Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты стимулирования персонала организации 7
1.1. Стимулирование персонала в процессе управленческой деятельности
организации 7
1.2. Система стимулирования персонала: понятие, признаки, функции 13
1.3. Методы формирования системы стимулирования персонала организации
и оценка их эффективности 21
Глава 2. Исследование системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика студии красоты
«TM_beauty_studio» 28
2.2. Анализ и оценка существующей системы стимулирования персонала
студии красоты «TM_beauty_studio» 35
2.3. Проблемные аспекты системы стимулирования персонала студии
красоты «TM_beauty_studio» 41
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio» 50
3.1. Предложения по совершенствованию системы стимулирования
персонала студии красоты«TM_beauty_studio» 50
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы
стимулирования персонала 58
Заключение 63
Список использованной литературы и источников
Основной целью деятельности любой организации является извлечение и максимизация прибыли. Для обеспечения этой цели руководители организаций должны воздействовать на персонал различными методами, имеющимися в арсенале современного менеджмента, но, как показывает практика, не все они используются в полной мере, особенно это касается вопроса стимулирования сотрудников. Система стимулирования персонала является одной из наиболее важных подсистем организации, позволяющей при небольших организационных воздействиях достигать значительных результатов.
Каждый руководитель стремится непосредственно к тому, чтобы персонал работал бoлее эффективно, качественно и результативно. Готовность и желание персонала выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха oрганизации. Разработать эффективный механизм стимулирования персонала можно, лишь зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, такие стимулы лежат в основе его действий. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные стимулы, как и каким способом стимулы могут быть приведены непосредственно в действие, как осуществляется стимулирование людей.
Повысить эффективность, качество и результативность труда можно через познание структуры стимулов и потребностей персонала, через конкретные мероприятия по выражению работникам признания руководителем и по стимулированию на высокие результаты и качество труда, через улучшение информационной структуры, структуры принятия решений посредством улучшения общения, организацию действенного механизма стимулирования труда персонала в организации. Необходимость в изучении и совершенствовании специфических методов стимулирования персонала определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Цель работы - разработать мероприятия по совершенствованию системы стимулирования персонала организации на примере студии красоты «TM beauty studio».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие стимулирования персонала в процессе управленческой деятельности в организации.
- Проанализировать систему стимулирования персонала: понятие, признаки, функции.
- Изучить методы формирования системы стимулирования персонала организации и оценку их эффективности.
- Дать оценку существующей системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio».
- Определить проблемные аспекты системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio».
- Разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio».
Объект исследования - система управления персоналом студии красоты «TM_beauty_studio».
Предмет исследования - методы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio».
Теоретической основой работы выступили исследования таких авторов. как С.А. Агапов [2, с.135], Е.Н. Ветлужских [13, с.149], Г.А. Волковицкая [14, с.134], А.П. Егоршин [22, с.236], А.Я. Кибанов [26, с.326], А.В. Модорский [30, с.30], В.П. Пугачев [33, с.394], Н.В. Самоукина [39, с.137], И.Б. и др.
В работе использовались непосредственно следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические (анкета на исследование удовлетворенности работой), методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Научная новизна данной работы заключается в изучении и совершенствовании специфических методов стимулирования персонала в организациях сферы услуг.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов в практической деятельности студии красоты «TM beauty studio».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении описана актуальность темы, сформулирована цель работы, указаны задачи, решение которых позволят достичь цели данной работы, а также описаны теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе описаны теоретические аспекты стимулирования персонала организации.
Во второй главе работы проведен анализ системы стимулирования персонала организации на примере студии красоты «TM_beauty_studio».
В третьей главе разработаны практические рекомендации, направленные на совершенствование системы стимулирования персонала в анализируемой организации.
В заключении отражены выводы по рассмотренной теме и подведены итоги исследования. В списке использованных источников отражены источники, которые были использованы для написания выпускной квалификационной работы. В приложения включены схемы и таблицы, которые способствуют лучшему пониманию и поясняют основную часть выпускной квалификационной работы.
Проведенное исследование позволяет непосредственно сделать следующие выводы.
Система стимулирования персонала служит достижению положительного эффекта для всех субъектов трудовых отношений. Для работодателя она позволяет оптимизировать экономические результаты производственной деятельности, которые выражаются в увеличении объемов выручки, снижении себестоимости продукции, интенсификации сбыта товаров и услуг, общем повышении производительности труда. Для работника она проявляется в удовлетворении актуальных для него материальных, социальных, психологических и других потребностей.
Методы стимулирования труда весьма многообразны. В зависимости от характера их воздействия на работников они разделены на три группы: материальное стимулирование; косвенно-материальное стимулирование; мотивация или организационные и нравственно-психологические (моральные) побудительные силы. При умелом их использовании в управлении персоналом они позволяют создавать атмосферу заинтересованности, преодолевать безразличие работников. Руководители и менеджеры могут выбрать приоритетные методы стимулирования с учетом реальной ситуации в своих организациях.
Проведя анализ существующей системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio», мы пришли к выводу, что материальное стимулирование в студии основано на сдельной системе оплаты труда стилистов-визажистов и повременной системе оплаты труда администраторов.
В студии красоты «TM_beauty_studio» основной недостаток бонусной системы сотрудников в том, что на документальном уровне не укaзано, в каких случаях работник может лишиться премии. А именно страх потерять возможную выгоду может служить более добросовестному подходу к выполнению рабочих обязанностей.
Система нематериального стимулирования сотрудников студии красоты «TM_beauty_studio» имеет достаточно развитую структуру. Она состоит из ряда социальных льгот и социального обеспечения работников. Сотрудникам предоставляются следующие социальные льготы: материальная помощь на свадьбу, бесплатные обеды, дополнительные отпуска по семейным обстоятельствам и др. В студии красоты «TM_beauty_studio» производится выделение специальных средств на образование сотрудников и компенсация расходов на образование сотрудников на стороне. Предусмотрены программы обучения и повышения квалификации сотрудников.
Для определения проблемных аспектов системы стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio» было проведено исследование, которое выполнялось с помощью анкетного опроса сотрудников. Результаты анкетирования продемонстрировали, что, несмотря на удовлeтворенность сотрудников работой и высокий уровень трудовой активности, многие компоненты системы стимулирования несовершенны и не удовлетворяют в полной мере работников. Следовательно, полученные результаты являются основанием для создания более эффективной системы стимулирования персонала студии красоты «TM beauty studio».
Проанализировав существующую систему стимулирования персонала студии крaсоты «TM_beauty_studio», учитывая результаты проведенного анкетирования, мы разработали мероприятия по улучшению данной системы, добавив в нее недостающие элементы. Новая система стимулирования включает материальное денежное, материальное не денежное и моральное стимулирование.
Материальное денежное стимулирование заключается в том, что в прeмиальную составляющую заработной платы сотрудника вводится положение о том, что премии и доплаты сотрудников, стаж которых превышает 3 года, увеличиваются на 20%, а премии и доплаты сотрудников, стаж которых превышает 5 лет - увеличиваются на 50%.
Материальные не денежные мотивационные факторы увязаны со стажем работы сотрудника в студии. Это льготы связанные с особыми событиями в жизни сотрудника, с профилактикой здоровья, с доставкой на место работы и обратно, льготы по компенсации мобильной связи, предоставление сотрудникам различного рода профессиональных консультаций, специальные программы для повышения квалификации.
Расчет экономической эффективности позволяет сделать вывод, что новая система стимулирования персонала окажет положительное влияние на деятельность студии красоты «TM_beauty_studio».
Кроме этого, прогнозируется получение социального эффекта от внедрения системы стимулирования персонала: повышение интереса сотрудников к работе; улучшение взаимоотношений в коллективе, снижение уровня конфликтов; улучшение отношений с клиентами; повышение качества оказываемых услуг; снижение потребности у сотрудников сменить работу, и, как следствие, снижение уровня текучести; повышение удовлетворения от работы; повышение чувства собственной значимости для организации.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий с включением материального денежного, материального не денежного и морального стимулирования создает предпосылки для ликвидации выявленных проблем в сфере стимулирования персонала студии красоты «TM_beauty_studio».
1. Абдукаримов В.И., Степичева О.А., Радюкова Я.Ю. Менеджмент: учебное пособие.-Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016.-126 с.
2. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шеховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия: монография. - М.: Высшая школа, 2015. - 135 с.
3. Акимова Е.П. Механизм влияния различных стимулов на эффективность деятельности компании // Вестник Санкт Петербургского государственного экономического университета.-2017. - № 2. - С. 145-148.
4. Артюхова И.В., Кабитова Е.В. Подсистема мотивации персонала в системе развития предприятия // Инновационная наука. - 2017. - № 2-1. - С. 13-16.
5. Арутюнов Э.К., Григорян М.Э., Калинина Е.А. Основные направления экономико-социального развития мотивации труда персонала на предприятиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 1. - С. 74-77.
6. Баженов С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности //
Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №4 (29). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti- 1 (дата обращения: 14.02.2018).
7. Банных М.В., Тукова Е.А. Методы мотивации и стимулирования труда в организации // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 1. - С. 123-125.
8. Бахрачева Ю.С. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала как гарантия успешного внедрения управленческих инноваций на предприятии//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. -
2016. - № 1. - С. 127-131.
9. Белкин В.В., Белкина Н.А. Основы сбалансированности систем стимулов и мотивов труда персонала предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 331-334.
10. Буланкина Н.Н., Мещерякова Л.А. Мотивация и стимулирование труда, как объективная форма реализации интересов человека // Пространство экономики. - 2016. - № 4. - С. 52-56.
11. Булкина Н.В. Сущность стимулирования трудовой деятельности персонала // Вестник Государственного университета управления. - 2017. - № 7. - С. 30-33.
12. Бусыгин А.К. Теоретико-методологические основы стимулирования труда персонала на предприятиях // Экономика и социум: современные модели развития. - 2014. - № 8. - С. 45-47.
13. Ветлужских Е. Н. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 149 с.
14. Волковицкая Г.А. Стимулирование труда: критерии качества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - № 27. - С. 134-137.
15. Вторушин Н.А., Потапов А.М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: настоящее и будущее // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 4. С. 108-111.
16. Гайворонюк В.А. Система факторов мотивации трудовой активности персонала организации // Государственное управление. - 2017. - № 10. - С. 65-68.
17. Галимова И.И., Худайбергенов Т.Х. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Инновационная наука. - 2017. - № 9. -URL:http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-stimulirovanie-trudovoy- deyatelnosti-personala(дата обращения: 14.02.2018).
18. Голова В.С. Мотивационный аспект управления в условиях кризиса
// Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015. - №3-4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnyy-aspekt-
upravleniya-v-usloviyah-krizisa (дата обращения: 14.02.2018).
19. Горбачев И.В. Стимулирование труда как экономическое явление // Челябинский гуманитарий. - 2016. - № 4. - С. 47-49.
20. Гуреева Е.Г. Разработка программы мотивации как фактор повышения эффективности кадрового менеджмента производственного предприятия // Вестник Волжского государственного университета им. В.Н. Татищева. -2016. - № 1. - С. 173-176.
21. Дробышева В.Г., Костылев А.А. Оптимизация системы мотивации
персонала как фактор повышения конкурентоспособности
предпринимательской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 11. - С. 78-82.
22. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. - М. : ИНФРА- М, 2015. - 236 с.
23. Зелинская М.В., Адетунжи А.М. Построение модели
стимулирования персонала и ее дифференциация // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2017. - № 129. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-modeli-stimulirovaniya-personala-i-ee- differentsiatsiya (дата обращения: 14.02.2018).
24. Зоткина Н.С., Копытова А.В., Неклюдова М.Ю. Инструменты
управления трудовой мотивацией: идентификация понятий // Интернет- журнал Науковедение. - 2017. - №3 (40). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-upravleniya-trudovoy-motivatsiey- identifikatsiya-ponyatiy(дата обращения: 14.02.2018).
25. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование персонала: взаимосвязь понятий // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2016. - № 6. - С. 12-14.
26. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: Инфра-М, 2012. - 326 с.
27. Кибанов А.Я., Суворов А.А Особенности мотивации и стимулирования на различных стадиях жизненного цикла организации // Вестник государственного университета управления. - 2014. - № 12. - С. 52¬54.
28. Когдин А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Основы экономики, управления и права. - 2017. - № 4. - С. 60-64.
29. Копытова А.В. Алгоритм формирования рациональной для предприятия системы стимулирования трудовой активности работников. Биржа интеллектуальной собственности. - 2015. - № 3. - С. 31-33.
30. Модорский А.В. Обеспечение взаимосвязи заработной платы и результативности производства в вертикально интегрированных нефтегазодобывающих компаниях: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Пермь, 2014. - 30 с.
31. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности /А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева. - М.: ИНФА-М, 2015. - 524 с.
32. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 225 с.
33. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Под ред. В.П. Пугачева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 394 с.
34. Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С. Мотивация торгового персонала: социальный аспект // Приволжский научный вестник. - 2016. -№ 5. - С. 67-70.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: АЗЪ. 2005. - 732 с.
36. Панчук Е.Ю. Анализ системы стимулирования персонала организации // Психология в экономике и управлении. - 2017. - № 2. - С. 134-137.
37. Первакова Е.Е.Способы нематериальной мотивации инновационной деятельности // Креативная экономика. - 2014. - № 4. - С. 42-51.
38. Пронина С.Г. Основные трудности при внедрении мероприятий по совершенствованию системы мотивации на предприятии // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 7. - С. 129-132.
39. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.: Вершина, 2016. - 137 с.
40. Симоненко Е.С.Совершенствование системы стимулирования труда
как условие повышения уровня кадрового менеджмента организации // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - №2 (33). - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-stimulirovaniya-truda- kak-uslovie-povysheniya-urovnya-kadrovogo-menedzhmenta-organizatsii (дата
обращения: 14.02.2018).
41. Стояновская И.Б. Управление мотивацией персонала на различных этапах развития организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2014. - 29 с.
42. Суптело Н.П. Формирование гибкой системы материального стимулирования работников в организации // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. -
№ 3. - С. 88-91.
43. Сурков С.А., Бойко Ю.П., Лукашев А.М. Особенности мотивации персонала в период проведения изменений // Мотивация и оплата труда. - 2015. - № 4. - С. 46-50.
44. Телегин В.А. Мотивация и стимулирование работников на предприятии сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2016. - № 8. - С. 10-13.
45. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: учебно-практическое пособие. 5-е изд. - М.: Дело. 2013. - 348 с.
46. Трегубова Р.Д. Мотивация и стимулирование труда как метод управления поведением внутри организации // Модернизация. Инновации. Развитие. -2016. - № 9. - С. 31-33.
47. Труфанова Т.А., Никулина О.В. Оценка труда персонала как основа формирования системы стимулирования в организации // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 4. - С. 93-96.
48. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 325 с.
49. Федоринова Е.В., Туровец О.Г. Роль и структура мотивационного механизма и экономического стимулирования труда на малых предприятиях // ЭКОНОМИНФО. - 2014. - № 22. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-i- struktura-motivatsionnogo-mehanizma-i-ekonomicheskogo-stimulirovaniya-truda- na-malyh-predpriyatiyah(дата обращения: 14.02.2018).
50. Цибаева М. Л. Мотивация персонала в практике управления современной организации // Вестник Югорского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 150-154.
51. Шапиро С.А. Мотивация: монография. - М.: ГроссМедиа, 2016. - 158 с.