ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Спортивные игры как средство физического воспитания обучающихся среднего школьного возраста 8
1.1. Нормативные документы, определяющие организацию и
содержание обучения физической культуры в образовательной школе 8
1.2. Техника спортивных игр 11
1.2.1. Техника передачи мяча сверху 15
1.2.2. Техника нижней подачи мяча 19
1.3. Методы и средства при обучении технике спортивных игр.. 21
1.3.1. Обучение технике передачи мяча сверху 24
1.3.2. Обучение технике нижней подачи мяча 27
1.4. Физическая подготовка в процессе обучения техническим
элементам волейбола на уроках физической культуры 28
1.5. Волейбол как средство оздоровительной работы с
детьми 31
1.5.1. Проблемы состояния здоровья детей и подростков 31
1.5.2. Характеристика волейбола как оздоровительного фактора.. 32
1.5.3. Методика занятий волейболом как средство сохранения и
укрепления здоровья 34
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. Обоснование эффективности применения комплексов при обучении технике и тактике спортивных игр на уроках физической культуры 43
3.1. Разработка и апробация комплексов упражнений при
обучении технике спортивных игр на уроках физической культуры 43
3.2. Оценка и анализ разработанных комплексов упражнений ... 45
ВЫВОДЫ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Мир игр богат и разнообразен. В современном обществе особенно широка популярность игр, использующихся в самых различных сферах общественной деятельности. Среди них наибольшее распространение получили спортивные игры.
В сравнении с бесчисленным множеством других игр спортивные игры составляют довольно ограниченную группу игр, требующих от участников соревнований обязательной предварительной подготовки, которая включает в себя технику и тактику. Овладение спортивными играми открывает для каждого возможность самостоятельно использовать их в своем отдыхе, что поможет сделать его не только интересным, но и полезным.
Важной особенностью спортивных игр является сложное коллективное тактическое поведение. Большинство спортивных игр являются командными, и успех в соревновании во многом зависит от сплоченности всех участников. Усложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенного набора игровых приемов или постоянного ритма. В каждой ситуации отдельные игроки команды ведут себя по-разному, но они взаимозависимы и должны стремиться к решению общих задач.
Во всех учебных заведениях спортивные игры входят в учебный план наряду с гимнастикой, легкой атлетикой и лыжным спортом. Спортивные игры широко практикуются в урочной и внеурочной деятельности, а также используются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования [36].
Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, гандболу. В течение всего срока обучения учащиеся должны овладеть техникой и тактикой игры в спортивные игры.
Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества. Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. По данным Минздрава России только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психологическими расстройствами.
Идет деградация молодых поколений России: вместо акселерации наступает децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых).
Ежегодно до 300 тысяч юношей (около 35%) не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Сегодня эта трагедия уже «перекинулась» на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН академика А.Баранова, из каждой тысячи новорожденных младенцев 800 - 900 уже имеют врожденные пороки развития. А в школу они приходят еще более ослабленными (Л. Татарникова, 2013).
Противостоять этому можно только одним способом: сохраняя и укрепляя психические и физические потенциалы, воспитывая телесное и духовно-нравственное здоровье наших сегодняшних мальчиков и девочек.
Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.
Анализ литературы позволяет утверждать, что имеется достаточно большое количество средств физического воспитания, используемых в оздоровлении детей школьного возраста.
Волейбол - один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху (Долинская А.В. 1993).
Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных средств всестороннего развития личности. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека.
Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой подвижности нервных процессов. Помимо этого, игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и другие системы организма.
При основном определении, какой спорт следует внимательно и полно изучать, необходимо для это учитывать несколько важных факторов. Во- первых, это те условия, предоставляемые самим учебным заведением, это такие как наличие важного необходимого оборудования и значимой инфраструктуры. Во-вторых, главную и важную роль играет спортивная специализация преподавателя, так как сам его опыт и знания в этом виде спорта могут очень существенно влиять на само качество обучения. Наконец, важно и необходимо учесть желание учащихся, так как их личная мотивация и глубокий интерес к определенному своему виду спорта будут иметь огромное влияние на личные результаты обучения. Однако стоит также учитывать профессионально-прикладную значимость выбранной спортивной игры, чтобы учащиеся могли применять свои навыки и знания в реальной жизни и будущей профессиональной деятельности [37].
Проблема исследования. В общеобразовательных школах частично отсутствуют методические комплексы упражнений, направленные на улучшение технической подготовки учащихся по волейболу.
Цель. Разработать и экспериментально обосновать эффективность разработанной методики упражнений, направленных на улучшение технической подготовки волейболистов на начальном этапе обучения.
Задачи.
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить методы и средства, используемые при обучении технических элементов, применяемых на уроках по волейболу;
3. Разработать комплексы упражнений на улучшение технических элементов и методику их применения на уроках физической культуры по волейболу обучающихся 10-12 лет;
4. Оценить эффективность разработанной методики обучения технических элементов у обучающихся 10-12 лет в волейболе в педагогическом эксперименте.
Объект исследования. Процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования. Методика обучения технических элементов на уроках физической культуры по волейболу учащихся 10-12 лет.
Гипотеза исследования. Разработанные нами комплексы упражнений на улучшение технических элементов будут способствовать повышению технической подготовки волейболистов.
Практическая значимость. Разработанная экспериментальная методика обучения передачи мяча сверху и нижней подачи мяча на уроках физической культуры по волейболу учащихся 10-12 лет может быть применена в учебном процессе общеобразовательных школ и в тренировочном процессе в ДЮСШ.
1. Проанализировав методику, основные средства и методы при обучении техническим элементам в волейболе на уроках физической культуры, пришли к выводу о том, что необходимо уделять должное внимание обучению технических элементов обучающихся в возрасте 10-12 лет.
2. Выявлено, что обучение волейболу на уроках физической культуры имеет свою специфику. Необходимо обучение технике основных элементов волейбола начинать с пятого класса - обучение технике передачи мяча сверху и обучение нижней подачи мяча.
3. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов.
4. Разработанные комплекс упражнений и методика обучения способствуют эффективному освоению техники передачи мяча сверху и нижней подачи мяча на уроках физической культуры в 5 классах. Эффективность данного комплекса упражнений и методики обучения подтверждена в педагогическом эксперименте. Прирост результатов в экспериментальной группе в 1-ом тесте - 6,3%, во 2 тесте - 2,3%, в 3 тесте - 6,9%, в 4 тесте - 3,2%.
5. Разработанные методические рекомендации при использовании комплекса упражнений положительно влияют на улучшение освоения технических элементов в практике общеобразовательной школы.
1. Айрапетянц Л.Р., Г одик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). -М.: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. - 165с
2. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для института физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 215 с.
3. Абросимова Л.И., Юрко Г.П. Физическое воспитание детей. /Абросимова Л.И., Юрко Г.П. - М, 1989/.
4. А. Н. Кудин; Физкультура и спорт, малая энциклопедия; 1982 год
5. А. П. Лаптев, А. А. Минх; Гигиена физической культуры и спорта.1979 год издания.
6. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 255 с.
7. Бобкова А.Н. Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций у спортсменов различной квалификации: Вып.квал.работа. - Смоленск: СГИФК,1999-40с.
8. Вайцеховский С.М. Оперативное управление процессом спортивной тренировки // Теория и практика Физической культуры. - 1979.- №1.-С.17-19.
9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-176с.
10. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.
11. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М., 2005. - 112 с.
12. Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000.- 368 с.
13. Геркан Л.В. Реферат статьи М. Шолиха. // Теория и практика физической культуры. 1965г. -№№ 11, 12. С. 16.'" Гугин А.А. Организация урока физической культуры в школе. // Теория и практика физической культуры. 1951г. -№ 8. -С. 18.
14. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М.:
Физкультура и спорт,1961.-168с.
15. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. - М.: Физкультура и спорт,1973.-160с.
16. Ежегодник. Засухин А.Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1976/.
17. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - http://www.sportlib.ru.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт,1970.-245с.
19. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
20. Зинин А.В. Обучение по кругу // Спортивные игры. - М.: Физкультура и спорт,1997.-№8.-С.18-20.
21. Иванова Л.М. Развитие тактического мышления студентов- волейболистов при выполнении нападающих действий // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: тез. докл. научн. -практ. конф. - Омск: из-во Сибгуфк, 2004. - С. 109-112.
22. Иванова, Л.М. Отличительные особенности создания нетрадиционных средств подготовки в спортивных играх / Л.М. Иванова, А.А. Гераськин, В.Н. Притыкин // матер. межд. научн. конф. психологов спорта и физическ. культуры "Рудиковские чтения". - Москва: 2004. - С. 18-20.
23. Ильинич В.И. Физическая культура: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.
24. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. /Качашкин В.М. - М.: Просвещение, 1972/.
25. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: Спорт Академия Пресс, 2003. - 189 с
26. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)
27. Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дис.канд.пед. наук. - М.,2002.-24с.
28. Костюков В.В., Шестаков М.М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх: Учебное пособие для ин-товфизич. культуры и факультетов физич. воспитания педагогических ин-тов. -Краснодар, 1991.¬159с
29. Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - Минск: Высшая школа,1982.-214с.
30. Кудермина Е.И. Инструментальное общение как фактор успешности совместной игровой деятельности (на примере квалифицированных волейболистов) // Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Киев: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Киев, 2000. - 121 с.
31. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Кун Л. - М., 1982/.
32. Легоньков С.В. Методика развития физичской подготовленности в волейболе. - Смоленск: СГИФК, 2001. - 62с.
33. Лихачев О.Е. Содержание, методика и организация занятий по физической подготовке волейболистов и баскетболистов: Методические рекомендации / О.Е. Лихачев, С.В. Легоньков. - Смоленск: СГИФК,1988.
34. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебн. для ВУЗов. - М.: Физкультура и спорт,1997.-304с.
35. Матвеев Л.П. Теория физического воспитания: Учебн. Для ИФК/ Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт,1970.-285с.
36. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.,1976.-120с.
37. Мельников В.М. Состояние некоторых перспектив развития основных направлений психологии спорта // Психологический журнал. Т. 1. 1980. - №3. - С. 107-115.
38. Мидлтон, М.Р. Анализ статических данных с использованием MicrosoftExcel для Office XP / М.Р. Мидлтон; Пер. с англ.; Под ред. Г.М. Кобелькова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 296 с.
39. Настольная книга учителя физической культуры: Методическое пособие / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
40. Поляков М.И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. Поляков М.И. - 2002. - №1/.
41. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
42. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Автореф.дис...канд.пед.наук. - Киев,1997.-25с.
43. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно - соревновательным процессом в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт,1996.-200с.
44. Романцов А.В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике. - Воронеж,1970.-168с.
45. Слупский Л.Н. Волейбол: игра связующего. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 96 с.
46. Снастин Э.М. Обоснование оптимальных форм организации учебного процесса по физ-воспитанию// Теория и практика физической культуры. - 1982.-№6.-СЛ9
47. Солонкин А.А. Технология приминения круговой тренировки на учебных занятиях: Автореф.дис.канд.пед.наук. - Смоленск: СГИФК,2002.- 23с.
48. Солонкин А.А. Развитие двигательных качеств // Сб.науч.тр. - Смоленск: СГИФК,1999.-№6.-С.25-30.
49. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков / Под. ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 520с.
50. Спортивные игры и методика преподавания.: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./Под ред. Ю.И. Портных - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 320с., ил.
51. Спортивные игры: Правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование»./Под общ.ред. Е.В. Конеевой.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-448с.
52. Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб/. Под ред. Ю.И. Портных. М.: «Физкультура и спорт», 1977. - 382 с.
53. Спортивные игры и методика преподавания.: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./Под ред. Ю.И. Портных - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 320с., ил.
54. Степанов Н.С. Комплексы общеразвивающих упражнений и подвижных игр на уроках физкультуры /Степанов Н.С. - Якутск, 2002/.
55. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки / Ф.П. Суслов, В.Л. Сыч, В.Н. Шустин. - М.:СААМ,1995.-448с.
56. Теория спорта / Под ред. В.Н.Платонова. - Киев: Вища школа, 1987. - 424 с.
57. Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для учреждений образования России. - 15-е издание. В.С. Родиченко и др. - М., Ф и С, 2008, 144с.
58. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка / Филимонов В.И. - М.: Инсан, 2000/.
59. Федоров Л.П. Планирование учебно-тренировочного процесса
спортсменов разной квалификации: Методические рекомендации. -
М.:РГАФК,1984.-27с.
60. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.:
Физкультура и спорт, 1975, -208с.
61. Хеннинг В. Интересы молодежи. М.: Прогресс, 1976. - 443 с.
62. Чехов О.С. Основы волейбола. - М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 168 с.