Совершенствование процесса специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации в подготовительный период
|
Введение 4
Глава 1. Тренировочный процесс в женских баскетбольных командах высшей квалификации 7
§ 1.1. Система спортивной тренировки в командах высшей квалификации в баскетболе 7
§1.2. Периодизация тренировочного процесса в баскетболе. Микро и
мезоструктура тренировочного процесса 13
§ 1.3. Особенности структуры годичного цикла подготовки в спортивных играх в спорте высших достижений 18
§1.4. Основные факторы, влияющие на структуру годичного
тренировочного цикла 27
Заключение по 1 главе 34
Глава 2. Организация и методы исследования 37
§ 2.1. Организация исследования 37
§ 2.2. Методы исследования 38
Глава 3. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации 45
§3.1. Особенности построения тренировочного процесса на
подготовительном этапе в командах высшей квалификации 45
§3.2. Определение специфики соревновательной деятельности женских
баскетбольных команд высшей квалификации 50
§3.3. Методика совершенствования специальной подготовки
баскетболисток высшей квалификации в подготовительный период 52
§3.4. Экспериментальная проверка и оценка эффективности методики
совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей
квалификации в подготовительный период 57
§3.5. Анализ эффективности соревновательной деятельности
баскетболисток ЖБК «Енисей» в сезоне 2018-2019 и сезоне 2019¬2020 64
Выводы 66
Список использованных источников 69
Приложение 86
Глава 1. Тренировочный процесс в женских баскетбольных командах высшей квалификации 7
§ 1.1. Система спортивной тренировки в командах высшей квалификации в баскетболе 7
§1.2. Периодизация тренировочного процесса в баскетболе. Микро и
мезоструктура тренировочного процесса 13
§ 1.3. Особенности структуры годичного цикла подготовки в спортивных играх в спорте высших достижений 18
§1.4. Основные факторы, влияющие на структуру годичного
тренировочного цикла 27
Заключение по 1 главе 34
Глава 2. Организация и методы исследования 37
§ 2.1. Организация исследования 37
§ 2.2. Методы исследования 38
Глава 3. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации 45
§3.1. Особенности построения тренировочного процесса на
подготовительном этапе в командах высшей квалификации 45
§3.2. Определение специфики соревновательной деятельности женских
баскетбольных команд высшей квалификации 50
§3.3. Методика совершенствования специальной подготовки
баскетболисток высшей квалификации в подготовительный период 52
§3.4. Экспериментальная проверка и оценка эффективности методики
совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей
квалификации в подготовительный период 57
§3.5. Анализ эффективности соревновательной деятельности
баскетболисток ЖБК «Енисей» в сезоне 2018-2019 и сезоне 2019¬2020 64
Выводы 66
Список использованных источников 69
Приложение 86
Решение проблемы набора высокой спортивной формы в течение подготовительного периода во многом определяет успешность выступления команд баскетболисток высокой квалификации в первой половине соревновательного сезона, когда фавориты стремятся захватить лидерство, а команды-аутсайдеры сделать хороший задел для попадания в плей-офф [7].
В настоящее время в большинстве клубов российской Премьер-лиги, построение подготовительного периода, в котором решаются задачи развития спортивной формы, осуществляется на основе этапного способа. Предсезонная подготовка разбита на этапы базовой, специализированной и предсоревновательной подготовки с продолжительностью каждого этапа равной четырём неделям [28]. На этапе базовой подготовки главное внимание концентрируется на закладке общего фундамента в виде кардиореспираторной и силовой выносливости с помощью большого количества средств общей подготовки [54]. Созданную базу стремятся реализовать на последующих этапах специализированной и предсоревновательной подготовки. На этапе специализированной подготовки основное внимание уделяется повышению скоростной выносливости и развитию максимальной силы, а также решаются вопросы технико-тактической подготовки [81]. На предсоревновательном этапе решаются задачи интегральной игровой подготовки, а также акцентировано совершенствуются скоростные и скоростно-силовые качества [97].
Но, как показывает практика, многие баскетболистки не достигают высокого уровня физической и технической подготовки по истечении трёхмесячного подготовительного периода. В соревновательном периоде, лишь за счёт участия в большом количестве игр в чемпионате России, кубках Европы и России, основные игроки команды «добирают» необходимую подготовку. Игроки команды, имеющие мало игрового времени, так и не достигают высокого уровня подготовки, соответственно не прогрессируют [95].
Объект исследования - тренировочный процесс баскетболисток высшей квалификации женского баскетбольного клуба «Енисей» в подготовительный период
Предмет исследования - специальная подготовка баскетболисток высшей квалификации в предсезонном периоде годичного цикла.
Цель работы - совершенствование методики специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать принятые в командах высшей квалификации подходы к построению тренировочного процесса в подготовительном периоде.
2. На основе методологических условий, механизмов развития спортивной формы, провести совершенствование методики специальной физической подготовки баскетболисток высшей квалификации.
3. Апробировать в ходе педагогического эксперимента методику совершенствования специальной физической подготовки баскетболисток высшей квалификации команде высшей квалификации «ЖБК Енисей».
4. Обосновать эффективность методики совершенствования специальной физической подготовки баскетболисток высшей квалификации на команде высшей квалификации «ЖБК Енисей».
Гипотеза исследования
При проведении настоящего исследования мы исходили из предположения о том, что учет специфики организационной структуры предсезонный период в годичном цикле подготовки высококвалифицированных баскетболисток и контроль динамики специальной подготовки баскетболисток на различных его этапах позволит повысить эффективность подготовки и успешно решать конкретные оперативные и стратегические соревновательные задачи за счет рационализации средств и методов тренировки на основе динамических характеристик подготовки баскетболисток.
Методы исследования.
1. анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования,
2. анализ и изучение документальных и архивных данных,
3. педагогические наблюдения,
4. анкетирование,
5. педагогический эксперимент,
6. методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки баскетболистов методикой совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации в подготовительный период.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренерами и специалистами по баскетболу, на этапе высшего спортивного мастерства, в тренировочном процессе усовершенствованной методики, включающей упражнения, направленные на совершенствование специальной подготовки баскетболисток.
В настоящее время в большинстве клубов российской Премьер-лиги, построение подготовительного периода, в котором решаются задачи развития спортивной формы, осуществляется на основе этапного способа. Предсезонная подготовка разбита на этапы базовой, специализированной и предсоревновательной подготовки с продолжительностью каждого этапа равной четырём неделям [28]. На этапе базовой подготовки главное внимание концентрируется на закладке общего фундамента в виде кардиореспираторной и силовой выносливости с помощью большого количества средств общей подготовки [54]. Созданную базу стремятся реализовать на последующих этапах специализированной и предсоревновательной подготовки. На этапе специализированной подготовки основное внимание уделяется повышению скоростной выносливости и развитию максимальной силы, а также решаются вопросы технико-тактической подготовки [81]. На предсоревновательном этапе решаются задачи интегральной игровой подготовки, а также акцентировано совершенствуются скоростные и скоростно-силовые качества [97].
Но, как показывает практика, многие баскетболистки не достигают высокого уровня физической и технической подготовки по истечении трёхмесячного подготовительного периода. В соревновательном периоде, лишь за счёт участия в большом количестве игр в чемпионате России, кубках Европы и России, основные игроки команды «добирают» необходимую подготовку. Игроки команды, имеющие мало игрового времени, так и не достигают высокого уровня подготовки, соответственно не прогрессируют [95].
Объект исследования - тренировочный процесс баскетболисток высшей квалификации женского баскетбольного клуба «Енисей» в подготовительный период
Предмет исследования - специальная подготовка баскетболисток высшей квалификации в предсезонном периоде годичного цикла.
Цель работы - совершенствование методики специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать принятые в командах высшей квалификации подходы к построению тренировочного процесса в подготовительном периоде.
2. На основе методологических условий, механизмов развития спортивной формы, провести совершенствование методики специальной физической подготовки баскетболисток высшей квалификации.
3. Апробировать в ходе педагогического эксперимента методику совершенствования специальной физической подготовки баскетболисток высшей квалификации команде высшей квалификации «ЖБК Енисей».
4. Обосновать эффективность методики совершенствования специальной физической подготовки баскетболисток высшей квалификации на команде высшей квалификации «ЖБК Енисей».
Гипотеза исследования
При проведении настоящего исследования мы исходили из предположения о том, что учет специфики организационной структуры предсезонный период в годичном цикле подготовки высококвалифицированных баскетболисток и контроль динамики специальной подготовки баскетболисток на различных его этапах позволит повысить эффективность подготовки и успешно решать конкретные оперативные и стратегические соревновательные задачи за счет рационализации средств и методов тренировки на основе динамических характеристик подготовки баскетболисток.
Методы исследования.
1. анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования,
2. анализ и изучение документальных и архивных данных,
3. педагогические наблюдения,
4. анкетирование,
5. педагогический эксперимент,
6. методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки баскетболистов методикой совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации в подготовительный период.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренерами и специалистами по баскетболу, на этапе высшего спортивного мастерства, в тренировочном процессе усовершенствованной методики, включающей упражнения, направленные на совершенствование специальной подготовки баскетболисток.
1. Анализ литературных источников показал, что проблема построения подготовки в тренировочном цикле является одной из ключевых в системе подготовки спортсменов различной квалификации.
Современная научно-методическая литература и спортивная практика предлагают различные варианты структуры макроциклов подготовки. Годичный цикл предлагается строить в виде различных реально существующих структур: либо в виде циклов (макро-, мезо-, микро-), либо в виде тренировочных комплексов или блоков. Различные варианты структуры не изменяют сущности тренировочного процесса - подготовку и участие в соревнованиях, восстановление и отдых после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок. Задача тренера состоит в выборе наиболее действенной структуры этого процесса и ее наполнения полноценным содержанием, что выражено моделями в виде циклов - блоков различной направленности - соревновательного, предсоревновательного, базового (накопления), втягивающего и активного отдыха. Эти блоки составляют целостную структуру большого соревновательно-тренировочного цикла.
В то же время отдельные авторы предлагают вариант построения процесса подготовки спортсменов высокой квалификации, основанный только на биологических закономерностях в форме больших адаптационных циклов, включающих три относительно самостоятельных этапа, объединенных логикой последовательного и преемственного решения главной целевой задачи - базового, специального и соревновательного.
Существует позиция, которая на этапе высших достижений в годичной подготовке отвергает существующую периодизацию, считая, что большой цикл носит «полисоревновательный характер», то есть подготовка высококвалифицированных спортсменов является сплошной цепью непосредственной подготовки и участия в различных соревнования. Однако эти взгляды не получили широкой поддержки специалистов.
В то же время предлагаемая структура подготовки баскетболистов в годичном цикле в разработках 90-х -2000 годов ориентирована в основном на сборные команды страны и не достаточно обоснована для команд Клубов Премьер Лиги.
2. Основные положения методики - это интенсификация непосредственно тренировочного процесса, которая позволяет в разы повысить уровень активности игровых действий баскетболисток и сопряженное применение специальных упражнений, позволяющих повысить процент реализации и как следствие эффективность атакующих действий. В основном использовались упражнения для развития скоростно-силовых качеств и ориентации в пространстве игровой площадки, скомбинированные с упражнениями во взаимодействиях с партнерами для совершенствования специальной физической подготовки баскетболисток. Все упражнения выполнялись с применением сопряжённого метода развития технико-тактической и специальной физической подготовки баскетболисток, задания по реализации различных тактических схем. Поскольку специальная подготовка баскетболисток проявляется в игровых ситуациях, основой тренировочных занятий была игровая подготовка.
С целью совершенствования специальной физической подготовки, необходимых баскетболисткам для повышения эффективности соревновательных игр, нами применялись разнообразные средства и методы направленные на развитие скоростно-силовых способностей и технико-тактической подготовки.
В тренировочном процессе использовались также и бросковые упражнения, как неотъемлемая часть игры в баскетбол. Критерием эффективности усовершенствованной методики явились динамика уровня специальной подготовки баскетболисток и результаты выступлений в соревнованиях.
3. Статическая проверка полученных результатов исследования указала на нормальность распределения по критерию Шапиро-Уилка. Исходя из полученных данных мы можем судить об однородности полученных результатов.
Сравнение результатов тестирования до и после эксперимента показало, что по всем параметрам произошли положительные сдвиги, которые в свою очередь приводят к повышению специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации.
Наибольший прирост 16,7 % наблюдается в тесте «Передачи по выбору (кол-во)» Характеризует точность и быстроту передачи мяча, наименьший - 3,2% в тесте «MAP (кгм/с)», характеризующей максимальную анаэробную работоспособность баскетболиста.
4. Исходя из представленного сравнительного анализа соревновательной деятельности можно заключить, что по сравнению с предыдущим сезоном эффективность возросла. В первую очередь это проявляется в увеличении на 9,3% количества забитых очков и снижения на 33,7% пропущенных очков. Коэффициент эффективности (EFF) возрос на 23,6 %.
Следовательно, можно утверждать, что методика совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации является весьма эффективной и результативной
Современная научно-методическая литература и спортивная практика предлагают различные варианты структуры макроциклов подготовки. Годичный цикл предлагается строить в виде различных реально существующих структур: либо в виде циклов (макро-, мезо-, микро-), либо в виде тренировочных комплексов или блоков. Различные варианты структуры не изменяют сущности тренировочного процесса - подготовку и участие в соревнованиях, восстановление и отдых после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок. Задача тренера состоит в выборе наиболее действенной структуры этого процесса и ее наполнения полноценным содержанием, что выражено моделями в виде циклов - блоков различной направленности - соревновательного, предсоревновательного, базового (накопления), втягивающего и активного отдыха. Эти блоки составляют целостную структуру большого соревновательно-тренировочного цикла.
В то же время отдельные авторы предлагают вариант построения процесса подготовки спортсменов высокой квалификации, основанный только на биологических закономерностях в форме больших адаптационных циклов, включающих три относительно самостоятельных этапа, объединенных логикой последовательного и преемственного решения главной целевой задачи - базового, специального и соревновательного.
Существует позиция, которая на этапе высших достижений в годичной подготовке отвергает существующую периодизацию, считая, что большой цикл носит «полисоревновательный характер», то есть подготовка высококвалифицированных спортсменов является сплошной цепью непосредственной подготовки и участия в различных соревнования. Однако эти взгляды не получили широкой поддержки специалистов.
В то же время предлагаемая структура подготовки баскетболистов в годичном цикле в разработках 90-х -2000 годов ориентирована в основном на сборные команды страны и не достаточно обоснована для команд Клубов Премьер Лиги.
2. Основные положения методики - это интенсификация непосредственно тренировочного процесса, которая позволяет в разы повысить уровень активности игровых действий баскетболисток и сопряженное применение специальных упражнений, позволяющих повысить процент реализации и как следствие эффективность атакующих действий. В основном использовались упражнения для развития скоростно-силовых качеств и ориентации в пространстве игровой площадки, скомбинированные с упражнениями во взаимодействиях с партнерами для совершенствования специальной физической подготовки баскетболисток. Все упражнения выполнялись с применением сопряжённого метода развития технико-тактической и специальной физической подготовки баскетболисток, задания по реализации различных тактических схем. Поскольку специальная подготовка баскетболисток проявляется в игровых ситуациях, основой тренировочных занятий была игровая подготовка.
С целью совершенствования специальной физической подготовки, необходимых баскетболисткам для повышения эффективности соревновательных игр, нами применялись разнообразные средства и методы направленные на развитие скоростно-силовых способностей и технико-тактической подготовки.
В тренировочном процессе использовались также и бросковые упражнения, как неотъемлемая часть игры в баскетбол. Критерием эффективности усовершенствованной методики явились динамика уровня специальной подготовки баскетболисток и результаты выступлений в соревнованиях.
3. Статическая проверка полученных результатов исследования указала на нормальность распределения по критерию Шапиро-Уилка. Исходя из полученных данных мы можем судить об однородности полученных результатов.
Сравнение результатов тестирования до и после эксперимента показало, что по всем параметрам произошли положительные сдвиги, которые в свою очередь приводят к повышению специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации.
Наибольший прирост 16,7 % наблюдается в тесте «Передачи по выбору (кол-во)» Характеризует точность и быстроту передачи мяча, наименьший - 3,2% в тесте «MAP (кгм/с)», характеризующей максимальную анаэробную работоспособность баскетболиста.
4. Исходя из представленного сравнительного анализа соревновательной деятельности можно заключить, что по сравнению с предыдущим сезоном эффективность возросла. В первую очередь это проявляется в увеличении на 9,3% количества забитых очков и снижения на 33,7% пропущенных очков. Коэффициент эффективности (EFF) возрос на 23,6 %.
Следовательно, можно утверждать, что методика совершенствования специальной подготовки баскетболисток высшей квалификации является весьма эффективной и результативной
Подобные работы
- КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ХОККЕИСТОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК 10-11 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
БАСКЕТБОЛИСТОК 10-11 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ ИНТЕРВАЛЬНЫМ МЕТОДОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БРОСКА У ДЕВУШЕК 18-21 ГОДА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Оздоровительный эффект активных занятий женщин волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Структура микроциклов спортивной тренировки
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Аттестационная работа. Структура микроциклов спортивной тренировки
Прочее, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2024



