейболиста
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Организация исследований
2.2. Методы исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность: высокий уровень развития современного волейбола требует постоянного совершенствования учебно-тренировочного процесса и выявления эффективных средств повышения уровня физической и технической подготовленности волейбольных резервов. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменения правил, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки).
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболисток 18-20 лет.
Предмет исследования: повышение уровня развития технической и физической подготовленности волейболисток 18-20 лет.
Цель исследования: исследовать эффективность применения метода круговой тренировки для повышения уровня интегральной подготовленности волейболисток 18-20 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить основные стороны подготовки волейболистов.
2. Провести анализ особенностей организации учебно-тренировочного процесса волейболисток.
3. Определить эффективность построения процесса технической и физической подготовленности волейболисток.
4. Внедрить метод круговой тренировки в учебно-тренировочный процесс волейболисток.
5. Выявить эффективность применения метода круговой тренировки на повышение уровня развития интегральной подготовленности волейболисток 18-20 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение в учебно-тренировочный процесс волейболисток 18-20 лет метода круговой тренировки, позволит повысить уровень интегральной подготовленности волейболисток.
Практическая значимость: в работе обоснована эффективность применения метода круговой тренировки на повышение уровня развития интегральной подготовленности волейболисток.
В результате проведения анализа литературных источников нами было установлено, что наибольший вес в подготовке волейболистов занимает совершенствование в спортивной технике. Именно для этого волейболисту необходимо развивать физические качества, и только посредством техники решаются тактические действия в процессе игры. Совершенствование техники на фоне высокоинтенсивных нагрузок, развивающих необходимые физические качества — силу, быстроту и выносливость, — и является характерным для периода спортивной тренировки спортсменов высокой квалификации.
Анализ организации учебно-тренировочного процесса волейболисток показал, что количество учебно-тренировочных занятий в неделю в волейболе должно составлять 5 раз, так считают большинство опрошенных. Длительность подготовительной части (разминки) учебно-тренировочного занятия должна составлять 20 минут. Также была выявлена длительность учебно-тренировочного занятия, по мнению большинства опрошенных, она должна составлять - 2 часа.
В современном волейболе наибольшее количество очков набирается за счет атакующих действий. Далее по степени вклада следуют ошибки соперников, результативное блокирование и выигрыш очков непосредственно с подачи. Самым эффективным техническим приемом у волейболисток является «Подача мяча», эффективность реализации данного технического действия составляет 82,6%. Эффективность реализации «передачи мяча» составляет 75,6%. Эффективность реализации «Нападающего удара» составляет 63%. Эффективность реализации «Приема мяча после подачи» составляет 71,5%. Меньше всего процент реализации у защитных действий, в таком техническом компоненте как «Блокирование» - 57%. Таким образом можно сделать вывод, о том, что защитные действия, являются самыми не эффективными.
Применение метода круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе студенток-волейболисток способствовало значительному улучшению показателей технической и физической подготовленности. За время проведения педагогического эксперимента в контрольной группе результаты контрольных испытаний возросли не достоверно. В экспериментальной группе прирост результатов достоверен во всех контрольных испытаниях (p<0,05).
При повышении уровня развития физической подготовленности учитывать положительные взаимодействия при развитии физических качеств:
—скоростные упражнения, затем упражнения на специальную выносливость;
— скоростно-силовые, затем упражнения на общую выносливость;
— упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем упражнения, развивающие общую выносливость;
—упражнения на ловкость, затем на развитие взрывной силы;
—упражнения на быстроту, затем на силу;
—упражнения на ловкость, затем на быстроту;
—упражнения на восстановление и совершенствование техники игры до или после совершенствования одного из физических качеств.
Прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с малым отягощением (до 40% от веса спортсмена) через день, а без отягощения полезно давать прыжковые упражнения ежедневно. При развитии скоростно-силовых способностей у юных волейболистов необходимо использовать принцип постепенности увеличения нагрузок. Суть принципа заключается в приоритетности развития у юных волейболистов скоростно-силовых способностей (80%) за счет распределения общего тренировочного времени на физическую подготовку (20%), по сравнению с традиционно принятой общей теорией и методикой физического воспитания (50 х 50%.).
1. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов,
B. П. Савин и др.]. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.
2. Денисов, М.В. Сопряженный метод как фактор, способствующий оптимизации процесса совершенствования элементов техники волейбола / М.В. Денисов // Теория и практика физической культуры. - 2009.- №2. - C. 13-16.
3. Даценко, С.С. Особенности оздоровительной тренировки и оценки уровня игровой подготовленности женщин 30-40 лет на занятиях волейболом / С.С. Даценко // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 5. - С. 74-75.
4. Марков, К.К. Теоретический анализ и экспериментальное определение динамических характеристик скоростно-силовых локомоций / К.К. Марков, 0.0. Николаева // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2007. - № 7. - С. 36-39. .
5. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития игры / М.П. Спирин [и др.] // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2007. - №9. - С. 34-37.
6. Иванов, A.M. Методика программированной тактической подготовки квалифицированных волейболистов / А.М. Иванов // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2007.10. - С. 36.
7. Гончарова, А.В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А.В. Гончарова // Теория и практика физ. культуры: тренер : журнал в журнале. - 2007. - № 12. - С. 45-48.
8. Новик, Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов / Ежи Новик // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2007. - № 12. - С. 42-44.
9. Чистяков, Н.Е. Формирование умений по коррекции техники выполнения двигательных действий в волейболе у студентов вузов физической культуры / Н.Е. Чистякова // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2008. - № 4. - С. 43.
10. Каширин, В.А. Значимость структурного содержания ловкости в повышении технико-тактической подготовленности волейболистов / В.А. Каширин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №1. - С.21-23.
11. Биомеханические основы совершенствования техники выполнения прямого нападающего удара у игроков студенческих волейбольных команд / Л.В. Капилевич [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 7. - С. 8-13.
12. Игнатенко, Т.С. Эффективность занятий по волейболу студентов технического вуза / Т.С. Игнатенко // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2008. - №9. - С. 54.
13. Бочкарева, O.A. Новые подходы в формировании групповой сплоченности в спортивных играх: (на примере волейбола) / О.А. Бочкарева // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 9. - С. 27-29.
14. Каширин, В.А. Основные направления совершенствования ловкости у волейболистов массовых разрядов / В.А. Каширин, Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - №11. - С. 21-23.
15. Гусева, Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов на основе интеграции учебной и вне учебной деятельности / Н.Л. Гусева, В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 10. - С. 26-27.
16. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Перевод с немецкого Глейберг И.Л., Гусевой Г.В., Данилиной JI.B., Заренбиной Л.В., Кайтмазовой Е.Н., Козинцевой М.С., Кондрашовой Н.М., Коноваловой JI.A., Левановой Е.М., Максименко М.А., Милютина В.П., Рипа М.В., Роге Н.А., Черновой Н.Г.
17. Железняк Ю.Д. доктор педагогических наук, заслуженный тренер России и СССР по волейболу, заведующий кафедрой.
18. Гик, Е.Я. Популярная история спорта / Е.Я. Гик, Е.Ю. Гупало, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 448 с.
19. Чистякова, Н.Е. Оценка результативности методики, формирования специальных умений тренера по волейболу у студентов вузов физической культуры / Н.Е. Чистякова, И.Н. Алешин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №6. - С.25-31.
20. Лавриненко, И.М. Комплексная методика рекреационных занятий для женщин 35-35 лет / И.М. Лавриненко, О.Е. Лихачев // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 2. - С. 18.
21. Гундэгмаа, Л. Сравнительный анализ высоты прыжков монгольских студентов-волейболистов и зарубежных ровесников из стран Азии в зависимости от длины и массы тела / Л. Гундэгмаа // Теория практика физ. культуры. - 2009. - №2. - С. 61-64.
22. Зуев, В.Н. Влияние волевых характеристик волейбольного арбитра на его профессиональный рост / В. Зуев, В.В. Насонов // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2010. - №1. -77-80.
23. Умаров, В.С. Метрическая система координат в волейболе / В.С. Умаров, Е.Д. Кирюшина // Теория и практика физ. культуре: тренер: журнал в журнале.- 2010.- N 4.- С. 78-80.
24. Бупиев, А. В. Педагогические основы использования экстраполяции в процессе спортивной подготовки волейболистов /Л.В. Бурцев, Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2010. - №7. - С. 71-73.
25. Пустошило, П.В. психофизиологические аспекты подготовки студентов-волейболистов / П.В. Пустошило // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 10. - С. 13-17.
26. Егозина, В.И. Врачебно-педагогический контроль состояния спортсменов с использованием инновационных технологий / В.И. Егозина // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 3. - С. 9-12.
27. Родин, А.В. особенности подготовки спортсменов личной квалификации в спортивных играх (физиологический аспект) // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №12. - С.23-28.
28. Вишня, П. М. Обучая волейболу //П. М. Вишня// Физическая культура в школе. - 2012. - № 2. - С.40-42.
29. Сидаш, А. Л. Использование локальных отягощений для повышения точности верхней передачи волейболистами / А. Л. Сидаш // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2012. - № 1. - С. 79-80.
30. Никитин, С. Е. Взаимосвязь показателей физических качеств и физического развития у школьников занимающихся волейболом / С. Е. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №. 4.
31. Пустошило, П. В. Методика подготовки волейболистов студенческих команд на базе ТоГГГ //Теория и практика физической культуры. - 2011. - №9.- С.21-25.
32. Мезенцева, Н. В. Совершенствование методики подготовки волейболисток 14-15 лет к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости [Текст] / Н. В. Мезенцева, Н. А. Санникова, О, Г. Матонина // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№7. - С. 38-42.
33. Совершенствование техники выполнения волейболистами прямого нападающего удара методом компьютерной стабилографии [Текст] / Л. В. Капилевич [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 66 69.
34. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. С 73 высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, П. Савин,
A. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
35. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В. П. Савин, А.
B. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
36. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование». — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс*, 2004. — 448 с.
37. Железняк Ю. Д„ Ивойлов А. В.Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк. — М.: Физкультура и спорт, 1991. —239 с., ил.
38. Завьялов, А.И., Чернов Л.Я. Волейбол для специального учебного отделения вуза. Учебное пособие / А.И. Завьялов. - Красноярск кпт, 2000. -155 с.: ил.
39. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
40. Волейбол. Обучение и совершенствование : учеб. пособие / Т. А. Омельченко, Т. В. Баданина; Сиб. гос. аэрокосмический. ун-т. - Красноярск,
2008. - 128 с.
41. Шакиров, А.Р. Обучение студентов технике игры в волейбол: учеб.-метод. пособие / А.Р. Шакиров, Л.А. Санина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2009. - 160 с.
42. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. С 73 высш. пед. учеб. заведений I Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
43. Волейбол : учеб.-метод, пособие / О. П. Гонтарь, С. П. Романова, Г. В. Пуртова. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 120 с.
44. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др.; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
45. Железняк Ю.Д. доктор педагогических наук, заслуженный тренер России и СССР по волейболу, заведующий кафедрой.
46. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, 10.М.Портнов,В.П.Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Желязняка, Ю. М- Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издатель- Вкййентр «Академия», 2004. - 520 с.
47. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. лед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М; Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. К). Д; Железняка, КХ М. Портнова. - М : Издательский центр «Академия», 2061. - 520 с.
48. Железняк, Ю. Д., Ивойлов А. В.Волейбол: Учебник для
институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк. — М.: Физкультура и спорт, 1991—239 с., ил.
49. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование». — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс*, 2004. — 448 с.
50. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В 6
7 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно¬
оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт, 2007.
51. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. - М.: Советский спорт, 2007.
52. Железняк, Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол: учебник для инструкторов физической культуры / Ю.Д. Железняк.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 239 с.,ил.
53. Железняк, Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол: учебник для
инструкторов физической культуры / Ю.Д. Железняк.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 239 с.,ил.
54. Казаков, С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник / С.В. Казаков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 (Серия «Планета Спорт»).
55. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю,М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. я! М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 520 с.
56. Спортивные игры: Учеб. для студентов «Физ. воспитание» / В. А. Голомазов, С. А. Кераминас и др.ШИ В. Д. Ковалева.— М.: Просвещение, 1988.
57. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ИД спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В. В. А. Голомазов, С. А. Кераминас и др.| В. Д. Ковалева.— М.: Просвещение, 1988.
58. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ИД спец. «Физ. воспитание» / В. А. Голомазов, С. А. Кераминас и др. В. Д. Ковалева.— М.: Просвещение, 1988.
59. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. ред. Ю. Н. Клещева, А. Г. Айриянца. — 3-е Ис. доп. — М.: Физкультура и спорт, 270 е., ил.
60. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. ред. Ю. Н. Клещева, А. Г. Айриянца. — 3-е Ис. доп. — М.: Физкультура и спорт, 270 е., ил.
61. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. М., «Физкул спорт», 1978.
62. Железняк, Ю. Д.К мастерству в волейболе
/ Ю.Д. Железняк. М., «Физкул спорт», 1978.224 с. с ил.
63. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
64. Марков, К.К. Руководство тренера по волейболу / К.К. Марков. - Иркутск: Ир 1999.-276 с.
65. Марков, К.К. Руководство тренера по волейболу / К.К. Марков. - Иркутск: Ир 1999.-276 с.
66. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк- М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
67. Марков, К.К. Руководство тренера по волейболу / К.К. Марков. - Иркутск: ИрИИТ,99. - 276 с.
68. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. - М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
69. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск: Ир 1999.-276 с.
70. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск: Ир 1999.-276 с.
71. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
72. Луткова, Н.В. Повышение эффективности выполнения нападающего удара волейболистами 15-17 лет на основе совершенствования ритма разбега / Н.В. Луткова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №12. - С. 58-62.
73. Славнова, М.Ю. Методические условия реализации блочно-модульной системы подготовки волейболистов / М.Ю. Славнова // Омский научный вестник. - 2011. - №6. - С. 65-69.
74. Ковалевская, О. Л. Анализ эффективности технико-тактических действий в нападении квалифицированных волейболистов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - №11. - С. 108-114.
75. Пулатов, А.А. Методика совершенствования точности игровых приемов волейбола в условиях действия угловых ускорений / А.А. Пулатов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - №1. - С. 84-90.
76. Беззубцев, Н.С. Совершенствование техники нападающего удара у юных волейболистов(13-15 лет) на примере гоу «чрссоши им. д.п. Коркина» / Н.С. Беззубцев // Инновационная наука. - 2015. - №3. - С. 45-49.
77. Дударева, Л.А. Изучение факторов, влияющих на эффективность технических приемов в волейболе / Л.А. Дударева // Успехи современного естествознания. - 2012. - №5. - С. 145-149.
78. Федосеева, О.Ю. Совершенствование методики воспитания физических качеств волейболистов 16 18 лет / О.Ю. Федосеева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 85.89.
79. Набиева, Н. Н. Влияние сложнокоординационных упражнений на совершенствование технических приемов волейболисток 13-14 лет / Н.Н. Набиева // Успехи современного естествознания. - 2012. - №5. - С. 99-105.
80. Федоров, Р.В. Разработка методики, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов / Р.В. Федоров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №10. - С. 79-85.
81.Зюбанова, И.А. Биомеханические модельные характеристики выполнения нападающего удара в волейболе / А.И. Зюбанова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №367. - С. 56-59.
82. Новожилова, С.В. Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей / С.В. Новожилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №4. - С. 79-82.
83. Попичев, М.И. Отбор юных волейболистов с учётом антропометрических показателей / М.И. Попичев // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №6. - С. 91-96.
84. Дорошенко, Э. Ю. Анализ эффективности подачи мяча как элемента технико-тактической деятельности квалифицированных волейболистов / Э.Ю. Дорошенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №6. - С. 95-99.
85. Нечушкин, Ю.В. Обоснование методики специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде / Ю.В. Нечушкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №3. - С. 121-125.
86. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - №1. - С. 75-79.
87. Ибрагимова, О. А. Педагогические средства развития двигательных качеств юных волейболистов (15-16 лет) на этапе специальной базовой подготовки / О.А. Ибрагимова // Вестник спортивной науки. - 2004. - №2. - С. 93-96.
88. Суязова, Л. В.Влияние физической подготовленности на игровую деятельность волейболистов / Л.В. Суязова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7. - С. 59-64.
89. Ахметшин, И.М. Роль основных упражнений в развитии прыгучести юных волейболистов / И.М. Ахметшин // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7. - С. 97-102.
90. Зубченко, А. А. Совершенствование методики обучения волейболу студентов 1-го курса / А.А. Зубченко //Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 1997. - №2. - С. 101-105.
91. Козин, В.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В.В. Козин // Омский научный вестник. - 2014. - №1. - С. 121-125.
92. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической
подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков // ВестникАдыгейского государственного университета. - 2006. - №1. - С. 92-96.
93. Зюбанова, И.А. Методика обучения волейболистов выполнению нападающего удара прямой рукой / И.А. Зюбанова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №3. - С. 165-170.
94. Усков, В.А. Разработка комплекса упражнений для совершенствования нападающего удара волейболистов / В.А. Усков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №4. - С. 75-79.
95. Родин, А.В. Анализ пространственно-временной структуры фазы разбега при выполнении прямого нападающего удара с различными вариантами постановки стоп на опору волейболистами высокой квалификации / А.В. Родин // Вестник спортивной науки. - 2009. - №3. - С. 78-82.
96. Шалаев, А. Н. Акробатическая подготовка волейболистов / А.Н. Шалаев // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - №7. - С. 91.95.
97. Гамалий, В.В. Нападающие действия в арсенале
высококвалифицированных волейболистов мира / В.В. Гамалий //Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - №2. - С. 31.35.
98. Зарипова, Р. Р. К вопросу о подготовке нападающих игроков в волейболе с учетом игровой специализации / Р.Р. Зарипова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7-1. - С. 135-139.
99. Шорец, С. Ю. Результативность атакующих действий, как критерий физической подготовленности волейболистов 1-2 разрядов / С.Ю. Шорец // Успехи современного естествознания. - 2011. - №8. - С. 87.92.
100. Айрапетьянц, Л.Р. Обучение приемам волейбола с созданием ситуации произвольного выбора способа их выполнения / Л.Р. Айрапетьянц //Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - №2. - С. 93-97.