ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в
психологии 7
1.2. Возрастные особенности адаптации пятиклассников к новым условиям
обучения в средней школе 14
1.2. Сущность психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся к условиям обучения средней школы 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования психологической адаптации
обучающихся к обучению в средней школе на констатирующем этапе
исследования 29
2.3. Комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся пятых классов 34
2.4. Анализ результатов исследования психологической адаптации
обучающихся к обучению в средней школе на контрольном этапе исследования 45
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в
психологии 7
1.2. Возрастные особенности адаптации пятиклассников к новым условиям
обучения в средней школе 14
1.2. Сущность психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся к условиям обучения средней школы 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования психологической адаптации
обучающихся к обучению в средней школе на констатирующем этапе
исследования 29
2.3. Комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся пятых классов 34
2.4. Анализ результатов исследования психологической адаптации
обучающихся к обучению в средней школе на контрольном этапе исследования 45
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Переход от начальной школы к основной может быть сложным периодом, требующим актуализации адаптивных возможностей учеников. В отличие от предыдущих этапов, этот период осложнен началом пубертатного периода, что накладывает дополнительные трудности, как внешние, так и внутренние. Внутренние конфликты и недовольство собой усиливаются изменениями в учебном процессе, увеличением объема знаний, различием в требованиях учителей и т. д. Все это делает адаптацию детей в этот период более сложной.
В этом периоде дети сталкиваются с различными трудностями, такими как изменение учителей, формы обучения, изменение статуса в школе и переход на новую ступень развития. Также дети могут испытывать трудности при переходе из одного здания школы в другое или при появлении новых предметов и усложнении программы.
Изучение адаптации пятиклассников имеет важное значение, так как она является одним из ключевых этапов в жизни ребенка и влияет на его дальнейшую успешность в школе и жизни в целом. Адаптация к новой среде требует времени и усилий, и ее успешность зависит от многих факторов, включая социальные, психологические и физические. Изучение этих факторов поможет определить, какие меры можно принять для улучшения адаптации пятиклассников и повышения их успеваемости в школе.
По мнению Г. А. Цукермана, одной из главных задач школы является проектирование учебного процесса, способствующего успешной адаптации учащихся к средней школе. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и обеспечивать их гармоничное развитие в условиях образовательного процесса. При этом «...в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, является типичной дидакто-генией, которую можно и должно устранить».
Успешность прохождения адаптации в значительной степени зависит от эффективности работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Вопросом адаптации пятиклассников к обучению в средней школе занимались Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, Д.А. Журавлев, Л.П. Пономаренко и многие другие отечественные психологи.
Изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 5 класса является необходимым для обеспечения помощи обучающимся в процессе адаптации к новым социальным ролям, принятию нового статуса и установлению межличностных отношений со сверстниками и учителями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка сегодня является не только совокупностью различных методов коррекционно-развивающей работы, оно представляет собой целостную технологию, специфическую культуру поддержки и помощи маленькому человеку в решении жизненно важных задач.
Теория сопровождения сегодня наиболее подробно разработана в педагогике и психологии такими учеными, как М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, И.Г. Каблуковой и др. исследователями.
По мнению М. Н. Дудиной в школе проблемой адаптации чаще всего является адаптация первоклассников. Реже адаптация связана с переходом в среднее звено. Хотя в школах и проводятся исследования по адаптации школьников, данная проблема является актуальной и требует дополнительного изучения.
Психолого-педагогическое сопровождение является необходимым для адаптации пятиклассников в новой школьной среде. Оно помогает учащимся преодолеть трудности, связанные с изменением учебного режима, новыми требованиями и правилами, а также способствует развитию социальных навыков и умений.
Цель исследова
...
В этом периоде дети сталкиваются с различными трудностями, такими как изменение учителей, формы обучения, изменение статуса в школе и переход на новую ступень развития. Также дети могут испытывать трудности при переходе из одного здания школы в другое или при появлении новых предметов и усложнении программы.
Изучение адаптации пятиклассников имеет важное значение, так как она является одним из ключевых этапов в жизни ребенка и влияет на его дальнейшую успешность в школе и жизни в целом. Адаптация к новой среде требует времени и усилий, и ее успешность зависит от многих факторов, включая социальные, психологические и физические. Изучение этих факторов поможет определить, какие меры можно принять для улучшения адаптации пятиклассников и повышения их успеваемости в школе.
По мнению Г. А. Цукермана, одной из главных задач школы является проектирование учебного процесса, способствующего успешной адаптации учащихся к средней школе. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и обеспечивать их гармоничное развитие в условиях образовательного процесса. При этом «...в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, является типичной дидакто-генией, которую можно и должно устранить».
Успешность прохождения адаптации в значительной степени зависит от эффективности работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Вопросом адаптации пятиклассников к обучению в средней школе занимались Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, Д.А. Журавлев, Л.П. Пономаренко и многие другие отечественные психологи.
Изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 5 класса является необходимым для обеспечения помощи обучающимся в процессе адаптации к новым социальным ролям, принятию нового статуса и установлению межличностных отношений со сверстниками и учителями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка сегодня является не только совокупностью различных методов коррекционно-развивающей работы, оно представляет собой целостную технологию, специфическую культуру поддержки и помощи маленькому человеку в решении жизненно важных задач.
Теория сопровождения сегодня наиболее подробно разработана в педагогике и психологии такими учеными, как М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, И.Г. Каблуковой и др. исследователями.
По мнению М. Н. Дудиной в школе проблемой адаптации чаще всего является адаптация первоклассников. Реже адаптация связана с переходом в среднее звено. Хотя в школах и проводятся исследования по адаптации школьников, данная проблема является актуальной и требует дополнительного изучения.
Психолого-педагогическое сопровождение является необходимым для адаптации пятиклассников в новой школьной среде. Оно помогает учащимся преодолеть трудности, связанные с изменением учебного режима, новыми требованиями и правилами, а также способствует развитию социальных навыков и умений.
Цель исследова
...
В нашей работе адаптация к образовательному учреждению понимается как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новым условиям жизни.
Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Изменения внешних условий в связи с переходом на новый уровень обучения по времени совпадают с внутренними изменениями, когда продолжается вступление в подростковый возраст, что, естественно, осложняет процесс адаптации. Пятиклассник еще «ненастоящий» подросток - он младший подросток.
Данный подростковый период характеризуется актуализацией потребности в признании взрослыми. Одно из ключевых психических новообразований пятиклассников - возникновение у подростка «чувства взрослости», содержащего несколько психолого -педагогических
противоречий (взрослый и положение пятиклассника; противоречивость в отношениях со взрослыми и др.)
В результате эмпирического исследования были получены данные о сниженных показателях адаптации обучающихся к условиям средней школы. Исследование проводилось на основе структурных составляющих и показателей адаптации, выделенных С.В. Дмитриевой: эмоциональный
(школьная тревожность, эмоциональное благополучие); мотивационноличностного (рефлексия, внутренняя мотивация учения).
Адаптация большинства обучающихся к условиям средней школы характеризуется следующими показателями:
Школьная тревожность характеризуется чувством эмоционального комфорта, сохранением эмоционального равновесия и работоспособности в учебных ситуациях, в которых был опыт осуществления деятельности и взаимодействия с другими. Однако в ситуации неопределенности или
незнакомой учебной ситуации повышается тревога, ощущение неопределенности, беспокойной озадаченности, переживание негативных эмоциональных состояний.
Эмоциональная комфортность обучающихся характеризуется тяготами условиями обучения в средней школе, в некоторых учебных ситуациях обучающиеся испытывают тревогу, неопределённость, ожидают трудности и проблемы.
Внутренняя мотивация учения характеризуется позитивным отношением к учению, сниженной познавательной активностью и познавательной мотивацией, побуждающей к приобретению знаний об окружающем мире.
Проведенное собственное экспериментальное исследование на констатирующем этапе исследования позволило выявить следующие параметра адаптации пятиклассников к обучению в школе.
Эмоциональная комфортность представлена у большинства обучающихся на среднем уровне.
Исследование школьной тревожности обучающихся на констатирующем этапе показало, что большинство обучающихся имеют средний уровень .
Внутренняя мотивация учения представлена у половины исследуемых обучающихся.
Разработанный комплекс мероприятий включает в себя три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач: это - работа с обучающимися работа с педагогами (классный руководитель, учителя - предметники) и работа с родителями.
После реализации комплекса мероприятий пспихолого -педагогичесского сопровождения наблюдается следующая динамика показателей адаптации обучающихся пятого класса:
произошло снижение низкого уровня эмоциональной комфортности, половина обучающихся имеют высокий уровень эмоциональной комфортности;
произошло снижение школьной тревожности обучающихся;
произошло снижение низкого уровня мотивации и повышение высокого уровня мотивации.
Результаты проведенного экспериментального исследования и динамики показателей психологической адаптации обучающихся пятого класса к обучению в средней школе свидетельствуют об результативности разработанной комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся пятого класса.
Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Изменения внешних условий в связи с переходом на новый уровень обучения по времени совпадают с внутренними изменениями, когда продолжается вступление в подростковый возраст, что, естественно, осложняет процесс адаптации. Пятиклассник еще «ненастоящий» подросток - он младший подросток.
Данный подростковый период характеризуется актуализацией потребности в признании взрослыми. Одно из ключевых психических новообразований пятиклассников - возникновение у подростка «чувства взрослости», содержащего несколько психолого -педагогических
противоречий (взрослый и положение пятиклассника; противоречивость в отношениях со взрослыми и др.)
В результате эмпирического исследования были получены данные о сниженных показателях адаптации обучающихся к условиям средней школы. Исследование проводилось на основе структурных составляющих и показателей адаптации, выделенных С.В. Дмитриевой: эмоциональный
(школьная тревожность, эмоциональное благополучие); мотивационноличностного (рефлексия, внутренняя мотивация учения).
Адаптация большинства обучающихся к условиям средней школы характеризуется следующими показателями:
Школьная тревожность характеризуется чувством эмоционального комфорта, сохранением эмоционального равновесия и работоспособности в учебных ситуациях, в которых был опыт осуществления деятельности и взаимодействия с другими. Однако в ситуации неопределенности или
незнакомой учебной ситуации повышается тревога, ощущение неопределенности, беспокойной озадаченности, переживание негативных эмоциональных состояний.
Эмоциональная комфортность обучающихся характеризуется тяготами условиями обучения в средней школе, в некоторых учебных ситуациях обучающиеся испытывают тревогу, неопределённость, ожидают трудности и проблемы.
Внутренняя мотивация учения характеризуется позитивным отношением к учению, сниженной познавательной активностью и познавательной мотивацией, побуждающей к приобретению знаний об окружающем мире.
Проведенное собственное экспериментальное исследование на констатирующем этапе исследования позволило выявить следующие параметра адаптации пятиклассников к обучению в школе.
Эмоциональная комфортность представлена у большинства обучающихся на среднем уровне.
Исследование школьной тревожности обучающихся на констатирующем этапе показало, что большинство обучающихся имеют средний уровень .
Внутренняя мотивация учения представлена у половины исследуемых обучающихся.
Разработанный комплекс мероприятий включает в себя три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач: это - работа с обучающимися работа с педагогами (классный руководитель, учителя - предметники) и работа с родителями.
После реализации комплекса мероприятий пспихолого -педагогичесского сопровождения наблюдается следующая динамика показателей адаптации обучающихся пятого класса:
произошло снижение низкого уровня эмоциональной комфортности, половина обучающихся имеют высокий уровень эмоциональной комфортности;
произошло снижение школьной тревожности обучающихся;
произошло снижение низкого уровня мотивации и повышение высокого уровня мотивации.
Результаты проведенного экспериментального исследования и динамики показателей психологической адаптации обучающихся пятого класса к обучению в средней школе свидетельствуют об результативности разработанной комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся пятого класса.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного
образования с использованием ИКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2023 - Модели организации деятельности педагога-психолога психолого-
медико-педагогической комиссии по определению специальных условий
обучения для детей с особыми образовательными потребностями с
учетом уровневого подхода
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Модели организации деятельности педагога-психолога психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровневого подхода
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Адаптация учащихся пятых классов в основной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022





