ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
Проблема адаптации в зарубежной и отечественной психологии. 7 Психологические особенности детей раннего возраста 11
Адаптация к дошкольной образовательной организации детей раннего возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
Организация и методики исследования 31
Анализ результатов исследования психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации на констатирующем этапе исследования 33
Реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 36
Контрольный этап исследования адаптации детей раннего возрастак дошкольной образовательной организации 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Детский сад является первым общественным и воспитательным учреждением в рамках которого происходит первый контакт у детей со взрослыми и сверстниками. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОО) всегда связано со стрессовыми ситуациями в жизни ребенка.
Каримова Д.М. отметила тот факт, что от того насколько готов ребенок к поступлению в детский сад, существенно зависит течение адаптационного времени и его успешность. Для того чтобы процесс адаптации проходил как можно легче для ребенка следует сформировать все необходимые условия для успешной адаптации. Детский сад должен быть довольно открытым для всех вопросов, связанных с обучением и воспитанием ребенка.
Исследование работ в дошкольных образовательных учреждениях в адаптационный период подтверждают, что сегодня вопрос адаптации детей является особо актуальным. Поскольку большинство педагогов в дошкольных образовательных учреждениях не имеют достаточную подготовку и не могут оказать профессиональную психолого-педагогическую поддержку. Порой педагоги переживают значительные трудности в общении с родителями только поступивших детей. Некоторые родители к периоду адаптации ребенка в детском саду не воспринимают серьезно его проблемы, игнорируя рекомендации педагогов, отмечая, что специалисты должны самостоятельно решать эту задачу.
В связи, с чем основная работа педагогов и психологов, которые работают в дошкольном образовательном учреждении, предоставить квалифицированную помощь для детей раннего возраста.
В ст. 6 п. 2 Конвенции о правах ребенка указывается, что «Государство - участник обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка»; в ст. 18 п. 3 указывается, что «Государство -участники принимают все меры с целью обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право использовать предназначенные для них специальные службы».
В ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется формированию благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации детей в условиях ДОО. В качестве основной ценности ФГОС ДО «поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Данная задача в условиях ДОО является приоритетной, особенно в период адаптации, в то время, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность связана с превращением здоровья в воспитательную задачу».
Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. данную проблему изучали в рамках проблемы эмоционального развития.
В трудах Аксариной Н.М., Ватутиной Н.Д. , Тонковой -Ямпольской Р.В. исследовалась проблема адаптации детей раннего возраста.
Мы согласны с позицией авторов, которые отмечают сложность адаптационного периода и важность правильной организации для успешной реабилитации ребенка.
В национальном проекте «Демография» на 2019-2024 гг. стоит задача в формировании условий на территории России для детей в возрасте до трех лет, в связи с повышением трудовой занятости женщин-матерей. В психологопедагогических исследованиях по адаптации детей к ДОО большая роль отводится семье. Семья является основным институтом социализации ребенка, именно родителей обеспечивают готовность ребенка к новым условиям его жизнедеятельности. Поступление ребенка в детский сад считается особым период жизни для самого дошкольника, так и для его родителей. Также как и родитель, ребенок испытывает страх и тревогу в период прохождения процесса адаптации к новым условиям в детском саду.
...
Проведенный анализ позволил сформировать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации ребенка в условиях ДОО показал, что:
1) За первые три года жизни у ребенка формируются самые важные человеческие способности-познавательная деятельность, обязательность, уверенность в себе и доверительное отношение к людям, целенаправленность действий, воображение, творческая активность. При этом все вышеперечисленные способности не могут появляться самостоятельно, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту видов деятельности. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами: Безруких М.М., Божовичем Л.И. Выготским Л.С. и др. проблема адаптации раннего возраста в детском саду рассматривалась в трудах Л.Д. Герасимовой, И.П. Заводчиковой, Е.А. Кисиной и пр.
2) С поступлением ребенка в детский сад существенно меняются его условия жизни, социального окружения. Такие изменения у ребенка могут вызвать стрессовые ситуации. Однако один ребенок достаточно легко справляется с новыми условиями жизнедеятельности, а другие испытывают длительные эмоциональные напряжение.
Заводчикова О.Г., выделяет следующие факторы, от успешности протекания которых зависит процесс адаптации ребенка в ДОО: состояние здоровья, уровень развития физического и нервно-психического состояния, возраст,
сформированость коммуникативных навыков [14, с. 6].
Таким образом, важная задача ДОО связана с организацией специалистами адаптационного периода, формирование эффективных занятий и сценариев, которые облегчат адаптационный период ребенка к детскому суда.
Цель такой работы связана, во - первых, с формированием эмоционально благоприятной атмосферы в детском коллективе; во- вторых, с формированием у ребенка чувства уверенности в его ближайшем окружении.
Для успешной адаптации ребенка в ДОУ следует, прежде всего, сформировать положительный эмоциональный настрой, установить
благоприятные отношения в коллективе. В процессе адаптационного периода немаловажным считается учитывать взаимоотношение ребенка с родителями, сформировать систему успешного вовлечения родителей в процесс адаптации.
На основании анализа опыта педагогов и психологов следует отметить, что четкая и грамотно выстроенная работа специалистов (медики, педагоги и психологи), благоприятный климат в группе, индивидуальный подход к каждой семье и процесс взаимодействие с родителями -все это является залогом успешной адаптации ребенка.
Только насыщенная разнообразием методические разработок система организации процесса адаптации может принести положительный результат.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Цель эксперимента -изучить психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает результативность адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации при реализации программы, направленной на формирование благоприятных условий для адаптации ребенка.
Исследование проводилось в три этапа:
• первый этап - констатирующий этап - определен исходных уровень адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации по выделенным показателям;
• второй этап - формирующий этап - включает в себя реализацию комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации;
...
1. Абрамова Г. С., Введение в практическую психологию.М.: Академия, 1995. С.215-221.
2. Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования / под ред. К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва. М.. 1999. 43 с.
3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение становления субъектности родителей в образовательном пространстве. СПб.. 2008. С. 113-119.
4. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей
дошкольника.М. 1993. С. 121-124.
5. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Волгоград. 2016. 105 с.
6. Гайнанова Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ // Молодой ученый.2016. № 6 (128). С. 688-689.
7. Долгова В. М. Адаптация как научно-исследовательский феномен:
сущность и содержание // Молодой ученый. 2009. № 9 (38). С. 149
152.
8. Доронова Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева Текст: непосредственный // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2006. № 5. С. 32-34.
9. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития:
коллективная монография / Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, Л.Н. Худякова [и др.]; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск. 2014. 269 с.
10. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников образовательных учреждений / под ред. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева,Москва. 2011. 224 с.
11. Зайченко М. А. Возможно ли легко и безболезненно адаптировать ребенка к ДОУ? // Молодой ученый. 2017. №34 (10). С. 23-25.
12. Казакова Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб.. 2011. 144 с..
13. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. Москва. 2006. 112 с.
14. Кодермятов Р. Э. К проблеме психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. №11 (56). С. 1738-1740.
15. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема//Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 209-212.
16. Лапина И. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение /под ред. И. Лапина. Волгоград: Учитель. 2017. 127 с.
... всего 40 источников